Главная страница

Королев. Скандинавская мифология. Энциклопедия. 5Содержание


Скачать 8,11 Mb.
Название5Содержание
АнкорКоролев. Скандинавская мифология. Энциклопедия.pdf
Дата10.04.2018
Размер8,11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKorolev_Skandinavskaya_mifologia_Entsiklopedia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43623
страница2 из 31
Каталогid17275610

С этим файлом связано 37 файл(ов). Среди них: Mestnoe_obezbolivanie_v_ambulatornoy_stomatologii_-_Kononenko_Yu, Karl_Sagan_Kosmos.pdf, Karl_Sagan_-_Kontakt.pdf, Karl_Sagan_Golubaya_tochka_Kosmicheskoe_buduschee_chelovechestva, Pat_Averill_Sylvester_Hickmon_Debra_K_Yaun_-_Colored_Pencil_Step и ещё 27 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
100 н. э. Корнелий Тацит пишет исторический трактат Германия Начало Великого переселения германских народов Древнейшие рунические надписи в Дании Умирает король остготов Эрманарих — прототип конунга
Йормунрекка из Саги о Вельсунгах».
436. Победа гуннов над бургундами.
437. Умирает король бургундов Гундихарий — прототип Гунна- ра из Саги о Вельсунгах».
449. Англы, саксы и юты переселяются в Британию В Остфольде (Норвегия) на камне вырезают аллитерационную строфу Погибает король гуннов Аттила — возможно, от руки своей новой жены, германки Ильдико (ее имя родственно имени валькирии Хильд из Старшей Эдды»). Аттила — прототип Атли из
«Саги о Вельсунгах».
500. Завершается Великое переселение германских народов Хигелак, правитель геатов, вторгается во Фризию.
550. Иордан пишет Историю гетов».
570. Даны вторгаются во Фризию.
597. Святой Августин начинает обращать англосаксов в христианство Основана Упсала Датировка событий в данном материале является в значительной степени гипотетической. — Ред
ПРЕДИСЛОВИЕ Высадка норгов (предки норвежцев) на Гебридских островах Корабельное погребение в Саттон-Ху.
700. Корабельное погребение в Венделе.
700. Котел с изображением Велунда и скальда Эгиля.
700. Возведен рунический камень в Сегне — «предшественник»
скальдической поэзии Сложен «Беовульф» — англосаксонский эпос, в котором встречаются отсылки к преданию о роде Вельсунгов, упоминаются брисинги и чудесный кузнец Велунд.
705. Основание Рибе на полуострове Ютланд.
715. Виллиброд — первый христианин в Скандинавии. Его попытка обратить в христианство данов оказывается безуспешной Ангантюр становится конунгом Дании Шведские викинги основывают поселение Старая Ладога на Ладожском озере Основание Бирки в Свеланде (ныне Швеция Сложена поэма «Вальдере», содержащая упоминания о чудесном кузнеце Велунде.
786. Павел Диакон начинает работу над Историей лангобар- дов», в которой излагается легенда о Водене и Фрийе (Одине и
Фригг).
Эпоха викингов Норвежские викинги нападают на английский город Портленд Викинги грабят Линдисфарн.
795. Первые документально подтвержденные набеги викингов на Ирландию и Шотландию захват островов Мэн и Айона.
800. Первые известные образцы скальдической поэзии захват
Фарерских островов Датский конунг Годфред грабит торговый центр Рерик и переселяет всех торговцев в Хедебю на полуострове Ютланд.
810. Даны нападают на Фризию и облагают данью местных жителей Датский конунг Харальд Крак принимает христианство. Его крестят в Майнце
ПРЕДИСЛОВИЕ Харальда Крака изгоняют из Дании Шведские викинги добираются до Константинополя Викинги нападают на пиктов.
841. Основана база викингов в Дублине Фризия переходит под власть викингов Первое появление викингов в Испании Мятеж язычников вынуждает христианских миссионеров покинуть Бирку захват Гамбурга и Парижа Датский конунг Эйрик Первый разрешает возвести христианские церкви в Рибе и Хедебю.
860. Шведские викинги и русы нападают на Константинополь Рюрик становится правителем Новгорода Финны и славяне приглашают Рюрика на княжество Даны захватывают Йорк утверждение в Британии области Датского права (Dane Law).
866. Ирландские и шотландские викинги облагают данью пиктов.
869. Король Восточной Англии Эдмунд гибнет в сражении с викингами Первые поселения викингов в Исландии Викинги зимуют в Лондоне Умирает Ивар, правитель севера Ирландии, Гебридских островов и Шотландии Захват Руана и осада Парижа Умирает Рюрик, которому наследует Олег лег становится князем Киевским Харальд Прекрасноволосый — единовластный правитель
Норвегии.
892. Разграбление Кельна и Бонна Викинги покидают Британию, оставляя тех, кто решил осесть на острове Время Тьодольва из Хвинира, скальда конунга Харальда Пре- красноволосого. Ему принадлежат Перечень Инглингов» и щитовой драпы «Хаустленг».
900. Умирает датский конунг Хельги.
902. Викингов изгоняют из Дублина Ролло обосновывается в Нормандии Викинги возвращают себе Дублин Рагнальд, внук Ивара Дублинского, овладевает Йорком Эйрик Кровавая Секира становится конунгом Норвегии
ПРЕДИСЛОВИЕ Время Эйвинда Погубителя Скальдов, скальда норвежских конунгов Харальда Прекрасноволосого и Хакона Доброго Открытие Винланда; заселение Гренландии Хакон Добрый становится конунгом Норвегии Британцы побеждают скоттов и викингов в битве при Бру- набурге.
940. Горм Старый становится королем Дании Ирландцы грабят Дублин Викинги теряют Йорк, погибает Эйрик Кровавая Секира Харальд Синезубый становится королем Дании Викинги вторгаются в Уэльс Харальд Синезубый обращает данов в христианство Норвегия попадает в зависимость от Дании Хедебю оккупирован германцами (до 983).
975. Составлен Эксетерский кодекс, в котором присутствует стихотворение «Деор», содержащее упоминание о чудесном кузнеце Велунде.
980. В Константинополе из наемников сформирована варяжская гвардия Эйрик Рыжий отплывает из Норвегии в направлении Гренландии Свейн Вилобородый становится королем Дании Владимир Киевский принимает христианство Умирает скальд Эгиль Скаллагримссон.
991. лав Трюггвасон побеждает британцев при Мэлдоне.
992. Путешествие Ибн-Фадлана на Русь Олав Трюггвасон становится конунгом Норвегии. Исландия принимает христианство Древнейшие засвидетельствованные рунические надписи в Швеции Лейф Эйрикссон зимует в Винланде.
1000. Вырезан камень с изображением Сигурда, жарящего на костре сердце Фафнира.
1014. Король Ирландии Бриан Бору побеждает викингов при
Клонтарве.
1015. Олав Харальдсон (Олав Святой) становится конунгом
Норвегии.
1016. Датский конунг Кнут Могучий становится правителем
Британии.
ПРЕДИСЛОВИЕ Кнут Могучий — верховный король Дании Ярл Торфинн с Оркнейских островов завоевывает большую часть северной Шотландии Херда-Кнут становится королем Дании Магнус Добрый становится конунгом Норвегии Британия освобождается от датского владычества Магнус Добрый становится правителем Дании Последний поход русов на Константинополь Харальд Суровый становится конунгом Норвегии Ирландский вождь Диармайт занимает Дублин Родился Сэмунд Мудрый, гипотетический автор Старшей Эдды».
1066. Харальд Суровый убит в сражении при Стэмфорд-бридж.
1067. Родился Ари Мудрый, первый исландский книжник Адам Бременский составляет свою хронику «Gesta Ham- maburgensis Ecclesiae Pontificum» (Повествование о благословенном епископстве Гамбургском, в которой рассказывает, в частности, о языческих ритуалах в Упсальском храме Святилище в Упсале уничтожено Сложена исландская Книга о заселении земли Даны пиратствуют на берегах Балтийского моря.
После викингов Родился Снорри Стурлусон.
1185. Саксон Грамматик составляет Деяния датчан Сложена Песнь о нибелунгах».
1200. Записана Сага о Вельсунгах». Единственный сохранившийся до наших дней манускрипт датируется 1400 г Записаны древнейшие исландские родовые саги Составлена Младшая Эдда».
1230. Записана — возможно, Снорри Стурлусоном — Сага об
Эгиле».
1240. Снорри Стурлусон пишет Круг Земной Составлен Королевский кодекс, содержащий песни
«Старшей Эдды».
1245. Записана Сага о Кормаке».
1245. Записана Сага о людях из Лососьей долины
ПРЕДИСЛОВИЕ Записаны шведские законы провинций, текст которых первоначально излагался в аллитеративных стихах Гренландия переходит во власть Норвегии Исландия переходит под власть Норвегии Норвежцы уступают Шотландии остров Мэн и Гебридские острова Заканчивается династия Рюрика на Руси Записаны Сага о Греттире» и Сага о Стурлунгах».
1387. Норвегия переходит под власть Дании Датчане уступают Шотландии Оркнейские и Шетланд- ские острова Погибает последняя норвежская колония в Гренландии
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
КРУГ ЗЕМНОЙ
Глава 1
СКАНДИНАВСКАЯ
КОСМОГОНИЯ:
о сотворении и обустройстве мира
Хаос и космос. — Мировая бездна Гинунгагап. — Имир
и его смерть. — Жертвоприношение первосущества в
индоевропейской традиции. — Сотворение мира. Горизонтальная и вертикальная проекции мироздания. — Ясень Иггдрасиль. — Девять миров. — Мост
Биврест. — Асгард и Вальхалла. — Чертоги богов. —
Нифльхель. — Торжество порядка и культуры.
Всякая мифология, и скандинавская в том числе, содержит своего рода архетипический сюжет, суть которого составляет преобразование хаоса, то есть состояния первозданной неупорядоченности, в организованный космос. Как писал ЕМ. Мелетинский, в мифах о хаосе этот смысли пафос проявляются наглядно посредством адекватной мифологической темы».
Наиболее известным мифом о преобразовании изначального хаоса в космический порядок является, без сомнения,
миф библейский, согласно которому Дух Божий своим присутствием в мировой бездне сотворил небо и землю и разогнал тьму над бездною. Схожие представления находим
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iв мифологии Шумера и Аккада (первичный океан Апсу,
воплощение исконной стихии, олицетворяющий хаос, и его супруга Тиамат гибнут в сражении с богом Мардуком;
последний создает из тела Тиамат небо и землю) ив ведической мифологии Древней Индии (по «Ригведе», вначале времен не было ни сущего, ни несущего не было ни воздушного пространства, ни неба над ним не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днем и ночью…»;
затем разлились воды Мирового океана, и из них возникла
Земля — или мировое яйцо, породившее небо, землю и бога- демиурга, а также ив других мифологических системах.
Скандинавская космогония возводит начало мироздания к мировой бездне Гинунгагап, в которой скапливался иней от взаимодействия студеных брызг потока Хвергельмир
(или Эливагар) и огненных искр, летевших из Муспелля области вечного пламени. Чем больше искр попадало в Ги- нунгагап, тем быстрее таял иней, ив процессе таяния из него возникло первое живое существо — инеистый великан
Имир. Старшая Эдда» гласит:
В начале не было
(был только Имир)
ни берега моря,
ни волн студеных,
ни тверди снизу,
ни неба сверху,
ни трав зеленых только бездна зевала 1
Прорицание вельвы». Здесь и далее, за исключением особо оговоренных случаев, цитаты из Старшей Эдды» приводятся в переводе В.Г. Тихомирова. — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ Вместе с Имиром из бездны Гинунгагап возникла космическая корова Аудумла: она вскормила Имира своим молоком, а сама питалась тем, что лизала соленые камни, покрытые инеем. Впоследствии из этих камней возник предок богов Бури.
Из подмышек Имира, а также от трения его ног родились другие инеистые великаны. Самого же Имира постигла судьба многих других первосуществ — его принесли в жертву, чтобы из тела убитого создать мир:
Из мяса Имира сделаны земли,
из косточек — горы,
Н. Альбигаард. Аудумла (ок. 1790 г.).
Пока Имир сосет вымя Аудумлы, корова вылизывает предка богов Бури
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iнебо из черепа льдистого йотуна,
из крови — море
1
Из крови убитого Имира, согласно Младшей Эдде»,
возник Мировой океана из мозга инеистого великана боги сотворили облака.
Принесение в жертву первосущества и создание мира из его тела — мотив, широко распространенный. В «Ригведе»
рассказывается о жертвоприношении первочеловека Пуру- ши, которого расчленили на составные части, а из последних возникли основные элементы социальной и космической организации глаз Пуруши стал солнцем, дыхание — ветром,
пуп — воздушным пространством, голова — небом, ноги землей, уши — сторонами света кроме того, изо рта Пуру- ши произошли брахманы, то есть жрецы, из рук — кшатрии,
или воины, из бедер — вайшьи, или земледельцы, а из ног —
шудры, иначе неприкасаемые, низшая индийская каста.
В ведийском гимне Пуруше говорится, что из тела пер- вочеловека,
Из этой жертвы, полностью принесенной,
Было собрано крапчатое жертвенное масло.
Он сделал из него животных, обитающих в воздухе,
В лесу и (тех, что в деревне.
Из этой жертвы, полностью принесенной,
Гимны и напевы родились,
Стихотворные размеры родились из нее,
Ритуальная формула из нее родилась Речи Вафтруднира». — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ Из нее кони родились
И все те (животные, у которых два ряда зубов;
Быки родились из нее,
Из нее родились козы и овцы
1
Согласно иранской Авесте, первочеловек Йима был распилен пополам, и из его тела был сотворен мир. В классической греческой традиции, идущей от Гесиода, о жертвоприношении первосущества не упоминается, если не считать за намек на это жертвоприношение рассказ об оскоплении Урана. По Гесиоду, сотворение мира происходило следующим образом:
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос
Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись
2
От Геи-земли произошел Уран-небосвод, а также Понт- море и нимфы от союза Геи с Ураном — Океан, титаны,
циклопы, гиганты и сторукие великаны гекатонхейры (все эти чудовища — создания хтонические, олицетворяющие хаос, и победа богов над ними есть торжество порядка над хаосом «Ригведа», X, 90. Перевод Т.Я. Елизаренковой. — Примеч. ред Теогония. Перевод В.В. Вересаева. — Примеч. ред
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iОднако в орфическом гимне Зевсу находим наложение образа бога богов на образ первосущества-жертвы:
Зевс — владыка и царь, Зевс — всех прародитель единый.
Стала единая власть и бог-мироправец великий,
Царское тело одно, ив нем все это кружится:
Огнь и вода, земля и эфир и Ночь со Денницей,
Метис-первородитель и Эрос многоусладный Все это в теле великом покоится ныне Зевеса.
В образе зримы его голова и лик велелепный
Неба, блестящего ярко, окрест же — власы золотые
Звезд в мерцающем свете, дивной красы, воспарили.
Бычьи с обеих сторон воздел он рога золотые Запад вкупе с Востоком, богов небесных дороги.
Очи — Солнце с Луной, противогрядущею Солнцу.
Царский же ум неложный его — в нетленном эфире,
Коим слышит он все и коим все замечает…
Тела же образ таков осиянно оно, безгранично,
Неуязвимо, бездрожно, с могучими членами, мощно.
Сделались плечи и грудь, и спина широкая бога
Воздухом широкосильным, из плеч же крылья прозябли,
Коими всюду летает. Священным сделались чревом
Гея, всеобщая мать, и гор крутые вершины.
В пахе прибой громыхает морской, тяжелогремящий,
Ноги — корни земли, глубоко залегшие в недрах…
1
В славянской (точнее — северорусской) Голубиной книге, географически наиболее близкой скандинавскому ареалу, также повествуется о жертвоприношении первосуще-
1
Фрагменты ранних греческих философов. Перевод А.М. Ле- бедева. — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ iства, повлекшем за собой сотворение мира (правда, под влиянием христианства опущен момент расчленения тела пер- восущества и привнесены христианские мотивы):
У нас белый вольный свет зачался от суда Божия;
Солнце красное от лица Божьего
Самого Христа Царя небесного;
Млад светел месяц от грудей его;
Звезды частые от риз Божьих;
Ночи темные от дум Господних;
Зори утрени от очей Господних;
Ветры буйные от Свята Духа;
У нас ум-разум самого Христа,
Самого Христа Царя небесного;
Наши помыслы от облак небесных;
Кости крепки от камени;
Телеса наши от сырой земли;
Кровь-руда наша от черна моря…
Русский религиозный философ Г.П. Федотов в связи с этим фрагментом Голубиной книги замечал Стих не дерзает говорить отеле, о костях Божиих и отказывается ставить вопросы о происхождении земли, моря и гор (камней).
Ответы на эти вопросы легко угадываются они становятся ясны по аналогии с происхождением тела Адамова. Но певец умалчивает о них, думается, по требованию религиозного целомудрия, подавляя в себе естественный интерес к космологии матери-земли».
Сравнивая космогонические сюжеты различных мифо- логий, отмечая разнообразие в деталях и несомненное инвариантное сходство в основе, мы неизбежно приходим к выводу о существовании единого индоевропейского кос
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iмогонического пра-сюжета, развитием которого явились космогонические мифы народов Евразии, в том числе и скандинавский.
Выше упоминалось, что из покрытых инеем соленых камней, которые лизала корова Аудумла, возник предок богов Бури. Именно потомки Бури, сыновья его сына Бора Вили, Ве и Один — убили Имира, принесли его в жертву и сотворили из его тела мир:
Отпрыски Бора подняли сушу,
мир серединный воздвигли дивный солнце сияло с юга на скалы,
зеленью землю злаки покрыли;
солнце — луна же с ним шла бок о бок —
долонь простерло с юга чрез небо;
солнце не знало ночлега в небе,
звезды не знали дороги в небе,
луна жене знала,
сколь сильна она в небе;
сошлись на судбище,
по лавам сели,
совет держали
КРУГ ЗЕМНОЙ всевышние боги:
ночь нарекали,
полночь и вечер,
именовали утро и полдень и все межечасья для числения времени.
Упомянутый мир серединный — иначе Мидгард — в
«эддической модели мироздания выступает как центр вселенной, как средоточие физических и духовных сил и энергий, высший принцип вселенной, олицетворение сокровенной, божественной мудрости. Согласно мифу, Мидгард был создан богами из ресниц Имира.
Приведенный фрагмент любопытен еще и тем, что в нем вскользь описывается горизонтальная модель скандинавского мифологического мироздания в центре этой модели расположен Мидгард, солнце светит с юга, то есть именно юг выступает олицетворением светоносного, благого начала противопоставленный югу север ассоциируется с тьмой и смертью на востоке находится Утгард — внешнее, чуждое, неосвоенное пространство, обитель враждебных богам инеистых великанов-хримтурсов. Более того, в этой модели юг и запад соотносятся с верхом, а север и восток — с низом первый всегда признается благим, чистым, святым,
возвышенным, тогда как второй — скверным, «нечистым».
Кстати сказать, отголосок этой горизонтальной модели находим в культовой эпопее Дж. Р. Р. Толкина «Властелин
Колец», в значительной мере вдохновленной скандинавскими мифами край зла Мордор у Толкина помещается на востоке, а противостоящие ему светлые земли — на западе и даже на «Заокраинном Западе. В литературоведческих
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iработах, посвященных эпопее Толкина, неоднократно проводились параллели между этой бинарной оппозицией и противостоянием Востока и Запада в политике XX столетия, однако сам Толкин в интервью многократно опровергал какую-либо политическую ангажированность своего сочинения.
Если говорить о мифологических моделях мироздания,
то следует отметить, что сравнительное изучение многих мифологических систем, прежде всего индоевропейских,
позволило вычленить две модели этого рода — модель горизонтальную, или пространственно-структурную
(В.Н. Топоров, и модель вертикальную, или простран- ственно-динамическую. Для первой характерно обозначение центра и четырех (или восьми) сторон света и представление мира как земли, со всех сторон окруженной водой Мировым океаном. В случае скандинавской мифологии центром, как уже упоминалось, является срединный мир Мидгард (со своим центром — Асгардом), стороны света олицетворяют четыре карлика-цверга, имена которых соответствуют географическим координатам»
(Нордри — северный, Судри — южный, Аустри — восточный, Вестри — западный, а вокруг Мидгарда и расположенного на востоке Утгарда простирается Мировой океан,
в котором плавает хтоническое чудовище — змей Йормун- ганд, иначе называемый змеем Мидгарда» (подробнее о
Йормунганде см. главу III первой части).
Вертикальная проекция мифологического мироздания,
как правило, описывается через образ мировой горы (например, шумерская и индийская Меру или японская Фудзи) или через образ мирового древа, соединяющего небо, землю и подземный мир. В скандинавской традиции вертикальная проекция мироздания представлена именно мировым
КРУГ ЗЕМНОЙ древом — ясенем Иггдрасиль (иначе — Лерад), соединяющим девять миров. В Младшей Эдде» сказано, что Иггд- расиль больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифль- хейму...» А Старшая Эдда» описывает Иггдрасиль так:
Тремя корнями тот ясень-древо натри страны пророс:
Хель — под первым,
хримтурсам — второй,
под третьим род человеков.
Х. Хендрих. Асгард (ок. 1890 г
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iБелка по имени мысь Вострозубка снует по Иггдрасиль-древу,
сверху она слово орла вниз темному Нидхеггу носит.
Две пары оленей вершину древа гложут, вытянув выи:
Туротрор, Умерший,
Мешкий и Чуткий.
И змей немало под Иггдрасиль-древом больше, чем думают дурни иные:
Пустожил и Подземельник —
волкодлачьи чада,
тоже Серый и Скрытень,
Снотворец и Витень;
мне же ведомо ветви
Древа им вечно грызть.
Иггдрасиль-ясень терпит страсти,
коих не знают люди:
олень объедает,
ствол подгнивает,
Нидхегг терзает снизу 1
Речи Гримнира». — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ Девять миров, которые соединяет собой Иггдрасиль, скорее всего, мифологическая метафора, поскольку в эдди- ческих текстах неоднократно говорится, что ясень стоит в
Мидгарде, крона его возносится к небу-Асгарду, а корни уходят в преисподнюю-Нифльхель, другие миры не упоминаются вовсе (число 9 — священное в скандинавской мифологии, аналогично тому, как у славян священным было
Иггдрасиль. Иллюстрация к Древностям Севера (1847 г. ).
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iчисло 3, у египтян — тоже 9, ср. представления о девятке богов — Эннеаде, а в христианской мифологии и у каббали- стов священным считалось число 7). По всей видимости,
девять миров — своего рода три в кубе, мифологическое умножение тройки как символа мироздания, подчеркивающее значимость каждой из трех пространственных сфер.
Впрочем, Младшая Эдда» упоминает три неба, то есть три верхних мира первое из небес — небо Асгарда, над ним находятся небеса Андланг (беспредельное) и Видблаин
(«широкосинее»), где обитают одни лишь светлые альвы»
1
На кроне Иггдрасиля восседает мудрый орел — олицетворение власти, царь птиц, спутник солнечных богов,
также божеств неба и войны, символ царственности, величия, благородства, силы, мощи, одухотворенности. Как и все птицы, орел связан с небом, ноу него эта связь наиболее крепка он — владыка воздуха, способный долететь до солнца. Орел — священная птица бога-громовержца. Между глазами орла сидит ястреб Ведрфельнир — птица солнца, спутница солнечных богов, способная, подобно орлу, не мигая смотреть на светило, олицетворение аристократической власти и знатности. Кроме того, крону Иггдрасиля объедают олень Эйктюрмир и коза Хейдрун, стоящие на крыше В ряде современных работ предпринимаются попытки обнаружить все девять миров скандинавского мифологического мироздания. В частности, предлагается следующая девятичаст- ная структура Асгард — Ванахейм — Альвхейм — Мидгард —
Йотунхейм — Муспелльсхейм — Нифльхейм — Свартальвхейм
(мир темных альвов, или цвергов) — Хель. Однако в данной структуре не находится места для Утгарда, который близок
Йотунхейму, но все-таки не тождествен ему, да и мир цвергов в мифах не выделен в отдельную область цверги обитают под землей, нов пределах Мидгарда.
КРУГ ЗЕМНОЙ iВальхаллы. Молоко козы, напоенное медвяной влагой с листьев ясеня, питает обитателей Вальхаллы — эйнхериев.
У корней ясеня гнездится змей (дракон — исл.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

перейти в каталог файлов
связь с админом