Главная страница

Королев. Скандинавская мифология. Энциклопедия. 5Содержание


Скачать 8,11 Mb.
Название5Содержание
АнкорКоролев. Скандинавская мифология. Энциклопедия.pdf
Дата10.04.2018
Размер8,11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKorolev_Skandinavskaya_mifologia_Entsiklopedia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43623
страница3 из 31
Каталогid17275610

С этим файлом связано 28 файл(ов). Среди них: Pat_Averill_Sylvester_Hickmon_Debra_K_Yaun_-_Colored_Pencil_Step, Morrell_Wise_-_Drawing_With_Colored_Pencils.pdf, Petrukhin_Mify_drevney_Skandinavii.pdf, Debra_Kauffman_Yaun_-_Animals_in_Colored_Pencil.pdf, Braude_Skazochniki_Skandinavii.pdf, Aylin_Sorg_-_Colored_Pencil.pdf, Korolev_Skandinavskaya_mifologia_Entsiklopedia.pdf, Devidson_Drevnie_skandinavy.pdf, 1983_Kniga_o_schastye_i_neschastyakh_Dnevnik_s_vospominaniami_i_, Leonard_Sasskind_Kvantovaya_mekhanika_Teoreticheskiy_minimum.pdf и ещё 18 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Wyrm, то есть ползучий бескрылый дракон) Нидхегг, в котором исследователи видят аналог мирового змея Йормунганда.
Этот дракон и кишащие вокруг него змеи гложут корни
Иггдрасиля. В канун битвы в конце времен — Рагнарек —
Нидхегг вырвется из преисподней:
И вот прилетает темный дракон с темных вершин,
Нидхегг, над полем летящий, несет мертвых подкрыльями Там же, у корней Иггдрасиля, находится обитель трех норн, трех сестер судьбы, которые ежедневно опрыскивают корни мирового древа водой из источника мудрости.
Норны определяют судьбы людей, прядут нити судеб или вырезают и мечут руны. Старшая Эдда» гласит:
Первая Урд,
Верданди тоже
(резали жребья),
а третья — Скульд:
судьбы судили,
жизни рядили,
всем, кто родится,
удел нарекали 1
Прорицание вельвы».
2
Там же
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iМежду верхом и низом, то есть между орлом в кроне и драконом Нидхеггом у корней ясеня, снует по стволу белка
Рататоск (острые зубы, образ которой толкуется как образ посредника между небом и преисподней. На среднем уровне, ближе к кроне, на стволе ясеня пасутся четыре оленя любопытно, что символика образа оленя связана с солнцем, луной, огнем и светом вообще.
Помимо Иггдрасиля землю и небо, Мидгард и Асгард соединяет между собой радужный мост Биврест. Как писал
А.А. Афанасьев, это лучший изо всех мостов на свете, он крепко создан из трех цветов,
и светлые боги переезжают по нему на своих конях Один конец этого моста достигает жилища бога Хеймдалля, который приставлен оберегать мост от демонических великанов. При кончине мира, когда поедут через него злобные сыновья Муспелля, мост разрушится. Страж богов Хейм- далль, светлейший из асов»,
охраняет не только Биврест, но и Иггдрасиль, его рог спрятан под корнями мирового древа.
Более того, поскольку в заклинаниях Хеймдалля называли
«сыном девяти матерей, некоторые современные иссле-
Уильям Коллингвуд.
Сошествие северных богов
(ок. 1890 г.).
Первыми по радужному мосту спускаются близнецы Фрейр и Фрейя,
их отец Ньерд, за ними в крылатом
шлеме – Один, дальше Тор, Бальдр
с Нанной, за ними Хеймдалль.
КРУГ ЗЕМНОЙ iдователи видят в нем персонификацию мирового древа, соединяющего, как уже говорилось, девять миров, а само имя божества Heim-dallr толкуют как мировое древо».
Итак, Иггдрасиль — мировое древо, соединяющее между собой три (или трижды три) мира. Обустройстве мира срединного, то есть Мидгарда, известно лишь то, что этот мир противопоставляется Утгарду (или Йотунхейму), стране великанов и что он окружен Мировым океаном. Гораздо подробнее в мифах говорится обустройстве верхнего мира —
Асгарда и нижнего — Нифльхель.
Асгард существует одновременно в двух проекциях мифологического мироздания в горизонтальной это — сакральный центр Мидгарда, куда приходят за мудростью конунги, подобно Гюльви в Младшей Эдде» (в демифологи- зированной версии Саги об Инглингах» Асгард — столица некоей Страны Асов, которой правил Один, ион отделен от края великанов, иначе Йотунхейма, рекой Ивинг, никогда льда не знавшей в вертикальной же проекции Асгард верхний мир, мир богов.
География Асгарда достаточно запутанна. Известно, что в него прорастает кроной Иггдрасиль и что поблизости от кроны мирового древа находится поле Идавелль, где боги собираются на совет. С ветвей ясеня, на которых пасется олень Эйктюрмир, каплет влага, дающая начало многочисленным рекам, перечисленным в Речах Гримнира»:
Доль и Ширь,
Скорь и Ярь,
Студь и Битвохоча,
Мчица, Жрица,
Рейн и Торопа,
Болтунья и Рева
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iСтарица и Копьекиша вьются вкруг божьих сокровищ, Гремуча и Луга,
Вспуча и Круча,
Жада и Ложетеча.
Двиною одна зовется,
Быстриною — вторая,
третья — Вода Велика,
Млеча, Леча,
Буча, Бегуча,
Лють и Буря,
Алчица, Волчица,
Доль и Надежа,
Бережа и Непрохожа;
а Звонь и Молонья людские реки,
но ниспадают в Хель.
Неподалеку от Иггдрасиля находится и чертог Вальхал- ла (олень Эйктюрмир и коза Хейдрун объедают листья ясеня, стоя на крыше этого чертога. Вальхаллу легко узнать с первого взгляда:
Кто к Одину отходит,
оные хоромы тот сразу распознает:
кров там — тарчи,
копья — стропила,
на скамьи стланы кольчуги.
Кто к Одину отходит,
оные хоромы тот сразу распознает
КРУГ ЗЕМНОЙ волк там подвешен над дверью закатной,
и тоже орел там кружит
1
В Вальхаллу попадают после смерти избранные люди отмеченные ратной доблестью и павшие смертью, достойной воина. Эти люди — эйнхерии — уже при жизни пользуются особым покровительством верховного бога Одина, а когда они погибают, посланницы Одина валькирии забирают их и переносят в Вальхаллу. Там они проводят время в пирах и сражениях. Вальхаллу окружает полноводный поток Тунд, который эйнхериям не пересечь, а посреди поля Речи Гримнира». — Примеч. ред.

Фридрих фон Штассен. Асгард и Вальхалла (1914 г
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИ Яна котором стоит чертог, возвышаются ворота Вальгринд для мертвых врата».
Пропитание эйнхериям в Вальхалле дают неиссякающее медвяное молоко козы Хейдрун и неубывающее мясо вепря
Сэхримнира.
«Старшая Эдда» гласит:
Андхримнир варит
Сэхримнир-вепря в Эльдхримнир-чане мясо прекрасно,
но немногим известно,
что этим эйнхсриев кормят
1
Размеры Вальхаллы небеспредельны, однако она вмещает в себя изрядное число павших воинов:
Дверей пять сотен и сорок, как помню, в Вальгалле есть:
в дверь каждую восемь воинов сотен выйдет на битву с Волком
2
Помимо Вальхаллы, в Асгарде расположены и другие чертоги, а именно жилища богов и богинь:
Трудхейм (обитель силы, или Бильскирнир неразрушимый чертог Тора;
Идалир — чертог Улля;
1
Андхримнир — божественный повар. — Примеч. ред Битва с Волком — Рагнарек. — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ iiВаласкьяльв — чертог Одина с троном Хлидскьяльв
(«сторожевая башня когда восседает на нем Все- отец, виден ему оттуда весь мир»;
Секквабек (погруженная скамья) — чертог Одина и
Саги;
Гладсхейм (обитель радости) — чертог Одина, часть которого составляет Вальхалла;
Трюмхейм (обитель шума) — чертог богини Скади;
Брейдаблик (широкий блеск) — чертог Бальдра;
Химинбьерг (небесная гора, стоящий рядом с мостом
Биврест, — чертог Хеймдалля;
Фенсалир (болотные палаты) — чертог Фригг;
Фолькванг (поле боя) — чертог Фрейи, где находится
«вторая половина Вальхаллы
1
;
Глитнир (блестящий) — чертог Форсети;
Ноатун (корабельный двор) — чертог Ньерда.
К этому перечню чертогов, известному из «Старшей
Эдды», Младшая Эдда» добавляет святилище богинь Вин- гольв.
Кроме того, на небе находится обитель богов-ванов —
Ванахейм и обитель светлых альвов — Альвхейм.
Что касается преисподней, или Нифльхель, сведения об ее устройстве гораздо более отрывочны, нежели сведения об Асгарде. Нифльхель, подобно Асгарду, существует в обеих мифологических проекциях мироздания вверти Ср.: Фолькванг — девятый,
Ратный, где Фрейя наделяет местами в застолье:
что дневно из павших берет половину,
другой же владеет Один
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iкальной проекции он расположен внизу, у корней ясеня
Иггдрасиль, а в горизонтальной помещается на севере.
Правит преисподней великанша Хель, по имени которой иногда называют и сам Нифльхель. О ней в «Младшей
Эдде» говорится так А великаншу Хель Один низверг в
Нифльхель и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приюту себя всем, кто к ней послана это люди, умершие от болезней или от старости. Там у нее большие селенья, и на диво высоки ее ограды и крепки решетки. Мокрая Морось зовутся ее палаты, Голод — ее блюдо, Истощение — ее нож, Лежебока — слуга, Соня — служанка, Напасть — падающая на порог решетка, Одр Болезни постель, Злая Кручина — полог ее. Она наполовину синяя, а наполовину — цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и виду нее свирепый. Перед
Нифльхель протекает река Гьелль, через которую переброшен мост, выстланный светящимся золотом».
По всей видимости, именно в преисподней находится и обитель темных альвов, или цвергов; во всяком случае, известно, что цверги живут под землей и боятся света (луч солнца обращает цверга в камень).
«Вне пространства, то есть вне горизонтальной и вертикальной проекций скандинавского мифологического мироздания, находятся две местности, существовавшие еще до начала времен, — огненный край Муспелль и ледяной край
Нифльхейм с потоком Хвергельмир, или Эливагар. О Мус- пелле известно только то, что это край огня, расположенный где-то на юге в этом краю обитает огненный великан
Сурт, с которым в Рагнарек сразится бог Фрейр. Нифль- хейм — край мрака, испарения ядовитых рек которого оседали инеем в мировой бездне Гинунгагап.
КРУГ ЗЕМНОЙ От полной бесформенности и неопределенности изначального хаоса к всеобъемлющей упорядоченности и струк- турированности божественного и людского космоса — такова генеральная линия развития скандинавской мифологии. Мировая бездна Гинунгагап заполняется пространством и временем, в ней создаются земля и небо, возникают стороны света и центр, олицетворенный в образе мирового древа Иггдрасиль. Неосвоенным, чуждым, хаотическим остается лишь Утгард, или Йотунхейм, — обитель великанов где-то на севере или на востоке, да Мировой океан, в котором плавает змей Йормунганд; все прочее пространство мироздания освоено и описано, можно даже сказать, каталогизировано. Природа, воплощенная в хаосе, уступает место культуре, воплощенной в деяниях богов
Глава 2
DRAMATIS скандинавский пантеон,
помощники богов и их враги
Адам Бременский о религиозном культе скандинавов. — Тор, Один и Фрейр. — Один и Тюр. — Асы и аси-
ньи. — Асы и ваны. — Йотуны. — Потомки йотунов. —
Хтонические чудовища. — Локи и его двойственная
природа. — Фенрир. — Цверги. — Цверги и карлики. Богини судьбы. — Валькирии. — История Брюнхильд.
Средневековый немецкий хронист Адам Бременский в) в своем сочинении упомянуло главном святилище свеонов, то есть шведов, в Упсале, неподалеку от Сиктоны
(Сигтуны). Поблизости от святилища, по словам Адама,
растет дерево неведомой породы, зеленеющее зимой иле- тома рядом находится источник, в котором свеоны совершали человеческие жертвоприношения. Сам же храм весь украшен золотом, а в нем находятся статуи трех почитаемых народом богов. Самый могущественный из их богов —
Top — восседает на престоле в середине парадного зала, с одной стороны от него — Водан, с другой — Фриккон. Вот как распределяются их полномочия Тор, — говорят свео- ны, — царит в эфире, он управляет громами и реками, вет-
КРУГ ЗЕМНОЙ iрами и дождями, ясной погодой и урожаями. Водан, что означает ярость, — бог войны, он возбуждает мужество в воинах, сражающихся с неприятелем. Третий бог — Фриккон дарует смертным мири наслаждения. Последнего они изображают с огромным фаллосом. Водана же свеоны представляют вооруженным, как у нас обычно Марса. А Тор напоминает своим скипетром Юпитера Ко всем их богам приставлены жрецы, ведающие племенными жертвоприношениями. Если грозит голод или мор, они приносят жертву идолу Тора, если война, Водану, если предстоит справлять свадьбы, Фриккону».
Описание Адама весьма любопытно. Во-первых, из него следует, что во главе шведского пантеона (и это подтверждается археологическими находками — амулетами в форме молота Тора) стоял не Один, а Тор для населения
«внутренней» по отношению к внешним Дании и Норвегии Швеции грубоватый и искренний Тор-защитник был ближе и понятнее, чем воинственный и двуличный
Один
1
. Во-вторых, распределение функций между богами в описании Адама вполне соответствует выведенной Контраст между Одином и Тором замечательно показан в эд- дической песни о Харбарде: по сюжету этой песни простак Тор вынужден отвечать на каверзные вопросы лукавого Одина,
укрывшегося под личиной перевозчика Харбарда. В ответ на простодушные похвальбы Тора своими воинскими подвигами
Один живописует собственные победы на амурном поле. Вот характерный пример:
[Тор сказал:]
А я великана
Тьяцци убил,
Альвальди сына я очи закинул аж на самое небо
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iфранцузским исследователем Ж. Дюмезилем трехчленной структуре социальных функций индоевропейских божеств Тор в данном случае олицетворяет духовную и юридическую власть, Один — воинскую функцию, а Фрик- кон (очевидно, Фрейр) — богатство и плодородие.
Впрочем, триада Тор — Один — Фрейр характерна для позднего периода скандинавского язычества первоначально ее, по-видимому, составляли Тор, Фрейр (или Ньерд) и
Тюр (Тивас, или Тиу, имя которого этимологически соответствует индоевропейскому Дьяусу; от последнего, в частности, произошел Зевс. Причем в исконном варианте триады Тор как бог грома и молнии, тождественный индийскому Индре, олицетворял воинскую силу, Фрейр плодородие и богатство, а Тюр — власть. Однако с развитием культа Одина и усилением «одинического» элемента в скандинавской мифологии Тюр был вынужден уступить свое место в триаде Одину, исходно — покровителю воинских союзов и богу-колдуну. Как писал ЕМ. Мелетин- ский, превращение Водана-Одина в небесного и верховного бога связано не только с укреплением воинских союзов и пусть каждый увидит силу мою они и поныне в небе.
А тычем похвалишься, Харбард?
[Харбард сказал:]
А я соблазнял наездниц ночных жен уводил у мужей;
мне Хлебард по дружбе дал, великан,
волшебную ветку, а я этой веткой ему же мозги заморочил
КРУГ ЗЕМНОЙ повышением удельного веса бога — покровителя военных дружин, но и с расщеплением первоначального представления о загробном мире и с перенесением на небо особого царства мертвых для избранных — смелых воинов,
павших в бою. В качестве хозяина такого воинского рая
Один оказался важнейшим небесным божеством и сильно потеснили Тюра, и Тора в функции богов неба и войны.
Процесс превращения Одина в верховного небесного бога завершился в Скандинавии (начавшись в германских землях. — Ред. Здесь Один оставил заметные следы в топонимике (главным образом в названиях водоемов и гор)».
Одина с Тором и Тюром, помимо совместного членства в триаде верховных божеств, объединяет и принадлежность всех этих богов к числу главных божеств скандинавского пантеона — асов. Кроме Одина, Тора и Тюра, согласно «Эддам», к асам принадлежат также Хеймдалль, Браги, Хед, Видар, Хенир, Улль, Форсети, Локи, Вали и Бальдр.
«Младшая Эдда» перечисляет и богинь, или асинь: это
Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Сьевн, Ловн, Вар, Вер, Сюн,
Хлин, Снотра, Гна, Соль, Биль, Йорд и Ринд. По своим сферам влияния асы и асиньи распределяются следующим образом:
Один — верховный бог, божество неба, покровитель воинской доблести, бог мудрости и священного знания;
Тор — сын Одина, бог грома и молнии, бури и плодородия, защитник богов и людей;
Тюр — бог неба, войны и воинских правил;
Хеймдалль — страж богов, а также (в ипостаси Рига) родоначальник трех людских сословий — конунгов, крестьян и рабов;
Браги — сын Одина, бог скальдического искусства
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iiХед — сын Одина, слепой бог, убийца своего брата Бальдра;
Видар — сын Одина, молчаливый бог, божество войны;
Хенир — брат и спутник Одина, вместе с которым он оживил первых людей;
Улль — бог охоты и стрельбы из лука;
Форсети — сын Бальдра, бог справедливости и правосудия iЛоки — бог хитрости и коварства;
Вали — сын Одина, бог-мститель;
Бальдр — сын Одина, светлый бог, божество плодородия, мира и красоты;
Велунд — божественный кузнец, бог-покровитель путников iФригг — супруга Одина, богиня-покровительница брака и супружеской верности;
Сага — вероятно, богиня прорицания;
Эйр — богиня врачевания;
Гевьон — богиня целомудрия;
Фулла — богиня изобилия, покровительница девственности iСьевн — богиня любви;
Ловн — богиня любви и милосердия;
Вар — богиня верности и любовных клятв;
Вер — богиня знания;
Сюн — богиня-хранительница;
Хлин — богиня-покровительница;
Снотра — богиня сдержанности, рассудительности;
Гна — богиня-вестница;
Соль — богиня солнца;
Биль — богиня луны;
Йорд (Фьергюн) — богиня земли, мать Тора;
Ринд — мать Вали

Аудумла Имир
Бури Инеистые великаны Бор = Бестла
Вили Ве Фригг = Один = Йорд Один = Грид Сигюн = Локи = Ангрбода
Сив = Тор = Ярнсакса Видар Йормунганд Хель Фенрир
Магни Моди Труд
Нанна = Бальдр Хед Хермод Тюр Браги = Идунн Скади = Ньерд = ? Эгир = Ран Форсети Герд = Фрейр Фрейя девять волн Хеймдалль?
Генеалогическое древо скандинавских богов
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iКроме того, в числе богов иногда упоминаются морской великан Эгир и его супруга Ран — владычица морей;
Скади — богиня-лыжница, покровительница охоты сыновья Тора Магнии Моди; Сив — супруга Тора, богиня с золотыми волосами Идунн — супруга Браги, хранительница молодильных яблок Нанна — супруга Бальдра; Си-
гюн — супруга Локи; Хермод — брат Бальдра; Вили и Ве братья Одина; Од — супруг Фрейи, вероятно, ипостась
Одина.
По справедливому замечанию ЕМ. Мелетинского, асы представлены в мифах как возглавляемая Одином патриархальная родовая община, в которой, однако, важные вопросы решаются на тинге (народном собрании большое значение имеют ритуальные пиры богов с распитием священного напитка».
В эддических текстах часто встречаются имена трех богов, которые не принадлежат к асам. Это Ньерд, Фрейр и его сестра Фрейя. Они — представители богов плодородия ванов, вначале времен враждовавших с асами и даже воевавших сними. Война асов сванами считается в скандинавской традиции первой войной в мировой истории. Победа в этой войне склонялась на сторону ванов, и асы поспешили заключить перемирие ив знак нерушимости мирного соглашения отдали ванам в заложники Хенира, а те, в свою очередь, передали асам Ньерда и Фрейра (равно как и, по-видимому, Фрейю). В итоге Хенир, непременный участник ранних походов Одина по миру, совершенно выпал из мифологического повествовательного цикла, зато ваны, в особенности Фрейр и Фрейя, сделались непосредственными участниками многих событий. По своим функциям эти божества являются богами плодородия, причем
Ньерд также повелевает морской стихией, его сын Фрейр —
КРУГ ЗЕМНОЙ бог растительности и супруг богини земли Герд, а дочь
Фрейя — богиня любви и красоты, знаток магии
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

перейти в каталог файлов
связь с админом