Главная страница
qrcode

развитие речи 2-3класс. 1. Пояснительная записка


Скачать 43,98 Kb.
Название1. Пояснительная записка
Дата11.08.2019
Размер43,98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларазвитие речи 2-3класс.docx
ТипПояснительная записка
#77232
Каталог

1.Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598;

Изучение коррекционного курса «Развитие речи» направлено на достижение следующей цели:

формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основной цели начального образования:

формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);

формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;

практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;

практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;

усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.


2. Общая характеристика коррекционного курса для слабослышащих обучающихся

Затруднения в общении слабослышащего ребенка и обусловленные ими особенности речевого развития определяют важнейшие задачи уроков развития речи: формирование и обогащение словаря, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, овладение навыками и умениями оформлять свои мысли в связной речи. Все эти стороны речевой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе развития и совершенствования двух форм речи — устной и письменной.

Работа на уроке развития речи строится на основе определенной темы. Темы должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей (о школе, о Родине, о растениях и животных, об играх и развлечениях детей, о труде школьников и взрослых, о дружбе и товариществе и др.). В содержательном плане они соответственно увязываются с тематическим планированием разделов «Окружающий мир» и «Чтение».

3. Описание места учебного коррекционного курса

На изучение коррекционного курса «Развитие речи во 2 классе на­чальной школы отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год.

На изучение коррекционного курса «Развитие речи в 3 классе на­чальной школы отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Главными ценностными ориентирами содержания учебного курса является

- формирование полноценной речевой деятельности, а также создание предпосылок для освоения предметных результатов обучения. На уроках по развитию речи обучающиеся получают практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические навыки речевого общения, они осваивают различные коммуникативные сценарии социального взаимодействия. На основе организации познавательной деятельности у обучающихся расширяются и уточняются представления об окружающем мире, расширяется возможность использовать речь в ее обобщающей и познавательной функции. Таким образом, на уроках развития речи ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Коррекционный курс обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение коррекционного курса «Развитие речи» направлено на получение следующих личностных результатов:

- целостное восприятие окружающего мира;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметными результатами изучения коррекционного курса «Развитие речи» является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

Познавательные универсальные учебные действия:

- использование знаково-символических средств представления информации;

- овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результатыосвоения содержания коррекционного курса«Развитие речи»определяется уровнем речевого развития,степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся.

Общими ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания коррекционного курса «Развитие речи» выступают:

сформированность способа звукового анализа слова;

умение работать с моделью как средством организации действия со словом;

систематизация знаний о звуках и буква, правилах графики, сведений о некоторых орфограммах.

сформированность представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

сформированность осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;

владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

сформированность умений опознавать и анализировать основные единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно ситуации общения;

сформированность умений анализа текстов;

сформированность умений работать с разными видами текстов, различая их характерные особенности;

сформированность умений на практическом уровне создавать тексты разного вида (повествование, описание, рассуждения);

сформированность умений создавать собственные тексты с опорой на иллюстрации, художественные произведения, личный опыт и др.

Языковые и коммуникативные

Умение различать на слух и в самостоятельной речи грамматические формы слова.

Знание названий окружающих предметов, их качеств, повседневных действий. Умение их употреблять в составе собственного высказывания.

Умение образовывать новые слова суффиксальным способом (изученные формы).

Умение выражать пространственные отношения предметов с помощью изученных предложно-падежных конструкций.

Практическое осознание взаимосвязи между морфемами в составе слова и изменением смысла слова.

Умение осознанно грамматически правильно строить предложения из 3-4-х слов.
Умение вслушиваться в обращенную речь, понимать инструкции и небольшие связные высказывания.

Умение корригировать свою деятельность в соответствии с указаниями педагога или замечаниями соучеников.

Умение точно отвечать на вопросы (простая форма).

Умение обратиться к взрослому или ребенку с просьбой или вопросом для удовлетворения своих потребностей.
5. Содержание коррекционного курса

2класс

Обогащение словаря. (10 ч) Слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии. Слова, обозначающие детенышей животных. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы).

Развитие связной речи. (24 ч) Понимание и употребление побудительных, повествовательных и вопросительных предложений. Распространение простых предложений за счет уточнения места, времени и обстоятельств действия, признаков предметов и др.

Диалоги в вопросно-ответной форме с использованием тематического словаря. Составление и запись предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.), по сюжетной картинке, серии картинок.

Составление устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (с помощью учителя).

Примерный перечень тем:

До свидания, лето.

Осень пришла.

Когда мы отдыхаем? (об играх, прогулках, просмотре мультфильма т. д.).

Мы зарядку делаем (о занятиях физкультурой и спортивных играх).

Что мы знаем о животных?

Зимушка-зима.

Что ты сделал хорошего (о хороших и плохих поступках)?

Мы рисуем, танцуем, играем (о творческих занятиях детей).

Посадили деревца (о природе и занятиях людей весной).

Мамин день.

Наши любимые сказки.

Все работы хороши (о профессиях).

Скоро лето.

3 класс

Уточнение и обогащение словаря. (6 ч) Значения слов с общим корнем (слова, обозначающие предмет и качество, лицо и производимое им действие; действия, различающиеся по завершенности и незавершенности, и др.)

Слова, выражающие отношение к происходящему. Слова, обозначающие сравнение признаков предметов, оттенки цветов. Слова с эмоционально-экспрессивной окраской.

Развитие связной речи. (14 ч) Понимание и употребление в речи сложных предложений с придаточными определительными, изъяснительными, условия.

Родной русский язык. Текст. (14 ч) Определение темы текста. Выделение частей текста.

Озаглавливание текста и его частей.

Коллективное составление рассказа (сочинения) повествовательного характера о труде, играх, учебе, увлечениях детей и т.п. на основе готового плана (в форме вопросов, повествовательных предложений). Выражение связи между частями текста и предложениями в каждой части текста с помощью слов вдруг, потом, однажды, вокруг и т.п., местоимений, союзов и др.

Изложение текста по готовому и коллективно составленному плану.

Устное и письменное составление текстов приглашения, поздравления.

7. Тематическое планирование

2 класс

Название темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Обогащение словаря.

10 часов

Называть слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии; детенышей животных, близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы).

Отвечать на вопросы.

Задавать вопросы.

Вступать в учебный диалог.

Распределять предметы по группам.

Изменять слова, используя предлоги (в, на, под).

Подбирать слова по образцу.

Находить общую часть слов.

Подбирать слова противоположные по смыслу.


Развитие связной речи.

24 часа

Отвечать на вопросы учителя.

Задавать вопросы.

Вступать в учебный диалог.

Оценивать результаты своей работы.

Составлять и дополнять предложения.

Составлять словосочетания.

Составлять предложение по картинке, по опорной схеме.

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам.

Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Заучивать стихотворения.

Пересказывать текст с помощью картинок – помощниц и слов – подсказок.

Рассказывать по плану.


3 класс

Название темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Уточнение и обогащение словаря.

6 часов

Называть слова, обозначающие виды трудовой деятельности, профессиональные занятия и профессии; близкие и противоположные по значению (синонимы, антонимы).

Отвечать на вопросы.

Задавать вопросы.

Вступать в учебный диалог.

Распределять предметы по группам.

Изменять слова, используя предлоги (в, на, под).

Подбирать слова по образцу.

Находить общую часть слов.

Подбирать слова противоположные по смыслу.


Развитие связной речи.

14 часов

Рассказывать о летних каникулах с целью выяснения обстоятельств, времени и места событий.

Отвечать на вопросы учителя.

Задавать вопросы.

Вступать в учебный диалог.

Оценивать результаты своей работы.

Составлять и дополнять предложения.

Составлять словосочетания.

Составлять предложение по картинке, по опорной схеме.

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам.

Рассказывать по готовому плану о конкретных событиях из жизни.

Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Пересказывать текст с помощью картинок – помощниц и слов – подсказок.

Употреблять в собственной речи предложения, содержащие оценку.

Рассказывать по плану.

Родной русский язык. Текст

14 часов

Записывать рассказ об играх и увлечениях по готовому вопросному плану.

Выполнять самопроверку написанного сюжетного рассказа.

Использовать в рассказе элементы описания природы зимой.

Определять основную мысль текста. Делить текст на части. Составлять план рассказа в виде повествовательных предложений. Писать изложение повествовательного текста описательного характера по плану.

Анализировать содержание картины.

Составлять план сочинения в виде вопросов. Делить рассказ на части, выделять начало, середину, конец.

Писать сочинение с опорой на сюжетную картину после подготовленной подготовки.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера.

Русский язык: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида /А.Г. Зикеев. В 2 частях. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – Развитие речи. Грамматика.

Боскис Р. М. Развитие письменной речи в начальных классах школы слабослышащих. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1978.
Печатные пособия

- Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой.

- Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

- Словари


2 класс

Календарно-тематическое планирование

Развитие речи (34 ч)



Название раздела/ темы

Кол-во

часов

Дата

План

Факт


Обогащение словаря.

10 ч

1-2

Обследование устной речи

2

3-4

Слово. Значение слова

2

5

Образование существительных при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.

1

6-8

Словосочетание. Согласование слов в роде, числе

3

9

Слова близкие по значению

1

10

Слова противоположные по значению

1


Развитие связной речи.

24 ч

11-13

Диалоги в вопросно-ответной форме

Когда мы отдыхаем?

3

14-16

Диалоги в вопросно-ответной форме

Что мы знаем о животных?

3

17-19

Диалоги в вопросно-ответной форме

Что мы знаем о профессиях?

3

20-21

Составление и запись предложений на тему о школе.

2

22-23

Составление и запись предложений на тему о детях.

2

24-25

Составление и запись предложений на тему домашние животные.

2

26-27

Составление и запись предложений на тему дикие животные.

2

28-30

Составление рассказа по картинке

3

31-33

Составление рассказа по серии картинок

3

34

Обобщение знаний, речевых умений.

1

3 класс

Календарно-тематическое планирование

Развитие речи (34 ч)



Название темы

Название раздела и кол-во часов

Дата

Уточнеие и обогощение словаря

Развитие связной речи

Родной русский язык.

Текст

План

Факт


1

Быстро лето пролетело.

Уточнение и обогащение словаря словами с общим корнем, обозначающими предмет и принадлежность

1

2

Беседа о летних каникулах по плану (в форме вопросов)


1


3

Составление рассказа «В лесу» повествовательного характера по картинкам и готовому плану


1


4

Уточнение и обогащение словаря словами, обозначающими сравнение признаков предметов

1

5

Составление предложений со словами, обозначающими сравнение признаков предметов


1


6

Уточнение и обогащение словаря словами с общим корнем, обозначающими предмет

1

7

Сочинения повествовательного характера на основе готового плана по картине Левитана «Золотая осень»

1

8

Выделение частей текста «Дружные ребята». Составление плана и запись рассказа

1

9

Осенние каникулы. Составление устного рассказа повествовательного характера об играх и увлечениях в каникулы (по готовому вопросному плану)


1


10

Уточнение обогащение словаря словами с эмоционально – экспрессивной окраской

1

11

Написание изложения «Смелый мальчик» по готовому плану с использованием слов, выражающих связи между частями текста

1

12

Проведение работы над грамматическими ошибками «Смелый мальчик».

1

13

Устное составление рассказа «Случай на реке» по сюжетным картинкам и опорным словам.


1


14

Изложения «Шарик» по рисункам и составленному плану

1

15

Определение основной мысли рассказа «Новый год» (работа над содержанием).

Деление текста на части.

1

16

Составление рассказа «Украшенная ёлка» по готовому плану и сюжетной картинке.


1


17

Запись изложения «Зима» по составленному плану

1

18

Ознакомление с текстом изложения «Заблудился». Составление плана рассказа (в форме вопросов).

1

19

Уточнение и обогащение словаря учащихся словами, обозначающие оттенки цветов

1

20

Уточнение и обогащение словаря словами, обозначающими сравнение признаков предметов и оттенки цветов при описании внешности

1

21

Устное и письменное составление текста поздравления маме

1

22

Определение темы текста. Нахождение в тексте предложений описания внешнего вида.

1

23

Ознакомление с текстом изложения «Подарок маме». Составление плана рассказа (в форме вопросов)

1

24

Ознакомление с текстом изложения «На льдине». Определение темы текста. Деление на части

1

25

Составление предложений по образцу


1


26

Устное составление рассказа о прочитанном рассказе (сказке)


1


27

Уточнение и обогащение словаря учащихся словами, обозначающими виды профессиональной деятельности


1


28

Составление предложение по картинкам со словами, обозначающими профессии и род деятельности


1


29

Написание изложения «Новый муравейник» по составленному плану

1

30

Дополнение предложений


1


31

Составление предложений по образцу


1


32

Составление предложений описательно–повествовательного характера предполагаемых видах деятельности детей в летний период


1


33

Составление описательно–повествовательного рассказа «На даче» по картинкам и опорным словам

1

34

Обобщение знаний, речевых умений


1

Итого: 34 ч Из них:



14ч

14ч



перейти в каталог файлов


связь с админом