Главная страница
qrcode

Ответы на вопросы философия-1. 1 Понятие и предмет философии науки. Философия науки как особая форма междисциплинарного знания


Скачать 199,35 Kb.
Название1 Понятие и предмет философии науки. Философия науки как особая форма междисциплинарного знания
Дата03.07.2019
Размер199,35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы на вопросы философия-1.docx
ТипЗакон
#76700
страница8 из 15
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

31) Проблема развития в философии Г.В.Ф. Гегеля. Значение принципа историзма и диалектики Гегеля для становления естественных, социальных и гуманитарных наук.Георг Вильгельм Фридрих Гегель - немецкий философ, один из представителей немецкой классической философии и философии романтизма. Первое выдающееся произведение - "Феноменология духа" - опубликовано в 1807 г. в Йене. Будучи директором гимназии, он создал самое значительное свое произведение "Науку логики"(1812-1816).

"Феноменология духа" дает происхождение диалектики, а также раскрывает принцип абсолютного идеализма: господство мирового разума в мире, абсолютной идеи, которая в своем поступательном развитии порождает окружающую действительность. Сознание в своем движении развивается от противоположности с предметом до абсолютного знания, т.е. до понятий науки. Таким образом, Гегель пытался раскрыть генезис философского знания,

начинающегося с чувственной достоверности и доходящего до философского знания. Сначала сознание противостоит предмету, который не зависит от него, и не знает своей природы, а также сущность предмета. На второй стадии сознание овладевает своей собственной общественной природой и сознает себя в качестве участника исторических событий. Когда сознание ретроспективно обозревает свой собственный путь, то поднимается на третий этап своего развития и доходит до абсолютного знания. В "Феноменологии духа" Гегель, рассматривая исторически весь путь сознания, применяет принцип историзма и дает толкование общественной природы сознания, говорит о роли труда в формировании сознания. Он показывает историческую необходимость развития сознания, которая выражается в разных формах. Однако на ступени абсолютного знания развитие сознания останавливается.

В "Феноменологии духа" Гегель рассматривает такую важную для философии категорию, как отчуждение, которое он понимает в разных смыслах, хотя и связанных между собой. Отчуждение для Гегеля - это прежде всего порождение духом природы и общества, т.е.

опредмечивание. Затем под отчуждением он понимал любую целесообразную деятельность человека, опредмечивание деятельности человека в результатах его труда. Кроме того,

Гегель видел отчуждение в искаженном восприятии людьми продуктов своей деятельности.

Логика. Свое логическое учение Гегель изложил в работах: "Наука логики" (так называемая Большая логика), "Энциклопедия философских наук", часть первая (так

называемая Малая логика) и в "Философской пропедевтике". Основные разделы гегелевской философской системы: логика, философия природы и философия духа, к последней примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика представляет исходную и важнейшую части всей гегелевской системы, так как она рассматривает абсолютную идею, которая, составляя существо всей действительности, развертывает в логике свои категории.

Гегель исходит из идеалистического принципа тождества мышления и бытия. Однако этот принцип позволяет Гегелю встать на путь историзма и рассмотреть логические категории как содержательные понятия. Вместе с тем единство логического и исторического понимается

Гегелем в духе приписывания логическому первичности по отношению к историческому. Логические категории Гегель представил как взаимосвязанные и переходящие друг в друга,

а так как за этой диалектикой стоит диалектика вещей, действительности, то диалектика Гегеля имеет глубокий смысл.

Логику Гегеля подразделяет на учение о бытии, сущности, понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно есть в то же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и ничто, лишенное каких-либо определений. Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто сняты, т.е. они одновременно и упразднены, и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез). Этот принцип триады Гегель проводит через весь анализ категорий. Становление характерно лишь для духа, природа же

хотя и существует во времени, но только в пространстве получает разнообразие.

Осуществляющийся в триаде процесс снятия, отрицания - это сформулированный Гегелем один из законов диалектики - закон отрицания отрицания. В результате становления возникает наличное бытие, обладающее некой определенностью - качеством. Количество не приводит к изменению качества в определенных границах. Единство качества и количества образует меру, переход которой приводит к изменению качества, совершающегося посредством скачка. Таким образом, Гегель сформулировал закон перехода количества в качество.

Во втором разделе логики - учении о сущности - Гегель рассматривает проблему противоречия. Он говорит, что "противоречие является корнем всякого движения". Гегель смотрит на противоречие как на источник самодвижения и саморазвития. Он считает, что возможно примирить противоречия. Гегель подверг критике кантовскую "вещь в себе",

считая ее пустой абстракцией и полагая, что вещь в себе - это неразвитый предмет, когда же предмет получает развитие, то он становится предметом для себя. Гегель раскрыл содержание такой категории, как закон, который для него выступает как существенное явление. Далее Гегель рассматривает другие категории: существенное отношение, возможность, необходимость и случайность, причинность, взаимодействие, свобода. Свободу он понимал как постигнутую в понятии необходимость.

В третьем разделе логики - о понятии - Гегель переосмысливает традиционную логику, критикуя сформулированные ею законы мышления, имея в виду в основном логику вольфианцев. В своей логике Гегель воспроизвел действительность на идеалистической основе как развертывание абсолютной идеи в категориях. Изображенная Гегелем картина отражает реальные стороны и связи внешнего мира.

Философия природы Гегеля - это учение об идее, которая воплощается в природе, как своем инобытии. Философия природы у него делится на три раздела: механику, физику и органическую физику. В механике Гегель рассматривает такие категории, как время, пространство, притяжение и отталкивание, количество, мера.

Философия духа - это завершающая часть гегелевской системы, в которой идея, становясь духом, выступает как конкретно разумная. Философия духа имеет своим предметом учение о человеческом сознании, а также о различных видах человеческой деятельности. Она

подразделяется на три части: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о субъективном духе - это характеристика индивидуального сознания, которое выступает в тесной связи с духовным развитием человечества. В учении об объективном духе Гегель излагает свои воззрения на общественную жизнь человека, рассматривая такие категории, как право, мораль, нравственность, семья, гражданское общество, государство, и подходит к человеку как общественному существу. Учение об объективном духе более обстоятельно

рассмотрено Гегелем в работе "Философия права", где история представлена в целом как "прогресс духа в сознании свободы", развертывающийся в "духе" отдельных народов, которые сменяют друг друга в историческом процессе. Гегель выдвинул идею объективной закономерности, прокладывающей себе путь независимо от конкретных людей и их действий. Исходя из своей концепции о развертывании абсолютной идеи, Гегель называет это "хитростью мирового разума", который пользуется индивидуальными интересами для достижения собственных целей

Эстетика. Философию искусства Гегель рассматривает как учение об идеале и его развитии. Идеал в искусстве проходит ряд ступеней своего развития, являющихся формами искусства, которые дифференцируются в зависимости от соотношения идеи и ее внешнего образа. Символическая художественная форма дает лишь намек на идею. Это искусство характерно для Востока. Когда идея и ее внешний облик полностью соответствуют друг другу, мы имеем классическое искусство. Если внешняя форма не достаточна для воплощения развивающейся идеи, то возникает романтические искусство.

Гегель связывает искусство с различными видами человеческой деятельности. Искусство - это первая форма самораскрытия абсолютного духа, второй формой выступает религия.

Религия. Гегель утверждал, что содержание религии и философии тождественно, они различаются лишь по форме: в религии - представление, в философии - понятие. Религию Гегель рассматривает в качестве специфической формы знания. Религия, по Гегелю, снимается более высокой формой знания - философией, которая имеет задачу разработать логические категории и является наукой наук. Гегель связывает философию с историческими условиями ее существования, рассматривая каждую философскую систему как постижение современной ей эпохи в понятии. История философии - это не просто перечень мнений, а закономерный процесс достижения абсолютной истины. Свою философскую систему Гегель рассматривал как завершение развития философии. В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчеркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться.

Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление. Большой вклад сделан Гегелем в понимание метода науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность

искусственных приемов изобретенных человеком, он не есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения, развития явлений

объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический

процесс. Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют

объективный характер.

32) Теория предметной деятельности в марксизме и ее значение для современной науки. Методология марксизма и философское обоснование естественнонаучного и социально-исторического исследований.Учение К. Маркса создало переворот в общественных науках: в философии, в политической экономии, в теории социализма.

В теории марксизма решающее важное значение имеет учение о человеческой деятельности, о ее развитии и ее формах.

"Главный недостаток всего предшествующего материализма": предмет, действительность берутся им лишь в форме объекта, в форме созерцания, а не как человеческая деятельность, не субъективно. Познание рассматривалось материализмом только как результат воздействия предметов на познающего субъекта, на его органы чувств, а не как продукт развития его деятельности в предметом мире. Таким образом, старый материализм отделял познание от чувственной деятельности, от жизненных практических связей человека с окружающим его миром.

Вводя понятие деятельности в теорию познания, Маркс придавал ему строго материалистический смысл: для Маркса деятельность в ее исходной и основной форме – это чувственная практическая деятельность, в которой люди вступают в практический контакт с предметами окружающего мира, испытывают на себе их сопротивление и воздействуют на них, подчиняясь их объективным свойствам. В этом и состоит коренное отличие марксистского учения о деятельности от идеалистического, которое знает деятельность только в ее абстрактной, спекулятивной форме.

Глубокий переворот, совершенный Марксом в теории познания, состоит в том, что человеческая практика была понята как основа человеческого познания, как тот процесс, в ходе развития которого возникают познавательные задачи, порождаются и развиваются восприятие и мышление человека и который вместе с тем несет в себе критерий адекватности, истинности знаний: в практике, говорит Маркс, должен человек доказать истинность, действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Нужно особенно подчеркнуть, что ни один из них не может быть взят изолированно, в отрыве от марксистского учения в целом.

Философское открытие Маркса состоит вовсе не в отождествлении практики с познанием, а в том, что познание не существует вне жизненного процесса, который по самой природе своей есть процесс материальный, практический. Отражение действительности возникает и развивается в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим их человеческим миром, этими связями определяется и, в свою очередь, оказывает обратное влияние на их развитие.

Уже в самой телесной организации индивидов заключена необходимость того, что они вступают в активное отношение к внешнему миру; чтобы существовать, они должны действовать, производить необходимые им средства к жизни. Воздействуя на внешний мир, они изменяют его; этим они также изменяют и самих себя. Поэтому то, что они представляют собой, определяется их деятельностью, обусловленной уже достигнутым уровнем развития ее средств и форм ее организации. Только в ходе развития этих отношений развивается также и психическое отражение людьми реальности.

Иными словами, мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития указанной системы объективных отношений. В своем саморазвитии система эта образует различные инфраструктуры, отношения и процессы, которые могут становиться предметом изучения отдельных наук. Однако марксистское требование состоит в том, чтобы они рассматривались внутри этой общей системы, а не изолированно от нее. Требование это, разумеется, относится также и к психологическому изучению людей, к психологической науке.

Старая метафизическая психология знала только абстрактные индивиды, подвергающиеся воздействию противостоящей им внешней среды и, со своей стороны, проявляющие присущие им психические способности: восприятие, мышление, волю, чувства. Безразлично, мыслится ли при этом индивид как некая реактивная машина (хотя бы и очень сложно запрограммированная), или он наделяется автохтонно проявляющимися духовными силами.

Анализ деятельности и составляет решающий пункт и главный метод научного познания психического отражения, сознания. В изучении форм общественного сознания – это анализ бытия общества, свойственных ему способов производства и системы общественных отношений; в изучении индивидуальной психики – это анализ деятельности индивидов в данных общественных условиях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого их них.

33) Кризис классической науки. Формирование и особенности неклассической науки. Природа современного научного знания. Предпосылки кризиса: 1) осознание неокантианцами Баденской школы неправомерности применения естественнонаучных методов к социально-гуманитарным наукам → разрушение методологической монополии естествознания. 2) Механицизм столкнулся с трудностями в XVIII в. при исследовании механики жидкостей, появлении разного рода классификаций, например классификации растений К. Линнея, зоологической классификации Ж. Бюффона, а в XIX в. при объяснении движениями различие химических элементов. Оказалось, что такой фундаментальный физический закон, как принцип сохранения энергии, открытый Р. Майером, Дж. Джоулем и Г. Гельмгольцем, по словам М. Планка (1858-1947), «вовсе не влечет за собой механистического мировоззрения». Трудно стыковались с механицизмом и классическая термодинамика, теория электромагнетизма, световой эфир.

Все это и много другое привело к осознанию границ механицистского мышления и как следствие к кризису оснований классической механики и классического методологического мышления. Этому процессу способствовали открытия и экспериментальные исследования в физике на рубеже XIX-XX столетий: открытие лучей Рентгеном в 1895 г., электрона - английским физиком Джозефом Дж. Томсоном (1856-1940) в 1897 г., явления радиоактивности супругами французским физиком Пьером Кюри (1859-1906) и французским физиком и химиком Марией Склодовской-Кюри (1867-1934) в 1898 г., отрицательные опыты Майкельсона - Морли по обнаружению эфира. Отказ от существования светового эфира требовал пересмотра классических понятий абсолютного пространства и абсолютного времени. Эти важнейшие открытия и эксперименты вступали в явное противоречие с классической научной картиной мира, в соответствии с которой считалось, что самой элементарной составляющей, частицей мира является неделимый далее атом, а свет представляет собой механические колебания гипотетической среды - неподвижного эфира.

Отсчет неклассической науки, как правило, ведут с того парадокса, когда М. Планк в 1900 г. открыл элементарный квант действия, согласно которому излучение света происходит не непрерывно, а минимальными порциями, квантами, оно состоит из частиц-квантов света, фотонов. Второй парадокс был связан со сформулированным в электродинамике Х. Лоренцем принципом постоянства скорости света относительно эфира. Эти парадоксы квантовой теории и электродинамики вызвали цепную реакцию других парадоксов.

Итак, совпавшие по времени два кризиса - оснований физики и оснований математики - были, по сути, порождены одной, общей для них причиной - кризисом классической фундаменталистской эпистемологии.

Переход от классической к современной науке - не просто сдвиг в проблемных и предметных областях, а кристаллизация новой исследовательской культуры, принципиальное отличие которой от классической обнаруживается по следующим основаниям. В методологическом аспекте классическая наука была фундаменталистской: она исходила из идеи достоверного по своей природе научного знания, а потому все ее усилия были направлены на построение финалистской системы знания, в рамках которой истина понималась как окончательное и завершенное знание. Образцом такой системы служит ньютоновская механика.

В противовес этому неклассическая наука базируется на методологии критицизма, его отправная точка - идея открытого, погрешимого по своей природе научного знания. Более того, в свете этой методологии открытыми, критикабельными оказываются как знания, так и вся нормативная система науки, а именно: основания, критерии, принципы, идеалы, нормы. Само название «неклассическая наука» означает не только отказ от классических устоев, но и подвижность, изменчивость, динамичность самых общих аксиом, бывших инвариантами, т.е. принципиальный отказ от раз и навсегда данных устоев. Эту черту хорошо иллюстрирует квантовая механика, в частности, такие ее основополагающие принципы, как вероятностный детерминизм, соотношения неопределенностей, принцип дополнительности и т.д.

В гносеологическом аспекте в классической науке царил объективизм, что означает, что она осваивала предмет «сам по себе». Напротив, в неклассической науке классическому объективизму противостоит субъективизм, это означает, что в «тело» знания входит субъект.

Тесно связаны с классическим объективизмом и неклассическим субъективизмом принципы классической наглядности и неклассической абстрактности. Если объекты классической науки, в данном случае объекты макромира как мира царства ньютоновской механики, даны исследователю наглядно и непосредственно и удостоверяемы эмпирической или интуитивной очевидностью, то в неклассической науке в силу особой специфики исследуемых ею миров объекты задаются математическим путем, что, безусловно, позволило ученым оперировать абстрактными структурами, не имеющими наглядных образов.

В результате кризиса классической наглядности, очевидности изменились представления об исследуемой реальности, в частности физической.

Не менее важной отличительной чертой классики и неклассики оказывается тот факт, что в классической науке природа рассматривалась как раз и навсегда непосредственно данное, неизменное, неразвивающееся целое. В неклассической науке господствует идея об изменчивости всего, эволюционизм, зародившийся первоначально в биологии, в дальнейшем распространился и на другие естественные науки, в том числе и физику. Одним из важнейших следствий этого стали изменения представлений о времени. Если в классической механике не обращалось внимания на характер времени, т.е. не учитывалось направление времени (знак времени можно относить как к будущему, так и прошлому), то термодинамика показала, что распространение тепла представляет собой необратимый процесс возрастания энтропии в системе. Относительно времени это означает, что оно необратимо, целиком соответствует нашей повседневной практике, житейским представлениям о времени как о стреле времени.

С рассмотренными выше принципами классическая неизменность (данность) - неклассический эволюционизм тесно сопряжены классический элементаризм - неклассический антиэлементаризм.

В рамках современной культуры сформировался новый - неклассический - культурно-исторический тип рациональности, суть которого определяется выходом рациональности за узкие границы научного знания и включением в ее сферу всего того, что делает возможным бытие человека в современном мире. Если попытаться задать списочным образом специфические критерии научности классического и неклассического знаний, то они в большинстве своем носят бинарный характер. Разумеется, общими для них являются прежде всего критерии логического характера, такие, как логическая организованность (доказательность), непротиворечивость, полнота, а также универсальные критерии, связанные с природой самого научного знания: всеобщность, теоретичность, интерсубъективность, рациональность, необходимость и т.д. Рассмотренные выше черты, особенности, критерии научности неклассического знания нашли свое адекватное и наиболее полное выражение в фундаментальных научных программах неклассической науки. К таковым можно отнести: релятивистскую программу А. Эйнштейна, квантово-механическую программу копенгагенской школы, программу неравновесной термодинамики И. Пригожина. Вместе они образуют содержание идеала научности неклассической физики. Наряду с ним философы и методологи науки выделяют неклассический математический идеал научности, содержание которого определяется тремя методологическими программами обоснования математики: логицизм, формализм и интуиционизм.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом