Главная страница

Королев. Скандинавская мифология. Энциклопедия. 5Содержание


Скачать 8,11 Mb.
Название5Содержание
АнкорКоролев. Скандинавская мифология. Энциклопедия.pdf
Дата10.04.2018
Размер8,11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKorolev_Skandinavskaya_mifologia_Entsiklopedia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43623
страница4 из 31
Каталогid17275610

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: Karl_Sagan_Kosmos.pdf, Karl_Sagan_-_Kontakt.pdf, Karl_Sagan_Golubaya_tochka_Kosmicheskoe_buduschee_chelovechestva, Pat_Averill_Sylvester_Hickmon_Debra_K_Yaun_-_Colored_Pencil_Step, Morrell_Wise_-_Drawing_With_Colored_Pencils.pdf, Petrukhin_Mify_drevney_Skandinavii.pdf, Debra_Kauffman_Yaun_-_Animals_in_Colored_Pencil.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
сейд.
Другие представители племени ванов в мифологических текстах не упоминаются, если не считать загадочного Ква-
сира, наполовину вана», из крови которого, смешанной с пчелиным медом, был изготовлен мед поэзии.
Фридрих фон Штассен. Асы и ваны (1914 г.).
Первыми помосту Биврест спускаются Один и Фригг,
за ними – Фрейр, Фрейя, Тори Локи.
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iОсобое положение занимают упоминаемые в «Эддах»
Деллинг (рассвет, Нотт (ночь, Даг (день, Кари (воздух),
Хлер (море, Вирд (доля из сохранившихся текстов трудно понять, причислялись ли они к богам или к инеистым великанам — последние, следует отметить, богами вовсе не считались
1
Асы и ассимилированные ими ваны обитают в Асгар- де, где у каждого бога и каждой богини имеется собственный чертоги собственные палаты. В Асгарде же хранятся сокровища богов принадлежащие Одину копье Гунгнир,
бросок которого положил начало войне между асами ива- нами, и золотое кольцо Драупнир, молот Тора Мьелльнир;
принадлежащие Фрейру чудесный вепрь Гуллинбурсти с золотой щетиной и корабль Скидбладнир, всегда имеющий попутный ветер и вмещающий любое число воинов;
ожерелье Брисингов, или Брисингамен, которым владеет
Фрейя и которое помогает при родах молодильные яблоки богини Идунн. Эти сокровища составляют предмет вожделения великанов-йотунов, основных врагов скандинавских божеств.
Йотуны ведут свой род от инеистых великанов, или хримтурсов, первым из которых был Имир. Когда боги
Один, Вили и Ве убили Имира и сотворили из его телами- роздание, а из крови — Мировой океан, в крови Имира утонули все инеистые великаны, кроме Бергельмира, внука Ср. слова Одина в Младшей Эдде» в ответ на вопрос конунга
Гюльви, был ли богом Имир: Никак не признаем мы егоза бога. Он был очень злой и все его родичи тоже, те, кого зовем мы инеистыми великанами Интересно, что род самого Одина восходит по материк инеис- тым великанам отец матери верховного бога — хримтурс Бель- торн, одаривший Одина магическими рунами
КРУГ ЗЕМНОЙ iИмира, который спасся в погребальной ладье. «Старшая
Эдда» гласит:
Бергельмир жил за многие зимы до сотворения суши:
как он лежал в погребальной ладье вот что мне первое памятно
1
Бергельмир стал родоначальником нового поколения великанов, получивших имя йотунов, или турсов.
Йотуны обитают в холодной каменистой стране где-то на востоке мира (в его горизонтальной проекции, эта страна называется Йотунхейм, или Утгард. Правит ими великан по имени Утгарда-Локи, или Скрюмир. Совпадение имени этого великана с именем аса Локи до сих пор не получило удовлетворительного объяснения любопытно, что
Саксон Грамматик в своих Деяниях датчан утверждает,
что Утгарда-Локи — это собственно Локи, изгнанный другими богами в Утгард.
Йотуны, с одной стороны, хранители древней мудрости,
унаследованной ими от инеистых великанов. Мудрость йо- тунов показывает, в частности, эддическая песнь Речи Ваф- труднира», в которой Один состязается в вопросах и ответах с великаном Вафтрудниром. К йотунам, вероятно, принадлежали Мимир, с чьей головой Один советуется и из чьего источника у корней ясеня Иггдрасиль он черпает мудрость. Мудри Скрюмир, испытывающий Тора своими загадками, мудры Суттунг и Бауги — хранители меда поэзии Речи Вафтруднира». — Примеч. ред
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iС другой стороны, йотуны нередко демонстрируют скудоумие, впоследствии ставшее отличительной чертой их потомков троллей. Таков противник Тора Трюм, таков Хю- мир, вместе с Тором ловивший мирового змея Йормунган- да, таков, наконец, безымянный великан-строитель Асгар- да, обманутый Локи (подробнее о сражениях йотунов с богами см. главу III первой части).
С течением времени миф уступил место сказке, и мифологические йотуны превратились в недалеких троллей,
унаследовавших от своих предшественников только огромную силу — и страх перед Тором, защитником богов и людей. Многие скандинавские баллады посвящены противоборству людей с троллями как правило, люди одерживали в этих противоборствах победу не силой, а хитростью. Так,
например, датская баллада Святой Олуф и тролли рассказывает о поединке конунга Олуфа с троллями, обитавшими на горе Хорнелуммер:
Велит он построить и с брега столкнуть
Ладью отменной оснастки.
«Отсель мы отправимся, чтоб задать
Нечистой силе острастки!»
Кормщик взобрался на груду добра.
«Стоянка с худою славой
У Хорнелуммера: эта гора
Захвачена троллей оравой.
Множество лет живет на земле
Старшой их, по прозвищу Аред.
Наши ладьи с молодцами в скале
Замыкает злодей и скаред
КРУГ ЗЕМНОЙ Пышут кострами гляделки его.
Ногти чернее дегтя,
Загнуты вроде козлиных рогов,
Длиной не менее локтя.
Его бородища у самых колен
Треплется конской гривой.
Тошно глядеть на когти его
И видеть хвост шелудивый».
Но конунг не испугался и не отказался от своего намерения. Только ладья подошла к горе, как навстречу конунгу вышел сам Аред.
«Скажи мне, Рыжая Борода,
Как ты со страху не умер?
Большая тебя ожидает беда!
Попомнишь ты Хорнелуммер!
Никто не причаливал к нашей земле!
Вот собью с тебя спесь:
В скалу одной рукой засажу
Ладью, что болтается здесь!»
Аред попытался выполнить свою угрозу, но лишь увяз в скале по колена. Он воскликнул:
«Я в камне завяз, но хребта и рук
Ничуть не утратил силу.
На собственной шкуре испробуешь ты
Мою молодецкую жилу
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iКонунг ответил:
«Каменной глыбой, нечистый дух,
На глазах у крещеного люда
Ты простоишь до судного дня,
Никому не делая худа!»
Отколь ни возьмись, прибежала карга,
Вытянув шею отвратно.
Она что есть мочи таращила очи,
Визжа: Убирайтесь обратно!»
Велела она, чтоб Олуф-король
Немедля ноги унес,
А он приказал ей недвижно стоять
И каргу превратил в утес.
Малые тролли, сидя в норе,
Хватают железные крючья:
«Коль скоро матушка наша молчит,
Нет ли в том злополучья?
А если виной некто иной,
Как недруг рыжебородый,
Железными прутьями угостим
Губителя нашей породы».
Славной шуткой дружину свою
Позабавил Олуф Святой:
Заклятьем он камень с камнем свел
И стену свел со стеной
КРУГ ЗЕМНОЙ Наглухо гору он замкнул
Так, что не стало ходу
С этой поры из недр горы
Ни троллям, ни их приплоду.
Тролль меньшой взаперти бушевал
И такие выкрикивал речи:
«Нам глыбы тяжеле этой горы
Взвалить случалось на плечи!»
Братья, хвост подпирая лбом,
Подсаживать стали друг друга,
Но им скала была невподъем:
Хребты раздробила натуга
1
Помимо йотунов, с богами враждуют хтонические чудовища это мировой змей Йормунганд, чудовищный волк
Фенрир и владычица преисподней Хель, — порожденные в лесу Ярнвид великаншей Ангрбодой от аса Локи.
Локи, подобно Одину, ведет свой род от инеистых великанов его отец — хримтурс Фарбаути. Кроме того, он — родной или сводный брат Одина; в эддической песни Перебранка Локи» он произносит такие слова:
Оба мы, Один,
во время оно кровью братство скрепили.
Из мифов следует, что Локи постоянно мечется между богами и йотунами: он то подстрекает йотунов похитить Перевод В. Потаповой. — Примеч. ред
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iсокровища асов и сам принимает участие в этих похищениях, то помогает богам вернуть украденные сокровища.
Так, он хитростью возвращает похищенный великаном Трюмом молот Тора, а затем срезает у супруги Тора Сив ее золотые волосы, но из страха перед Тором заставляет цвергов выковать богине новые. Он обманом завлекает в лес богиню Идунн, хранительницу молодильных яблоки отдает ее во власть великана Тьяц- ци, однако, устрашенный угрозами других богов, которые начали стремительно стареть,
проникает в жилище Тьяцци и возвращает Идунн в Асгард.
Он вместе с Одином и Хениром принимает участие в оживлении первых людей — ион же немало способствует гибели богов и всего живого в битве перед концом света.
Многие исследователи полагали, что двойственность образа Локи заключается в его огненной природе (имя выводили из Logi огонь впервые такую точку зрения высказал еще Снорри Стурлусон в Младшей Эдде».
Впрочем, проделки Локи и его постоянное стремление раз-
К. Кварестрем. Локи и Хед (ок. 1890 г
КРУГ ЗЕМНОЙ рушить или осквернить то, что было создано другими богами, прежде всего Одином, показывают, что правильнее было бы характеризовать этого бога как отрицательный вариант культурного героя, как мифологического плута-трикстера с выраженными хтоническими и демоническими свойствами. Более того, можно сказать, что Локи — отрицательный двойник Одина; в некоторых работах утверждается, что
Локи в скандинавской мифологической системе противопоставляется Одину, как космогония, или миротворение,
противопоставляется эсхатологии, или мироразрушению.
По намекам, содержащимся в Прорицании вельвы»,
можно предположить, что Локи, зачиная с Ангрбодой чудовищ, сознавал, какую роль им суждено сыграть в битве перед концом света. Это обстоятельство подкрепляет гипотезу о Локи как об отрицательном культурном герое, разрушающем и перераспределяющем созданное другими.
Песнь Краткое прорицание вельвы» рассказывает об отпрысках Локи более или менее подробно:
От Ангрбоды Локи
Волка родила Слейпнир — сын Локи от Свадильфари;
еще одно чудище,
самое злое,
на свет рождено
Бюлейста братом.
Найдя на костре полусгоревшее женщины сердце,
съел его Локи;
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iтак Лофт зачал от женщины злой;
отсюда пошли все ведьмы на свете
1
Чудовища, рожденные Ангрбодой, настолько напугали богов (пророчица-вельва открыла божествам грядущее и предрекла гибель, что змея Йормунганда Один низверг в
Мировой океан, и, как говорится в Младшей Эдде», так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясали кусает себя за хвост Хель отправилась в преисподнюю, а волка Фенрира боги взяли в Асгард, чтобы он находился у них под постоянным присмотром. Кормить его осмеливался только Тюр. Пророчества гласили, что Фенрир рожден на погибель богам, поэтому асы решили посадить волка на цепь. Первая цепь называлась Лединг, и Фенрир сразу ее порвал вторая цепь называлась Дроми, иона также не удержала волка самой крепкой оказалась третья цепь, Глейп- нир, выкованная по просьбе богов цвергами из шести су- тей» — шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор,
медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Асы надели эту цепь на волка, причем Тюру пришлось пожертвовать правой рукой, которую он положил Фенриру впасть в залог того, что богине обманут волка. Эта цепь будет удерживать Фенрира до конца времен в канун Рагнарек волк разорвет путы и вырвется на свободу.
В Младшей Эдде» имеется любопытный эпизод. Конунг Гюльви, выслушав рассказ Одина об усмирении вол Перевод АИ. Корсуна. Бюлейст — эпитет Одина, Лофт — другое имя Локи. Слейпнир — чудесный восьминогий конь Одина,
рожденный Локи, который превратился в кобылицу, от Свадиль- фари — жеребца великана-строителя Асгарда. — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ ка, спрашивает Отчего жене убили боги Волка, если ждут они от него большого зла Ответ Одина был краток Так чтили боги свое святилище и свой кров, что не хотели осквернять их кровью Волка, хоть и гласят пророчества, что быть ему убийцею Одина».
Единоборства Одина с Фенриром и Тора с Йормунган- дом в Рагнарек, завершающиеся гибелью противников, знаменуют одновременно краткое торжество хаоса и зарождение нового космоса. В современной политико-культуроло- гической терминологии (модель социомеханики) эти поединки и сам Рагнарек можно охарактеризовать как метафорическое описание фазового перехода от одной цивилизационной стадии к другой.
Фенрир нацепи и Тюр (штамп VIII в
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ Выше уже неоднократно упоминались цверги, они же карлики, искусные мастера, создатели многих сокровищ богов. Согласно эддическому мифу, они были созданы богами из костей и крови некоего Бримира или Блаина (вероятно, эпитет Имира):
Сошлись на судбище,
по лавам сели,
совет держали всевышние боги:
кому-то должно карликов сделать из крови Бримира,
из кости Блаина;
был Мотсогнир сделан и назван первым в народе цвергов,
вторым был Дурин,
по слову Дурина и прочих цвергов человекоподобных вылепили из глины…
1
Правда, Младшая Эдда» утверждает, что цверги первоначально были червями в теле Имира, но по воле богов Прорицание вельвы». — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ обрели человеческий разум и приняли облик людей. Перечень имен цвергов в Прорицании вельвы» любопытен для современного читателя тем, что там встречаются многие имена, знакомые ему по эпопее Дж. Р. Р. Толкина Властелин Колец»:
Нии да Ниди,
Нордри да Судри,
Аустри да Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивер, Бавер,
Бембур, Нори,
Ан да Анар,
Аи, Мьедвитнир,
Вейг и Гандальв,
Виндальв и Траин,
Текк и Торин,
Трор, Вити Лит,
Нар и Нирад
(ныне всех цвергов),
Регин и Радсвинн
(разом поименую),
Фили, Кили,
Фундин, Нали,
Хефти, Вили,
Ханар, Свиор,
Фрар и Хорнбори,
Фрег и Лони,
Аурванг, Яри,
Эйкинскьяльди;
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iа вот родословная
Ловара предков Потомков Двалина поименую,
чей род явился из камня земного,
пришел из трясины на песчаную землю:
Драупнир, во-первых,
Дольгтрасир тоже,
Хар и Храугспори,
Хлеванг, Глои,
Дори, Ори,
Дув и Андвари,
Скивир, Вивир,
Скафинн, Аи,
Альв, Ингви,
Эйкинскьяльди,
Фьялар и Фрости,
Фин и Гиннар Вот родословная
Ловара предков,
Пускай человеки до века хранят…
Цверги обитают в земле ив камнях, они боятся солнечного света, который обращает их в камень (этой особенностью цвергов воспользовался, едва лине единственный раз выказав хитрость, бог Тор, затянувший препирательство с
КРУГ ЗЕМНОЙ карликом Альвисом, который сватался к дочери бога, до самого рассвета).
Руками цвергов выкованы главные сокровища богов — копье Гун- гнир и золотое кольцо
Драупнир, золотые волосы Сив и вепрь с золотой щетиной, ожерелье
Брисингамен, молот
Мьелльнир и корабль
Скидбладнир. Двое цвергов, Фьялар и Галар,
изготовили мед поэзии.
В позднейшей фольклорной традиции цвер- ги превратились в карликов, или гномов, крохотных седобородых существ, отличающихся могучим телосложением и недюжинной физической силой зрелости они достигают трех лет отроду, а к семи годам у них отрастают седые бороды. Они добывают самоцветы и руду,
куют оружие, доспехи и украшения, зачастую наделяя свои изделия магическими свойствами. Отличительная черта в облике карликов — ступни, либо похожие на птичьи лапы (гусиные или вороньи, либо вывернутые задом наперед. Поэтому они носят плащи до пят. Считается, что узнать, карлик ли перед тобой, можно, если насыпать на дорогу пепел или муку, а потом внимательно рассмотреть следы.
Артур Рэкхем. Брюнхильд в языках пламени (ок. 1900 г
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iЦвергов в мифологических текстах иногда именуют черными или темными альвами, тем самым противопоставляя их, как обитающих в земле, альвам светлым — духам плодородия, обитающим в Асгарде. Правитель светлых аль- вов — божественный кузнец Велунд.
* * Рассказ о действующих лицах скандинавской мифологии будет неполным без упоминания об особой группе богинь — дис.
Дисы — низшие женские божества, по своим функциям непосредственно связанные с судьбой они определяют судьбы людей, прежде всего воинов. К дисам принадлежат нор- ны и валькирии.
Норны — богини судьбы, родственные греческим мой- рам и римским паркам. Их обиталище находится у корней ясеня Иггдрасиль, рядом с неким таинственным источником (в Прорицании вельвы» он назван источником Урд»,
по имени одной из норн). Их имена — Урд, то есть «судьба»
или прошедшее Верданди — становление или настоящее Скульд — долг или «будущее».
Согласно эддической песни Речи Фафнира» норн не три, а гораздо больше, причем они ведут свой род как от асов,
так и от альвов и даже от цвергов:
Сигурд сказал:
«Фафнир, скажи мне,
ты мудря слышали многое знаешь
КРУГ ЗЕМНОЙ кто эти норны,
что могут прийти к женам рожающим?»
Фафнир сказал:
«Различны рожденьем норны, я знаю, их родне единый:
одни от асов,
от альвов иные,
другие от Двалина»
1
В одной из героических песней Старшей Эдды», Первой песни о Хельги Убийце Хундинга», подробно рассказывается о том, как действовали норны, определяя человеческую судьбу:
Ночь была в доме,
норны явились судьбу предрекать властителю юному;
судили, что он будет прославлен,
лучшим из конунгов прозван будет.
Так нить судьбы пряли усердно,
что содрогались в Бралунде стены Перевод АИ. Корсуна. — Примеч. ред
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iнить золотую свили и к небу к палатам луны ее привязали.
На восток и на запад концы протянули,
конунга земли нитью отметили;
к северу бросила
Нери сестра нить, во владенье север отдав ему.
Что касается валькирий, эти богини, спутницы и помощницы Одина, также определяют человеческие судьбы однако если норны делают это при рождении человека, то валькирии решают, кому из павших в битве суждено попасть в Вальхаллу, а кто отправится в Хель. Всего валькирий двенадцать, у них ослепительно яркие голубые глаза и длинные светлые волосы, одеты они обычно в доспехи, на головах — рогатые шлемы, в руках — мечи и копья. В Вальхалле они услаждают слух эйнхериев музыкой и песнями. Старшая Эдда» называет валькирий по именам:
Христи Мглиста рог да подаст мне,
тож Секирница и Протыка,
Сечь и Сила,
Страдь и Дружина,
Мечезвоница и Копьемеча;
Фридрих фон Штассен. Золото Андвари (1914 г.).
Вверху изображены норны, прядущие нить судьбы,
внизу – хозяйка преисподней Хель.
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iа Защита и Щада,
и Советница тоже эйнхериям пиво несут
1
В героических песнях Старшей Эдды» валькирии носят другие имена, из которых наиболее известна Брюнхильд
(Сигрдрива Саги о Вельсунгах») — нареченная витязя Си- гурда (германского Зигфрида), который забыло ней, отведав напитка забвения, и женился на сестре короля гуннов
Гудрун. Обуреваемая местью, Брюнхильд подстрекает своего супруга Гуннара, брата Гудрун, убить Сигурда, а когда тот погибает, сама всходит на погребальный костери, согласно эддической песни Поездка Брюнхильд в Хель», попадает после смерти отнюдь не в Вальхаллу, а в преисподнюю.
В корпусе эддических текстов содержится и Песнь валькирий, замечательно характеризующая этих дев-вои- тельниц:
Соткана ткань большая, как туча,
чтоб возвестить воинам гибель.
Окропим ее кровью,
накрепко ткань стальную от копий кровавым утком битвы свирепой ткать мы должны.
Сделаем ткань из кишок человечьих Прорицание вельвы». — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ вместо грузил на станке — черепа,
а перекладины копья в крови,
гребень — железный,
стрелы — колки;
будем мечами ткань подбивать!..
Страшно теперь оглянуться смотри!
По небу мчатся багровые тучи;
У.Т. Мод. Скачка валькирий (ок. 1890 г
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iвоинов кровь окрасила воздух, только валькириям это воспеть!
Спели мы славно о конунге юном;
слава поющим!
Слышавший нас песню запомнит,
людям расскажет о том, что слышал от жен копьеносных!
Мечи обнажив,
на диких конях,
не знающих седел,
прочь мы умчимся
1
В этой песни, кстати сказать, отражено реальное историческое событие — битва, произошедшая в страстную пятницу г. при Клонтарве (Ирландия. В этой битве ирландский правитель Бриан ценой собственной смерти одержал победу над викингами — конунгом Сигтрюном и ярлом Си- гурдом. В Саге о Ньяле», в которой сохранилась эта песнь,
рассказывается о ряде знамений, предшествовавших этой битве. Так, некий человек по имени Дерруд видел, как двенадцать валькирий подъехали к дому, в котором стоял ткацкий станок, и, войдя в дом, стали ткать там ткань из человеческих кишок и спели эту зловещую песнь. Кончив ткать, они разорвали ткань на части и ускакали в разные стороны Перевод АИ. Корсуна. — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ По всей вероятности, к дисам принадлежит и вельва пророчица, которую Один вызвал из могилы, чтобы узнать у нее об участи Бальдра; Прорицанием вельвы» — песнью,
в которой излагаются космогония и эсхатология скандинавского мифологического мироздания, — начинается Старшая Эдда».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

перейти в каталог файлов
связь с админом