Главная страница

Основные этические теории и принципы биомедицин... 1. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики. Теоретические основы биомедицинской этики. История биомедицинской этики. Медицина и этика. Медицинская этика


Скачать 45,35 Kb.
Название1. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики. Теоретические основы биомедицинской этики. История биомедицинской этики. Медицина и этика. Медицинская этика
АнкорОсновные этические теории и принципы биомедицин.
Дата23.09.2017
Размер45,35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОсновные этические теории и принципы биомедицин...docx
ТипДокументы
#26240
Каталогid169925262

С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: Voprosy_na_ekzamen_po_farmakologii.pdf, Вопросы на экзамен по фармакологии.docx, Вопросы хирургия.doc, Предмет и задача биоэтики. Этика профессиональн...docx, atlas_proba2.pdf, Patan_ekz.docx и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы

1. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.Теоретические основы биомедицинской этики.История биомедицинской этики.Медицина и этика. Медицинская этика.

 

Начавшаяся в 60-е годы научно-техническая революция позволила медицине сделать стремительный рывок в своем развитии. Появились новые мощные лекарственные средства, новые диагностические и лечебные приборы и установки, появилась возможность пересаживать органы и ткани, искусственно оплодотворять женщин, страдающих бесплодием, лечить генетические болезни и реанимировать умерших.

Все это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики, в связи, с чем для нее было предложено новое название — «биоэтика»(этика живого).Этот термин предложил в 1971 году В. Поттер, понимая под этим дисциплину, «определяющую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике». Биоэтика- это изучение этических аспектов проблемных ситуаций и прав человека в современной медицине.

Хотя этические проблемы поднимались в медицине и биологии с древних времен (пример тому Клятва Гиппократа), крупномасштабное появление биомедицинских и других технологий во второй половине 20-го столетия усилило старые проблемы и добавило новые: определение смерти, применение пассивной и активной эвтаназии, аборт, хранение замороженных человеческих эмбрионов, использование людей, животных, или фетальной ткани для научного исследования, изоляция инфицированных ВИЧ и другими инфекционными заболеваниями, размещение токсических отходов, расширение генной инженерии.

Биоэтика защищает пациента от зла, которое мог бы причинить ему медицинский работник, забывший, что со времен Гиппократа первым принципом его поведения должен быть принцип «не навреди».

Можно выделить следующие основные этические принципы и правила медицинской деятельности (см. таб. 1,2).

Принцип «не навреди»является старейшим в медицинской этике (см. ст. 5 Этического Кодекса медицинской сестры России). Профессор Б.Г. Юдин различает такие формы «вреда»:

- вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

- вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями;

- вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

 

Принцип «не навреди»

П Р И Н Ц И П Ы   Б И О Э Т И К И

Принцип «делай благо»




Принцип уважения автономии пациента




Принцип справедливости




Таб.1 Основные этические принципы.

Едва ли не каждое взаимодействие медицинского работника и пациента несет в себе вероятность того или иного вреда пациенту. Необходимо стремиться к тому, чтобы вред, исходящий от медицинского работника, входил только в разряд объективно неизбежных (по медицинским показаниям) и был минимальным.

Принцип «делай добро» - это норма, которая требует таких позитивных действий как «благодеяние», «милосердие», «благотворительность».

Принцип уважения автономии пациента. Опирается на представление о том, что человеческая личность самоценна независимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств и имеет право на невмешательство в ее планы и поступки. Именно выбор пациента определяет дальнейшие действия медицинского работника.

Принцип справедливости означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Обычно он находит отражение в законодательных актах и социально обусловлен. В условиях дефицита дистрибутивная (распределительная) несправедливость становится обыденным явлением и наносит моральный и психический ущерб тем, кто был обделен по тем или иным причинам новым лекарством, не смог оплатить обследование на новом диагностическом приборе или сложную операцию.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ПРАВИЛА)

ПРАВИЛО ПРАВДИВОСТИ: быть правдивым означает сообщать собеседнику то, что с точки зрения самого сообщающего, соответствует действительности.

ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬ-НОСТИ: та информация о пациенте, которую он передает медработнику или сам медработник получает в результате обследования не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента.

ПРАВИЛО ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ: любое вмешательство должно как обязательное условие включать процедуру получения добровольного согласия пациента или испытуемого на основе его адекватного информирования о целях предполагаемого вмешательства, его продолжительности, ожидаемых последствиях, наличии альтернативных методов лечения.

Таб.2 Этические правила взаимоотношений медицинского работника и пациента.

 

Правило правдивости определяется ст. 6 Этического Кодекса медицинской сестры России: «Медицинская сестра должна быть правдивой и честной». И в то же время она имеет «моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом» (здесь и далее см. Этический Кодекс медицинской сестры России). Пациент вообще может отказаться от лечения, и с этим теперь приходится считаться. Принудительное лечение социально опасных больных может осуществляться только по решению суда.

Профессиональная тайна. Ст. 31 «Основ...» гласит: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья...». Если пациент не хочет знать правды о диагнозе и (или) прогнозе, медицинский работник имеет право придерживаться правила «святой лжи». Если пациент хочет знать правду информация должна сообщаться в деликатной форме пациенту и его близким. Дополненная в 1995 г. «Лиссабонская декларация о правах пациентов» гласит, что в исключительных случаях информация может скрываться от пациента, когда есть основания полагать, что эта информация может причинить серьезный ущерб жизни или здоровью пациента (там же, ст.81). Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи (ст.61 «Основ…»).

Понятие профессиональной тайны - относится и к медсестре. О ней упоминается во всех клятвах и обещаниях медиков мира, начиная с Гиппократа. Сведения о результатах обследования пациента, о диагнозе и прогнозе заболевания сообщаются самому пациенту или его родственникам только самим врачом (это его компетенция), или с его разрешения медсестрой. Особенно осторожно нужно подходить к просьбам о сообщении информации по телефону. Лучше всего попросить приехать в больницу и поговорить с врачом лично.

Морально-этические и нравственные нормы профессии медсестры впервые были сформулированы ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ в своём обязательстве. Оно гласит:

"Я, торжественно, перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство: провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей про­фессии. Ябуду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство.

Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уро­вень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопро­сы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики.

С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвя­щу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе".

Руководствуясь документами по медицинской этике Международного совета медицинских сестёр и ВОЗ, Ассоциация медицинских сестёр России приняла этический кодекс медсестры России (см. приложение).

 

Медицинская этика как составляющая медицины существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Однако только во второй половине XX в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой, а следовательно, и о необходимости преподавания этого предмета в высших медицинских школах.

По данным ВОЗ, преподавание специального курса медицинской этики ведется в настоящее время в большинстве развитых стран мира.

Академик РАМН А. М. Сточик

 

I этап развития Медицинской этики

период неолита - V - IV вв. до н. э.

В период неолита (новый каменный век, ок. 8-3 тыс. до н.э.) возникла, та система научных знаний, которую в последствии назовут медициной. Одновременно и начался первый этап развития науки о регулировании поведения человека владеющего искусством исцеления, то есть медицинской этики.

На первом этапе развития медицинской этики сформировались:

Первые законы:

-«Оказания помощи больному – добро, неоказание (без каких-либо весомых причин) зло».

-«Не навреди»

-«Не убий»

Фундаментальные принципы медицинской этики:

-справедливости

-благодеяния

-непричинения зла

 

Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли:

Сократ (469- 399 гг. до н.э.).

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)

Гиппократ Великий Косский (460г. –377 гг. до н.э.)

Первый этап формированияморального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с «формирующийся медицины» и завершился появлением трудов греческих философов.

М. Я. Яровинский. 2001г.

 

наука о морали - этика

Мораль (от лат. moralis - нравственный) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируются лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения) Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и классовые нормы, принципы и идеалы.

Этика (от греч ethika) привычка, мораль, обычай, нрав, нравственный характер.

Сократ (469- 399г. до н.э.). Основной принцип Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор «Никомаховой этики», «Большой этики». Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном, о добре и зле, об идеалах.

Этика становиться учением о назначении и смысле жизни человека, моральных принципах и нормах поведения. С тех пор, говоря об этике применительно к медицине, т.е. о медицинской этике, ее часто называют «мудростью врачевания».

Одним из самых древних медико-этических документов является «Клятва Гиппократа». Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый -

Гиппократ Великий Косский, родившийся в 460г. –377гг. до н.э.).

Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отличптся от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы.

«Клятва Гиппократа»

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство.

Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов; Асклепий (в Древнем Риме – Эскулап), сын Аполлона - богом врачебного искусства; Гигиея, дочь Асклепия - богиня здоровья (отсюда слово гигиена), ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея (символ мудрости); Панакея (всеисцеляющая) другая дочь Асклепия, отсюда панацея – лекарство от всех болезней.

 

-считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах;

-его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой, но никому другому.

Переходя к собственно медицинским обязательствам, авторы не случайно ставят на первое место образ жизни больного (режим)

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Молодой врач должен с первых же своих шагов усвоитьпервый закон медицины «Не навреди», и понять что принцип справедливости должен соблюдаться неуклонно.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла;

Это положение «Клятвы» перекликающееся с древней заповедью«Не убий», вошло в дальнейшем во все медико-этические кодексы как основополагающие решение поэвтаназии(от греч хорошо, смерть) – помощи при смерти. Искусство врача не должно быть направлено на ускорение смерти пациента.

-точно так же, как не вручу никакой женщине абортивного пессария.

В этом обязательстве можно увидеть отношение к святости жизни с момента ее зачатия и веру в то, что жизнь даруется и прекращается Богом, а не врачом.

Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и свое искусство.

Эти слова вряд ли нуждаются в комментарии. Врачевание определяется не как ремесло, а как искусство, для которого нужна нравственная чистота и недопустимы пороки.

 

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно любовных дел с женщинами и мужчинами, свободным и рабами.

Направленность на благодеяние и непричинения зла – фундаментальные принципы этики.

Что бы при лечении – а также и без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда – либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Запрещение врачу, давшему «Клятву», превратилось в законодательные нормы большинства стран, угрожающие современному врачу различными, но всегда серьезными наказаниями за разглашение врачебной тайны.

В «Клятве» этот вопрос ставился шире: нельзя было вообще разглашать не только то, что врач увидит или услышит в связи с болезнью и ее лечением, но и любые другие сведения, которые могли бы скомпрометировать больного или его семью.

Завершается «Клятва» торжественным обещанием пред богами и людьми:

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и давшему ложную клятву да будет обратное этому.

Это были не пустые слова. В Древней Греции и в Древнем Риме воздвигались памятники замечательным врачам. Тем же, кто подписал текст «Клятвы», а затем нарушил ее, грозило суровое наказание: штраф или даже отсечение руки, той самой, которой он подписывал это моральное обязательство.

Таким образом, первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начавшись с «формирующийся медицины», завершился появлением трудов греческих философов, особенно трудов «Корпуса Гиппократа».

По М. Я. Яровинскому Медицинская этика 2001 г.

 

I I этап развития Медицинской этики

Становление монотеистических религий

Начало второго этапа формирования медицинской этики связывают с утверждением монотеистических религий.

Буддизм.

Этический принцип буддизма

·стремление делать добро

«Братья у вас нет ни отца, ни матери и заботиться о вас некому. Если вы не позаботьтесь друг о друге, то кто другой это сделает? Братья кто почитает меня да почтит больного» – обращение Будды к монахам.Легенда гласит, что предписание было дано после того, как Будда, обходя кельи монахов, обнаружил одного из них жестоко страдающего от дизентерии, ослабевшего от болезни, лежавшего в собственных испражнениях. Он поднял его, обмыл с головы до ног, уложил в постель покойно и удобно, а потом объявил, чтоСострадание и помощь больномуявляются важнейшими правилами поведения членов общины.С тех пор монахи стали изучать медицину, чтобы лечить друг друга и мирян.

Христианство

Существует придание, что Иисус в молодости изучал врачебные манускрипты для излечения физических и нравственных недугов.

По мере утверждения Христианства как государственной, господствующей религии в Европе христианская церковь взяла на себя уход и заботу за немощными и больными. Эта обязанность лежала на дьяконах.

 

С утверждением рыцарских орденов некоторые из них посвящали себя уходу за больными. Например, члены ордена св. Лазаря в Иерусалиме ухаживали за прокаженными.От названия ордена св. Лазаря произошло слово лазарет.

В древнерусском государстве после принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты.

Ислам

Заметный след в истории медицинской этике оставили труды исповедующих ислам арабских ученых медиков эпохи Среднеазиатского Возрождения: «Практическая этика врача» Аль-Рухави, «Приказ медицины» Ибн-абу Усейби, «Канон медицины» и «Фирузнома» Ибн Сины (Авицены).Многие выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки.

Носители медицинских знаний – священнослужители и их помощники, оказывая помощь больному человеку, действовали в соответствии с религиозными установлениями.Так продолжалось до тех пор, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов.

 

 

I I I этап развития Медицинской этики

Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации

 

В 10 в. начала формироваться медицинская школав Салерно, достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это быласветскаяшкола не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.

Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации можно считать окончанием второго и началом третьего этапа развития медицинской этики. Выпускники медицинских факультетов давали так называемые факультетское обещание, текст которого обычно являлся вариантом клятвы Гиппократа.

Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г.

Большую роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды декана медицинского факультета Московского университетаМ. Я. Мудрова.

В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге «Медицинская этика» изложил «свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношении к аптекарям, в случае которые требуют знания законов»(1803).В предисловии Персиваль указывает, что хотел назвать работу «медицинская юриспруденция», но понял, что это неправильно,так как еще не написаны законы на все случаи жизни, которые встречаются в медицинской практике. Да и как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть или мнение коллег.

Труды Т. Персиваля и М. Я. Мудрова подводят итог третьему этапу развития медицинской этики.

 

 

IV этап развития Медицинской этики

Деонтологический этап

Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ. Философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом.

Виднейшим представителем утилитаризма является британский юрист и мыслительИеремия Бентам(первая треть 19 века). В основе его этической теории лежит принцип полезности.Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов. В конечном счете, нравственный смысл наших поступков определяется тем, насколько они соответствуют формуле:«Наибольшее счастье наибольшего числа людей». Чтобы достичь этой цели, человек должен владеть «моральной арифметикой»- объективно рассчитывать все удовольствия и все страдания проистекающие из его действий. Бентам составил своего рода шкалу – «лестницу удовольствий» и «лестницу страданий», с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: «И удовольствие, и боль мы можем «сосчитать». Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты.

В современном обществе есть немало сторонников этики утилитаризма, которые, например, в отношении детей с анэнцефалией рекомендуютэвтаназиюи считают безусловно оправданным использование их органов для трансплантации.Однако современная медицинская практика всегда связана с расчетом степени риска медицинского вмешательства (соотношения пользы и неизбежных побочных осложнений (вреда)), и поэтому подчиняется логике этики утилитаризма.

 

С позиций медицинской деонтологии наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философаИммануила Канта(вторая половина 18-го века).

Кант представил формулу нравственного закона, которую назвал«категорический императив»

«Поступай так, чтоб максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства».

В таком самопринуждении личность находит подлинную свободу и обретает подлинное человеческое достоинство (как осознание в своем лице достоинстве всего человечества).

Кант озвучил в своем категорическом императиве«золотое правило»общепризнанное в этике название библейской заповеди:

«Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».

Очевидно, что важнейший принцип современной биомедицинской этики – уважения моральной автономии пациента – восходит именно к кантовским представлениям о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности.

 

Развивающийся капитализм коренным образом изменил характер взаимоотношений между врачом и обществом, врачом и пациентом и начался IV этап медицинской этики – деонтологический.

«…Появление капитализма принесло другую концепцию и другой моральный климат общества. Это не могло не отразиться на медицинской этике. Обнаружилось, что традиционные моральные ценности все менее эффективно действуют на профессиональное поведение медицинских работников, число которых заметно возросло. Все отчетливее на первый план стали выходить и подчеркиваться экономические аспекты. Профессия все более и более становилась средством заработка на жизнь…»

Г. Сигерист. 1934 г.

«…Врачу стало трудно найти свое место в этом мире, управляемой железной экономической необходимостью. Росло число врачей и возрастала конкуренция. Если еще вчера врач не беспокоился о своих счетах, то сегодня он должен продавать свое обслуживание…Чем эффективнее становилась медицина, тем сложнее и дороже она была, а врачу было все сложнее оказывать бесплатную медицинскую помощь…»

Roemer M. Z. 1980г.

 

 

Медицинская деонтология

«Деонтология в медицине – это конкретизация медицинской этики в соответствии с различными специальностями, с различными областями медицинской деятельности, с различными звеньями медицинского труда; это коллективный нравственный (духовно-практический) опыт медицины, школа профессионализма в медицине, искусства выбора самых оптимальных средств для утверждения медицинского гуманизма; это применение на практике принципов и норм медицинской этики в целях «максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы» (Н.Н. Петров )

 

Биоэтика.

Термин биоэтика предложен Ван Ранселер Поттером (Van Rensselaer Potter)

Биоэтикарассматривается В. Поттером как «новая дисциплина», которая перекинет мост точными и гуманитарными науками или, если быть более точным, мост между биологией и этикой, отсюда «биоэтика».

«…Но этот мост был только средством достичь конечного пункта. Конечный пункт или цель, или первичное видение было таковым: использовать биоэтику как еще один мост, а именно мост в будущее…»

В. Поттер 1971 г., - «Биоэтика, мост в будущее».

По В. Поттеру, термин «биоэтика» следует понимать следующим образом.

· Основное значение – мост в будущее.

· Рабочее значение: биоэтика – мост (связующее звено) между различными дисциплинами.

«…Долгосрочное выживание человечества как вида в нормальной и устойчивой цивилизации требует развития и поддержки системы этических норм.

Такой системой является глобальная биоэтика, основанная на интуиции и разуме (логике), подкрепленных эмпирическими знаниями всех отраслей науки, но особенно биологии…

Глобальная этика призывает специалистов, работающих в области медицинской этики, принять во внимание истинное значение биоэтики и расширить свои исследования и практическую деятельность до проблем сохранения здоровья всего человеческого сообщества.

Слово «биоэтика» попало в средства массовой информации и стало частью языка. Затем первоначальное значение слова «биоэтика» стало эксплуатироваться специалистами в области общественных отношений и медицинской этики, ему было придано другое значение, в результате чего в настоящее время термин повсеместно используется в значении «клиническая этика».

Я решил привлечь внимание к этому несовпадению между моим пониманием термина биоэтика и тем, как его понимают специалисты по медицинской этике. И я сделал это в своем Президентском обращении к членам Американской ассоциации раковых исследований в 1975г. в лекции, названной «Смирение и ответственность: Биоэтика для онкологов»…

Поттер считает, что нельзя именовать биомедицинской этикой биоэтику, такт, как она не имеет функции строительства моста.

 

«Она была выделена в отдельную специальность Лероем Вальтером в 1978г., примерно 20 лет назад. По его, определению «биоэтика является частью прикладной этики, которая изучает практику и развитие в биомедицинской сфере», т.е. он игнорирует определение, данное мною в 1971г.

С самого начало я рассматривал биоэтику как название новой дисциплины, которая соединит знание и размышление. Биоэтику следует рассматривать как кибернетический подход к постоянному поиску мудрости человечеством. Под мудростью я понимаю знание того, как использовать знания для выживания человечества и для улучшения условий жизни человечества.

В заключение, я прошу вас понимать биоэтику как новое этическое учение, объединяющие смирение, ответственность и компетентность как науку, которая по соей сути является междисциплинарной, которая объединяет все культуры и расширяет значение слова «гуманность»Van Rensselaer Potter 1999г.

 

«К сожалению возражения В. Поттера не были приняты во внимание и термины «биоэтика», «биомедицинская этика полностью вытеснили термин «медицинская этика». Яровинский М. Я.

С 70х годов XX столетия начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика

Биоэтика возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможностьмудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти. Она выбрала в себя самые высокие и самые гуманные религиозные установления. Некоторые законы и принципы, выработанные биоэтикой, оказались настолько важными для человеческого сообщества, что явились толчком для принятия различных законов. Нарушение законов, принципов, правил медицинской этики, изложенных в международных, национальных, профессиональных этических кодексах, декларациях, присягах, клятвах, карается моральным осуждением коллег, презрением пациентов, их родственников, социального окружения. Нарушение государственных законов по вопросам медицинской этики (неоказание помощи, эвтаназия, медицинская тайна и др.) карается по решению суда в рамках

гражданского или уголовного права в зависимости от тяжести последствий этого нарушения.

Биоэтика, как и медицинская этика, науки о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которые в условиях новых медицинских технологий позволяют не только использовать достижения научно – технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практикующего врача, ученого – медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему на миру, заставляя испытывать невольное «благоговение перед Жизнью».М. Я. Яровинский

Биомедицинская этика, основанная в значительной мере на деонтологии и известных положениях клятвы Гиппократа, имеет вместе с тем принципиальные и глубокие от них отличия. Главным является то, что предметом биомедицинской этики являются в первую очередь быстро накопляющиеся новые достижения, глубокое их исследование и определение степени опасности в настоящем и будущем при их приложении к человечеству и обществу в целом(Президент РАМН, акад. РАМН В. И. Покровский 1997)

Возникновение биоэтики ( по Силуяновой И. А.1997)

Профессор Эдмунд Д. Пеллегрино, директор Института этики им. Кеннеди в Джорджтаунском университете (Вашингтон), констатирует, что принципиальные изменения в традиционной медицинской этике, которые привили к возникновению биоэтики, начались «раньше всего и отчетливее всего в США».

1969г. – образование исследовательского центра в области биоэтики – Института общества, этики и наук о жизни (Гастингский Центр, штат Нью-Йорк).

1971г. - образование Института этики им. Кеннеди в Джорджтаунском университете (штат Вашингтон)

1974-1978гг.–организация национальной комиссии по защите человека как субъекта биомедицинских и бихевиористских исследований.

1978г. – выход Энциклопедии по биоэтике (4 тома)

1980г. – создание президентской комиссии по изучению этических проблем в медицине и науках о поведении.

Д. Уиклер, Д. Брок, А. Каплан, Р. Деджордж, Б. Герт, Р. Вич, написавшие специально для России краткий очерк современной биоэтики в США, полагают, что к возникновению американской биоэтики привели два фактора.

Во-первых, социально-политические события конца 60 начала 70х годов: общественное движение за гражданские права черных американцев, споры вокруг участия США в войне во Вьетнаме, компании признания интересов «женщин, американских индейцев, инвалидов, умственно неполноценных». По мнению авторов «Билль о правах пациентов» утвержден благодаря активной работе членов общественного движения «за права пациентов».

Во-вторых, набирающие силу изменения в медицинской науке и технологии. «Например, широкое использование аппаратов искусственного дыхания спасло жизнь одним больным, но другим пациентам лишь продляло процесс умирания. Эти условия, а также новаторские методы терапии, в частности пересадка органов, создали новые дилеммы как для врачей, так и для пациентов. Появившиеся публикации, рассказывающие о злоупотреблениях в области медицинских экспериментов над людьми, побудили обратить внимание на этику врачей и ученых-медиков»

Э. Пеллегрино в специальной монографии, посвященной анализу биоэтики в США, которая называется «Биоэтика в США», утверждает, что к изменениям в профессиональной врачебной этике и возникновению биоэтики привело взаимодействие четырех основных сил: научного прогресса, морального плюрализма, демократизации и экономических факторов.

 

 

Специфика биоэтики заключается в том, что она включает в себя описание и обобщение отдельных случаев, в которых возникают трудности решения конфликтных в этическом отношении ситуаций. Отдельный случай, рассмотренный с точки зрения моральных коллизий, предстает не как императивная норма для решения аналогичных конфликтных ситуаций, а лишь как образец, как руководство для принятия решений по аналогии.

Само собой разумеется, что моральное решение, найденной в каком-то отдельном случае, индивидуально и может выполнять лишь функцию морального образца, из которого нельзя вывести конкретные нравственные обязанности для врача и пациента.

Самая фундаментальная проблема биомедицинской этики состоит в том, что:

Охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе это позволить. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с их человеческими качествами – достоинством, свободой, индивидуальностью.

Формирование биоэтики совпало не только с движением за альтернативную науку и технологию, но и осознанием опасностей рассмотрения человека как объект наблюдения, экспериментирования и манипулирования.

Принципы биоэтики – соблюдение

· автономности индивида,

· свободы воли и выбора,

· информационного согласия.

 

Традиционно считалось, что первая цель медицины – защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко достижения этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит, и от его личности. Пациент превращался в пассивного получателя блага, в объект манипуляции.

Главная цель современной медицины – помощь благополучию пациента, восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих моментов. Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно. Сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением.

 

Под автономией понимается форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением.Выделяют (В. А. ТихоненкоТ. А. Покуленко) семь основных аспектов автономии.
перейти в каталог файлов
связь с админом