Главная страница

3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава Танцор и врач 11


Скачать 13,95 Mb.
Название3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава Танцор и врач 11
АнкорDzhozef_Khaviler_Telo_tantsora.pdf
Дата10.04.2018
Размер13,95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDzhozef_Khaviler_Telo_tantsora.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43636
страница1 из 14
Каталогv.anna2014

С этим файлом связано 32 файл(ов). Среди них: Rastyazhka_rasslableniem.pdf, Menedzhment_v_khoreografii.doc, Tantsy_igry_uprazhnenia_dlya_krasivogo_dvizhenia.pdf, Bogatkova_DancesNational_mus.pdf, A_L_Volynskii_774_Kniga_likovanii_774_Azbuka_klassicheskogo_tant, E_Vasenina_Rossii_774_skii_774_sovremennyi_774_tanets_Dialogi.pd, N_P_Ivanovskii_774_Balnyi_774_tanets_16-19_veka.pdf, T_Tkachenko_Narodnye_tantsy.pdf и ещё 22 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ТЕЛО ТАНЦОРА Медицинский взгляд на танцы и тренировки Джозеф С. Хавилер
ТЕЛО ТАНЦОРА Медицинский взгляд на танцы и тренировки Джозеф С. Хавилер Издательство Новое слово
2004

3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава 1. Танцор и врач 11
1. Врач - член приемной комиссии 11
2. Врач - консультант танцора 12 Глава 2. Части тела 14
1. Кости 14 а) Строение и функции костей 14 б) Возрастные нарушения и разрушение костей 16
2. Гиалиновый хряща) Составляющие и функции 18 б) Защита хряща 19
3. Эпифизарные пластинки 22 а) Функции 22 б) Советы для занятий танцами 22 в) Предугадывание роста взрослого человека 23 г) Медицинское вмешательство в рост человека 23
4. Суставы 23 а) Строение 23 б) Советы для занятий танцами 25 в) Лечение травм 26
5. Мускулатура 26 а) Типы мышц 26 б) Функциональные свойства скелетных мышц 27 в) Реакция мышц на раздражители 30 г) Советы для занятий танцами 30 д) Танцоры и бодибилдинг 30 е) Влияние иммобилизации 31 ж) Важность разминки • 32
6. Сухожилия 33 а) Строение и функции 33
7. Нервная система 36 а) Строение и функции 36 б) Рефлексы 38 в) Слуховой (преддверно-кохлеарный) нерв 38 г) Важность процесса обучения и ежедневных занятий 39

4 Содержание Глава 3. Процесс развития от ребенка к взрослому 40

1. Первый рывок роста 41
2. Второй рывок роста 41 Глава 4. Основные танцевальные движения и расстановка позиций 42
1. Движения туловища 42 а) Позвоночник 42 б) Мышцы туловища 48 в) Положение позвоночника 51 г) Танцевальные движения туловища 55
2. Движения рука) Плечевой сустав 59 б) Плечевой пояс 61 в) Грудной отдел позвоночника 61 г) Поднятие рук 61 д) Вращение 62 е) Лопаточные мышцы 62 ж) Локтевой сустав 63 з) Медицинские проблемы плечевого и локтевого суставов 64
3. Движения нога) Анатомия тазобедренного сустава 65 б) Подвижность тазобедренного сустава 65 в) Анатомия коленного сустава 68 г) Подвижность коленного сустава и мышц 70 д) Колено важные тонкости для танцора 71 е) Ан деор , 73 ж) Прыжок 81
4. Движения стопа) Голеностопный сустав 84 б) Стопа кости и суставы 86 в) Мышцы стоп 95 г) Движения стоп в танце 97
5. Подвижность и состояние равновесия 102 а) Общая подвижность 102 б) Подвижность и современная хореография 103 Приложение 1. Приборы для измерения угла сустава танцора в танце 104
1. Pluri-V 104
2. Pluri-Tor С (торсио-коксальный) 104
3. Pluri-Tor T (торсио-тобиальный) 104
4. Pluri-Ped 104 Приложение 2. Инструменты для определения гибкости 106 Словарь терминов 107
5 Какими качествами должен обладать танцор, Как его должны обучать, Как он должен учиться, Как приумножать свои силы, Я поведаю вам об этом, Дабы показать, что Танец не из тех искусств, Преуспеть в которых можно без усилий. Танец - вершина всех культур.
Лукиан из Самосата Из труда Танец, ест. до н.э.

6 Общее предисловие Входе карьеры балетному танцору иногда требуется помошь извне, от людей, которые благодаря большим знаниями опыту могут выслушать, дать совет, принять решение незаинтересованной стороны с максимально возможной объективностью. Может быть, именно это подтолкнуло моего друга Джозефа Хавилера к написанию книги. Обычной книги, написанной в области, где пробовали себя многие врачи, но лишь немногие смогли разобраться потому, что необходимые в этой сфере знания об опорно-двигательном аппарате выходят за рамки изложенного в учебниках по анатомии и медицине. Независимо от статуса - студент или профессор - танцору нужно постоянно максимально контролировать во многих отношениях уязвимую опорно-двигательную систему. Для определения различных границ толерантности по отношению к телу танцора, для предотвращения или лечения травм врачу-спе­
циалисту необходимо использовать особенный подход, который заключается в любви к балету. У Джозефа Хавилера есть эта страсть и зачарованность способностью человека динамично выразить себя. Более того, прекрасные дружеские отношения с танцорами, как преподавателями, таки студентами, позволили ему проникнуть в сокровенную суть танца. Назвав танцы священным огнем, он утвердил себя знатоком этой сферы. Пусть эта книга, труд всей его жизни, вдохновляет еще многие поколения танцоров и энтузиастов. Профессор Норберт Гшвенд, Клиника Шульца, Цюрих, июнь 1995
7 Предисловие Позвольте мне как врачу и хирургу-ор­
топеду в нескольких словах представить свою книгу. Проработав последние 25 лет ортопедом-консультантом, я вплотную столкнулся с проблемами, возникающими у танцоров. Вопросы медицины относительно подготовки профессиональных танцоров стали частью моей роботы. В книгу я также включил современные проблемы обучения балету, с которыми познакомился, консультируя преподавателей. Итак, я хотел бы посвятить эту книгу всем преподавателям балетного искусства, которые стремятся донести до молодых людей все лучшее в своей ответственной работе. Также я посвящаю ее всем танцорам с пожеланиями танцевать долгие годы в добром здравии.

8 Вступление Для начала я бы хотел обратить внимание читателей на несколько важных моментов. Эта книга, содержащая практические и полезные знания о человеческом теле, напрямую связанные с работой танцора, предназначена для преподавателей балета, профессиональных танцоров и студентов. Я бы хотел помочь танцору управлять его главным средством выражения - его телом. Книга должна послужить мотивом к овладению знаниями о строении и функциях своего тела. Она поможет понять причины и следствия травм и то, как избежать их. Просто поразительно, как много танцоров до сих пор не владеют этими знаниями Проблемы начинаются, когда многим разрешают приступить к занятиям без предварительного медицинского исследования типа телосложения и возможностей

опорно-двигательной системы, а это, безусловно, необходимо в такой профессии А ведь в других профессиях прохождение исследований разумеются сами собой. Книга также предназначена для интересующихся этой сферой врачей. Она поможет разобраться, сможет ли молодой человек стать профессиональным танцором, и понять причины травм, с которыми танцоры обращаются к врачу. Особо мне бы хотелось привлечь внимание читателя-медика к библиографии, где он сможет найти больше тематической информации. То, что танцор может получить травму на работе, не служит подтверждением тезиса о не природное балета, но подтверждает, что либо танцор потребовал от своего тела несовместимого сего физическими возможностями, либо танцора неверно тренировали. Если профессиональный танец, а чаще профессиональный классический танец, исполняется правильно обученным танцором, который обладает соответствующими физическими возможностями, танцевальные движения гармонируют с индивидуальностью его тела, не становясь при этом причиной травм. Однако если тело заставляют исполнять движения, к которым оно не приспособлено, это будет противоречить его природе. Тогда профессиональный танец перестает быть естественным для танцора. Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что в данной работе речь идет о профессиональных занятиях танцами Те, кто занимается исключительно для себя, конечно, могут заниматься для удовольствия или пользы, даже если не обладают необходимыми физическими данными. В таком случае физические возможности имеют определенные границы, которые должен знать и учитывать преподаватель танцев.
Из-за возросшего интереса к танцам за последние годы увеличилось и количество медицинской литературы, посвященной анатомическим особенностям тел и патологиям, встречающимся у танцоров. Эти работы могут представлять интерес для ученого, нов большинстве своем авторы имеют очень скудное преставление о жизни танцоров и работе в балетном классе. Такие книги не уделяют внимания вопросам связи патологии с ее причиной, а это особая проблема, кроющаяся в технике исполнения. Навряд ли такие книги помогут танцору в решении проблем. В отличие от Вступление
9 других в моей книге прослеживается связь между ошибками в технике исполнения танца и патологическими изменениями в теле танцора Читатели, которым необходимо более детальное рассмотрение затронутых проблем именно в связи с занятиями танцами, могут обратиться к общедоступным учебникам по анатомии, биохимии и спортивной медицине. Из большого количества имеющихся материалов я отобрал то, что составляет основу для танцоров и обучающихся студентов и тесно связано с ежедневными занятиями и тренировками танцоров. Целью моей книги является дать доступные и полезные знания. Цель эта может быть достигнута только при детальном овладении информацией. Например, я описываю не все мышцы, участвующие в определенном движении. Сточки зрения анатомии, это неточное и неполное описание, но мне оно представляется более разумным, так как информация будет понятна танцору. Он будет точно знать, какие основные мышцы и другие ткани) участвуют в движении какие он может и должен использовать в полную силу, а какие осторожно, так как они могут быть повреждены при неправильной технике исполнения. Терминологический аппарат данной работы не имеет строгой научной систематизации. В разделе Анатомия я старался, насколько это было возможно, не загружать читателя латинскими терминами. Вместо них используется обычное объяснение, а латинские термины подаются в отдельных случаях в скобках. Терминологический аппарат составлен согласно работе Keith L. Moore, Clinically Oriented
Anatomy, Williams & Wilkins, Baltimore,
1980. Так как моя книга предназначена для преподавателей балета, студентов и танцоров я надеюсь, что читатель будет знаком с основной балетной терминологией Мои пояснения относятся к профессиональным танцам вообще Если, несмотря на это, обращения к классической школе особенно подробны, это имеет практические цели. Во- первых, классическое обучение рассматривается неклассическими стилями как важная составляющая профессиональных занятий для обретения телом необходимой формы. Поэтому подход к этим занятиям особо требовательный. Во-вторых, у большинства классических танцоров возникают проблемы с телом из-за того, что почти все без исключения танцуют профессионально по много лет. Наконец, мне бы хотелось отметить, что в большинстве случаев мои объяснения одинаково применимы к танцорам мужского и женского пола. Данную языковую трудность нелегко разрешить. Мне кажется очень утомительным уточнять каждый раз он или она, его или ее. Поэтому я использовал местоимения он, его, имея ввиду оба пола. В книге будут обозначены отдельные моменты, не относящиеся в одинаковой степени к танцорами танцовщицам. Безусловно, я бы мог оперировать двумя местоимениями, ноя отказался от этого в пользу одного из них, чтобы отойти от общепринятого мнения, что танцы - исключительно женское занятие.

10 Глава 1: Танцор и врач Для танцора его тело служит средством самовыражения. Соответственно, ему должны быть известны строение и функции тела. Только при таком условии он сможет защитить его и надолго сохранить здоровым при профессии, которая требует большой отдачи. Эта книга, написанная врачом, имеет целью помочь профессиональным танцорам достичь этого. Какова роль врача в жизни танцора Во многих странах это еще точно не определено и требует детального обсуждения. Самой главной функцией врача должна быть профилактическая медицина. В Китае, например, врачу раньше платили только, пока пациент был в добром здравии. Если пациент заболевал, врач должен был лечить его бесплатно. В случае с танцором первоочередным заданием врача должна быть профилактика болезни и травм, связанных с работой. Конечно, часть его работы — лечить случайные травмы и облегчать боль. Но профилактика все же должна оставаться главной задачей, и некоторые существующие условия будут описаны в книге с медицинской точки зрения. В течение профессиональной жизни танцор встречается с врачом на двух уровнях вначале карьеры, когда врач входит в состав конкурсной комиссии, которая решает, годится ли танцор для профессиональной подготовки. Входе дальнейших занятий и профессиональной карьеры врач выступает медицинским консультантом. В первом случае врача боятся и даже ненавидят, во втором — видят в нем друга и помощника. Проиллюстрирую обе ситуации.
1. Врач-член приемной комиссии Вдень просмотра в балетную школу врачи студент встречаются со смешанными чувствами. Студенту врач представляется самой сложной формальной трудностью, которую нужно преодолеть в этот день. Когда студент наконец-то прошел комиссию, появляется некто, ничего не смыслящий в танцах, и заставляет еще разгоряченного студента раздеться для медицинского осмотра и этим усугубляет все дело. Несмотря на по-прежнему серьезное давление со стороны кино и телеиндустрии, некоторые балетные школы закрывают глаза на то, что кот бору студентов для профессиональных танцовщиков нужно подходить более тщательно, чем раньше. Врач, без сомненья, играет важную роль в отборе из тысяч претендентов. Он проводит осмотр претендента согласно анкете и сообщает жюри физическую пригодность претендента к профессиональным занятиям танцами. (Врач не обязан при этом советоваться с артистической частью комиссии. Другая важная причина, почему врач, специализирующийся на профессиональных танцах, не может быть исключен из конкурсной комиссии в том, что проблемы медицины и образования, возникающие сегодня, небыли известны раньше. Правила, введенные великими хореографами классических танцев в 18 и 19 веках, не противоречат современным взглядам на функции суставов, анатомию и спортивную медицину. Они, конечно, применимы, когда танцевальные движения исполняются правильно под грамотным руководством. В этом случае необходимы определенные физические данные. Вовсе недостаточно того, что целеустремленный молодой танцор здоров Я бы хотел остановиться здесь когтеобразная стопа, отсутствие гибкости, искривление позвоночника считаются большей помехой для профессиональных занятий танцами, чем наружное чередование (смена) ноги от бедра и являются необходимым условием для исполнения хорошего ан деор
и деми плие Для высокой техники ис-

12 Танцор и врач
Ил.О Балетные мамаши Подавляющее число занимающихся балетом заставили заниматься амбиции их матерей. У таких детей часто нарушается нормальное развитие. А есть еще и балетные папаши. полнения ан деор профессиональному танцору необходимо особое строение тазобедренного сустава. Очень важно, чтоб все эти моменты были разъяснены до начала занятий, вовремя конкурса поступления в профессиональную балетную школу. Здоровые молодые люди, не отвечающие необходимым для профессиональных танцоров физическим требованиям, могут посещать любительские занятия. Но они не подходят для профессиональных танцев. Чем раньше это разъясняется, во избежание разочарований и развития неправильной техники исполнения, тем лучше. Сегодня балетные школы все еще сомневаются, привлекать ли квалифицированного врача к конкурсной комиссии в интересах претендентов К сожалению, даже знаменитые бальные школы считают, что могут обойтись без медицинской проверки. Очень часто ими движет страх финансового краха Хотя это не выяснено, но то, что сказано выше, относится только к профессиональным занятиям танцами. Танцевать могут все, кроме людей, которые вообще не могут заниматься спортом, - поэтому любительские занятия хорошо посещаются. Кроме конкурсной комиссии, внимание медиков необходимо вовремя занятий. Тело, а особенно позвоночный отдели тазобедренная зона изменяются под влиянием роста и тренировок. Это могут быть изменения к лучшему и худшему. Наблюдаться у ортопеда рекомендуется при переходе в старшие классы. В случаях, когда есть проблемы со здоровьем, врач назначит встречу-консультацию у себя в кабинете, где студент честно рассказывает о своем состоянии при условии сохранения профессиональной тайны. Так врач может дать юному танцору хороший совет. Взаимодействия студента, врача и балетной школы в таком случае наполнены взаимоуважением. Любой оставшийся страх со стороны студента или балетной школы может быть наверняка преодолен, когда врача воспринимают как помощника, чьи знания могут помочь разрешить общую проблему обеим сторонам. Нужно отметить, что врачи в немецкоговоря­
щих странах часто отговаривают от занятий классическими танцами, ссылаясь на их вредность. Причина этого кроется в предписаниях плохо обученных преподавателей.
2. Врач - консультант танцора Когда уже начались профессиональные занятия танцами, врач может дать консультацию относительно любой возникшей проблемы. Такие ситуации возникают в течение всей карьеры, требования к которой на сегодняшний день выше, чем раньше. Медицинская помощь требуется ив конце карьеры, когда могут возникать трудности с интеграцией в обычную ежедневную жизнь. Прежде всего, танцор должен сознавать, что идеального тела не существует. У каждого танцора есть слабые стороны, которые требуют особого внимания на ежедневных занятиях. Танцор должен знать свое тело Врач, который знаком к требованиям к танцам может дать соответствующее объяснение и совет. Эти просьбы о личной консультации остаются профессиональной тайной между врачом и пациентом. Каждый разговор между врачом и пациентом, конечно, конфиденциален. Это означает танцор может быть уверен, что содержание бе-
Врач - консультант танцора 13- седы не станет известно родителям, преподавателям или руководству школы это право пользоваться клятвой Гиппократа, которая законно связывает врача. Информация может быть передана преподавателю или директору только с ведома пациента. Кроме того, принятая конфиденциальность необходима для развития личного доверия между врачом и танцором. Травмы, связанные с занятиями танцами, происходят из-за неверной техники исполнения. Единственным исключением из этого правила является медицинский осмотр вовремя приемной комиссии. Если конкурсные условия включают медицинский осмотра таки должно быть — будущий студент дает письменное согласие информировать балетную школу об изменениях состояния здоровья, связанных с занятиями танцами. В этом случае конфиденциальность частично нарушается с согласия абитуриента. При возникновении проблем к врачу обращаются, чтобы он поставил диагноз и назначил лечение травмы, которая может быть вызвана растяжением мышц или повреждением суставов. В большинстве случаев симптомы становятся более очевидными в состоянии покоя. Если неправильную технику не исправить, то те же болезненные ощущения рецидируют после возобновления занятий. В таких случаях обычно обращаются к другому врачу, т.к. первый не смог помочь, и все повторяется снова. Со временем танцор расхолаживается, руководство теряет терпение и его карьера страдает. Помочь здесь может врач, знакомый с балетными движениями. Он может точно определить характер проблемы и совместными усилиями с преподавателем устранить ее. Позитивное значение имеет то, когда сам танцор заинтересован в скорейшем выяснении причины и следствия. Этому посвящена следующая глава. В области спортивной медицины существуют новые, доступные для танцоров открытия, связанные с методами занятий. Здесь мы обратимся к анатомо-физиологическим основам Длительных тренировок, телосложению, изометрическим тренировками реабилитации после болезней и травм. Профессиональный танцор не должен объявлять о готовности к работе сразу же после необходимого отдыха. У него должно быть право на реабилитацию - требование, которое все чаще, хоть и с колебаниями, принимается театром. Профессиональный студент-танцор, и прежде всего преподаватель балета должны обладать знаниями по спортивной медицине и биомеханике, связанными сих работой, чтобы лучше разбираться в механизме танцевальных движений. Это должно быть непросто медицинское изучение анатомических явлений, в большей степени к классическому балету нужно подходить с научной точки зрения (исходя из научного видения жизни. Точные описания характерных особенностей человеческого тела изменения тазобедренного сустава и стопы, подвижные верхние конечности, искривление позвоночника) могут быть прекрасно отображены в балете. Мы не должны забывать о вековой акселерации, о том, что люди стали значительно выше ростом сначала го столетия. Это изменило образ танцоров, и мужчин, и женщин, и привело таких хореографов как Ба- лангин, Бежар и других к созданию нового стиля танца. В следующей главе непосредственно обратимся к рассмотрению частей тела, которые представляют интерес для танцора костей, суставов, хрящей, мышц, сухожилий и нервов. В этой главе речь не будет идти о каждой ткани тела конкретно. В большей степени я намерен детально остановится на рассмотрении свойств тех тканей (например, костей и мышц, которые являются наиболее важными для танцора. Таким образом, я постараюсь помочь пониманию тела как целого единства, его функций и применения для повышения качества исполнения танцев и предотвращения травм. В этой главе предлагается выборочное рассмотрение тканей. Раздело суставах включен в эту часть, хотя сами по себе суставы не являются отделенной тканью, а органом состоящим из различных тканей. Суставы являются функциональным центром, понимание роли которого особенно важно для танцора. В этой главе объясняется, как ткани изменяются вовремя ежедневных тренировок. Здесь же содержатся инструкции для преподавателя танцев по проведению ежедневных занятий с медицинской точки зрения советы, как нужно бережно относится к своему телу вообще и чего нужно остерегаться после отдыха в частности. Глава содержит полезные для танцоров рекомендации из спортивной медицины последних десяти лет.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом