Главная страница

Королев. Скандинавская мифология. Энциклопедия. 5Содержание


Скачать 8,11 Mb.
Название5Содержание
АнкорКоролев. Скандинавская мифология. Энциклопедия.pdf
Дата10.04.2018
Размер8,11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKorolev_Skandinavskaya_mifologia_Entsiklopedia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43623
страница5 из 31
Каталогid17275610

С этим файлом связано 34 файл(ов). Среди них: Karl_Sagan_Kosmos.pdf, Karl_Sagan_-_Kontakt.pdf, Karl_Sagan_Golubaya_tochka_Kosmicheskoe_buduschee_chelovechestva, Pat_Averill_Sylvester_Hickmon_Debra_K_Yaun_-_Colored_Pencil_Step, Morrell_Wise_-_Drawing_With_Colored_Pencils.pdf, Petrukhin_Mify_drevney_Skandinavii.pdf, Debra_Kauffman_Yaun_-_Animals_in_Colored_Pencil.pdf и ещё 24 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
* * Многообразие персонажей скандинавской мифологической системы лишь на первый взгляд представляется хаотическим, лишенным какой бы тони было структуры.
Центральными персонажами этой мифологии, ее
«осью», безусловно выступают боги-асы, вокруг которых выстраиваются все мифологические сюжеты.
Как писал ЕМ. Мелетин- ский, боги противостоят враждебным хтоническим чудовищами йотунам; возвышаются над природными духами альвами и над карликами (цвергами), над женскими судьбоносными существами (валькириями и норнами), надземными героями. Высший пантеон богов в скандинавской кос-
К. Дилитц. Валькирия (ок. 1890 г
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iмотеогонии представлен как результат объединения двух групп богов — асов и ванов после войны, точнее, как результат ассимиляции асами ванов — весьма ограниченной категории божеств, связанных с аграрными культами, наделенных магическими пророческим даром, сакральным миролюбием Во многих текстах боги и асы — синонимы, так как ваническая аграрная мифология подчинена одиниче- ской, то есть небесно-хтонической, воинской и «шаманской»
мифологии Одина…»
Как ясень Иггдрасиль соединяет собой все девять миров, таки боги-асы, прежде всего Один, Тори Локи, выступают связующим звеном различных событий, укладывающихся благодаря посредничеству богов в единый, выра- женно эсхатологический сюжет
Глава РЕЧИ ВЫСОКОГО:
о важнейших деяниях богов
Боги и культурные герои. — Сотворение мира. Оживление первых людей. — Многоликий и многоимен-
ный Один. — Обретение рун мудрости. — Добывание
меда поэзии. — Смерть Бальдра и разговор с вель-
вой. — Тор-защитник. — Возвращение Мьелльнира. Единоборство с Гейрредом. — Скачка Хрунгнира. Испытания у Скрюмира. — Тори Хюмир. — Странствия Хеймдалля-Рига. — Злокозненный Локи. Строительство Асгарда. — Похищение Идунн. — Перебранка Локи. — Наказание Локи. — Понятие судьбы в скандинавской традиции.
Во всякой мифологической системе — будь это мифология индийская, японская, мезоамериканская, египетская,
классическая, славянская или скандинавская — важнейшим божественным деянием является творение мира. За миротворением же традиционно следует мироустройство — освоение и обустроение сотворенного мироздания.
Не менее традиционно обустройством мира занимаются уже не сами боги, а их младшие помощники — культурные герои, которые добывают или впервые создают для людей разнообразные предметы обихода, устанавливают
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iправила социальной организации, обучают ремеслами т. д.
Свою добычу культурный герой, как правило, либо находит, либо похищает. Иногда он также сражается со стихийными силами, которые олицетворяют первоначальный хаос,
и способствует тем самым торжеству космоса, те. установленного миропорядка. Типичные примеры культурных героев греческий Прометей, принесший людям огонь, греческий же Геракл, усмиривший хтонических чудовищ (знаменитые двенадцать подвигов Геракла, финский Ильмари- нен, выковывающий чудесную мельницу Сампо. В некоторых же мифологических системах — ив частности, в скандинавской подвиги культурных героев свершают сами боги Тор сражается с хтоническими чудовищами, подобно шумеро- аккадскому Мардуку, а Один, к примеру, приносит в мир магическую мудрость рун и мед поэзии.
Бог — творит. Культурный герой — добывает. Мифология, объединяющая водном лице функции божества и культурного героя, творца и добытчика, тем самым приближает богов к бытованию мира, делает их непосредственными участниками цивилизационного процесса, а следовательно, изначально вводит в божественную тему творения эсхатологический мотив боги принадлежат сотворенному ими миру и гибнут вместе с ним 1
Любопытно, что в скандинавских сагах, особенно относящихся к мифическому времени, прежде всего — в прологе к
«Младшей Эдде» ив Саге об Инглингах» — боги эвгемери- стически толкуются как первопредки и культурные герои, выходцы из Азии (отсюда их прозвище — асы, первые правители шведов и норвежцев. В Саге об Инглингах» говорится Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии [асы-спутни- ки Одина, от лат. Dii — боги. — Ред пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех
КРУГ ЗЕМНОЙ В сотворении скандинавского мироздания участвовали трое богов — Один и его братья Вили и Ве, которые вдаль- нейшем не упоминаются. Они создали мир из расчлененного тела инеистого великана Имира, дали жизнь цвергам (и,
возможно, альвам), подняли в небо светила и установили ход времени. Как говорится в Младшей Эдде», они дали место всякой искорке одни укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили путь. И говорят в старинных преданиях, что стой поры и ведется счет днями годам».
Следующим деянием богов было оживление первых людей. На сей раз Одину помогали Локи (Лодур) и Хенир,
вместе с которыми Отец богов странствовал по свету (впрочем, в Младшей Эдде» утверждается, что и это деяние Один совершил вместе с Вили и Ве). В Старшей Эдде» оживление людей описано таки от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было также складно, как в том, что теперь называется поэзией. Они его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных
Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки.
Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками».
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iКак-то раз вышли триаса к морю,
благие, могучие шагали по свету,
нашли на отмели двух неживущих,
Аска и Эмблу,
Судьбы не обретших, Души не имели,
ума не имели,
ни крови движенья,
ни цвета живого:
душу дал Один,
разум дал Хенир,
кровь же дал Лодур и цвет живого…
1
В этом мифе присутствует один из наиболее распространенных мифологических мотивов — доделывание незавершенных существ, в данном случае — древесных прообразов. В известной степени можно сказать, что уже здесь, фактически на заре творения, Один приобретает, в дополнение к божественным, функции культурного героя.
Что касается «древесности» первых людей, можно предположить неявную связь между ними и мировым древом ясенем Иггдрасиль; по крайней мере, Аска вполне возможно толковать как побег или ветку мирового древа. Лю-
1
Прорицание вельвы». Аск — ясень, Эмбла — ива. — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ iбопытно, что душу (которая, собственно, и делает человека человеком) дает первым людям Один, также связанный с мировым древом.
Вообще, Один — центральный персонаж скандинавской мифологии, ее движущая сила, ее стержень никакое мифологическое событие не обходится без его явного или опосредованного участия. Он — Отец богов и одновременно Всеотец, беспрестанно вмешивающийся вдела Один, Тори Фрейр. Гобелен (XII в.).
Один держит в руках топор и копье, в руках у Тора молот Мьелльнир,
Фрейр держит колос. Стилизованное дерево слева от Одина ясень Иггдрасиль.
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iбожеств и людей порой создается впечатление, что он предпринимает те или иные действия лишь ради того,
чтобы не заскучать самому и не дать заскучать другим.
Так, именно по наущению Одина Локи крадет у Фрейи чудесное ожерелье Брисингамен, за которое потом Локи пришлось сражаться с Хеймдаллем у камня Сингастейн,
причем оба бога приняли обличья тюленей. Именно Один начал войну между асами и ванами, бросив в ванов свое магическое копье Гунгнир, обладавшее свойством возвращаться к владельцу после броска, как бумеранги не знавшее промаха. Именно Один затевает распрю конунгов Хе- дина и Хегни, в результате которой гибнет дружина Хьяд- нингов (вариант эйнхериев); валькирия Хильд, из-за которой и вспыхнула распря, своим колдовством пробуждает мертвецов, и наследующую ночь они вновь вступают в бой, которому суждено длиться вечно. Наконец, именно
Один ведет Сигурда — героя скандинавского героического эпоса — к его трагической судьбе.
Один многолики носит множество имен. Чаще всего его описывают как высокого старика в широкополой шляпе, закрывающей лицо, ив просторном синем плаще;
впрочем, он с такой легкостью меняет облик, что его, как свидетельствует эддическая Песнь о Харбарде», неспособен узнать даже его собственный сын Тор. Как правило,
Одина опознают по той самой широкополой шляпе — или по чудесному восьминогому коню Слейпниру, или же по сопровождающим верховного бога воронами волкам.
Имена воронов — Хугин и Мунин, то есть Думающий и
«Помнящий», а имена волков — Гери и Фреки, то бишь
«Жадный» и Прожорливый. Что же до имен самого
Одина, их перечень содержится в Речах Гримнира»:
КРУГ ЗЕМНОЙ Вот лик свой явил я чадам божьим,
да явится помочь победных,
дабы все асы вместе воссели на скамьи Эгира в застолье Эгира!
Я — Грим-личина и Ганглери-странник,
Вождь — мне имя,
тож Шлемоносец,
Друг и Сутуга,
Третей и Захват,
Высокий и Слепо-Хель,
Истый, Изменный,
Истогадатель,
Радость Рати и Рознь,
тож Одноглазый,
тож Огнеглазый,
Злыдень и Разный,
Личина и Лик,
Морок и Блазнь,
Секиробородый,
Даятель Побед,
Широкополый, Смутьян,
Всебог и Навь-бог,
Всадник и Тяж-бог, вовек не ходил я среди человеков,
своих не меняя имен
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iНыне у Гейреда я — Гримнир-личина;
я же у Эсмунда был
Мерин, впрягшийся в сани, Кормилец;
я на тинге — Цветущий,
я же в битве — Губитель;
Ярый, Равный,
Вышний, Брадатый,
Посох и Щит для богов.
Звал меня Секкмимир
Узд и Обузд,
я же стар-йотуна перехитрили победил я один на один славного Мидвиднир-сына…
Один я ныне,
доныне — Игг страшный,
Сутуга — допрежде того,
Сторожкий и Конунг,
Сплетель и Тайный,
Гаут и Мерин в богах,
Снотворец и Витень и все они, знаю, ныне во мне едины!
Одно из этих имен, конкретно — Одноглазый, связано с мифом об обретении Одином предвечной мудрости инеистых великанов. Миф гласит, что Один отдал свой глаз великану Мимиру за право испить из охраняемого ве-
Один и его вороны – Хугин (слева) и Мунин.
Иллюстрация к Младшей Эдде» (1760 г
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iликаном источника мудрости (правда, стих из Прорицания вельвы» пьет мудрый Мимир мед ежеутренне с Одинова заклада можно толковать итак, что это Мимир приобщается к мудрости, исходящей от глаза Одина). Подругой версии мифа,
ради великанской мудрости Один принес самого себя в жертву и провисел девять дней, пронзенный собственным копьем, на ясене Иггдрасиль. В итоге этой шаманической инициации (не будем забывать, что Один — бог-колдун, носитель магии гальдр) он получил право испить священного меда из рук своего деда, хримтурса Бельторна, после чего
Бельторн передал внуку магические руны:
Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе жена дереве том,
чьи корни сокрыты в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их подняли с древа рухнул
КРУГ ЗЕМНОЙ Девять песен узнал я от сына Бельторна,
Бестлы отца,
меду отведал великолепного,
что в Одрерир налит…
Руны найдешь и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасила создали боги и Один их вырезал…
Умеешь ли резать?
Умеешь разгадывать?
Умеешь окрасить?
Умеешь ли спрашивать?
Умеешь молиться и жертвы готовить?
Умеешь раздать?
Умеешь заклать?
1
Мед поэзии — еще одно деяние культурного героя Один добыл, соблазнив дочь хранителя меда, великана Сут- тунга. Наиболее подробно миф о меде поэзии изложен в
«Младшей Эдде».
1
Речи Высокого. Перевод АИ. Корсуна. Одрерир — один из трех сосудов, в которых мед поэзии хранился у великана Сут- тунга. — Примеч. ред
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iПо мифу, после войны асов сванами боги в знак вечного мира смешали в чаше свою слюну и создали из нее Ква- сира — наполовину вана». Этого Квасира впоследствии убили карлики Фьялар и Га- лар, которые из его крови, смешанной с пчелиным медом, приготовили мед поэзии и разлили его в три сосуда —
Одрерир (приводящий дух в движение, Сон
(«кровь») и Бодн. Когда же кровожадные карлики убили и великана
Гиллинга, им пришлось заплатить виру (выкуп за убийство) сыну убитого Суттунгу и отдать тому мед поэзии. Сут- тунг укрыл сосуды с медом в скале, а сторожить их поставил свою дочь Гуннлед.
Один обманом поступил в услужение к Бауги, брату Сут- тунга, и выговорил себе наградой за службу глоток меда.
Впрочем, Суттунг не принял договора Одина с Бауги, итог- да бог буравом Рати пробурил скалу, в обличье змеи проник в отверстие и провел три ночи с Гуннлед, а затем, с разрешения дочери великана, тремя глотками осушил три со-
Б. Фогельберг. Одинок г
КРУГ ЗЕМНОЙ суда с медом. Выбравшись из скалы, он превратился в орла и улетел в Асгард, где ивы- плюнул весь мед в чашу. Как заключает Младшая Эдда»,
Один отдал мед асами тем людям, которые умеют слагать стихи»
1
Исследователи видят параллель между мифами о получении рун и о добывании меда поэзии. В обоих случаях результатом является обретение мудрости. Гора, в которой
Суттунг скрывал сосуды с медом, может толковаться как вариант мирового древа, тем паче что Один, добывая мед,
принимает образы тех животных (орла и змеи, которые связаны с мировым древом.
Мед поэзии, этот экстатический источник мудрости и обновления жизненных и магических сил (ЕМ. Меле- тинский), обладает несомненным сходством с нектаром, который пьют греческие боги, с амритой — священным напитком индийских богов, и хаомой — священным напитком бо-
Квасир.
Иллюстрация к Младшей Эдде»
(1760 г «Эдда» также упоминает, что часть меда, торопясь избавиться от похищенного, пока его не настиг Суттунг, Один изверг через задний проход. Этот мед не был собран, его брал всякий,
кто хотели мы называем его долей рифмоплетов
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iгов иранских. Кроме того, этот священный мед является источником жизни в скандинавском мифологическом мироздании недаром в песнях Старшей Эдды» подчеркивается,
что ствол и листья Иггдрасиля покрыты медвяной росой,
что мед пьют бог Хеймдалль и великан Мимир, что медвяным молоком козы Хейд- рун поят эйнхериев в Валь- халле.
Когда Одину что-ни- будь нужно, они в этом они весьма схожи с Локи)
готов добиваться цели любыми средствами. Миф о добывании меда поэзии характерный тому пример.
Одина никак нельзя назвать справедливым богом или богом добродетели он коварен и даже злонаме- рен. Среди исследователей встречается гипотеза, что
Один приложил руку к убийству любимого всеми асами своего сына Бальдра;
высказывались мнения,
что слепой бог Хед, поразивший Бальдра, — ипостась самого Одина, указывали и на тесную связь между Одином и Локи,
подговорившим Хеда выстрелить в Бальдра.
Тор с молотом Мьелльнир.
Бронзовая статуэтка (X в
КРУГ ЗЕМНОЙ И тем не менее, несмотря на свое двуличие и эгоизм,
Один — верховный бог скандинавского пантеона, божество войны и военной дружины, бог, решающий судьбы воинов, дарующий победы и поражения, покровитель героев и родоначальник нескольких знатных родов (датский королевский род Скьельдунгов, род Вельсунгов, из которого происходил Сигурд), учредитель воинских инициаций, бог неба, олицетворение духовной власти и мудрости по трехчленной структуре индоевропейских мифологий,
выделенной Ж. Дюмезилем.
Совсем другой характеру прямодушного и доблестного
Тора. Тор — бог грома и молнии, обладатель чудесного молота Мьелльнир, которым он побеждает чудовищ, норовящих уязвить богов и людей. Этот молот, как и другие сокровища богов, выкован цвергами; самоназвание молота —
Мьелльнир — этимологически тождественно русскому
«молния». Священные животные Тора — козлы, двое козлов влекут его упряжку, их имена — Тангниостр и Тангрис- нир; в том, что бог грозы владеет козлами, исследователи видят причастность бога-громовника к плодородию козел олицетворение любострастия и земного плодородия).
В мифах Тор выступает как защитник Асгарда и Мид- гарда, он не меняет сторон, как Один или Локи, для него невозможны союзы с йотунами (хотя, впрочем, одного из своих сыновей, а именно Магнии, он зачал с великаншей
Ярнсаксой). Как бог-защитник, Тор в известной степени примеряет на себя функции культурного героя, наподобие греческого Геракла он сражается с хтоническими чудовищами, олицетворяющими хаос, и тем самым способствует
упорядочению мироздания.
Главный сюжет мифов, связанных с Тором, походы бога на восток, в страну великанов. Так, когда йотуны похи-
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iтили молот Мьелльнир (как замечает ЕМ. Мелетинский,
«в основе мифа. — Ред — мотив похищения громового инструмента демонами, Тор отправился выручать свое оружие. От Локи, который в пернатом наряде богини Фрейи облетел мир, стало известно, что молот находится в Йотун- хейме, у великана Трюма, который так похвалялся своим деянием:
Я Хлорриди молот украли укрыл на восемь поприщ в землю вкопал, никто недостанет оттуда его,
покуда не станет мне
Фрейя женой
1
По совету Хеймдалля (Фрейя решительно отказалась выходить за великана) Тор отправился в Йотунхейм в наряде невесты, а сопровождать его вызвался хитроумный Локи:
Надели на Тора покров невестий,
на шею повесили
Брисингов гривну,
сбоку бренчала связка отмычек,
под бабьим подолом упрятались ноги Песнь о Трюме. Хлорриди — одно из имен Тора. — Примеч. ред
КРУГ ЗЕМНОЙ на грудь нацепили камней драгоценных,
а на макушку приличный убор.
Локи промолвил,
сын Лаувейи:
«А я при невесте буду подружкой,
поедем-ка вместе мы в Йотунхейм»
1
По прибытии невесты в Йотунхейм великан Трюм устроил свадебный пир, на котором его сильно смутил аппетит «невесты»:
К вечеру дело,
йотуны сели,
пиво пили,
гостей угощали:
быка и восемь пожрал лососей,
и все гостинцы Песнь о Трюме. Брисингов гривна — ожерелье Брисингамен,
атрибут Фрейи. — Примеч. ред.

Фридрих фон Штассен. Фрейя (1914 г
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iчто были для женщин,
и меду три бочки выпил муж Сив.
Трюм промолвил,
йотун-владыка:
«Можно ль невесте так много ести?
Кто из невест столько наест и меду напьет за один присест!»
А при невесте подружка премудрая,
тут же сказала йотуну слово:
«Фрейя не ела восемь ночей вот как хотела попасть в Йотунхейм!»
После пира Трюм потребовал от слуг принести молот
Мьелльнир — для освящения брачного союза. Едва молот принесли, Тор сбросил бабий наряди принялся избивать великанов:
У Хлорриди сердце в груди взыграло,
когда крепкохрабрый схватился за молот:
Трюм пал первым
КРУГ ЗЕМНОЙ iйотун-владыка,за ним же сгинул весь йотунский род.
Убил и старуху,
сестрицу йотуна,
что у невестки подарка просила:
удар получила заместо дара,
могучим молотом заместо золота.
Так Одинов сын молот вернул.
Другой поход Тора в Йотунхейм был предпринят для мести за Локи, пойманного в обличье сокола великаном
Гейрредом. Согласно Младшей Эдде», Гейрред три месяца держал Локи в сундуке и морил его голодом, и бог сумел освободиться, лишь открыв, кто он такой, и пообещав привести к Гейрреду Тора без молота и без Пояса Силы. Тор оставил в Асгарде все свое оружие, но по путина восток встретил великаншу Грид, мать бога Видара, которая поведала ему всю правду о Гейрреде, что, мол, великан очень хитроумен и трудно с ним справиться и дала богу собственный Пояс Силы, железные рукавицы и свой посох. В Йо- тунхейме, в палатах Гейрреда, Тора позвали позабавиться играми. Гейрред швырнул в бога раскаленный брусок железа, однако Тор перехватил этот брусок железными рукавицами и кинул обратно в великана железо пробило столб,
за которым прятался Гейрред, и поразило великана насмерть
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iЕще с одним великаном, Хрунгниром, Тор схватился в стенах Асгарда, где Хрунгнир очутился, увлекшись погоней за Одином: конь Хрунгнира Золотая Грива пытался догнать божественного коня Слейпнира. Радушно принятый асами,
великан захмелел от поднесенного пива и стал похваляться своими намерениями поднять всю Вальхаллу и унести в
Йотунхейм, потопить Асгард и поубивать всех богов, кроме
Фрейи и Сив, а их — взять к себе. Разгневанный Тор хотел было покарать Хрунгнира на месте, но тот отговорился тем,
что безоружен, и вызвал бога на поединок у Каменных Дворов в Йотунхейме. Тор явился в назначенное место со своим слугой Тьяльви, а на подмогу Хрунгниру, сильнейшему среди них, прочие йотуны слепили глиняного человека
Меккуркальви девяти поприщ ростом и трех поприщ в об-
М.Э. Винге. Тори великаны (ок. 1900 г. ).
КРУГ ЗЕМНОЙ хвате. Тор метнул в великана свой молота Хрунгнир бросил навстречу точило в воздухе точило и молот столкнулись, точило раскололось пополам, один его кусок упал на землю, из него-то и образовались все кремневые скалы, а второй вонзился Тору в голову. Молот же Мьелльнир раскроил Хрунгниру череп, и великан рухнул наземь, причем одна его нога придавила Тора.
Снять эту ногу пытался и Тьяльви, и все асы, но получилось это лишь у сына Тора Магнии, которому в ту пору было всего три ночи отроду. Тьяльви же одолел Меккур- кальви. Осколок точила таки остался в голове Тора, поэтому, как замечает Младшая Эдда», следует остерегаться бросать точило поперек пола тогда точило шевелится в голове у Тора».
Тьяльви вместе со своей сестрой Ресквой сопровождал
Тора ив том походе, когда богу выпало соперничать с правителем Йотунхейма великаном Утгарда-Локи; сними были Локи. По дороге все они заночевали в некоем доме, который, как выяснилось поутру, оказался наделе рукавицей
Скрюмира — то бишь Утгарда-Локи. В Йотунхейме Утгар- да-Локи предложил Тору посостязаться в каком-нибудь искусстве или хитрости. Локи и великан Логи («пламя»)
соревновались, кто скорее съест корыто, наполненное мясом, и победа осталась за Логи. Тьяльви состязался в резвости с великаном Хуги (мысль) — и тоже уступил. А самому Тору пришлось выпить из штрафного рога, причем
Утгарда-Локи прибавил Считается, что тот горазд пить из этого рога, кто осушит его с одного глотка. Другим на то надобно два глотка, и не найдется такого, у кого не достало бы силы опорожнить его с третьего разу. Тору показалось,
что рог невелики он сделал большой глоток когда же перехватило у него дыхание ион отвалился отрога и смотрит
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ iкак идет дело, видит он, что воды против прежнего почти не убавилось. Потом Тору предложили поднять серую кошку Но чем выше он поднимал кошку, тем больше выгибалась она в дугу. И когда он поднял ее так высоко, как только мог, она оторвала от земли одну лапу. И больше у Тора так ничего и не вышло. Последним испытанием стала борьба со старухой-великаншей Элли (старость в «Младшей
Эдде» говорится Чем больше силился Тор повалить старуху, тем крепче она стояла. Тут стала наступать старуха, и
Тор еле удержался на ногах. Жестокою была схватка, да недолгою упал Тор на одно колено».
Молот Мьелльнир. Серебряный кулон (X в
КРУГ ЗЕМНОЙ При прощании Утгарда-Локи открыл раздосадованному богу правду Логи, победивший Локи, на самом деле был огнем и сжег не только мясо, но и само корыто Хуги,
состязавшийся с Тьяльви, был мыслью Утгарда-Локи, и нельзя было ждать от Тьяльви, чтобы он поспорил с ней вскорости Тор пил из рога, другой конец которого окунули в море, потому-то воды в нем не убавлялось серая кошка, которую силился поднять Тор, в действительности была мировым змеем Йормунгандом, причем у змея едва достало длины удержать на земле хвост и голову наконец, старуха, с которой боролся бог, — некто иная, как старость, и удивительно, что Тор упал только на одно колено:
«Ведь не бывало еще человека, которого не свалила бы старость, если он вообще доживет до преклонных лет. По словам великана, знай он наперед, сколь велика сила
Тора, он низа что не подпустил бы бога близко к своим владениям.
С мировым змеем Тор, согласно мифам, сражается трижды в доме Утгарда-Локи, вовремя рыбалки с великаном
Хюмиром ив Рагнарек — битве перед концом света. О последнем поединке речь пойдет в следующей главе, что же касается рыбалки Хюмира», она стала излюбленной темой
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

перейти в каталог файлов
связь с админом