Главная страница

1. А. Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Оглавление Предисловие ко второму изданию. Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте


Название1. А. Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Оглавление Предисловие ко второму изданию. Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте
АнкорA_E_Lichko_Psikhopatii_i_aktsentuatsii_kharaktera.pdf
Дата20.11.2016
Размер1,3 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаA_E_Lichko_Psikhopatii_i_aktsentuatsii_kharaktera.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#5925
страница1 из 16
Каталогartem.zharikov

С этим файлом связано 86 файл(ов). Среди них: Карвасарский Б. Д. - Психотерапевтическая энциклопедия.doc, Баскаков В.Ю. - Хрестоматия по телесно-ориентированной психотера, Selchenok_K_V_Psikhosexologia_Khrestomatia.pdf, Терапевтические стратегии в острой наркологической практике.pptx, Баскаков В.Ю. - Хрестоматия по телесно-ориентированной психотера, karvasarskij_psihoterapevticheskaja_enciklopedia.doc, Byudzhental_Dzh_-_Iskusstvo_psikhoterapevta.pdf и ещё 76 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

1. А. Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Оглавление Предисловие ко второму изданию. Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Разграничение психопатий по тяжести и акцентуации по выраженности. Разграничение психопатий и психопатоподобных расстройств по причине возникновения. .. Особенности динамики психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. ...... Глава II. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков .................................................................................................................................................................... Биологические основы. ................................................................................................................... Акселерация и инфантилизм. ........................................................................................................ Социопсихологические особенности подросткового возраста как причины нарушений поведения. ............................................................................................................................................ Реакция эмансипации. .................................................................................................................... Реакция группирования со сверстниками. .................................................................................... Реакция увлечения — "хобби-реакция". ....................................................................................... Реакции, обусловленные сексуальным влечением. .................................................................... Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте. ....................................................... Особенности патологических реакций. ......................................................................................... Глава III. Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение. ............. Побеги из дому и бродяжничество. ............................................................................................... Ранняя алкоголизация как форма токсикоманического поведения. .......................................... Девиации сексуального поведения. .............................................................................................. Суицидальное поведение. Глава IV. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. ....................................................................................................................... Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера. ... 42
Гипертимный тип. ............................................................................................................................ 46
Циклоидный тип. Лабильный тип. ................................................................................................................................ 54
Астеноневротический тип. .............................................................................................................. Сенситивный тип. ............................................................................................................................ Психастенический тип. .................................................................................................................... Шизоидный тип. ............................................................................................................................... 69
Эпилептоидный тип. ........................................................................................................................ 75
Истероидный тип. ............................................................................................................................ Неустойчивый тип. .......................................................................................................................... Конформный тип. ............................................................................................................................ Смешанные типы. ........................................................................................................................... Глава V. Психопатические развития и виды неправильного воспитания. Основные критерии диагностики психопатических развитий. ......................................................................... 95

Гипопротекция. ................................................................................................................................ Доминирующая гиперпротекция. ................................................................................................... Потворствующая гиперпротекция. ................................................................................................. Эмоциональное отвержение. ....................................................................................................... 101

2. Условия жестоких взаимоотношений. ......................................................................................... Повышенная моральная ответственность. ................................................................................. Другие типы неправильного воспитания. .................................................................................... Глава VI. Органические психопатии. Общие сведения и критерии диагностики. .............. Неустойчивый тип. ........................................................................................................................ 107
Эпилептоидный тип. ...................................................................................................................... 108
Истероидный тип. .......................................................................................................................... Шизоидный тип. ............................................................................................................................. Глава VII. Психопатоподобные нарушения при шизофрении у подростков. Общие сведения. ................................................................................................................................................ 112

Психопатоподобная форма вялотекущей шизофрении. ........................................................... 112
Психопатоподобные дебюты прогредиентной шизофрении. .................................................... 120
Психопатоподобный тип ремиссии. ............................................................................................. Заключение. ...................................................................................................................................... 121
Предисловие ко второму изданию. С момента выхода первого издания этой книги прошло шесть лет. За эти годы подростковая психиатрия как особая область получила широкое признание в нашей стране. В крупных психиатрических больницах одно за другим стали открываться специальные подростковые отделения, в психоневрологических диспансерах — подростковые кабинеты. Быстро возросло число публикаций по вопросам подростковой психиатрии. При этом широкий круг психопатических расстройств по-прежнему остается ее центральной проблемой. Потребность в новом издании данной книги возникла не только в связи стем, что первое издание (1977) сразу разошлось и не смогло удовлетворить растущего интереса к проблеме психопатических нарушений поведения в подростковом возрасте как у психиатров, таки у врачей других специальностей, а также среди представителей различных профессий, имеющих дело с подростками. Дело еще в том, что прошедшие несколько лет были годами быстрого развития и накопления знаний о специфике нервно-психических расстройству подростков, особенно в области психопатий и психопатоподобных состояний. Это потребовало значительной переработки книги для второго издания — более третьей ее части написано заново. Первое издание вышло в период, когда акселерация развития подростков достигла своего апогея — масса физически рано повзрослевших высокорослых подростков производила сильное впечатление на предшествующие поколения, словно наглядно подтверждая, что человечество вступило в эпоху научно-технической революции и бурного социально-экономического развития. С акселерацией был сопряжен ряд неожиданных социально-психологических проблем — большой разрыв между ранним физическим созреванием и социальной зрелостью, распад одной возрастной когорты подростков на акселлерированных и инфантильных, что создавало определенные трудности для их социальной адаптации. Отсюда последовал ряд нарушений поведения разных степеней — от ярких картин заострившихся в проявлениях психопатий до преходящих отклонений от общепринятого модуса поведения на фоне крайних вариантов нормы в отношении становления характера. Для обозначения последних нами был использован термин акцентуации характера вместо нередко бытующего психопатические черты, чтобы подчеркнуть их принадлежность к крайним вариантам нормы, а не к зачаткам патологии. Сначала х годов акселерация физического развития подростков как будто пошла на спад. Тем не менее психопатии и психопатоподобные нарушения остаются одной из важнейших проблем подростковой психиатрии. Однако наряду с конституциональными психопатиями и нарушениями поведения на фоне акцентуаций характера на первый план стали выдвигаться иные психические расстройства — психопатоподобная вялотекущая шизофрения, психопатоподобные нарушения на фоне дебильности и резидуальных органических поражений головного мозга. Если дебильность в подростковом возрасте не представляет диагностических трудностей, а выявление резидуальных органических изменений мозга требует лишь тщательного обследования, то дифференциальный диагноз при вялотекущей психопатоподобной шизофрении у подростков может быть одной из самых трудных диагностических задач в психиатрии. Это побудило включить во второе издание новую главу о психопатоподобной вялотекущей шизофрении.

3. В последние годы стало особенно очевидным, что решающую роль в случаях психопатических развитии («патохарактерологических формирований) у подростков играет неправильное воспитание. Поэтому виды неправильного воспитания были поставлены во главе угла переработанной главы о психопатических развитиях у подростков. Сложную проблему представляют смешанные типы психопатий и акцентуаций характера. Для разработки психотерапевтических программ и медико-педагогических рекомендаций важна непросто констатация смешанного типа («микста»), но и знание того, из черт каких типов это сочетание складывается. Поэтому расширена глава IV, где при описании основных типов психопатий и акцентуаций добавлены иллюстрации различных вариантов смешанных типов. В конце этой главы рассмотрена данная проблема в целом (типы промежуточные и амальгамные. Переработана также глава о подростковых поведенческих реакциях. Теперь она посвящена биологическими социально-психологическим основам нарушений поведения. Мы также сочли необходимым дать впервой главе четкое определение понятия акцентуация характера, чтобы избежать его использования в качестве клинического диагноза. В Заключении добавлена схема предлагаемых психотерапевтических программ при разных типах психопатий и акцентуаций характера. Литературный указатель дополнен работами последних лет. Надеюсь, что второе издание — дополненное и переработанное — послужит полезным пособием всем, для кого важны проблемы подростковой психиатрии. Автор Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), определяют весь психический облик индивидуума, накладывая навесь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениями мешают приспособляться к окружающей среде. Эти три критерия были обозначены О. В.
Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных ив самых чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дому, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, способный отлично ужиться в хорошем интернате
— все они не должны причисляться к психопатам, даже если подростковый период проходит у них под знаком нарушенной адаптации. Относительная стабильность черт характера в этом возрасте является менее доступным для оценки психопатий ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько- нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены его типа. Если очень общительный, живой, шумливый, неугомонный ребенок превращается в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то как бы ни были выражены патологические черты характера, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии. Говоря об относительной стабильности, следует учитывать, однако, три обстоятельства. Первое — подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов здесь заостряются. Второе — каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования. Шизоида можно увидеть с первых лет жизни — такие дети любят играть одни. Психастенические черты нередко расцветают

4. в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности. Неустойчивый тип выдает себя либо уже при поступлении в школу с необходимостью сменить удовольствие игр на регулярный учебный труд, либо с пубертатного периода, когда спонтанно складывающиеся группы сверстников позволяют вырваться из-под родительской опеки. Гипертимный тип становится особенно ярко выраженным с подросткового возраста. Циклоидность, особенно у девочек, может проявиться сначала полового созревания, но чаще она формируется позже, уже в молодые годы. Сенситивный тип складывается обычно лишь к 16—19 годам — в период вступления в самостоятельную жизнь с ее нагрузкой на межперсональные отношения. Паранойяльная психопатия крайне редко встречается у подростков, максимум ее развития, как известно, падает налет. Третье — существуют некоторые закономерные трансформации типов характера в подростковом возрасте. С наступлением полового созревания наблюдавшиеся в детстве гипертимные черты характера могут смениться очевидной циклоидностью, недифференцированные невротические черты — психастеническим или сенситивным типом эмоциональная лабильность заслониться выраженной истероидностью, к гипертимности присоединиться черты неустойчивости и т. п. Все эти трансформации могут произойти в силу как биологических, таки социальных (особенности воспитания прежде всего) причин. Социальная дезадаптация в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период. В силу только особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей подросток не удерживается нив школе, нив ПТУ, быстро бросает ту работу, куда еще только что поступил. Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников — страдающий психопатией подросток либо вообще неспособен устанавливать сними контакты, либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами — небольшой группой подростков, ведущей аналогичный, большей частью асоциальный образ жизни. Таковы три критерия — тотальность, относительная стабильность и социальная дезадаптация, позволяющие диагностировать психопатии. Но как оценить те отклонения характера, которые удовлетворяют лишь одному или двум из этих критериев С самого начала становления учения о психопатиях возникла практически важная проблема — как разграничить психопатии как патологические аномалии характера от крайних вариантов нормы. Еще в 1886 г. В. М. Бехтерев упоминало переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием, о том, что психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется. В 1894 г. бельгийский психиатр
Dalemagne (цит. по О. В. Кербикову, 1961) выделил, наряду ст. е. неуравновешенными (термин во французской психиатрии того времени, аналогичный
«психопатиям»), еще и «desequilibrants», те. легко теряющих равновесие. Подобные случаи Е.
Kahn (1928) назвал «дискордантно-нормальными», П. Б. Ганнушкин (1933) латентными психопатиями». Было предложено много других наименований, но наиболее удачным нам представляется термин К. Leonhard (1968) — акцентуированная личность. Это наименование подчеркивает, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о зачатках патологии («предпсихопатии» по Ми что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Однако правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Личность — понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т. п. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое — уже при повзрослении. Именно типы характера, а не личности в целом описаны K. Leonhard, именно особенности характера отличают в его описаниях один тип от другого. Для подросткового возраста, во всяком случае, термин акцентуация характера является наиболее точным. В детском возрасте, по справедливому замечанию В. В. Ковалева (1981), не сформирован еще и тип характера, и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах. При акцентуациях характера его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное—
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом