Главная страница

Словарь психологических терминов. 1. Апперцепция лат ad к, perceptio восприятие зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей


Скачать 219,11 Kb.
Название1. Апперцепция лат ad к, perceptio восприятие зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей
АнкорСловарь психологических терминов.pdf
Дата01.08.2017
Размер219,11 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSlovar_psikhologicheskikh_terminov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#29796
Каталогvassily1348

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: IFootball.gif, DKR-LA-E-2_001-200_-varianty.pdf, ma-03_---_Issledovanie_funktsy_ne_ispolzuyusche.pdf, Chinese_for_business_communuications.pdf, LA-02.pdf, F_Scott_Fitzgerald_-_The_Great_Gatsby.pdf, DKR-LA-E-1_-_varianty.pdf, ma-01_---_Predel_posledovatelnosti.pdf, LA-01.pdf, Belyy-Klyk.pdf и ещё 61 файл(а).
Показать все связанные файлы

1. Апперцепция [лат. ad — к, perceptio — восприятие] — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
2. Архетипы - структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества.
3. Аффект [лат. affectus — душевное волнение, страсть] — сильная, взрывного характера, относительно кратковременная эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями как в физиологическом состоянии организма,
4. Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета
5. Воля — свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.
6. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
7. Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.
8. Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
9. Инсайт [англ. insight — понимание] — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
10. Интеллект [лат. intellectus — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
11. Интерференция [лат. inter — между, ferens (ferentis) — несущий] — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект.
12. Йеркса-Додсона законы — зависимость качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. 1. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. 2. Чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.
13. Оптимум мотивации - уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно.
14. Меланхолик [греч. (melanos) — черный, chole — желчь] — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующимся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью.
15. Мотив [лат. movere — приводить в движение, толкать] — 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;
16. Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

17. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
18. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
19. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.
20. Опосредствование — включение в человеческое поведение и деятельность некоторого дополнительного средства (стимула-средства).
21. Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.
22. Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
23. Память долговременная — вид памяти, обеспечивающий продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемый огромным объемом сохраняемой информации.
24. Память кратковременная (оперативная память, рабочая память) — вид памяти, обеспечивающий оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной.
25. Память сенсорная — вид памяти, обеспечивающий удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.
26. Порог ощущения — величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение.
Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным П. о. Верхним абсолютным П. о. называют величину раздражителя, при крой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (или дифференциальным) П. о.
27. Последовательный образ — зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя.
28. Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
29. Проблемная ситуация — 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы
30. Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности)
регулятивную функцию.
31. Психическое состояние — понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятий "психический процесс", подчеркивающего динамические моменты психики, и "психическое свойство", указывающего
на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности.
32. Раздражимость — основное, первичное свойство живого организма проявлять активность
(реакцию) в ответ на воздействие раздражителей (предметов, явлений, процессов и других агентов внешней и внутренней среды) на сенсорные, воспринимающие органы.
33. Рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда Р. возникает при напряженной умственной работе как результат односторонней сосредоточенности. В качестве дефекта произвольного внимания
34. Реминисценция (в психологии) [лат. reminiscentia — припоминание] — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным).
35. Рефлексия [лат. reflexio — обращение назад] — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
36. Сангвиник [лат. sanguis — кровь] — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи.
37. Сензитивность [лат. sensus — чувство, ощущение] — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п.
38. Сенсорная депривация [лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение] — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями.
39. Синестезия [греч. synaisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение] — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.
40. Сознание - высшая форма (или уровень) психического отражения и саморегуляции
41. Способности — индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
42. Субсенсорное восприятие [лат. sub — под и sensus — чувство, ощущение] — форма непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета; одно из проявлений бессознательного.
43. Темперамент [лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность] — характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
44. Тревожность(англ. anxiety)индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в
склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги,а также в низком пороге его возникновения.
45. Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

46. Условный рефлекс(англ. conditional reflex) — временнАя связь,вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.
47. Фрустрация [лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов] — психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.
48. Характер [греч. charakter — печать, чеканка, зарубка] — подструктура личности человека, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие данному человеку типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления Х.).
49. Холерик [греч. chole — желчь] — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью.
50. Целостность восприятия — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы
(например, тыльная часть вещи).
51. Чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии.
52. Чувствительность — 1) общая способность к ощущению; Ч. появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям
53. Эйдетизм [греч. eidos — вид, образ] — способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.
54. Эмоции [лат. emoveo — потрясаю, волную] — особый класс психических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.
55. Эмпатия [греч. empatheia — сопереживание] — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
56. Эффект индуцированного движения — один из феноменов иллюзорного движения объектов, который состоит в том, что движение одного объекта вызывает восприятие движущимся другого (обычно неподвижного) объекта.
57. Эффект края — явление, заключающееся в том, что при заучивании расположенного в ряд материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.
58. Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б.В. Зейгарник, проверявшей гипотезу
К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.
59. УОТСОН ДЖОН (Watson, 1878-1958) — амер. психолог, создатель одного из вариантов
объективной психологии — бихевиоризма.

60. ФРАНКЛ ВИКТОР (Frankl, р. 1905) — амер. психолог и психиатр. Пройдя школу
психоанализа,Ф. критически пересматривает его постулаты и приходит к выводу, что основная
движущая сила развития личности — стремление к смыслу,отсутствие которого порождает
«экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.
61. ФРЕЙД ЗИГМУНД (Freud, 1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.
62. ФРОММ ЭРИХ (Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель
«гуманистического психоанализа».
63. ХОРНИ КАРЕН (Horney, 1885-1952) — нем.-амер. психолог, создательница одного из вариантов неофрейдизма. неврозы развиваются из противоречий во взаимоотношениях людей, которые актуализируют у индивида чувство «коренной тревоги»
64. ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (Jung, 1875-1961) — швейцарский психолог, психиатр, культуролог. В
1906-1913 гг. тесно сотрудничал с З. Фрейдом,но впоследствии отошел от него, создав свой вариант психоанализа аналитическую психологию.Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, алхимиков и т. п., Ю. приходит к выводу о существовании и проявлении в психике человека коллективного бессознательного.
65. ЭРИКСОН ЭРИК ГОМБУРГЕР (Erikson, 1902-1994) — амер. психолог и психотерапевт, один их основателей эго-психологии. В отличие от классического психоанализа,
противопоставляющего индивида и общество, Э. на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека. Важнейшим в концепции Э. является понятие «психосоциальной идентичности»
66. АДЛЕР АЛЬФРЕД (Adler, 1870-1937) — австрийский психолог, представитель психоанализа.
С 1902 по 1911 г. — член основанного З. Фрейдом Венского психоаналитического общества. В
1911 г. А. порывает с Фрейдом и создает свой вариант психоанализа — индивидуальную
психологию,в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса
неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.

перейти в каталог файлов
связь с админом