Главная страница
qrcode

вопросы по курсам псих. Просвещение. 1. Охарактеризовать сущность и особенности психологического просвещения. Психологическое просвещение


Название1. Охарактеризовать сущность и особенности психологического просвещения. Психологическое просвещение
Дата04.04.2019
Размер54.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы по курсам псих. Просвещение.docx
ТипДокументы
#73855
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

1. Охарактеризовать сущность и особенности психологического просвещения.

Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

В ходе психологического просвещения специалист должен:

- знакомить людей с основами общей, педагогической, социальной и специальной психологии

- популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований

- формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и в повседневной практической деятельности

- показывать важность овладения навыками психологической саморегуляции.

Психологическое просвещение — это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологических знаний. Психологическое просвещение зачастую рассматривают как первичная форма приобщения людей к психологическому познанию. Психологическое просвещение имеет различные формы, типы и способы своей реализации. С точки зрения подхода к психологическому просвещению как психологической практике имеет смысл остановиться на таких типах психологического просвещения, которые обусловлены, с одной стороны, степенью количественного охвата населения, с другой — степенью технической опосредованности этой деятельности.

Психологическое просвещение может осуществляться как в форме массовых акций, так и в форме непосредственных контактов. Чаще всего трудно оценить эффективность массового психологического просвещения. В психологическом просвещении, осуществляемом в непосредственном контакте, можно говорить об его эффективности или неэффективности, т.к. здесь можно вычленить момент психологического воздействия на клиента и отследить его реакцию. Такого рода психологическое просвещение, безусловно, является психологической практикой, а также важным моментом других психопрактик: психотерапии, консультирования, тренингов.

К основным формам психологического просвещения можно отнести:

  • Индивидуальные (беседа),

  • групповые (тематический урок, родительское собрание)

К средствам психологического просвещения относятся:

  • вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении),

  • публицистика (печатные и электронные СМИ),

  • наглядные (плакат, буклет, памятка),

  • интерактивные и т. п.

  • безграничные возможности для психологического просвещения предоставляет сеть Интернет(размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.).

Примером психологического просвещения является выступление психолога на родительском собрании, где он информирует родителей о возрастных психологических особенностях детей, дает рекомендации по оптимизации межличностных отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещения.

Другим примером может стать публикация статей по психологической проблематике в современных журналах: как справляться со стрессами, как стать уверенной в общении с другими (в том числе представителями противоположного пола) и т.д.

2 вопрос

Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Задачи психологического просвещения:

1) Знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка

2) Популяризировать и разъяснять новейшие психологические исследования

3) Формировать потребность в психологических знаниях , желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности

4) Знакомить учащихся с основами самопознания и самовоспитания

5) Достичь понимания необходимой практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, круглые столы, выставки, подборка литературы, памятки и тд. Они делятся на наглядно-вербальные ( выставка, плакат, памятка) и вербальные ( лекция, семинар, беседа, круглый стол).

3 вопрос.

Психотехнология лекционной работы в школе










Несмотря на то, что в последние годы школа проявляет определенную готовность к принятию психолога и у нее сформирована система адекватных или неадекватных ожиданий относительно результатов его работы, все же и сегодня задачи психологического информирования и популяризации психолого-педагогических знаний остаются актуальными. 
На психологических лекциях школьный психолог удовлетворяет имеющийся у людей интерес к психологии вообще и рассказывает о конкретных возможностях практической психологии применительно к школьным проблемам в частности.

При помощи правильно построенных лекций психолог стремится скорректировать систему школьных ожиданий: описать формы и методы конкретной психологической помощи и возможные результаты психологической работы, что позволит ему в какой-то степени нейтрализовать неадекватные школьные ожидания и расширить представления слушателей о практической психологии в школе. Кроме этого, лекционная работа поможет психологу за довольно непродолжительный период времени охватить практически все школьные группы, а также, что немаловажно, познакомиться с ними. 
Кому? Когда? Где? Что читать? 
Кому? При чтении психологических лекций желательно, чтобы аудитория слушателей была однородной и интересовалась в целом общими проблемами. В школе выделяются следующие группы потенциальных слушателей психологических лекций: представители школьной администрации, учителя начальных, средних и старших классов, учащиеся начальных (для них организуются беседы о психологии), средних и старших классов и их родители (соответственно возрасту их детей). 
Когда? Для чтения психологических лекций необходимо выбирать время, удобное для большинства слушателей. Для учителей это может быть специально отведенное время после уроков. Родители с удовольствием послушают интересную психологическую лекцию на родительском собрании. Школьники — либо на одном из уроков (по договоренности с классным руководителем), либо сразу после уроков. 
Продолжительность психологической лекции может колебаться от 15-20 минут до одного часа. 
Где? Можно выбрать либо актовый зал школы, либо одну из классных комнат. Не рекомендуется читать лекции в учительской или кабинете директора. 
Что читать? При составлении тематической программы лекций психолог должен учитывать два основных условия: состав аудитории и ее интересы.

Что интересно школьной администрации, учителям, школьникам и их родителям? (Или о чем следует помнить, составляя программы лекционных курсов).

1. Интересы школьной администрации

Может ли психолог оказать помощь в организации специализированных классов (например, экономических, педагогических, математических и других)?
Как эффективно управлять педагогическим коллективом школы?
Как конструктивно разрешать конфликты, возникающие между школьной администрацией, учителями и родителями?
Общие интересы учителей
Как организовать эффективные взаимоотношения с родителями?
Как правильно строить беседы с родителями?
Как научиться сбрасывать усталость и утомление после рабочего дня?

2. Интересы учителей начальных классов

Какие программы обучения и воспитания младших школьников наиболее эффективны?
Какую психолого-педагогическую литературу следует читать, например, при желании освоить методику развивающего обучения?
В чем различия между разными системами развивающего обучения (В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.)?

3. Интересы учителей средних классов

Как заинтересовать подростков учебой?
Что делать с "трудным" подростком, который прогуливает уроки (грубит, нарушает дисциплину, имеет низкую успеваемость и т.п.)?
Как взаимодействовать с подростком, совершившим асоциальный поступок?
Как культурно организовать свободное время подростков?
Как реагировать на то, что подростки курят, сквернословят?
Как относиться к ранней любви подростков?

4. Интересы учителей старших классов

Как помочь старшеклассникам успешно сдать выпускные экзамены? 
Как помочь юношам и девушкам выбрать будущую профессию по интересам и в соответствии с их способностями? 
Как заинтересовать старшеклассников учебой? 
Как относиться к юношеской любви? 
Как применять педагогические средства воздействия, если старшеклассник совершил асоциальный поступок?

5. Интересы родителей младших школьников

Как помочь ребенку хорошо учиться (выполнять домашние задания)? 
Как преодолеть трудности ребенка в процессе школьной адаптации (общения с учителем, одноклассниками, привыкания к школьной жизни)? 
Как построить режим дня ребенка, чтобы он не переутомлялся?
Какие дополнительные секции, кружки и курсы позволительны для младшего школьника? 
Почему ребенок часто болеет (плохо спит, ест без аппетита)? 
Как влияют семейные отношения на успеваемость ребенка?

6. Интересы родителей подростков

Как наладить общение со своим ребенком? 
Что делать, если подросток никого не слушается в семье и школе? 
Как отвечать на грубость подростка? 
Что делать, если подросток курит? 
Что делать, если подросток попал в дурную компанию (поздно приходит домой, что-то скрывает и т.п.)? 
Как заинтересовать подростка учебой? 
Что делать, если подросток ничем не интересуется? 
Что делать, если девочка-подросток пользуется слишком яркой косметикой? 
Как реагировать, если подросток совершил асоциальный поступок? 
Как определить специальные способности подростка и помочь ему в их развитии?

7. Интересы родителей старшеклассников

Как помочь своему ребенку хорошо закончить школу и успешно сдать выпускные экзамены? 
Как определить профессиональную направленность и интересы юноши или девушки? 
Как помочь ребенку выбрать будущую профессию? 
Что делать, если старшеклассники решили пожениться? 
Что делать, если девушка или юноша имеют половые отношения? 
Что делать, если родители заметили, что их дети употребляют наркотики?

8. Интересы младших школьников

Прослушать интересную психологическую беседу.
Поиграть в интересные психологические игры. 
Получить эмоциональную поддержку.

9. Интересы подростков

Кто такой психолог? 
Чем он занимается и чем отличается от психиатра и психотерапевта? 
Можно ли верить астрологам? 
Как относиться к экстрасенсам? 
Как научиться свободно и непринужденно общаться в компании и с девушками? 
Как научиться отстаивать свои взгляды в группе старшеклассников? 
Как научиться преодолевать страх? 
Как не ссориться с учителями и родителями?

10. Интересы старшеклассников

Как научиться свободно общаться с девушками или юношами? 

Как научиться решать любовные проблемы? 

Как общаться с родителями и учителями, отстаивая свою независимость? 

Какую выбрать профессию? 

Как оценить свой характер и понять самого себя? 

Как успешно сдать выпускные экзамены? 
Старшеклассники имеют потребность в разговорах о жизненных проблемах (построении семьи, жизненных целях и т.п.). 
Разумеется, здесь перечислены не все интересы выделенных школьных групп, а только незначительная их часть. В данном случае важно не составление подробного "банка интересов" для каждой школьной группы - этим вы займетесь сами в своей школе. Важна сама идея, что чтение психологических лекций в школе будет эффективным лишь тогда, когда психолог планирует тематику лекций дифференцированно, для каждой школьной группы, ориентируясь на интересы и запросы своих слушателей.


4. Проанализировать типичные ошибки психолога-лектора в образовании.

Можно выделить ряд допускаемых психологом-лектором типичных ошибок, препятствующих контакту с аудиторией. Многие ошибки связаны с тем, что психологи переносят манеру чтения лекции из научной или студенческой сфер в практическую.

3.1.Частое употребление сложной психологической терминологии

Значительно усложняет понимание слушателями текста лекции. Они получают впечатление, что в психологии все сложно и непонятно, начинают сомневаться, нужна ли психология в школе.

Многие из слушателей стесняются спросить о значении специальной терминологии. Поэтому психолог должен уметь пересказать психологические идеи простым, понятным языком. Стараться приводить примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или личного опыта.

3.2.Демонстрация манеры ученого -психолога

В научной аудитории принято, чтобы выступающий докладчик говорил в слегка отстраненной, суховатой манере. Но если так читать школьную лекцию, тогда такая манера выступающего будет воспринята слушателями скорее негативно. Они будут чувствовать дистанцию и оценивать лектора именно как ученого, а не своего сотрудника, способного понять их проблемы. Поэтому следует держаться предельно естественно, в манере друга-лектора.

3.3.Демонстрация психологического высокомерия

Многие психологи склонны в своем поведении и общении с работниками из других профессиональных сфер демонстрировать некоторый психологический апломб, высокомерие. Важно помнить, что психология – сложная наука, поэтому не стоит ожидать от своих слушателей быстрого включения в психологическую проблематику. Некоторым людям психология может быть совсем не нужна, и это нормально. Ваша задача на лекции – относиться к таким слушателям с обычным человеческим уважением.

3.4.Демонстрация менторской (нравоучительной) позиции

Данная ошибка характерна главным образом для молодых специалистов. Особенно неэффективно подобное поведение в аудитории, состоящей из людей, по возрасту старше лектора. У таких слушателей возникает снисходительность к лектору, недоверие или даже ирония.

3.5.Чтение лекции в описательной манере

(Например, психолог подробно рассказывает о том, что такое эмоциональный мир ребенка, какие условия влияют на его формирование. Однако, ни слова о том, как можно успокоить ребенка, или как самому взрослому овладеть собой в сложной ситуации).

Современная аудитория в школе ждет не просто популярных рассказов о психологии, она ждет конкретных программ психологических воздействий на ученика и взрослого, которые будут органично встраиваться в структуру профессиональной деятельности учителя.

3.6.Неэффективная организация лекционного материала

Довольно часто психолог приходит на лекцию с большим количеством листов, исписанных мелким почерком. И тогда он в буквальном смысле читает лекцию, зачитывая вслух одну страницу за другой от начала и до конца.

Разумеется, такая манера чтения психологической лекции абсолютно неэффективна. В таком случае слушатели чувствуют себя скорее присутствующими на официальном докладе. Результат: слушатели откровенно скучают и поглядывают на часы.

Готовясь к лекции, не обязательно записывать текст в виде развернутых предложений. Можно составить краткий план основных вопросов и тезисно изложить их содержание на небольших пронумерованных карточках. Могут быть выделены важные моменты, конкретные примеры. Необходимо научится свободно говорить с аудиторией, лишь изредка заглядывая в карточку.

Перед аудиторией желательно стоять. Необходимо стремиться держать с ней постоянный психологический контакт: задавать наводящие вопросы, выслушивать мнения. Заканчивать лекцию необходимо конструктивно по содержанию (формулировать выводы или рекомендации) и положительно по эмоциональному настрою.

5. Охарактеризовать специфику работы психолога с педагогами.

Одним из направлений в деятельности психолога является повышение эффективности взаимодействия внутри педагогического коллектива. Эта работа подразумевает следующие виды деятельности:

— консультирование индивидуальное или групповое по проблеме возрастных особенностей детей, особенностей взаимодействия с ними и их родителями;

— просветительская работа, включающая профилактику межличностных взаимоотношений в коллективе, развивающая тренинговая работа, направленная на формирование сплоченности педагогического коллектива и улучшение психологического климата.

Формы работы в педагогическом коллективе

Для того чтобы деятельность психолога по формированию конструктивного взаимодействия в педагогическом коллективе оказалась действительно эффективной, ему самому необходимо установить с воспитателями и учителями доброжелательные, доверительные отношения. Если взаимоотношения психолога и педагогов уже налажены, это позволяет обозначить действия, которые дают возможность: педагогам и психологу осуществлять совместную диагностическую, прогностическую и аналитическую деятельность; психологу на основе диагностической деятельности давать педагогу научно обоснованную информацию о тактиках и стратегиях подхода к детям; педагогу давать психологу информацию об особенностях поведения детей на уроках, о мотивации школьников, об особенностях развития и т.н.

Однако в настоящее время у некоторых педагогов еще остаются сомнения на счет правомерности действий психолога. Часто это связано с тем, что учитель, имея четкий план занятий, с трудом воспринимает деятельность психолога, не столь жестко регламентируемую, а значит ту, в результативности которой можно сомневаться. Отметим, что признание важности формирования эффективного взаимодействия психолога и педагогов все возрастает. Основные формы работы психолога в образовательном учреждении следующие: индивидуальное и групповое консультирование, практические семинары, конференции, «круглые столы», участие в работе методических объединений, педсоветов, тренинговая работа с педагогами.

В консультативной деятельности психолога с педагогами должны быть отражены те принципы, которые определяют сотрудничество:

— равноправие психолога и педагога во взаимодействии;

— совместное обсуждение проблемы с самостоятельным принятием педагогом решения, адекватного сложившейся ситуации;

— ответственное отношение к принятому решению психологом и педагогом;

— определение функциональных обязанностей педагога и психолога для конструктивного решения обсуждаемой проблемы.

Групповое консультирование педагогов осуществляется в случае, если в конфликтной ситуации было задействовано несколько участников (в таком случае разумно сначала провести индивидуальные консультации с каждым участником конфликта), либо если эта консультация была запланирована в соответствии с календарным планом психолога. Во время консультации психолог снимает эмоциональное напряжение педагогов, помогает им наметить пути конструктивного решения спорной ситуации, при необходимости назначает повторную консультацию.

Психологическая профилактика и просвещение по проблеме улучшения взаимодействия педагогов внутри коллектива осуществляется в рамках практических семинаров, «круглых столов» и конференций. В контексте данных мероприятий педагоги получают навыки взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, а также информацию о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, типах семейных систем и т.д. Психолог должен отслеживать степень участия всех педагогов в таких мероприятиях, обращая внимание на столкновения мнений либо полное отсутствие интереса со стороны слушателей. С учетом поведенческих реакций психолог определяет дальнейшие способы работы по повышению уровня взаимодействия между педагогами.

Следует обращать внимание на актуальность даваемой педагогам информации, доступность изложения, возможность обсудить изучаемое явление, а главное — необходимо дать педагогам возможность высказать предложения по поводу интересующих их тем. Именно эти темы могут стать основными для обсуждения в методических объединениях и на педсоветах. Важно, чтобы данные мероприятия не проходили формально, с отрывом от реальной педагогической практики, а имели для учителей или воспитателей познавательную ценность. Ведь основной целью участия в работе методического объединения является принятие общего решения на основе совместного обсуждения сложных ситуаций, обмена опытом, мнениями.

Нередко в образовательном учреждении в рамках проведения конференции или «круглого стола» можно встретить учителя, довольно неохотно принимающего участие в обсуждении проблемного вопроса, не стремящегося высказать свое мнение. Такое поведение педагога часто связано с высокой тревожностью и страхом перед выступлениями на массовых мероприятиях. Решить проблему «стеснительности» учителя можно в процессе тренинговом работы, которая также помогает повысить уровень коммуникативной компетентности педагогов.
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом