Главная страница
qrcode

ответы и вопросы озз. 1. Медицинская этика и деонтология в стоматологии. Нравственность и мораль


Скачать 140.96 Kb.
Название1. Медицинская этика и деонтология в стоматологии. Нравственность и мораль
Дата28.06.2020
Размер140.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаответы и вопросы озз.docx
ТипДокументы
#89028
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

1. Медицинская этика и деонтология в стоматологии. Нравственность и мораль.

Медицинская этика и деонтология представляют собой особенности медицинской деятельности, основанной на взаимном доверии больного и медицинского работника, которому больной добровольно вверяет свое здоровье, а иногда и жизнь.

Медицинская этика (греч. ethos – обычай, нрав, характер) как часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства.

Медицинская этика охватывает и определенные нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность и т. д. В целом можно сказать, что этика – это внешнее проявление внутреннего содержания человека.

Под медицинской деонтологией (греч. deon – должное) понимают принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики, медицинской морали.

Мораль – это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена.

Нравственность – это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей.

Исторические модели моральной медицины:

модель Гиппократа: «не навреди»;

модель Парацельса: «делай добро»;

деонтологическая модель: «соблюдение долга»;

биоэтика: принципы «уважение прав и достоинства человека», «информированное согласие».

Этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида:

морально-этические;

профессионально-этические.

Морально-этическая сфера стоматолога зависит от его (ее) морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе.

Профессионально-этическая сфера стоматолога так или иначе связана с профессиональной деятельностью.
2. Основные нормативные акты, регламентирующие этические аспекты деятельности врача-стоматолога.

Международный кодекс медицинской этики, принятый 3-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации (Лондон, Великобритания, 1949 г.), дополненный 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Сидней, Австралия, 1968 г.) и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Венеция, Италия, 1983 г.)

Этический кодекс Российского врача (утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, 1994 г.)

Этический кодекс специалистов стоматологического профиля (принят на V съезде Стоматологической ассоциации России, 1999 .)

Клятва врача (ст. 71 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», 2011 г.)


3. Этика и деонтология предпринимательства в сфере охраны стоматологического здоровья.

В общепринятом смысле предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций.

Продуктом предпринимательской деятельности в здравоохранении может быть как товар (любое изделие медицинского назначения – искусственная почка, набор хирургических инструментов, лекарство), так и услуга (диагностическая, лечебно-профилактическая, консультационная).

В условиях рыночной экономики предпринимательство в здравоохранении выполняет следующие основные функции:

общеэкономическую, проявляющуюся в участии организаций здравоохранения в общественном разделении труда и обеспечении потребностей населения в дополнительных товарах и услугах медицинского назначения;

ресурсную, направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и не воспроизводимых ресурсов;

инновационную, обусловленную потребностью в непрерывном медико-технологическом развитии организаций здравоохранения, в том числе за счет средств предпринимателей;

социальную, проявляющуюся в направленности деятельности коммерческих организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан.


4. Законодательство РФ в сфере охраны здоровья граждан РФ.

Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г.

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Закон РФ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации».


5. Условия осуществления профессиональной деятельности медицинскими и фармацевтическими работниками.

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.

п. 1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

п. 3. Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет.
6. Права пациентов в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ».

Статья 19. Право на медицинскую помощь.

п. 5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
7. Основные нормативные акты в здравоохранении и стоматологии.

Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996  г. № 63-ФЗ (с изменениями).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями).

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями).

Закон РФ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Приказ Минздрава РФ от 15.11.2001 г. № 408 «Об утверждении инструкции по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей».

Протокол ведения больных детей, страдающих стоматологическими заболеваниями, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ № 620 от 30.12.2003 г.

Стандарты оказания медицинской помощи больным с полным отсутствием зубов, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ № 252 от 22.11.2004 г.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.04.2006 г. № 289 «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации».

Протоколы ведения больных со стоматологическими заболеваниями, утвержденные приказами Минздравсоцразвития РФ от 17.10. 2006 г.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2009 г. № 946н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 г. № 1496н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012 . №  06н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи».

Приказ Минздрава России от 13.11.2012 г. № 910н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями».


8. Информация как объект правового регулирования в обществе. Формы информации в стоматологии.

Современное легальное понятие информации сформулировано в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (далее – Закон об информации), согласно которому информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явле­ниях и процессах независимо от формы их представления.

Информация в качестве объекта правового регулирования обладает специфическими особенностями и юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между субъектами, и характер их поведения.

Свойства информации как объекта правового регулирования:

- физической неотчуждаемости – информация практически не может быть отчуждена от создателя или иного обладателя, т. е. при передаче информации другому лицу (лицам) она по-прежнему остается у первоначального носителя;

- обособляемости – для включения в оборот информация должна быть овеществлена, т.е. закодирована в виде волн (в т.ч. звуковых), символов, знаков и т.п. Вследствие этого она обособляется от создателя (носителя) и существует независимо от него;

- информационной вещи (информационного объекта) – при овеществлении и включении в оборот информация обычно закрепляется на каком-то материальном носителе и распространяется с его помощью;

- тиражируемости (распространяемости) – информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания;

- организационной формы – информация, находящаяся в обороте, как правило, является документированной, т. е. существует в виде документа или массива документов;

- экземплярности – информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих информацию.

Информация может проявляться в различных формах. Основными формами информации являются:

- документированная;

- недокументированная.
9. Принцип добровольного информированного согласия в стоматологии.

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства.

п. 1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

п. 3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

п. 4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

п. 7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
10. Современная система подготовки специалистов стоматологического профиля.

С 1 января 2016 года вступила в силу ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., в соответствии с которой право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста – это процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Первичная аккредитация будет проводиться в целях определения готовности к осуществлению медицинской (фармацевтической) деятельности лица, завершившего освоение основной образовательной программы высшего образования уровня бакалавриата и (или) магистратуры и (или) специалитета или среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Первичная специализированная аккредитация будет проводиться в целях определения готовности к осуществлению медицинской деятельности лица, освоившего программу ординатуры (интернатуры) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, лица, освоившего новую квалификацию и лица, освоившего новый навык в рамках своей квалификации (специальности).

Повторная аккредитация будет проводиться в целях подтверждения готовности к осуществлению медицинской деятельности лица, освоившего образовательный цикл в ходе непрерывного профессионального развития.
11. Принципы организации работы стоматологической поликлиники.

Стоматологическая поликлиника – лечебно-профилактическое учреждение, деятельность которого направлена на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение больных с заболеваниями челюстно-лицевой области.
Классификация стоматологических поликлиник:

1) По уровню обслуживания:

- республиканские, краевые, областные;

- городские;

- районные.

2) По подчиненности:

- территориальные;

- ведомственные.

3) По категориям (выделяют несколько категорий стоматологических поликлиник, в зависимости от мощности поликлиники, которая определяется числом врачебных должностей):

- внекатегорийные – свыше 40 врачебных должностей;

- первой категории – от 30 до 40 врачебных должностей;

- второй категории – от 25 до 29 врачебных должностей;

- третьей категории – от 20 до 24 врачебных должностей.

Наиболее правильным считается порядок оценки стоматологических учреждений в зависимости от объема услуг, работ и технологий. Согласно ему лечебно-профилактическим учреждениям присваиваются разряды от первого (самого низкого) до пятого.

Наиболее эффективным считается стоматологическое обслуживание населения по участковому принципу, в соответствии с которым в стоматологических поликлиниках организуют:

- отделение терапевтической и хирургической стоматологии с соответствующими кабинетами (терапевтическим, хирургическим и пародонтологическим);

- отделение ортопедической стоматологии с зуботехнической лабораторией;

- отделение детской стоматологии;

- физиотерапевтический кабинет;

- рентгенологический кабинет;

- административно-хозяйственную часть;

- бухгалтерию;

- регистратуру;

- смотровые кабинеты.
12. Виды юридической ответственности медицинских работников в стоматологии.

Под юридической ответственностью понимают применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения.

Виды юридической ответственности:

1. Административная – вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.

2. Гражданско-правовая – одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.

3. Дисциплинарная – вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи совершением им дисциплинарного проступка.

4. Уголовная – один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.
13. Категории и виды преступлений в медицине и стоматологии.

Профессиональное преступление в медицине – умышленное или по неосторожности совершенное лицом медицинского персонала в нарушение своих профессиональных обязанностей такое общественно опасное деяние, которое причинило (или реально могло причинить) существенный вред здоровью отдельных граждан или вызвало опасность для их жизни.

Действующий УК РФ предусматривает уголовную ответственность медицинских работников за следующие виды профессиональных преступлений:

причинение смерти по неосторожности (ст. 109);

принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120);

заражение ВИЧ - инфекцией (ст. 122);

незаконное производство аборта (ст. 123);

неоказание помощи больному (ст. 124);

незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128);

торговля несовершеннолетними (ст. 152);

подмена ребенка (ст. 153);

разглашение тайны усыновления (ст. 155);

незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220);

незаконное изготовление, приобретение, хранение, пересылка, сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228);

хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233);

незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234);

незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235);

нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236);

сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);

нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

стерилизация мужчин и женщин без медицинских показаний, которая рассматривается как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111).


14. Основные виды правовых конфликтов в медицине и стоматологии.

Правовые конфликты в сфере охраны здоровья населения:

медицинские учреждения и пациенты;

страховые медицинские организации и лица, причинившие вред здоровью пациентов;

медицинские учреждения и органы управления здравоохранением;

медицинские учреждения и страховые медицинские организации;

страховые медицинские организации и фонды ОМС;

фонды ОМС и плательщики страховых взносов;

пациенты и органы управления здравоохранением.


15. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан вследствие недобросовестного выполнения врачами-стоматологами своих профессиональных обязанностей.

В зависимости от характера, степени общественной опасности и тяжести последствий, возникших по вине медицинского персонала, в отношении виновных лиц могут применяться меры дисциплинарной, административной, гражданско-правовой (имущественной), уголовной ответственности.

1. Гражданско-правовая – одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.

2. Дисциплинарная – вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи совершением им дисциплинарного проступка.

3. Уголовная – один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.
16. Понятие и возмещение вреда здоровью и жизни, причиненного ненадлежащим оказанием стоматологической помощи.

Объем возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, состоит из двух частей: компенсации имущественных потерь (ст. 1085 Гражданского Кодекса) и морального вреда (ст. 151 Гражданского Кодекса).

В соответствии со ст. 1085 Гражданского Кодекса, закрепляющей подход к определению объема и характера возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежат:

- утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел, либо мог иметь;

- дополнительные понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в т.ч. расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Вопросам компенсации морального вреда посвящены три статьи Гражданского Кодекса РФ.

Статья 1099. Общие положения.

Статья 1100. Основания компенсации морального вреда.

Статья 1101. Способ и размер компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации вреда учитываются требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
17. Причины неблагоприятных исходов в стоматологической практике.

К распространенным причинам неблагоприятных исходов в стоматологии относятся:

неверно поставленный диагноз,

неправильный выбор медикаментов для анестезии,

неправильное препарирование кариозной полости зуба,

неправильное пломбирование корневых каналов,

попытка сохранить зуб, явно подлежащий удалению,

неправильная установка зубного импланта,

перелечивание зубов, требующее снятие коронок и т.д.


18. Понятие о качестве медицинской помощи. Основные характеристики качества медицинской помощи.

Качество медицинской помощи – это:

- совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

- содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, то есть его способности снижать риск прогрессирования у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения.

Выделяют следующие характеристики качества медицинской помощи:

• профессиональная компетенция;

• адекватность;

• доступность;

• межличностные взаимоотношения;

• эффективность;

• преемственность и непрерывность;

• безопасность;

• удобство;

• соответствие ожиданиям пациентов.
19. Уровни экспертизы качества медицинской помощи.

Различают следующие виды контроля качества медицинской помощи:

I. Внутриведомственный контроль в системе здравоохранения – это контроль за соблюдением медицинских технологий и стандартов лечебно-диагностического процесса. Система внутриведомственного контроля КМП в системе здравоохранения имеет многоуровневый характер: федеральный, территориальный, районный.

Экспертизу качества медицинской помощи на федеральном уровне осуществляет МЗ РФ, лицензионно-аккредитационная комиссия (ЛАК), профессиональные медицинские ассоциации, межведомственные комиссии. Они, прежде всего, определяют структурный подход к обеспечению качества помощи. Территориальный уровень контроля качества осуществляют органы управления здравоохранением субъектов РФ, территориальные ЛАК, профессиональные медицинские ассоциации. В районах, городах, поселках структурно-технологические подходы в обеспечении КМП определяются органами управления здравоохранением и руководством ЛПУ.

Внутриведомственный контроль КМП осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями и штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения.

II. Вневедомственный контроль качества медицинской помощи за деятельностью учреждений здравоохранения, независимо от форм собственности, а также частнопрактикующих врачей (специалистов, работников), осуществляется следующими представителями:

1. Лицензионно-аккредитационные комиссии.

2. Страховые медицинские организации.

3. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функции страховщика)

4. Страхователи

5. Профессиональные медицинские ассоциации

6. Общества (ассоциации) защиты прав потребителей.

III. Независимая медицинская экспертиза.

Независимая медицинская экспертиза объема и качества медицинской помощи обеспечивается независимыми центрами, являющимися юридическими лицами, не имеющими административного подчинения, или независимыми экспертами, аттестованными и аккредитованными в установленном порядке.
20. Ведомственная и вневедомственная экспертиза качества медицинской помощи в стоматологии.
Экспертиза качества стоматологической помощи включает в себя:

экспертизу процесса оказания стоматологической помощи конкретным пациентам;

изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;

расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность стоматологической помощи;

выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности стоматологической помощи.


5 ступеней ведомственного контроля:

врач-стоматолог;

заведующие отделениями;

заместитель главного врача по экспертной работе ЛПУ;

участники экспертных комиссий ЛПУ;

участники экспертных комиссий вышестоящего органа управления здравоохранением и экспертных комиссий субъекта РФ.

Вневедомственный контроль качества медицинской помощи за деятельностью учреждений здравоохранения, независимо от форм собственности, а также частнопрактикующих врачей (специалистов, работников), осуществляется следующими представителями:

Лицензионно-аккредитационные комиссии.

Страховые медицинские организации.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функции страховщика)

Страхователи

Профессиональные медицинские ассоциации

Общества (ассоциации) защиты прав потребителей.

Экспертиза качества стоматологической помощи проводится в плановом порядке, а также при наличии жалоб.
21. Медицинская документация стоматологического учреждения: первичные учетные формы (Медицинская карта стоматологического больного, Талон амбулаторного пациента).

В настоящее время стоматологические учреждения используют различные формы первичной медицинской документации, однако особого внимания среди них заслуживает «Медицинская карта стоматологического больного» (форма № 043/у). Указанный документ представляет собой тетрадь формата А5 и заполняется при первичном обращении больного в поликлинику. Согласно типовой инструкции по заполнению карты, паспортные данные пациента должны указываться в ней медицинской сестрой в кабинете первичного врачебного осмотра или регистратором. Диагноз и все последующие разделы карты должны заполняться непосредственно врачом.

«Талон амбулаторного пациента» (форма № 025-12/у) заполняется во всех лечебно-профилактических учреждениях (подразделениях), ведущих амбулаторный прием, при каждом обращении пациента. В талоне регистрируются данные о пациенте, работе врача и среднего медицинского персонала, заболевании, случае временной нетрудоспособности. Данные о пациенте заполняются в регистратуре. Прочие данные заполняются медицинским работником путем обведения в кружок соответствующей позиции.
22. Медицинская документация стоматологического учреждения: учетно-отчетные формы (формы 037/у и 039-3/у).

Медицинская документация – система учетно-отчетных документов установленной формы, предназначенных для регистрации и анализа данных, характеризующих состояние здоровья отдельных лиц и различных групп населения, объем, содержание и качество оказываемой медицинской помощи, а также деятельность ЛПУ.

Первичная учетная документация:

-медицинская карта стоматологического больного (ф. 043у), 

-единый талон амбулаторного пациента (ф. 025-8), 

-листок ежедневного учета работы врача-стоматолога (ф. 037/у), 

-сводная ведомость учеты работы врача-стоматолога (ф. 039), 

-контрольная карта диспансерного наблюдения (ф. 030), 

-журнал записи амбулаторных операций (ф. 069).

Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога (ф. 037/у) – служит для учета работы, проводимой врачами-стоматологами и зубными врачами за один день.

Дневник учета работы врача стоматолога-ортодонта (ф. 039-3/у) – заполняется ежедневно врачом-ортодонтом и служит для получения суммарных данных за день работы. В графе "3" проставляется количество первичных посещений за рабочий день. Эта графа показывает количество лиц, осмотренных врачом за смену.
23. Автоматизированные системы управления (АСУ) в стоматологии.

С целью повышения качества медицинской помощи в стоматологии применяются автоматизированные системы управления (АСУ).

АСУ- совокупность программно- технических средств, предназначенных для накопления, обработки и анализа данных с целью принятия управленческих решений.

Части:

1. Технические средства: компьютер, цифровое оборудование и приборы, средства связи, программное обеспечение. Требования: надежность, функциональность, совместимость.

2. Информационные потоки: справочники, текущие данные, отчеты. Защита информации: физическая и логическая. Требования: достоверность, оперативность, достаточность.

3. Персонал: пользователи и специалисты. Требования: квалификация, заинтересованность, организация труда.

Цели создания АСУ:

1. Совершенствование организационной структуры управления (оперативное получение информации и формирование отчетных форм).

2. Оптимизация производственных процессов (облегчение хранения, распространения и потребления информационных ресурсов.)

3. Совершенствование документации и системы документооборота (автоматизация формирования, унификация и структурирование).

4. Автоматизация процессов получения, сбора, хранения, поиска, передачи и использования информации (диагностическая аппаратура, сбор данных о проведенных исследованиях).

Этапы внедрения:

1. Обследование объекта автоматизации – концепция автоматизации в форме служебной или докладной записки.

2. Технико-экономическое обоснование и финансирование проекта - составление сметы расходов и ориентировочное планирование затрат.

3. Техническое проектирование – создание проекта АСУ

4. Инженерно-технические работы – приобретение и установка оборудования и программного обеспечения, их отладка и настройка.

5. Ввод в эксплуатацию – обучение персонала, подготовка информационных баз данных, опытная эксплуатация.
24. Автоматизированное рабочее место врача-стоматолога.

Основными функциональными группами АРМ стоматологической поликлиники являются следующие: АРМ руководителей – главного врача, его заместителей, заведующих отделениями; врачей-стоматологов, рентгенологов и др.; технического персонала – зубных техников, медсестер, медицинских регистраторов, бухгалтеров и др.

Главной структурной единицей АРМ стоматологической поликлиники является компьютерная версия амбулаторной карты на основе официальной формы 49-у. Это программное обеспечение представлено в 2 конфигурациях: отдельные компьютерные карты по терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии и в виде базовой унифицированной амбулаторной карты, обеспечивающей полную унификацию и преемственность при прохождении лечения пациентами в соответствующих отделениях и кабинетах поликлиники. Протоколы лечения больных (дневники) ведутся по каждому разделу отдельно для удобства пользования врачами всех отделений и кабинетов.

По каждому разделу стоматологии (терапевтическая, хирургическая и ортопедическая) схемы обследования больных представлены в полном соответствии с профилем раздела.

Общая структура компьютерных амбулаторных карт состоит из следующих основных разделов: паспортная часть (заполняется медицинским регистратором в регистратуре), жалобы, объективное обследование; данные рентгенологических, лабораторных (при необходимости по показаниям) и других исследований; дифференциальный диагноз, план предполагаемого лечения и протоколы (дневники).
25. Использование телемедицинских технологий при оказании стоматологических услуг.

Телемедицинские технологии – это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий («медицина на расстоянии»)».

Направлениями применения телемедицины являются:

Телемедицинская консультация/теленаставничество;

Телемониторинг (телеметрия) функциональных показателей;

Телемедицинская лекция/семинар;

Телемедицинское совещание/консилиум/симпозиум.


26. Менеджмент в здравоохранении. Субъекты и объекты управления.

Менеджмент – наука об управлении, совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.

Менеджмент в здравоохранении – это наука управления трудовыми, материальными, финансовыми, информационными и технологическими ресурсами в целях достижения эффективной деятельности лечебно-профилактического учреждения.

Цель менеджмента в здравоохранении – укрепление общественного здоровья через снижение потерь общества от заболеваемости, инвалидности и смертности.

Менеджмент возникает тогда, когда имеется как минимум 2 человека – управляющая и управляемая стороны. Субъект управления – тот, кто управляет, объект управления – тот, кем управляют.

Субъект управления – люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения – руководители органов управления здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.

Объекты управления – работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).

Функции менеджмента. Каждый человек выполняет как минимум одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы:

• Технические операции – непосредственно производство. Для медицинского учреждения – диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.

• Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.

• Финансовые операции – привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

• Страховые – страхование и охрана имущества и лиц.

• Учетные – бухгалтерия, учет, статистика и др.

• Административные – перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

27. Управление в здравоохранении по целям и уровням.

Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

В медицинских учреждениях выделяют три уровня системы управления:

Стратегический уровень – главврач ЛПУ.

Тактический уровень – заместители главного врача по медицинской части.

Оперативный уровень – это начальники подразделений, не имеющие в подчинении других руководителей.

28. Особенности формирования менеджмента в стоматологии.

Менеджмент в здравоохранении – это наука управления трудовыми, материальными, финансовыми, информационными и технологическими ресурсами в целях достижения эффективной деятельности лечебно-профилактического учреждения.

Цель менеджмента в здравоохранении – укрепление общественного здоровья через снижение потерь общества от заболеваемости, инвалидности и смертности.

Задачи: наиболее эффективное достижение цели посредством повышения качества медицинской помощи и рационального использования ресурсов медицинского учреждения.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые – объекты управления (коллективы, отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляет способы воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

29. Бизнес-модели стоматологических организаций.

В настоящее время на рынке медицинских услуг страны сложились две основные модели руководства.

В первой модели всем руководит генеральный директор, в подчинении которого находится главный врач. Генеральным директором в данном случае является лицо, не имеющее медицинского образования, который инвестируя средства в стоматологический бизнес, рассчитывает на получение прибыли исходя из высокой стоимости стоматологических услуг.

Вторая модель рассматривает в качестве руководителя медицинской организации главного врача, являющегося профессиональным медиком.

В зависимости от количества кабинетов клиники делятся на:

1. Мини-клиники (1-2 кабинета).

2. Клиника полного цикла (3-5 кабинетов) – терапия, хирургия, ортопедия, зубопротезную лабораторию и рентгеновский кабинет.

3. Специализированная клиника (3-5 кабинетов) – один или два вида услуг, но делает их на более высоком уровне и с использованием специализированного оборудования.

4. Универсальная клиника (более 5 кабинетов) – оказывают все виды услуг, связанных с зубами (лечение зубов – терапия, хирургия, ортопедия, детский прием; восстановление зубов – ортопедия, ортодонтия, имплантация; профилактика – снятие зубных отложений, полировка зубов; эстетическая стоматология).

5. Сеть клиник.
30. Оплата труда специалистов стоматологического профиля.

Оплата труда – вознаграждение, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, без вычета налогов и других удержаний, в денежной или натуральной форме.

Известны две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

1. Повременная заработная плата работника зависит от фактически отработанного им времени и тарифной ставки (оклада). В государственном секторе здравоохранения применяется в основном повременная оплата по окладам с повышениями и надбавками за определенные показатели. В повременной форме существуют две системы оплаты труда.

- Простая повременная системазависит от тарифной ставки или оклада и отработанного времени. Эта система распространена при оплате труда специалистов и служащих.

- Повременно-премиальная системапредусматривает сверх заработка по тарифной ставке (окладу) получение премии за достижение определенных количественных и качественных показателей. Премии, как правило, носят целевой характер и служат средством стимулирования работника к достижению определенных целей, значимых для организации.

2. Более гибкой формой оплаты является сдельная оплата труда - по количеству произведенных работниками единиц продукции (услуг) установленного качества. В настоящее время используется несколько форм сдельной оплаты труда. Сдельная заработная плата применяется в форме прямой и косвенной, сдельно-прогрессивной, сдельно-премиальной и аккордной систем оплаты труда. Каждая из них может быть в зависимости от форм организации труда индивидуальной или коллективной (бригадной).

- При прямой сдельной системе заработок работнику начисляется по заранее установленной расценке за каждую единицу произведенной продукции соответствующего качества, при косвенной – размер заработка работников (обычно вспомогательных рабочих) ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых ими рабочих.

- При сдельно-прогрессивной системе выработка работника в пределах установленной исходной нормы (базы) оплачивается по основным (неизменным) сдельным расценкам, а вся выработка сверх исходной нормы (базы) – по повышенным сдельным расценкам.

- При сдельно-премиальной – заработная плата работника складывается из заработка по основным сдельным расценкам, начисленного за фактическую выработку, и премии за выполнение и перевыполнение установленных показателей премирования.

- При аккордной системе оплаты размер оплаты выполненных работ устанавливается не за каждую производственную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ, т.е. за аккордное задание.
31. Основные источники финансирования здравоохранения в России.
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом