Главная страница
qrcode

Ответы на вопросы философия-1. 1 Понятие и предмет философии науки. Философия науки как особая форма междисциплинарного знания


Скачать 199,35 Kb.
Название1 Понятие и предмет философии науки. Философия науки как особая форма междисциплинарного знания
Дата03.07.2019
Размер199,35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы на вопросы философия-1.docx
ТипЗакон
#76700
страница14 из 15
Каталог
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
Раздел клинического мышления, который относится к диагностике называют методологией диагноза, диагностическим мышлением, диагностическими алгоритмами, логикой диагноза. Клиническое мышление нельзя отождествлять с научным (формальнологическим), философским или образно-художественным. Врачебное мышление представляет собой сплав всех указанных видов мышления.

В любом доказательстве, безотносительно к его содержанию, имеются три составляющие: тезис, т.е. что требуется доказать; аргументы (основания доказательства, информация); способ доказательства (логический ход рассуждения). В отличие от всех иных видов доказательств, где из трех составляющих неизвестна одна или две, клиницисту приходится иметь дело с тремя неизвестными. Врач ведет поиск первичной информации ("дано"): применение разнообразных методов исследования больного, начиная с расспроса и заканчивая сложнейшими технико-инструментальными исследованиями. Существует еще одна особенность врачебного мышления, сходная с принятием решений у лиц с экстремальными. Врач, особенно при оказании экстренной помощи, работает в условиях дефицита времени на обдумывание, что может подстегивать либо тормозить и деформировать врачебную мысль.

Диагнозом называют болезнь или патологическое явление (например, травму), устанавливаемое в результате исследования больного. В другом смысле диагнозом называют сам процесс распознавания болезни - диагностический поиск. Диагностика состоит из трех основных разделов: семиотика - учения о симптомах; методов диагностического обследования; методологических основ, определяющих теорию и методы диагноза.

60) Наука и нравственность. Социальная и профессиональная ответственность ученого.

Наука является социальным институтом. Она создается сообществом ученых, которое имеет систему передаваемых по традиции норм и ценностей. Известный американский ученый, социолог науки Роберт Мертон сформулировал четыре основных принципа этики науки (четыре императива научного этоса): универсализм (общий, универсальный характер научного знания); коллективизм (результаты научной деятельности являются достоянием всего научного сообщества и не принадлежат отдельным ученым, их получившим); бескорыстность (научная деятельность направлена не на материальное обогащение, либо признание в обществе, а на бескорыстный поиск и отстаивание истины); организованный скептицизм (любые результаты научной деятельности могут быть подвергнуты критическому анализу). Эти принципы характеризуют науку как социальный институт и профессиональное сообщество.

Этические аспекты деятельности ученого определяются исходя из конкретных функциональных ролей, которые играют ученые как члены профессионального научного сообщества: 1) Ученый как участник проведения научного исследования опирается на ценности науки и руководствуется интересами научного сообщества. Главная ценность науки – бескорыстный поиск и отстаивание истины. 2) Ученый как автор (соавтор) научной публикации. Требования к публикациям: адекватное изложение результатов исследования; готовность к критическому анализу; ссылки на использованные источники; корректное (без искажения) цитирование. 3) Ученый как рецензент научных публикаций. Рецензирование - анализ результатов исследования ведущими специалистами в данной области научного знания. Рецензирование - основной механизм, на основе которого научное сообщество определяет приоритеты развития соответствующих отраслей науки. Главное нравственное требование – объективность оценки. 4) Ученый как преподаватель. С точки зрения потребностей и интересов науки преподавание – это участие в подготовке нового поколения тех, кто в будущем будет сам профессионально заниматься научной деятельностью. 5) Ученый как популяризатор научных знаний и достижений. Основные требования: излагать материал таким образом, чтобы свести к минимуму возможность появления искаженных и необоснованных выводов; соблюдать равновесие между требованием научной строгости и формой изложения, доступной широкой аудитории; четко определить статус сообщения о проведенном исследовании; при обсуждении вопросов риска и безопасности учитывать наличие существующих неопределенностей.

Профессиональная ответственность ученого. Профессиональная ответственность – это категория, обозначающая ответственность представителей научного сообщества перед обществом за результаты своей профессиональной деятельности. Профессиональная ответственность ученых – это ответственность: за социальное применение своих знаний в интересах общества; за экологические последствия реализации научных достижений; за достоверность полученных выводов; за развитие отечественной науки, преемственность и подготовку научных кадров.

Этика академического общения. Главной формой научной дискуссии является академический спор. Его формами является: защита диссертации, обсуждение научного доклада, статьи, и др. Наиболее важными нравственными нормами ведения научной дискуссии являются: корректность и тактичность; терпимость; уважение чужого мнения.

61) Проблема причинности в философии и медицине. Проблема моно- и полиэтиологии заболеваний, ее методологический смысл. Монокаузализм и кондиционализм в медицине. Детерминизм (лат. determino - определяю) - всеобщее основание в познании и объяснении явлений и процессов, происходящих в мире. Это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов материального и духовного мира. Основой детерминизма является причинность, под которой понимается такая связь явлений, когда одно явление (называемое причиной) при наличии определенных условий необходимо порождает другое явление, т.е. - следствие.

Прежний, классический, детерминизм жестко отождествлялся с причинностью, которая понималась как некое выражение одновременного или сочетанного действия различных условий и факторов. Однако и сейчас общепринят тезис Ф. Бэкона о том, что истинное знание - есть знание, восходящее к причинам. Но за пределы классического детерминизма выводятся случайность и вероятность, т.е. отрицается их объективное бытие. В зависимости от характера связи между причиной и следствием выделяют однозначную и вероятностную причинность. Однозначная причинность - это форма связи, когда причина в определенных условиях порождает лишь одно следствие. При вероятностной причинности невозможно предсказать, какое наступит следствие. Вероятный характер причинности порождает вполне определенные вероятностные черты. Современная наука исходит из того, что определяющую роль в мире явлений играет вероятностная причинность. Однозначная же причинность является частным случаем, когда вероятность какого-то следствия равна единице. Проблема причинности занимает важнейшее место в методологическом вооружении медика. Она, в частности, органически связана с учением об этиологии заболеваний. До конца XIX в. этиология отождествлялась с причинностью. Содержание понятия «этиология» и его словесное выражение (греч. aitia - причина) полностью совпадали.

В медицине одной из конкретно-исторических форм детерминизма выступал монокаузализм (греч. mono - один, единственный и лат. causalis - причинность) как результат абсолютизации причинного фактора, сведение этиологии к учету только причины, без учета условий и факторов, их универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Так, попадание бактерий в организм (причина) монокаузалисты считали равнозначным развитию аналогичной болезни (следствие). Монокаузализм как механистическое течение мысли исходит из того, что болезнь обусловливается лишь воздействием одной причины. Хронологически возникновение монокаузализма приходится на период развития микробиологии и бактериологии. С точки зрения монокаузалистов, каждый микроб непременно порождает болезнь; болезней столько, сколько микробов.

Еще одним подходом к пониманию и оценке детерминизма и причинности в медицине явился кондиционализм (лат. condicio - условие) как позитивистское методологическое течение мысли, отрицающее объективность причинно-следственных связей. Являясь реакцией на засилье монокаузализма, кондиционализм впал в другую крайность - его последователи стали полностью отрицать роль причинного фактора в возникновении болезни. Рассматривая болезнь как сугубо внутреннее, эндогенное явление, кондиционалисты делали вывод, что для проявления болезни достаточно одних неспецифических воздействий извне, т.е. со стороны условий. Отрицанием специфического причинного фактора болезни кондиционалисты обезоруживали практическую лечебную медицину. Моноэтиологический = однопричинный, многофакторные заболевания с плохо изученной этиологией = полиэтиологические.

62) Психоанализ о структуре личности и методология его изучения. Проблема бессознательного в учении З. Фрейда и в неофрейдизме (Юнг, Фромм).Фрейд приходит к выводу, что неосуществленные желания и неудовлетворенные влечения тесно связаны с признаками истерии и неврастении у больного. Ученый меняет метод гипноза при лечении неврозов, как не дающий положительных результатов, на метод свободных ассоциаций толкования снов. Именно последние стали главными в теории и практике психоанализа.

Основными произведениями З. Фрейда по психоанализу, культуре и религии являются «Этюды по истерии» (1895) совместно с И. Прейтером, «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1913), «Введение в психоанализ личности» (1915-1917), «Психология масс и анализ «Я»» (1921), «Я и оно» (1923), «Моисей и единобожие» (1939) и многие другие.

Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

В объяснении человеческого поведения использовалась трехуровневая модель психологической структуры личности (Ид — Оно, Эго — Я и Супер-Эго — Сверх-Я), позволившая осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты. С позиции менеджмента важными являются следующие гипотезы фрейдизма: каждое психическое явление имеет определенную причину; бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные; существуют три основные инстанции в организации психической деятельности человека: Ид, Эго и Супер-Эго, — которые объединяют сознание и подсознание человека и проявляются в его поведении.

Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно считать открытие им того факта, что психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.

В ходе развития своей теории психоанализа Фрейд совершенствует представление о структуре психики личности. Последняя является совокупностью трех элементов — «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здесь «Оно» это бессознательное глубинное начало, на поверхности которого находится «Я». «Я» становится связью между «Оно» и внешним миром, измененной частью «Оно». Но внутри самого «Я» тоже происходит дифференциация: появляется так называемое «Сверх-Я» или «Идеал-Я». Оно и примиряет «Я» и «Оно» друг с другом как две противоположности. Причина неврастенического состояния — конфликт между «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения». В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — «либидо». В результате «либидо» возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей.

Неофрейдизм

Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.

У основоположника теории психоанализа З. Фрейда было много последователей и учеников.

Одним из них справедливо было бы считать швейцарского психиатра К. Г. Юнга (1875-1961), хотя он и не всю свою жизнь разделял взгляды великого учителя. Основным трудом З. Фрейда, которым заинтересовался К. Г. Юнг и применил его постулаты в своей практике, было «Толкование сновидений». Расхождения во взглядах у них начались в 1913 г. Основой этих разногласий стали противоположные подходы к пониманию проблемы «бессознательного». С точки зрения Юнга, бессознательное сродни не только и не столько инстинктам человека, как это понимал Фрейд, но является высоким проявлением человеческой психики. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами.

Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное».

Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах». Юнг выступал также и против символической трактовки Фрейдом снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики.

В связи с этим Юнг вводит понятие «архетип». Если Фрейд рассматривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения.

Основными архетипами индивидуального бессознательного ученый называет Эго, выражающееся в поисках индивидуального существования, оно, в свою очередь, подчинено Самости и относится к ней, как часть к целому. Самость — это ядро всей личности, главный архетип, соединяющий сознательное и бессознательное, персона, образ, с помощью которого мы хотим представить себя окружающему миру, скрыв свое истинное лицо.

К. Г. Юнг, исследуя влияние архетипов на поведение человека, недооценивает роль сознательной деятельности в становлении индивидуальности. Основными работами К. Г. Юнга, посвященными проблеме архетипов, «индивидуального» и «коллективного бессознательного», являются: «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов (1902), «О психологии раннего слабоумия» (1997), «Отношение между Я и бессознательным» (1928), «Об энергетике души» (1928), «Проблемы души нашего времени» (1930) и другие.

Еще одним представителем неофрейдизма по праву называют американского психолога и философа Э. Фромма (1900-1980). Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.

Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем которого он считал К. Маркса.

Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения З. Фрейда Э. Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.

Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и некрофилы — стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое.

Поскольку вся социально-философская концепция Фромма пронизана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви.

По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он определяет как готовность человека к Поступкам.

Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации.

63) Социальная медицина и реформа здравоохранения. Понятия общественного здоровья и заболеваемости. Болезни цивилизации. Процессы глобализации и их влияние на здоровье людей. Проблема дегуманизации общества и медицины и пути ее преодоления. Здравоохранение - государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения. Главные направления в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе: охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико- демографических проблем. Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров.

Социальная медицина - наука об общественном здоровье и здравоохранении. Общественное здоровье – основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальные и биологические функции. Заболеваемость - медико-статистический показатель, определяющий число заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории.

Болезни цивилизации (болезни XX века) - заболевания, возникшие (или частота которых резко возросла) в связи с развитием человеческого общества: бурным научно-техническим прогрессом, характерным для двадцатого столетия, вторжением человека в биосферу и рядом других проявлений человеческой деятельности, носящих глобальный характер. К ним относят ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, аллергии, ожирение, атеросклероз и другие.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Глобализация - процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Дегуманизация - утрата духовных и нравственных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, внимании и уважении к личности, к индивидуальным качествам человека.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов


связь с админом