Главная страница
qrcode

Лексический материал по етме овощи связная речь. 1. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану


Скачать 19,55 Kb.
Название1. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану
Дата09.04.2019
Размер19,55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛексический материал по етме овощи связная речь.docx
ТипРассказ
#74570
Каталог

1. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.
- Что это? (помидор, огурец, картофель, лук, морковь, свёкла, кабачок, капуста)

- Помидор - это фрукт или овощ?
- Где растёт? В саду или на огороде?

- Какой по цвету?
- Какой по форме?

- Какой на вкус?
- В каком виде употребляем в пищу?

Помидор - это овощ. Он растёт на огороде на кустике. Он красный, круглый, кисло-сладкий, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп и засолить.
Огурец - это овощ. Он растёт на огороде на грядке. Он зелёный, овальный. На ощупь твёрдый. На вкус сочный. Из него можно приготовить салат и засолить.
Картофель - это овощ. Растёт на огороде в земле. Его выкапывают. Он коричневый или розовый, овальный, твёрдый. Картофель едят люди и кормят им животных. Из картофеля мы можем приготовить пюре, картофельный рулет, оладьи, его добавляют в разные супы.
Лук - это овощ. Лук растет на огороде в земле. По цвету лук коричневый. Он маленький и круглый. Лук твердый. По вкусу он горький. Лук добавляют в суп и во вторые блюда.

Морковь - это овощ. Растёт на огороде в земле. Она оранжевая, овальная, твёрдая, сладкая. Морковь едят в свежем виде, добавляют в суп, во вторые блюда. Отжимают морковный сок.

Свёкла - это овощ. Растёт на огороде в земле. Она бордовая, круглая, твёрдая, сладкая. Из неё варят борщ, готовят винегрет, отжимают свекольный сок.

Кабачок - это овощ. Растёт на огороде на грядке. Он зелёный, овальный, твёрдый. Из него готовят кабачковую икру, овощное рагу, кабачковые оладьи.

Капуста - это овощ. Растёт на огороде на грядке. Она зелёная, круглая, твёрдая, хрустящая. Из капусты готовят щи, солянку, капустный салат, капустные котлеты, голубцы. Капусту квасят.
2. Игра «Собери овощи» (совершенствуем фонематические процессы, учим подбирать слова на заданный звук).

Выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой К и предлагает детям положить в неё только те овощи (муляжи), в названии которых есть звук [к].

Слова:  картофель,   кабачок,   капуста,   тыква,   баклажан, морковь, лук, свёкла, чеснок, петрушка, редька.

3. Игра на развитие фонематического слуха: Какое слово отличается от других?


Лук, лук, плуг, лук.

Лук – лук – жук – лук

Укроп – сироп – укроп – укроп

Салат – салат – халат – салат

Репка, репка, кепка, репка.

Редис, редис, кипарис, редис.

Грядка – прядка – грядка – грядка

Огурец, огурец, молодец, огурец.

Кабачок – бочок – кабачок – кабачок

Помидор – помидор – помидор - коридор

Петрушка – ватрушка – петрушка – петрушка

4. Игра «Овощной магазин».

Логопед выбирает «продавца» и «покупателя». Помогает органи­зовать им диалог.

Покупатель:

- Я хочу купить (Дайте мне, пожалуйста… Мне нужны... Продайте мне… Есть ли у вас...)

- большие, круглые, мягкие, красные овощи (овальные, зеленые, сочные овощи; зелёные, круглые, твёрдые, хрустящие овощи; маленькие, круглые, коричневые, горькие на вкус овощи)

Продавец:

- Вам нужны помидоры? (огурцы, капуста, лук)

Покупатель:

- Да.

Продавец:

- Вот помидоры. Возьмите.

Продавец:


- Вы хотите что-то ещё?

Покупатель:


- Я хочу сварить борщ. Что вы можете мне предложить?

Продавец:

- Для борща вам понадобятся: свёкла, картофель, морковь, лук, помидор.

Покупатель:

- Спасибо, я покупаю эти овощи.
5. Игра «Загадай-ка»
Дети  загадывают друг  другу загадки по опорной схеме. (Какого размера? Какого цвета? Какой формы? Какой на вкус?).

Например:

Он овальный, зелёный, твёрдый, сочный, хрустящий, крупный, мелкий, вкусный ... (огурец).

Он красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый… (помидор).

6. Пересказ текста: «Капустный листок» (по Л. Яхнину)
Щипал   Телёнок   травку   возле   забора.   Подошёл   к   нему Петушок и принялся рядом зёрнышки в траве искать.  Вдруг он увидел капустный листок.

- Ко! - удивился Петушок и клюнул его. Не понравился ему листок.  Решил он Телёнку предложить попробовать и говорит:

- Ко!

А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает:


- Му-у?

- Ко! - говорит  Петушок   и   снова  показывает   клювом  на капустный листок.

- Му-у? - не понимает Телёнок.

Так стоят они около капустного листка и разговаривают:

- Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет:

- Ме-е-е! Мне-е!

                                                                                                                               

Вопросы:


Что нашёл Петушок в траве?


Понравился ли ему капустный листок?


Кому Петушок предложил листок капусты?


Попробовал ли его Телёнок? Почему?


Что сказала Коза?
7. Чтение сказки «Трусливый огурчик» (по Н.Подлесовой).
Жил на огороде маленький Огурчик. Очень он боялся темноты, и как только солнышко садилось, всегда прятался под листик. Проспит так ночь, а утром проснется и удивляется. Что такое? Вчера весь был укрыт листочком, а утром только наполовину. На другой вечер выбирает огурчик листик побольше - та же история.

Спросил Огурчик у Тыквы:


- Не знаешь ли ты, Тыква, кто стаскивает с меня по ночам листок?

- Ах, Огурчик,- сказала Тыква, - никто не стаскивает с тебя листок. Просто ты очень быстро растешь!
Вопросы:


Где жил маленький огурчик?


Чего боялся огурчик?


Что делал огурчик, когда садилось солнышко?


Чему удивлялся огурчик?


Что спросил огурчик у тыквы?

Что сказала тыква огурчику?
перейти в каталог файлов


связь с админом