Главная страница

1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики


Скачать 0,78 Mb.
Название1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики
АнкорOtvety_na_ekzamenatsionnye_voprosy_po_Anatomii..
Дата18.09.2017
Размер0,78 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаOtvety_na_ekzamenatsionnye_voprosy_po_Anatomii....docx
ТипДокументы
#21635
страница1 из 43
Каталогid19292085

С этим файлом связано 38 файл(ов). Среди них: 8_Revmatoidny_artrit.ppt.ppt, Острая ревматическая лихорадка(Ревматизм).pptx.pptx, подагра.ppt.ppt, ОСТРЫЙ КОРОНАРНЫЙ СИНДРОМ.ppt.ppt, ОСТРЫЙ ИНФАРКТ МИОКАРДА.ppt.ppt, Симптоматические артериальные гипертензии.ppt.ppt, 22. сердечная недостаточность.ppt.ppt, Диагностика инфекционного эндокардита.ppt.ppt, Беременность 39 недель. Положение плода продоль...doc, Офтальмология.docx и ещё 28 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.
Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»'. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.
Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).


Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — pos­terior), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior) от вышележащих (верхний — superior).

Эти три плоскости: сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, lineamedianaanterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, lineamedianaposte­rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, lineasternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, lineamedioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также lineamammildrisсосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, lineaaxillarisanterior, начинается от одноименной складки (plicaaxillarisanterior) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, lineaaxillarismedia, начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, lineaaxillarisposterior, — от одноименной складки (plicaaxillarisposterior). Лопаточная линия, lineascapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, lineaparavertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.
Наличие индивидуальной изменчивости формы и строенщ тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациями» строения организма (от лат. variatio — изменение, varians -* вариант), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia — неправиль­ность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука терато­логия (от греч. teras, род. падеж teratos — урод).

Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особеннос­ти строения. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся.

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный(от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморф­ный(от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный(от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.
Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).



7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.
Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on, род. падеж, ontos — сущее, существую­щее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие чело­века до рождения (пренатальный период) рассматривает э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения (постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжи­тельности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения — геронтология (от греч. geron — старик).

Примеры:

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового созревания происходит замедленный, но равно­мерный рост черепа, особенно в области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300 см3. В этом возрасте в основном завершено сращение отдель­ных частей костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

13 П. Ф. Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии и значение его работ для теории предмета и развития физического воспитания.
Выдающимся исследователем в области функциональной ана­томии и теории физического воспитания был П. Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор фундаментального труда «Основы теоре­тической анатомии». П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснаб­жении органов и частей тела.

Топография артерий не беспорядочна, а закономерна (П. Ф. Лесгафт). Артерии направляются к органам по кратчай­шему пути. Так, на конечностях они идут по более короткой их сгибательной поверхности, а не по более длинной разгибательной; первыми ветвями аорты являются венечные артерии, кровоснабжающие рядом лежащее сердце. Основное значение имеет не окончательное положение органа, а место его закладки у заро­дыша.

12 Н. И. Пирогов и сущность его открытий в анатомии человека; методы, предло­женные им для изучения топографии органов, их значение для анатомии и практиче­ской медицины.
Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н. И. Пирогов (1810—1881). Начав свою медицинскую деятель­ность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) универ­ситете.

По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургичес­кой академии был создан Анатомический институт, усовершен­ствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пиро­гов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома — открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотно­шений органов друг с другом и со скелетом. Результаты много­летних трудов Н. И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1852—1859). Н. И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд «Хирургическая анатомия арте­риальных стволов и фасций» (1838). Перу Н. И. Пирогова принадлежат «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» (1843—1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. В области анатомии Н. И. Пироговым сделано не­мало открытий.

Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник — участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.
















15 Кость как орган ее развитие, строение, рост. Классификация костей.
Каждая кость, os, является самостоятельным органом и состоит из костной ткани. Снаружи кость покрыта надкостницей, periosteum, внутри нее в костномозговых полостях, cavitasmedul-lares, находится костный мозг. Кости разнообразны по величине и форме, занимают определенное положение в теле. Для удобства изучения различают следующие группы костей: длинные (трубчатые), короткие (губчатые), плоские (широкие), ненормальные (смешанные), воздухоносные (рис. 15).

Длинная (трубчатая) кость, oslongum, имеет удлиненную, цилиндрической или трехгранной формы среднюю часть — тело кости, диафиз, diaphysis(от греч. dia — между, phyo — рас­ту). Утолщенные концы ее называют эпифизами, epiphysis(от греч. epi — над). Каждый эпифиз имеет суставную по­верхность, fadesarticuldris, покрытую суставным хрящом, которая служит для соединения с соседними костями. Участок кости, где диафиз переходит в эпифиз, выделяют как метафиз, metaphysis. Этот участок соответствует окостеневшему в постнатальном онтогенезе эпифизарному хрящу. Трубчатые кости составляют скелет конечностей, выполняют функции рычагов. Выделяют кости длинные (плечевая, бедренная, кости пред­плечья и голени) и короткие (пястные, плюсневые, фаланги пальцев).

Короткая (губчатая) кость, osbreve, имеет форму непра­вильного куба или многогранника. Такие кости расположены в участках скелета, где прочность костей сочетается с под­вижностью, — в соединениях между костями (кости запястья, предплюсны).

Плоские (широкие) кости, ossaplana, участвуют в образо­вании полостей тела и выполняют также функцию защиты (кости крыши черепа, тазовые кости, грудина, ребра). Одновре­менно они представляют обширные поверхности для прикреп­ления мышц.

Ненормальные (смешанные) кости, ossairregularia, построе­ны сложно, форма их разнообразна. Например, тело позвонка по форме (и по строению) относится к губчатым костям, дуга, отростки — к плоским.

Воздухоносные кости, ossapneumatica, имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочко'й и заполненную воздухом. К ним относятся некоторые кости черепа: лобная, клиновидная, решет­чатая, верхняя челюсть.

17 Позвонки: их развитие, строение в различных отделах позвоночника, варианты и аномалии, соединения между позвонками. Атланто-затылочный сустав, движения в этом суставе.
Позвонок, vertebra, состоит из тела, corpusverte­brae, и дуги, arcusvertebrae. Тело позвонка обращено вперед и является его опорной частью. Кзади от тела располагается ду­га, которая соединяется с телом при помощи двух ножек, pedunculi [pediculi] arcusvertebrae, образуя позвоноч­ное отверстие, foramenvertebrate. Отверстия всех позвон­ков составляют позвоночный канал, canalisvertebrdlis, в котором располагается спинной мозг.

Поверхность тела позвонка, обращенная к дуге, вогнута, на ней имеются отверстия для кровеносных сосудов — питатель­ные отверстия, foraminanutriensia. Дуга имеет отростки, к которым прикрепляются мышцы, фасции. Сзади, по срединной линии, отходит непарный остистый отросток, processusspinosus. Во фронтальной плоскости справа и слева располага­ются парные поперечные отростки, processustransver-sus, вверх и вниз от дуги направлены парные верхние и нижние суставные отростки, processusarticularessu-perioresetinferiores. Основание суставных отростков ограничи­вают верхнюю и нижнюю позвоночные вырезки, incisuraevertebratessuperioretinferior. Нижняя вырезка глубже, чем верхняя. При соединении позвонков друг с другом нижняя и верхняя вырезки образуют справа и слева межпозвоночное отверстие, foramenintervertebrale.

Аномалии костей. Обычное число ребер (12 пар) может увеличиваться за счет развития с одной стороны или с двух сторон добавочного ребра, соединяющегося с VII шейным (шейные ребра) или с I поясничным (поясничные ребра) поз­вонком. Сращение I шейного позвонка с черепом (ассимиля­ция атланта) может комбинироваться с расщеплением задней его дуги. Редко наблюдается уменьшение числа крестцовых позвонков до четырех при увеличении количества поясничных (люмбализация). Передние концы ребер могут срастаться друг с другом или, наоборот, расщепляться. Возможно наличие круг­лого или овального отверстия в теле грудины и в мечевидном отростке.

Атлантозатылочныи сустав, articulatio atlantooccipitalis. Это

комбинированный сустав. Он состоит из двух мыщелковых сус­тавов, симметрично расположенных справа и слева от большого затылочного отверстия книзу от затылочной кости. Суставные поверхности каждого из мыщелковых суставов образованы мы­щелком затылочной кости и верхней суставной ямкой I шейного позвонка. Каждый сустав заключен в суставную капсулу, а вместе они укреплены передней и задней атлантозатылочными мембранами. Передняя атлантозатылочная мем­брана, membrdnaatlantooccipitalisanterior, натянута между базилярной частью затылочной кости и верхним краем перед­ней дуги атланта. Задняя атлантозатылочная мембрана, membrdnaatlantooccipitalisposterior, тонкая, но более широкая, чем передняя, натянута между задней полуокружностью большого затылочного отверстия и верхним краем задней дуги атланта.

В обоих сочленениях движение происходит вокруг двух осей: фронтальной и сагиттальной. Вокруг фронтальной оси совер­шаются сгибание и разгибание, т. е. наклоны головы вперед и назад (кивательные движения). В норме возможно сгибание на 20° и разгибание на 30°. Вокруг сагиттальной оси соверша­ются отведение головы от срединной линии и приведение к ней. Амплитуда движения 15—20°.

19 Ребра и грудина: их развитие, строение, варианты и аномалии. Соединения ре­бер с позвонками и грудиной. Грудная клетка в целом, ее индивидуальные, возрастные и типологические особенности. Движения ребер, мышцы, производящие эти движе­ния, их кровоснабжение и иннервация.
Кости грудной клетки представлены 12 парами ребер и гру­диной.

Ребра, costae(I—XII)/ Семь пар верхних ребер (I—VII) хрящевыми частями соеди­няются с грудиной. Эти ребра называются истинными, costaeverae. Хрящи VIII, IX, X пар ребер соединяются не с грудиной, а с хрящом вышележащего ребра. Поэтому эти ребра получили название ложных ребер, costaespurlae. XI и XII ребра име­ют короткие хрящевые части, которые заканчиваются в мышцах брюшной стенки. Эти ребра более подвижны, их называют ко­леблющимися, costaeftuctuantes [fluitantes].

На заднем конце каждого ребра имеется головка, caputcostae, которая образует сустав с телом одного или телами двух смежных грудных позвонков, с их реберными ямками. Большин­ство ребер сочленяются с двумя соседними позвонками. За головкой ребра следует более узкая часть — шейка ребра, collumcostae. На границе шейки и тела ребра имеется буго­рок ребра, tuberculumcostae. На десяти верхних ребрах бу­горок делится на два возвышения. Медиальнонижнее возвыше­ние несет суставную поверхность бугорка ребра, fadesarticularistuberculicostae, для образования сустава с реберной ямкой поперечного отростка соответствующего позвонка. Шейка с бугорком переходит непосредственно в более широкую и самую длинную переднюю часть реберной кости — тело ребра, corpuscostae, которое слегка скручено вокруг собственной продольной оси и недалеко от бугорка резко изогнуто вперед. Это место носит название угол ребра, anguluscostae.

Грудина, грудная кость, sternum, представляет собой плос­кую кость, расположенную во фронтальной плоскости. Грудина состоит из трех частей. Верхняя ее часть — рукоятка грудины, средняя часть — тело и нижняя — мечевидный отросток. У взрослых людей эти три части сращены в единую кость.

Рукоятка грудины, manubriumsterni,— самая широ­кая, особенно вверху, и толстая часть грудины. На верхнем крае ее имеется неглубокая яремная вырезка, incisurajugularis. По бокам от вырезки находится ключичная вырезка, incisuraclavicularis, для соединения с ключицами.

Тело грудины, corpussterni, — самая длинная часть грудины, в средних и нижних отделах тело груди­ны более широкое, чем вверху. На передней поверхности тела заметны шероховатые линии (места сращения костных сегмен­тов), на краях тела имеются реберные вырезки, incisuraecostales, для образования соединений с хрящами истинных ре­бер.

Мечевидный отросток, processusxiphoideus, может иметь различную форму, иногда книзу раздвоен или имеет отверстие.

Аномалии рёбер. Обычное число ребер (12 пар) может увеличиваться за счет развития с одной стороны или с двух сторон добавочного ребра, соединяющегося с VII шейным (шейные ребра) или с I поясничным (поясничные ребра) поз­вонком.

Мышцы, поднимающие ребра, тт. levatorescostarum, при­крыты сзади пучками мышцы, выпрямляющей позвоночник, за­нимают задние отрезки межреберных промежутков медиально от наружных межреберных мышц. Их подразделяют на корот­кие и длинные.

Короткие мышцы, поднимающие ребра, mm. levatorescosta­rumbreves, начинаются отдельными пучками на поперечных отростках VII шейного, I и II грудных позвонков, проходят вниз и латерально; прикрепляются к нижележащему ребру.

Длинные мышцы, поднимающие ребра, mm. levatdrescosta­rumlongi, начинаются на поперечных отростках VII—X грудных позвонков, переходят через нижележащее ребро; прикрепляют-ся к следующему ребру, медиально от угла последнего.

Функция: поднимают ребра, способствуя расширению грудной клетки.

Иннервация: nn. intercostales (Сш, Thi, Thn, Thvn— Thx).

Кровоснабжение: аа. intercostales posteriores.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

перейти в каталог файлов
связь с админом