Главная страница

выразительность_русской_речи_задания. 1 Открытые задания. Выразительность русской речи (7)


Скачать 363,6 Kb.
Название1 Открытые задания. Выразительность русской речи (7)
Анкорвыразительность_русской_речи_задания.pdf
Дата26.01.2017
Размер363,6 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаvyrazitelnost_russkoy_rechi_zadania.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#11884
Каталог

1 Открытые задания. Выразительность русской речи (7)
I. Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (Основным всѐ-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения Что нас объединяет. Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нетто с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потѐмкинские деревни, где внешне всѐ нормально, но за красивым фасадом одни проблемы и пустота. (Часто такие формальные связи хуже одиночества. Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются зато, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло. Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всѐ, а это уже абсурдно и искусственно. Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (Очень часто мы невидим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма. (По Е. Сикирич*)
* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель. Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А (разъединяет – объединяет. Синтаксическое средство – (Б (в предложениях 4, 13), троп – Вони две колонны, поддерживающие крышу одного храма в предложении 16) и лексическое средство – (Г (делать первый шаг в предложении 9) помогают автору выразить своѐ отношение к сущности рассматриваемых понятий. Список терминов
1) фразеологизм
2) литота
3) ряды однородных членов
4) ирония
5) метафора
6) антонимы
7) синтаксический параллелизм
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения
II.

2
(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла Х, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (Ноне тут-то было. (Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жѐн – всѐ слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность (Никто не знал, что делать. (Двигаться вперѐд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (Но невозможно отступить. (Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадѐжность овладевали людьми, которые оказались в западне. Царь Пѐтр, пожалуй, лучше остальных понимал серьѐзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. В коротком послании он даѐт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами. Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательное прочитали. (Карл Х, который прятался у турок, довольно потирал руки письмо ясно указывало на то, что положение русских непросто тяжѐлое, оно безнадѐжное. (Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружѐнным русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (Карл решил, что ослышался какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку (Да этот визирь спятил (Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (Лучше, если русские просто уйдут. Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (Важно главное в этом как будто бы бесславном сточки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения таинственная, неведомая, непостижимая, однако ничего мистического в ней нет. (Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (Дав том походе небыли решены военные задачи, небыли одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества. (По С. Покровскому)
* Сергей Михайлович Покровский род. в 1967 г современный прозаик. Автор текста, показывая уверенность многих русских государственных деятелей в лѐгкой победе над турками, использует троп – ____ («чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг в предложении 3). Тяжѐлое положение русской армии изображается с помощью таких тропов, как ____ (страшный зной, погребальную музыку) и ____ (например, будто призраки из преисподней в предложении 6). Приѐм – ____ (нельзя в предложении 8) – подчѐркивает сложность описанной ситуации. Список терминов
1) лексический повтор
2) противопоставление
3) книжные слова
4) парцелляция
5) сравнение

3
6) эпитет
7) диалектизм
8) ирония
9) риторический вопрос. Нынешние подростки, рождѐнные вначале девяностых годов ХХ века, первое поколение, выросшее в обществе потребления. У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану Бери от жизни всѐ». (3)Всѐ взять, всѐ иметь, всѐ успеть. (Десяти- пятнадцатилетние активны, ноне умеют делать что-либо просто так. (Повелению души. (Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всѐ возрастающих. (Дети хотят быстрее вырасти. (Почему спешат (Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (Как заработать, пока не знают, не задумываются. Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. Однако не всѐ так плохо. (В целом молодѐжь очень разношѐрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране. У современной молодѐжи немало и положительных ориентиров. (Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всѐ даст государство. Тенденция к самореализации знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. А повышенное внимание подростков к определѐнным товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит вкруг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. Надо быть как все. Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков (На первом месте у них
— хорошая работа, карьера и образование. (Подростки осознают чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, ив рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещѐ десять лет назад. (Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать. Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (Просто они другие. По И. Маслову*)
* Илья Александрович Маслов
(1935–2008 гг.) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящѐнных истории. Описывая качества, свойственные современным подросткам, автор текста использует такой прим, как ____ (предложения 4–5), и синтаксическое средство выразительности – ____ (предложения 17, 22). Для характеристики молодого поколения используются лексические средства

____ (просто так в предложении 4) и ____ (установка, потребности, «потребление»и др. Список терминов
1) риторическое обращение
2) общественно-политическая лексика
3) синонимы
4) парцелляция
5) ряды однородных членов
6) цитирование

4 7) фразеологизм
8) гипербола
9) анафора. Сергей Николаевич Плетѐнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезѐт, попутчика. Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, ион, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии. Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала Мама почему нельзя Потому что – раздражѐнно отвечала мать. (Вону отца отпрашивайся
(10)Плетѐнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать. Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина (Просит, чтобы я еѐ подвѐз до заводоуправления. (Я гляжу кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и налицо такая, видно, что ухоженная (Я сразу ей триста. (Она даже рот открыла. (Ну, ничего, села, довѐз я еѐ до управления. (Она выходит и даѐт мне пятьсот рублей Я такой Так, а вот сдачи-то у меня нет (Она посмотрела на меня, пожала плечиками иго- ворит: Ладно, сдачу оставьте себе (Представляешь, как повезло
(21)–Да-а! (Были бы все пассажиры такие – протянула жена. Ты иди мой руки и давай садись ужинать
(24)Плетѐнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (Густые чѐрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешѐнный взгляд (Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там еѐ не найдут. И вдруг он вспомнил е (Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (Конечно, она изменилась была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить е, вѐл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (У неѐ глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс Ты и твой город, она тут же согласилась. (32)Плетѐнкин занял первое место, получил бесплатную путѐвку в Петербурга после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него стой же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня. Ну, получается, что я обманул тебя Меня – она улыбнулась. (Разве ты меня обманул А кого же – сказал они глупо ухмыльнулся. (Она молча ушла.
(39)…Плетѐнкин хмуро намыливал руки. (Он подумал, что обязательно встретите и вернѐт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей Нос понял, что никогда не сделает этого. Ты чего там застрял (43)Всѐ стынет на столе – потеряв терпение, крикнула из кухни жена. Разве ты меня обманул – вновь вспомнилось ему, ион поплѐлся есть остывающий суп. По С.С. Качалкову*)
* Сергей Семѐнович Качалков род. в 1943 г современный писатель- прозаик.
«Автор, передавая речевую манеру персонажа, использует синтаксическое средство выразительности – ___ (предложения 14, 18). Для описания внутреннего состояния героини используются

5
тропы ___ (глаза светились от счастья в предложении 31) и ____ (тоскливое разочарование в предложении 29). Такое синтаксическое средство, как ___ (в предложении
36), обретает в тексте особую значимость. Список терминов
1) эпитет
2) сравнение
3) литота
4) парцелляция
5) экспрессивно-оценочные слова
6) диалектизм
7) вопросительное предложение
8) разговорные синтаксические конструкции
9) метафора. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертѐнком, пригнал в село табун. (Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.
– (Да чего этого Чертѐнка слушать он собаку от курицы не отличает – недоверчиво отмахивались от него. – (Откуда в наших местах антилопы
– (Да я лично видел (Она в лощине паслась
– (Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертѐнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (Смеясь, мужики стали расходиться. (Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его
– (Ты точно антилопу видел
– (Точно (Видел (Мамой клянусь – пастух неуклюже перекрестился. – (А зачем тебе, Колѐк, антилопа (Лето ведь – мясо испортится
– (Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю (Дочка у меня сильно хворает, уже третий год. Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьѐ и отправился в лощину. Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берѐзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, ноне нашѐл следов антилопы. (Он знал, что ничего не найдѐт. (Так уж, видно, суждено. (Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по еѐ крошечному телу крадѐтся боль. (Боль, похожая на большую чѐр- ную кошку. Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. По его лицу, мешаясь с потом, текли слѐзы и, будто кислота, разъедали кожу (Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает никто не поможет. (И ты видишь, как твой ребѐнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли. Вдруг Савушкин замер. (В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял сплеча ружьѐ, взвѐл курки. (Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.
– (Стой, стой, миленькая, стой – шѐпотом уговаривал еѐ Савушкин. (Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детѐныша. (Малыш примостился возле материна траве, поджав тонкие ножки, и, сморѐнный жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детѐныша. (42)Савушкин вздохнули попятился назад.

6 Солнце жгло прокалѐнную землю. (Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.
– (Вкусно, миленькая
– (Вкусно
(47)Савушкин наклонился и погладил еѐ мягкие волосы. (Наголову ребѐнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень. (По А. Владимирову*)
* Александр Павлович Владимиров
– современный писатель-прозаик. Из предложений 44 – 45 выпишите слово, образованное приставочным способом. Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приѐм – ___ (в предложениях 23–24, 24–25), а также тропы ___ (будто фиолетовое покрывало в предложениях 41,

48), ___ (стеклянные глаза в предложении 24) и ___ (по лабиринтам боли в предложении
31)». Список терминов
1) антитеза
2) метафора
3) сравнение
4) анафора
5) ряд однородных членов
6) лексический повтор
7) риторический вопрос
8) риторическое восклицание
9) эпитет
VI. Я лучше, я умнее всех. (Человек такой моральной позиции напрочь лишѐн способности судить о своих возможностях. (Хорошо, если в конце концов он поймѐт это и займѐт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (А если нет (Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни наесть скромной, станет только вредить делу. (Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя как бы тот не занял его место. (Не поддержит дельного предложения ведь оно исходит не от него, руководителя. (Похоронит хороший проект, если он не работает на его, начальника, авторитет. Каждый человек ищет место в жизни. (Старается утвердить своя. (Это естественно. Только вот как он находит своѐ место, какими путями идѐт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный. Поэт сказал Мы все немножко подпираем небосвод. (Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всѐ. И ещѐ верные слова Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие. Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем не знаю, не могу. Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (Однако не лучше и те, кто разменивает своѐ достоинство, как мелкую монету. (В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своѐ самолюбие, утвердить своя. (И, конечно, сделать это не всегда просто. Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк –
сооружение грандиозное и необычное. (Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под опре- делѐнным углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своѐ имя.

7 Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем (Люди узнали об этом через много лет. (Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления ив них высек слова «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов. Надпись он залепил известью, затѐр еѐ мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон «Птолемей Филадельф». Так всегда бывает. (Истинная цена человека рано или поздно всѐ равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (Лев Толстой подчѐркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (На то самое я, которое таит в себе силы титанические. (То самое я, которое становится во стократ сильнее, превращаясь в мы, в заботу о нашем общем благе. (На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (Не будем забывать об этом. (По МС. Крюкову*)
* Марлен Сергеевич Крюков (1931–1997 гг.) – русский писатель, журналист. Прим – ___ (предложения 25 – 27) и синтаксическое средство выразительности ___ - (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство ___ (моральные ценности в предложении 12, общественное признание в предложении 36) и приѐм ___ (предложения 13, 15) - задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем. Список терминов
1) метафора
2) индивидуально-авторские слова
3) эпитеты
4) общественно-политическая лексика
5) вводное слово
6) вопросно-ответная форма изложения
7) цитирование
8) диалектизм
9) ряды однородных членов. В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше (Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки
Сисявы. (В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. Два дня пролетели в один миг мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щука Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал еѐ огромной, как ковш экскаватора, ложкой. Но, как выяснилось, одно дело – читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое – жить ею в реальности. Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всѐ яростнее терзать мою душу. (Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далѐкое поле жѐлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами. Однажды после обеда послышался гул машины. (Дядя так рано никогда не приезжал – мы решили, что это разбойники-грабители. (Схватив луки стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (Возле пасеки остановилась Волга. (Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчѐтливый запахи пытался понять, откуда он исходит. (Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз ча- сто-часто потекли слѐзы и стали падать на траву. (Мишка хмыкнул ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (Яд рнул егоза руку. (Мужчина, который при- вѐз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил
(20)– Это мой дед (Раньше он жил здесь. (На этом самом месте стояла деревня. (А потом все разъехались, ничего не осталось Старик кивнула слѐзы не переставая текли по его серым впалым щекам. Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (Наши тени – моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, – пересекали берег. (В стороне горел костѐр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верѐвке… (Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так рази слизнуло целую вселенную прошлого. (Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем (Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бель (Никакого знака былой жизни Ничего (Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей Мне вдруг стало страшно, как будто подомной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (Не может быть (Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности Вечером я варил уху. (Мишка подбрасывал дрова в костѐр и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (Рядом снами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса Тогда я подумал память. (Чуткая человеческая память. (Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (И ещѐ я подумало том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголѐк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить. (По Р. Савинову*)
* Роман Сергеевич Савинов род. в 1980 г) – российский писатель, публицист. Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство
___ (огромной, как ковш экскаватора, ложкой, с помощью которого передаѐтся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. ___ (печальный ковыль, бездонной пропасти) придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп ___ (в предложении 28) помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство – ___ (предложение 36) отражает глубину чувств юноши».
Список терминов
1) диалектизм
2) эпитеты
3) парцелляция
4) синтаксический параллелизм
5) вопросительное предложение
6) сравнительный оборот
7) просторечное слово
8) метафора
9) анафора

перейти в каталог файлов
связь с админом