Главная страница

Королев. Скандинавская мифология. Энциклопедия. 5Содержание


Скачать 8,11 Mb.
Название5Содержание
АнкорКоролев. Скандинавская мифология. Энциклопедия.pdf
Дата10.04.2018
Размер8,11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKorolev_Skandinavskaya_mifologia_Entsiklopedia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43623
страница1 из 31
Каталогid17275610

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: Mestnoe_obezbolivanie_v_ambulatornoy_stomatologii_-_Kononenko_Yu, Karl_Sagan_Kosmos.pdf, Karl_Sagan_-_Kontakt.pdf, Karl_Sagan_Golubaya_tochka_Kosmicheskoe_buduschee_chelovechestva, Pat_Averill_Sylvester_Hickmon_Debra_K_Yaun_-_Colored_Pencil_Step и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

ÑÊÀÍÄÈÍÀÂÑÊÀß
ÌÈÔÎËÎÃÈß

5
Содержание
Предисловие
Мифология викингов:
героический Север и его предания .................................... Краткая хронология эпохи викингов,
предшествующих и последующих событий
на севере Европы ................................................................. Часть первая. Круг Земной
Глава 1. Скандинавская космогония:
о сотворении и обустройстве мира .............................. Глава 2. Dramatis скандинавский пантеон,
помощники богов и их враги ............................................. Глава 3. Речи Высокого:
о важнейших деяниях богов ............................................. Глава 4. Скандинавская эсхатология:
Рагнарек — гибель богов. Глава 5. Проклятое золото:
от мифологии к эпосу ..................................................... Часть вторая. Под сенью мифа
От редакции ..................................................................... Глава 1. Норвежская фольклорная традиция ......... 181
Глава 2. Шведская фольклорная традиция
и суеверия шведов ............................................................ Глава 3. Датская фольклорная
традиция и суеверия датчан ....................................... Часть третья. Скандинавское язычество древнее и современное
Глава 1. Языческие традиции
европейского Севера ........................................................ Глава 2. Краткая хронология
нового северного язычества .......................................... 485
Приложение
Глоссарий ............................................................................ Краткая библиография ................................................. Использованная литература ...................................... 587

7
Предисловие
МИФОЛОГИЯ ВИКИНГОВ:
героический Север и его предания
Всякая мифология — плоть от плоти народа, ее создавшего.
В ней, как в зеркале, отражаются характер народа-родителя, ценности, которые он превозносит и лелеет, — и анти-ценности, им порицаемые и отрицаемые также мифология, точнее, самый ее дух,
находится в непосредственной связи со средой обитания народа- мифотворца. И весьма любопытно сравнивать между собой мифологические системы разных народов, обнаруживая в последних упомянутые выше соответствия и противопоставления. Особенно богатый материал для сопоставлений подобного рода дает Европа по причине своей компактности в сравнении с другими материками. Чем дальше на север от колыбели цивилизации — Средиземноморья тем суровее становится дух мифологии, тем жесто- че делаются боги, кровопролитнее битвы, трагичнее конфликты и безнадежнее судьбы. И своего апогея это нарастание драматизма»
достигает в мифологии крайнего европейского Севера — в мифологии скандинавов.
Как писал А.Я. Гуревич в предисловии к русскому изданию
«Старшей Эдды» в Библиотеке всемирной литературы, образ мира, выработанный мыслью народов Северной Европы, во многом зависел от образа их жизни. Скотоводы, охотники, рыбаки и мореходы, в меньшей мере земледельцы, они жили в окружении суровой и слабо освоенной ими природы, которую их богатая фантазия легко населяла враждебными силами. Центр их жизни — обособленный сельский двор. Соответственно и все мироздание моделировалось ими в виде системы усадеб. Подобно тому как вокруг их усадеб простирались невозделанные пустоши или скалы, таки весь мир мыслился ими состоящим из резко противопоставленных друг другу
ПРЕДИСЛОВИЕ iсфер1 Достаточно сравнить картину скандинавского мифологического мироздания с аналогичной картиной, допустим, мифологии греческой, чтобы почувствовать разницу в мировосприятии народов студеное безлюдье с редкими хуторами у скандинавов — и напоенные солнцем, плодородные, густо заселенные земли у греков.
«Несовпадение менталитетов» столь очевидно, что поневоле усомнишься в правомерности отнесения и греческой, и скандинавской мифологических систем к общей индоевропейской мифопоэтиче- ской традиции * Первые упоминания о Скандинавии в истории Европы относятся к античности. Древнегреческие моряки рассказывали о плаваниях на север к Фуле Крайней — вероятнее всего, под Фулой подразумевалась западная часть Норвегии или Исландия. Для греков Фула означала предел познанного (и познаваемого) мира она служила границей Ойкумены. На Фуле, верили греки, обитали загадочные и благословенные богами гипербореи, у которых, бывало, гостил Аполлон
2
При этом Фула, несмотря на окружавший самый остров и его жителей ореол богоизбранности, была для греков варварской землей, подобной Фракии на востоке, Персии на юге или Иберии на западе. Более того, она находилась в студеном поясе, в котором,
как учил Аристотель, обыкновенные люди жить не могут — слишком уж холодно. И это обстоятельство изрядно умерило интерес греков к новооткрытой территории остров нанесли на карту — и тем ограничились повторить маршрут Пифея, обогнувшего Галлию и Британию и добравшегося до Фулы, охотников не нашлось. По Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М, 1975.
2
Исследователи выделяют в античной историографии нордическую традицию, в которой реальные географические знания о
Крайнем Севере переплетались с утопическими идеями о золотом веке, помещенном в северные пределы Ойкумены. Р. Генон называл эту традицию «примордиальной», а Фулу считал древнейшим сакральным центром Европы по Генону, примордиаль- ная традиция со временем разделилась на несколько путей, и отчетливее всего черты великой первичной традиции проступили в священных доктринах кельтов и скандинавов
Скандинавия в IX—XI вв.
ПРЕДИСЛОВИЕ iстепенно Фула словно бы выпала из Ойкумены — как выяснилось впоследствии, на добрый десяток столетий
1
Возвращение скандинавов в мировую историю получилось весьма впечатляющим. Северные варвары привели в трепет всю Европу.
Начав с покорения ближайших соседей — фризов и саксов, принадлежавших к германским племенам, — норманны, то есть северные люди, как стали называть скандинавов, ни много нимало изменили
«вектор цивилизации до той поры этот вектор был ориентирован с
Юга на Севера с началом викингских походов стал разворачиваться в обратную сторону. Юг нес на Север утонченность культуры, многочисленные технические достижения и религию Белого Бога Север же, выплеснув на Юг всю свою периферийную пассионарность»,
коренным образом изменил этническую карту Европы, наладил морские коммуникации с опорой на Балтику и Северное море — и утвердил на пространстве от Тронхейма до Таррагоны и от Новгорода до
Нормандии свой кодекс чести и свою веру, каковая в значительно более поздние времена стала именоваться мифологией викингов * Скандинавские мифы увлекательны сами по себе. Мы не устаем поражаться фантазии древних людей, создавших эти бесконечно разнообразные, одновременно мудрые и наивные, рассказы о богах,
великанах и множестве других обитателей мифологического мира.
Но если мы попытаемся немного глубже вникнуть в то, что же такое эти мифы, дошедшие до нас из песней Старшей Эдды” и из пересказов Снорри Стурлусона в его “Эдде” (Младшая Эдда”), мы поневоле задумаемся. Ведь обе “Эдды” — памятники середины XIII века,
между тем как Исландия была крещена в 1000 году, теза два с поло Наследовавшие грекам римляне время от времени добирались до Скандии (от Скане — одной из шведских областей. Впрочем,
контакты, исключительно торговые, были единичными массовая коммуникация между Югом и Севером возникла значительно позднее. В 6 веке н. э. византийский историк Прокопий Кесарийский вкратце упомянуло Скандинавии в связи с войнами императора Юстиниана против остготов; иных сведений о европейском
Севере в контексте «послеримской» цивилизации Европы не сохранилось ПРЕДИСЛОВИЕ iвиной века до этого. Правда, общепризнанно, что мифологические песни восходят к глубочайшей языческой древности. Однако что это значит — восходят Может быть, они сберегались памятливыми исландцами просто как обломок древней правды, из почтения к предками ради их поэтичности Или, может быть, это просто литературная вариация на мифологические темы, дальний отголосок древних верований Оба этих предположения не раз высказывались учеными. И все же, как ни невероятным это может показаться, миф не умер в Исландии. Спустя долгие века после принятия христианства исландцы каким-то образом сохранили веру в старых богов и реальность мифологического мира»
1
Среди викингов были и даны (предки современных датчан, и свеи (предки шведов, и норги (предки норвежцев, а также саксы,
англы, юты и представители других скандинавских и германских племени везде, где высаживались на берег со своих драккаров, где устраивали стоянки и основывали поселения, они возводили языческие капища поганым идолам. Однако лишь Исландия, заселенная норвежцами около 970 года, смогла сохранить до наших дней,
хотя бы фрагментарно, мифологию древних скандинавов.
Вероятно, этому в значительной степени способствовало географическое положение Исландии — острова на отшибе северной Европы. Если на материке боги викингов были вынуждены существовать бок о бокс богами других народов (не говоря уже о Белом Боге христиан, чье триумфальное шествие по Европе завершилось к X—
XI столетию, тона острове этим богам было привольно и вольготно. Даже христианство оказалось не в состоянии изгнать языческих богов из Исландии, подтверждением чему — современный официальный статус нового языческого культа Асатру как равноправной с христианством религии
2
Впрочем, подобное двоеверие, когда древние боги мирно уживались в сознании с богом иудеев, было характерно не только для Смирницкая О.А. Корни Иггдрасиля // Корни Иггдрасиля: древняя скандинавская литература. МВ столетиях, времени записи «Эдд», вся образованная
Европа писала на латыни, исландская же письменность основывалась народном, народном языке, что также сыграло немаловажную роль в сохранении почтив первозданной чистоте мифологического свода
ПРЕДИСЛОВИЕ iИсландии, но и для Скандинавии в целом. Если в других землях правители, принимая крещение и утверждая христианскую веру среди своих подданных, отвергали древних богов и все, что было сними связано, скандинавские конунги, насаждавшие христианство огнем и мечом, одновременно продолжали верить в Одина, асов и ванов. Характерный пример такого двоеверия — эпизод из Саги об
Олаве сыне Трюггви». Этот норвежский конунг столь ревностно утверждал новую веру, что его именем пугали детей, а исландцы,
наслышанные о зверствах Олава в Норвегии, благоразумно решили принять христианство сами, пока Олав не добрался и до них. Тем не менее и поборник новой веры Олав сохранял почтение к прежним богам. Сага гласит:
«Рассказывают, что, когда Олав конунг гостил в Эгвальдснесе,
однажды вечером туда пришел какой-то человек, старый и очень красноречивый. У него была шляпа с широкими полями и только один глаз. Он умел рассказывать обо всех странах. Он завел разговор с конунгом. Конунгу очень понравились его речи. Конунг спрашивал его о многих вещах, и гость всегда умел ответить на его вопросы, так что конунг засиделся с ним до позднего вечера. Вот спрашивает конунг, не знает ли тот, кто такой был Эгвальд, по которому названы мыс и усадьба. Гость отвечает, что Эгвальд был очень воинственный конунги поклонялся всего больше одной корове, кото-
Исландия в X в
ПРЕДИСЛОВИЕ iрую брал с собой, куда бы ни ходил в поход. Он считал полезным всегда пить ее молоко. Эгвальд конунг бился с конунгом, которого звали Варин. В этой битве Эгвальд конунг пал. Он был погребен здесь, недалеко от усадьбы, и ему было поставлено два камня, которые и сейчас стоят. А в другом месте недалеко отсюда была погребена та корова. Такие вещи рассказывал гостьи многое другое око- нунгах и древних событиях.
Так как была уже поздняя ночь, епископ напомнил конунгу, что пора ложиться спать. Конунг таки сделал. Но когда он разделся и лег в постель, гость сел на ступеньку у его ложа и еще долго разговаривал с конунгом. Конунгу все хотелось услышать еще что-нибудь.
Тогда епископ сказал конунгу, что пора уже спать. И конунг заснула гость ушел.
Некоторое время спустя конунг проснулся испросил, где гостьи велел позвать его. Но гостя нигде не нашли. Наследующее утро конунг велит позвать повара итого, кто готовил питье, испрашивает их, не приходил лик ним какой-нибудь незнакомец. Те говорят, что,
когда они собирались стряпать, подошел к ним какой-то человек и сказал, что больно плохое мясо варят они к конунгову столу. Затем он дал им два больших и жирных куска говядины, и они сварили их вместе с другим мясом. Тогда конунг велел все это варево выбросить Наверное, это был не человек, — сказал он, — это был, наверное, Один, в которого язычники долго верили. Но Одину не удастся перехитрить меня»
1
Показательно, что Олав не отрицает самого существования Оди- на, как подобало бы радетелю христианской веры, он лишь сомневается в искренности слов языческого бога. И эти двойственные чувства конунга, обычно безжалостного к врагами язычникам, разделялись всем населением Скандинавии * Мифы создают впечатление, что мифологический мир гораздо больше того, что о нем рассказывается. Он как бы существует сам по себе, живет своей собственной, особенной жизнью, а тексты лишь приоткрывают нам отдельные его участки — отдельные сцены из Сага об Олаве сыне Трюггви // Стурлусон С. Круг Земной. М. Перевод МИ. Стеблин-Каменского.
ПРЕДИСЛОВИЕ iжизни богов. Сцены эти замечательно разнообразны потонув них есть место и лирике, и поучениями самому грубому фарсу. При этом они не связаны общим сюжетом и неизвестна даже сама их последовательность. Нельзя сказать, что было раньше — приход Одина к конунгу Гейрреду (Речи Гримнира») или его перебранка с Тором
(«Песнь о Харбарде»). Для мифов, во всяком случае для громадного их большинства, не существует дои после, но есть только
“здесь” и всегда. Поэтому мифологические события происходят в песнях как бы у нас на глазах, как своего рода представление, сценическое действо. Даже мудрые сведения обустройстве мира становятся частью этого действа, обыгрываются на “эддической сцене. Гримнир непросто в подробностях описывает Асгард и перечисляет его обитателей всею силой своего духа он стремится перенестись в Асгард, воссоединиться с богами и снова стать самим собою — всемогущим Одином»
1
Для скандинавской мифологии — в том виде, в каком она дошла до наших дней, — характерно одновременное бытование в двух измерениях. Первое — то самое существование вне времени, здесь и
«сейчас», в круге вечного возвращения, как назвал этот мифологический принцип Мирча Элиаде: Все повторяется до бесконечности и на самом деле под солнцем не случается ничего нового. Но это повторение придает событиям реальность. Второе измерение, напротив, наполнено временем это внутреннее время мифологической системы, определяющее и описывающее ее возникновение, развитие и гибель вся мифология скандинавов, все действия богов иге- роев подчинены единому, разворачивающемуся во внутреннем мифологическом времени эсхатологическому сюжету о гибели мироздания в языках пламени (или, подругой версии мифа, во вселенской стуже. И эта предустановленная эсхатологичность» проводит четкую разграничительную черту между скандинавской мифологией и другими индоевропейскими мифологическими системами. Эта мифическая идеология уникальна, и вряд ли будет преувеличением сказать, что в ней в полной мере отразилось мироощущение жителей европейской периферии, обитателей сурового Севера, где природа
«грандиозна, как в первый день творения (МИ. Стеблин-Камен- ский), где отсутствует даже погода в привычном понимании «Пого-
1
Смирницкая О.А. Корни Иггдрасиля.
2
Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М, 2000.
ПРЕДИСЛ О В И Еда здесь — не состояние атмосферы, а события, непредсказуемо и по несколько раз на дню меняющие картину земли и неба. Уцелеть и дать начало новому народу можно было, только одушевив стихийную жизнь этой земли культурой»
1
Это мироощущение замечательно уловил Иван Бунин:
Он на запад глядит — солнце к морю спускается,
Светит по морю красным огнем.
Он застыл на скале — ветхий плащ развевается
От холодного ветра на нем.
Опираясь на меч, он глядит на багровую
Чешую беспредельных зыбей.
Но не видит он волн — только думу суровую
Означают изгибы бровей.
Древен мир. Он древней. Плащ Одина как вретище.
Ржа веков — на железном мече…
Черный ворон Хугин, скорбной памяти детище,
У него на плече * Как уже упоминалось, основные сведения по скандинавской мифологии сохранились в записях XIII века — стихотворной Старшей Эдде», содержащей песни о богах и героях, и прозаической
«Младшей Эдде», учебнике скальдического искусства, составленном знаменитым исландцем Снорри Стурлусоном. Отдельные мифы реконструируются по позднейшим сагам — например, по Саге о
Вельсунгах» или по Саге об Инглингах». Мифологические мотивы обыгрываются ив поэзии скальдов — прежде всего в так называемых «кеннингах», то есть скальдических метафорах, часто содержащих аллюзии и отсылки к эпизодам мифов. Рационализированные, сведенные с небес на землю мифы приводит в своем сочинении
«О деяниях датчан датский хронист Саксон Грамматик Смирницкая О.А. Корни Иггдрасиля.
ПРЕДИСЛОВИЕ Скандинавии привела в том числе и к забвению мифов, записи которых прозябали невостребованными в монастырских библиотеках, — мифов, ноне веры, бытовавшей в сельской глубинке на протяжении столетий, несмотря на все усилия христианских священников. Лишь с началом ученого ренессанса в северной Европе, пришедшегося на XVI—XVII века, мифы скандинавов были открыты заново и вернулись в европейский культурный контекст. Романтическое движение сего неиссякаемым интересом ко всему народному превратило мифы из предмета изучения филологов в достояние широкой публики. Как и во многих других областях духовной жизни, в изучении мифа романтизм открыл новую страницу. И как во многих других областях, в изучении мифа до сих пор разрабатывается многое из того, что начали разрабатывать романтики. Сущность романтического открытия мифа заключалась в том, что несостоятельность всех старых толкований мифов вдруг стала очевидной. Мифы были осознаны как Правда
(с большой буквы) и как создание Народа (тоже с большой буквы)
и в силу этого стали объектом восхищения и поклонения»
1
Век двадцатый стал эпохой подлинного возрождения скандинавской мифологии — как культурного, таки практического. Новое язычество, буквально захлестнувшее Европу и Северную Америку,
«восстановило в правах древнюю веру, придав ей официальный статуса в художественной литературе сложилось целое направление, получившее название нордической фэнтези» и опирающееся на сюжеты мифологии скандинавов (аналогичная ситуация наблюдается и с мифологией кельтской. Иными словами, скандинавские мифы вновь обрели плоть и кровь, поэтому, как нам представляется, книга, посвященная скандинавской мифологии, вправе рассчитывать на благосклонное внимание публики.
Кирилл Королев Стеблин-Каменский МИ. Миф. Л, 1976.
Краткая хронология эпохи викингов,
предшествующих и последующих событий
на севере Европы
1
Предыстория
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

перейти в каталог файлов
связь с админом