Главная страница

Королев. Скандинавская мифология. Энциклопедия. 5Содержание


Скачать 8,11 Mb.
Название5Содержание
АнкорКоролев. Скандинавская мифология. Энциклопедия.pdf
Дата10.04.2018
Размер8,11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKorolev_Skandinavskaya_mifologia_Entsiklopedia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43623
страница31 из 31
Каталогid17275610

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: Karl_Sagan_Kosmos.pdf, Karl_Sagan_-_Kontakt.pdf, Karl_Sagan_Golubaya_tochka_Kosmicheskoe_buduschee_chelovechestva, Pat_Averill_Sylvester_Hickmon_Debra_K_Yaun_-_Colored_Pencil_Step, Morrell_Wise_-_Drawing_With_Colored_Pencils.pdf, Petrukhin_Mify_drevney_Skandinavii.pdf, Debra_Kauffman_Yaun_-_Animals_in_Colored_Pencil.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
ХРИМТУРСЫ
Буквально «инеистые великаны».
ХРУНГНИР
Йотун, противник бога Тора, соревновавшийся в конной скачке с Одином.
ХУГИН И МУНИН
Вороны Одина, которые облетают весь мири сообщают Все- отцу о том, что видели.
Имена воронов означают, соответственно, «думающий»
и «помнящий».
ХЮМИР
Йотун, который отправился рыбачить вместе с Тором и на глазах которого Тор едва не вытащил из океана мирового змея Йормунганда.

576
Ц
ЦВЕРГИ
Иначе темные альвы, карлики, сотворенные из костей великана Имира, искусные кузнецы, руками которых выкованы все сокровища богов — ожерелье Брисингамен, копье
Гунгнир, молот Мьелльнир, золотые волосы Сив и т. д. Четыре цверга — Аустри, Нордри, Судри и Вестри — поддерживают небесный свод. В Старшей Эдде» приводится перечень имен цвергов:
…был Мотсогнир сделан и назван первым в народе цвергов,
вторым был Дурин,
по слову Дурина и прочих цвергов человекоподобных вылепили из глины:
Нии да Ниди,
Нордри да Судри,
Аустри да Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивер, Бавер,
Бембур, Нори,
Ан да Анар,
Аи, Мьедвитнир,
ПРИЛОЖЕНИЕ iВейг и Гандальв,
Виндальв и Траин,
Текк и Торин,
Трор, Вити Лит,
Нар и Нирад
(ныне всех цвергов),
Регин и Радсвинн
(разом поименую),
Фили, Кили,
Фундин, Нали,
Хефти, Вили,
Ханар, Свиор,
Фрар и Хорнбори,
Фрег и Лони,
Аурванг, Яри,
Эйкинскьяльди;
а вот родословная
Ловара предков Потомков Двалина поименую,
чей род явился из камня земного,
пришел из трясины на песчаную землю:
Драупнир, во-первых,
Дольгтрасир тоже,
Хар и Храугспори,
Хлеванг, Глои,
Дори, Ори
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iДув и Андвари,
Скивир, Вивир,
Скафинн, Аи,
Альв, Ингви,
Эйкинскьяльди,
Фьялар и Фрости,
Фин и Гиннар Вот родословная
Ловара предков,
Пускай человеки до века хранят
1 1
Прорицание вельвы». Перевод В.Г. Тихомирова.

579
Э
ЭГИР
Морской великан, муж Ран, хозяин пира, на котором Локи устраивает свою знаменитую перебранку.
ЭЙКТЮРМИР
Олень, щиплющий с крыши Вальхаллы листву Иггдраси- ля. Сего рогов стекает влага, от которой берут начало полтора десятка рек.
Буквально с дубовыми кончиками рогов».
ЭЙНХЕРИИ
Павшие в битвах воины, составляющие дружину Одина.
Валькирии уносят их в небесный чертог Вальхалла: там они пируют и сражаются между собой в Младшей Эдде» сказано Всякий день, лишь встанут, облекаются они в доспехи и,
выйдя из палат, бьются и поражают друг друга насмерть...
А как подходит время к завтраку, они едут обратно в Валь- галлу и садятся пировать. Старшая Эдда» добавляет:
Андхримнир варит
Сэхримнир-вепря в Эльдхримнир-чане мясо прекрасно
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iно немногим известно,
что им эйнхериев кормят
1
ЭЛИВАГАР
Реки, текущие из Нифльхейма в мировую бездну Гинунга- гап. Из влаги этих реки огненных искр Муспелльсхейма образовался иней, из которого возник Имир.
Буквально бурные волны».
ЭЛЛЕ
В фольклоре скандинавских народов духи. В отличие от многих других духов, элле не боятся солнечного света жен- щины-элле часто катаются на солнечных лучах, проникая вместе сними в замочные скважины людских домов, а мужчины любят загорать по утрам. Элле предсказывают будущее, могут поведать тем, к кому благоволят, секреты древней мудрости, а особенно любят танцевать. Лунными ночами они водят хороводы на болотах под аккомпанемент скрипок и гитар. Там, где танцевали элле, трава становится гуще. Их музыка настолько чарующа, что хватит нескольких аккордов, чтобы человек потерял разум.
Встреча с элле таит в себе для человека смертельную опасность. Одно их дыхание губительно — оно вызывает болезни и даже смерть. Человек, который увидел женщи- ну-элле, бросит свою семью, чтобы быть рядом с ней. А если смертная женщина застанет загорающего на солнце мужчи- ну-элле, она пойдет за ним в его дом, забыв о своем. Если корова проглотит траву, на которой танцевали элле, она за Речи Гримнира». Перевод В.Г. Тихомирова.
ПРИЛОЖЕНИЕ iболеет и вскоре от нее останется лишь оболочка, а сама она перейдет в стада элле. Самая же грозная опасность таится в хороводах элле: человек, вступивший вкруг, навсегда потерян для этого мира.
Женщины-элле высокие и красивые, с длинными светлыми волосами, но если зайти им за спину, можно разглядеть, что спины у них — полые. Мужчины чуть ниже, сутулые, выглядят стариками и носят широкополые шляпы.
Живут элле на болотах, поблизости от реки в холмах. Их дома можно увидеть только один раз, потом те исчезают навсегда.
ЭЛЛИ
Старуха, с которой тщетно боролся бог Тор, вызванный на поединок владыкой Йотунхейма. Лишь при прощании Тору открыли, что он пытался одолеть саму старость

Я
ЯРЛ
Олицетворение одного из трех скандинавских сословий,
учрежденных богом Хеймдаллем-Ригом, родоначальник знати
Краткая библиография
Источники
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.:
Художественная литература, 1975. Вступительная статья
А.Я. Гуревича. Перевод АИ. Корсуна. Редакция перевода и примечания МИ. Стеблин-Каменского. Книга содержит
следующие песни Старшей Эдды»: Прорицание вельвы,
Речи Высокого, Речи Вафтруднира, Речи Гримнира, Поездка
Скирнира, Песнь о Харбарде, Песнь о Хюмире, Перебранка
Локи, Песнь о Трюме, Речи Альвиса, Песнь о Велунде, Первая песнь о Хельги Убийце Хундинга, Песнь о Хельги, сыне
Хьерварда, Вторая песнь о Хельги Убийце Хундинга, Пророчество Грипира, Речи Регина, Речи Фафнира, Речи Сигрд-
ривы, Отрывок Песни о Сигурде, Первая песнь о Гудрун,
Краткая Песнь о Сигурде, Поездка Брюнхильд в Хель, Вторая песнь о Гудрун, Третья песнь о Гудрун, Плач Оддрун,
Гренландская Песнь об Атли, Гренландские Речи Атли, Подстрекательство Гудрун, Речи Хамдира, Сны Бальдра,
Песнь о Риге, Песнь о Хюндле, Песнь о Гротти, Песнь валькирий, Песнь о Хледе.
Исландские саги. СПб., 1999. Под общей редакцией
О.А. Смирницкой. Вт. Том I: МИ. Стеблин-Каменский.
«Исландские саги (вступительная статья. Сага об Эги-
ле, Сага о людях из Лососьей долины, Сага о Гуннлауге Зме-
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iiином Языке, Сага о гренландцах, Сага об Эйрике Рыжем,
Сага о Гисли, Сага о Греттире. Дополнения Эгиль, сын
Скаллагрима: Выкуп головы, Утрата сыновей, Песнь об
Аринбьерне. Комментарии. Том II: Сага о Торстейне Битом, Сага о Храфнкеле, годи Фрейра, Сага о Ньяле, Сага о
Херде и островитянах. Пряди О Пивном Капюшоне,
О Торлейве Ярловом Скальде, О Токи, О Хравне, сыне Гуд-
рун, О Хрейдаре, О Торварде Вороньем Клюве, О Бранде
Щедром, Об Одде, сыне Офейга, О Гисле, сыне Иллуги, из
пряди О Халли Челноке, О Торстейне Морозе, Об Аудуне
с Западных Фьордов, О Халльдоре, сыне Снорри, Об исланд-
це-сказителе.
Исландские саги. Ирландский эпос. М Художественная литература, 1973. Составление, вступительная статья и примечания МИ. Стеблин-Каменского. Переводы
О.А. Смирницкой, МИ. Стеблин-Каменского, С.Д. Кац- нельсона, В.П. Беркова, АИ. Корсуна. Состав Сага о Гис-
ли, Об Аудуне с Западных Фьордов, Сага о гренландцах,
Сага об Эйрике Рыжем, О Торстейне Морозе, Сага о Тор-
стейне Битом, Сага о Храфнкеле, годи Фрейра, Сага о
Ньяле, Сага о Херде и островитянах, Сага о Гуннлауге
Змейном Языке, Об исландце-сказителе, О Халльдоре,
сыне Снорри.
Корни Иггдрасиля: древняя скандинавская литература.
М., 1997. Содержание Песни Старшей Эдды» в переводе
В.Г. Тихомирова: Прорицание Вельвы, Речи Вафтруднира, Речи
Гримнира, Поездка Скирнира, Песнь о Харбарде, Перебранка
Локи, Песнь о Велунде, я песнь о Хельги Убийце Хундинга,
Первая песнь о Гудрун, Речи Хамдира. Сага о Вельсунгах.
Скальдическая поэзия Эйвинд Погубитель Скальдов, Эгиль
ПРИЛОЖЕНИЕ. Саги Сага о Гисли, Сага о Гуннлауге Змеином
Языке, Сага об Олаве, сыне Трюггви. Пряди об исландцах.
Поэзия скальдов. Л, 1979. Перевод СВ. Петрова, комментарии и приложения МИ. Стеблин-Каменского. Содержание Браги Старый, Тьодольв из Хвинира, Торбьерн Хорн-
клови, Квельдульв (сын Бьяльви), Грим Лысый сын Квельдуль-
ва, Эгиль, сын Грима Лысого, Эйвинд Погубитель Скальдов,
Кормак, сын Эгмунда, Тьерви Насмешник, Гисли, сын Кислого,
Лейкнир Берсерк, Эйнар Звон Весов, Стейнунн, Торлейв Яр-
лов Скальд, Халльфред Трудный Скальд, Торхалль Охотник,
Гуннлауг Змеиный Язык, Храфн, сын Энунда, Тормод, сын Тре-
виля, Торбьерн, сын Бруни, Бьерн Богатырь с Хит-«реки»,
Торд, сын Кольбейна, Сигхват, сын Торда, Тормод Скальд Черных Бровей, Оттар Черный, Эйндриди, сын Эйнара, Йокуль,
сын Барда, Скальд Рэв, Торарин Славослов, Торд, сын Сьяре-
ка, Арнор, сын Торда, Скальд Ярлов, Харальд Суровый, Тор-
гильс Рыбак, Тьодольв, сын Арнора, Халли Челнок, Сигурд Крестоносец, Эйнар, сын Скули, Регнвальд Кали, Гудмунд, сын
Асбьерна, Торир Ледник.
Сага о Вельсунгах. М, 1934. Перевод Б.И. Ярхо.
Старшая Эдда: древнеисландские песни о богах и героях. МЛ. Перевод АИ. Корсуна.
Стурлусон Снорри. Младшая Эдда. Л, 1970; второе издание М, 1994. Издание подготовили О.А. Смирницкая,
М.И. Стеблин-Каменский.
Стурлусон Снорри. Круг Земной. М, 1980. Издание подготовили А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая,
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iМ.И. Стеблин-Каменский. Содержание Сага об Инглингах,
Сага о Хальвдане Черном, Сага о Харальде Прекрасноволо-
сом, Сага о Хаконе Добром, Сага о Харальде Серая Шкура,
Сага об Олаве, сыне Трюггви, Сага об Олаве Святом, Сага о
Магнусе Добром, Сага о Харальде Суровом, Сага об Олаве
Тихом, Сага о Магнусе Голоногом, Сага о сыновьях Магнуса
Голоногого, Сага о Магнусе Слепом и Харальде Гилли, Сага о
сыновьях Харальда Гилли, Сага о Хаконе Широкоплечем, Сага
о Магнусе, сыне Эрлинга.
Использованная литература
Адам Бременский. Деяния архиепископов Гамбургской церкви. — Латиноязычные источники по истории Древней
Руси. Германия IX — первая половина XII вв. М, 1989.
Боура Сесил М Героическая поэзия. М, Вагнер Р Кольцо Нибелунга. М, СПб., 2001.
Веселовский АН Мерлин и Соломон. М, СПб., 2001.
Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М, 1975.
Гуревич А.Я. Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов. — Понятие судьбы в контексте разных культур. Сборник статей, М, 1994.
Гуревич А.Я. Старшая Эдда». — Беовульф. Старшая
Эдда. Песнь о нибелунгах. М, 1975.
Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М, 1979.
Инги Й. Интервью журналу «Oakes». — Мифы и магия индоевропейцев, вып. 10, Королев КМ О кузнецах и кольцах. — Вагнер Р. Кольцо
Нибелунга. М, СПб., Королев КМ Энциклопедия сверхъестественных существ. М, 1997; второе издание, с исправлениями и дополнениями. М, СПб., Королев КМ Энциклопедия символов, знаков, эмблем.
М., СПб., 2003.
Кроули А. Магия в теории и на практике. М, 1988.
Мелетинский ЕМ Гл. ред, авт. ст Мифология Большой энциклопедический словарь. МС КАНД И НА В С КА ЯМ И Ф О ЛОГИ Я
Мелетинский ЕМ Поэтика мифа. М Наука, 1976.
Мелетинский ЕМ Происхождение героического эпоса:
Ранние формы и архаические памятники. М, 1963.
Мелетинский ЕМ «Эдда» и ранние формы эпоса. М.,
1968.
Мифы народов мира. Энциклопедия. Под редакцией
С.А. Токарева. МВ т.
Пенник Н, Джонс П. История языческой Европы. СПб.,
2002.
Серяков МА Голубиная книга священное сказание русского народа. М, 2001.
Смирницкая О.А. Корни Иггдрасиля. — Корни Иггдра- силя: древняя скандинавская литература. М, 1997.
Стеблин-Каменский МИ Исландские саги. — Исландские саги. Ирландский эпос. М, 1973.
Стеблин-Каменский МИ Круг Земной как литературный памятник. — Стурлусон С. Круг Земной. М, 1980.
Стеблин-Каменский МИ Мир саги. Становление литературы. Л, 1971.
Стеблин-Каменский МИ Миф. Л, 1976.
Стеблин-Каменский МИ Снорри Стурлусон и его «Эд- да. — Стурлусон С. Младшая Эдда. М, Столяров А.М. О социомеханике. Доклад на заседании
Петербуржского интеллектуального кружка. Апрель 2003 г.
Стриндгольм А Походы викингов. М, 2002.
Толкин Дж. Р Властелин Колец. Перевод А. Кистяков- ского и В. Муравьева. М, 2001.
Торссон Э. Северная магия. М, 1998.
Фрэзер Дж Золотая ветвь. М, 1983.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М, СПб.,
2003.
Хейзинга Й. Homo Ludens. М, 1992.
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31

перейти в каталог файлов
связь с админом