Главная страница

3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава Танцор и врач 11


Скачать 13,95 Mb.
Название3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава Танцор и врач 11
АнкорDzhozef_Khaviler_Telo_tantsora.pdf
Дата10.04.2018
Размер13,95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDzhozef_Khaviler_Telo_tantsora.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43636
страница5 из 14
Каталогv.anna2014

С этим файлом связано 32 файл(ов). Среди них: Rastyazhka_rasslableniem.pdf, Menedzhment_v_khoreografii.doc, Tantsy_igry_uprazhnenia_dlya_krasivogo_dvizhenia.pdf, Bogatkova_DancesNational_mus.pdf, A_L_Volynskii_774_Kniga_likovanii_774_Azbuka_klassicheskogo_tant, E_Vasenina_Rossii_774_skii_774_sovremennyi_774_tanets_Dialogi.pd, N_P_Ivanovskii_774_Balnyi_774_tanets_16-19_veka.pdf, T_Tkachenko_Narodnye_tantsy.pdf и ещё 22 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
6. Сухожилия а) строение и функции В этом подразделе мы коснемся следующих вопросов
- сухожилие
- соединение с костью
- ткань окружающая сухожильное влагалище и соединительная ткань со смазкой. Сухожилие Основные функциональные составляющие сухожилия - параллельные коллагеновые волокна, которые располагаются волноподобно в состоянии покоя. Они содержат отдельные клетки, называемые крыловидными из-за их формы ил. 17). Предел прочности на разрыв коллагеновых волокон в несколько раз больше, чему остальных. Сухожилие, как прилегающее к сокращающейся мышце, должно выдерживать сильное натяжение. Его функция — передавать сокращение мышцы к месту прикрепления к кости (волокна Шарпея). Как пассивный проводник силы, само сухожилие малоэластично, обычно эластичность составляет 3-4 %. Если сухожилие растягивается больше чем на 4 %, оно теряет способность стягиваться до нормальной длины. Это свойство известно как феномен недостаточной эластичности, все зависит от скорости, с которой происходит деформация при медленном растягивании эластичность больше, чем при быстром. Плотность и сила сухожилия увеличивается с возрастом. Этот процесс начинается, как только прекращается рост. Прибегая к специальным упражнениям вовремя ежедневных занятий до конца юности можно значительно увеличить силу сухожилий. Это одна из причин, почему нужно рано начинать заниматься балетом. летний никогда не достигнет того, чего достиг более молодой танцор за годы тренировок в юности. У разных людей разная сила сухожилия и его составляющих. Например, развитие двух девушек одного возраста, занимающихся водном классе, может быть совершенно разным. Одинаковые тренировки могут увеличить силу сухожилий одной девушки, но привести к болезненному перенапряжению другой. Это называется, пригодностью к танцам — очень важный фактор, для которого несу ществует удовлетворительного объяснения. Эластические свойства сухожильной ткани делают ее очень сильной и упругой. Разрыв случается только при воздействии необычайно мощной силы. Полный разрыв случается вместе прикрепления к кости (например, у верхнего края коленной чашечки. Сухожилие ступни, например, ахиллесово, рвется в неприкреплен­
ной части. В большинстве случаев сухожилие, которое рвется, было повреждено раньше. Когда сухожилие неоднократно растягивается, могут произойти маленькие разрывы, которые однажды приведут к самопроизвольному разрыву. Сейчас мы детально остановимся на причинах вызывающих боль в сухожилии. С одной Ил. 17 Сухожилие а) стороннее изображение (блочная диаграмма
Крастика) б) сухожилие под микроскопом (продольное сечение)
1. Крыловидные клетки
2. Параллельные коллагеновые волокна
3. Ядро.

34 Части тела стороны, это может быть неправильная техника исполнения, которая вызывает хроническое перенапряжение и повреждение сустава и со временем приводит к неожиданному разрыву. Причиной травмы может также стать потеря эластичности сухожилия. Это происходит по разным причинам, например, когда ежедневные занятия не отвечают возможностям студента. Также это - перерывы в занятиях, приглашенные именитые преподаватели, предлагающие интенсивные быстрые тренировки, несоизмеримые с уровнем возможностей студента. Студенты и молодые профессиональные танцовщики не должны быть в ситуации, когда их предыдущая подготовка оказывается неподходящей. Низкий уровень физической подготовки после болезни или травмы, также как переохлаждение тела или жесткий пол может вызвать повреждение зоны сухожильной ткани. Однако такие травмы редко ведут к полному разрыву сухожилия. Соединение сухожилия с костью Место, где сухожилие соединяется с костью таки называется — место прикрепления сухожилия волокна Шарпея, эластичные коллагеновые волокна, которые продолжаются в костную ткань. Так как сухожилие более эластично, чем кость между ними, обычно, ноне всегда, есть хрящевая прослойка. Когда период роста закончился, хрящевая прослойка сужается. В отличие от эпифизарной хрящевой пластинки она не исчезает полностью. Этот амортизатор между тканями с разной эластичностью (сухожилием и костью) лучше развит в еще формирующихся телах. Это еще раз подтверждает, что занятия танцами должны начинаться в раннем возрасте, пока тело окончательно не сформировалось. Участки, где сухожилие крепится к кости, реагируют на чрезмерное растягивание дегенерацией хрящевой ткани и кальцификацией самого места прикрепления. Именно это вызывает боль. Т.к. сухожилия в большинстве случаев прикреплены к бугоркам на кости, на теле существуют определенные зоны, где боль локализи­
руется чаще. Например, это внешняя сторона локтя, где соединяются экстензоры руки и пальцев, место называемое болевая точка на локте. Другим примером являются места прикрепления к кости на плече. Давление на них и их растягивание очень болезненны. При более серьезной форме повреждения боль не проходит даже в состоянии покоя. Пораженное сухожилие непроизвольно расслабляется, аза этим следует рефлексивная иммобилизация прилегающих мышц, и они заметно слабеют.
Из-за боли танцор не может регулярно посещать занятия. Эта травма чаще случается у муж­
чин-танцоров, если они выполняют слишком много подъемов в па деде без тщательных тренировок. Типично для всех пораженных зон то, что боль всегда появляется в результате травмы из- за чрезмерной нагрузки. Несколько вместе возникнувших микротравм ведут к болезненному дегенеративному процессу. На стадии обострения боль можно вылечить с помощью физической терапии. Там, где возможно, кортикостероидной терапии лучше избегать. Следует избегать даже стероидной инъекции без побочных эффектов. Исключение — лечение стероидными препаратами при хронических болезнях суставов. Неправильно сделанная инъекция
- в сухожилие или слишком близко к нему - может вызвать серьезное повреждение сухожилия. Введение стероидных препаратов в зону ахиллесова сухожилия запрещено. Физическая терапия и фармакология - дополнительные меры лечения. Полное выздоровление возможно, когда механическая причина травмы устранена. Это могут быть изменения в технике исполнения, схеме проведения ежедневных занятий или улучшение пола. Предотвращение травм — лучшее их лечение Итак, назовем еще раз самые важные для танцора моменты
- чистая техника исполнения
- упражнения, подходящие студенту по уровню возможностей
- тщательно спланированные ежедневные занятия после периода отдыха
- подходящий пол
- хорошая разминка. Если обо всем этом будут помнить танцоры и преподаватели балета, тела танцоров будут хорошо защищены от травм. Сухожильное влагалище Сухожилие окружено влагалищем, в которое оно вставлено. Сухожильное влагалище может быть разным в зависимости от сухожилий Мускулатура
35 а) вытянутых впрямую линию или б) изменяющих направление. Самые сильные болевые ощущения возникают не в сухожилии, а в сухожильном влагалище. а) Сухожилия, вытянутые впрямую линию, окружены не тугой, жировой, высокоэластич­
ной соединительной тканью. Она проходит по поверхности сухожилия ив него, обеспечивая питание кровеносным сосудам. Именно в этом месте начинается болезненное воспаление, которое, как мы говорили, является реакцией тела на перегрузку. б) В тех местах, где сухожилия изменяют свое направление сообразно со строением этой зоны, необходима лучшая защита для скольжения сухожилия. Эту функцию выполняют сум- ковидные влагалища, которые окружают сухожилие, оставляя место наполненное вязкой жидкостью, сводящей трение к минимуму. Наружное покрытие сухожильного влагалища снабжено кровеносными и лимфатическими сосудами. Они не только защищают сухожилие, но и играют основную роль в их питании. Само сухожилие воспаляется в редких случаях. Большинство воспалительных процессов происходит в тканях, окружающих сухожилие, в основном в сухожильном влагалище. При перегрузке сухожилия и затрудненных движениях чувствуется острая боль. Она часто сопровождается крепитацией, ощущением поскрипывания сухожилия, которое можно почувствовать пальцами, а иногда — на слух (tenophony). Эти процессы происходят в той части сухожилия, которая сильнее соприкасается с окружающими тканями и находится под давлением вовремя движения. Это состояние, необычное для танцоров, я поясню на примере. Флексор большого пальца стопы (flexor hattucis longus)
более важен для танцора, чем для человека, не занимающегося танцами (ил. 18). Он начинается от малоберцовой кости, вдоль нижней части ноги под икроножной мышцей идет к дистальной фаланге большого пальца. Сзади, вдоль голеностопа, мышца переходит в сухожилие. Оно находится медиа­
льно, возле ахиллесова сухожилия. На этом коротком отрезке сухожилию ненужно влагалище. Но потом разгибатель изгибается вправо от голеностопа вокруг медиальной лодыжки, спускаясь вдоль стопы к дистальной фаланге большого пальца. В том месте, где возле голеносто­
па меняется направление, трение должно быть уменьшено, поэтому сухожилие образует влагалище для зашиты. Сухожилие сгибателя большого пальца стопы находится под давлением, т.к. танцор сгибает большой палец. Это может быть вызвано общим напряжением, т.к. танцор хочет исполнить движение слишком хорошо. Это может произойти при неправильном исполнении дегаже а ля секонде, когда не только опорная, но и работающая нога вытянуты из-за недостаточного баланса. Сохранение баланса очень важно. При несоблюдении баланса между мышцами сгибателями и разгибателями может произойти растяжение. Хроническое растяжение мышцы вызывает болезненное ощущение в прилегающих тканях. Чаще это происходит в той части сухожилия, где нет сухожильного влагалища, тес начала мышцы в медиальном голеностопе. Растяжение вызывает боль при движении большого пальца и крепитацию. Такое состояние почти уникально для танцоров и не очень хорошо известно. Пораженная зона проходит по внутренней границе ахиллесова сухожилия и иногда неверно диагностируется как боль именно в нем. Я считаю, что во многих случаях боли в ахиллесовом сухожилии на самом деле результат воспаления в длинном сгибателе большого пальца Симптом поражения этой зоны — горячая и болезненная опухоль на сухожильном влагалище
— может также локализироваться в зоне между медиальным голеностопом и основанием боль-
Ил. 18 Длинный сгибатель пальцев стопы
1. Мышечное тело (брюшко)
2. Медиальная лодыжка
3. Сухожилие с сухожильным влагалищем
4. Сухожилие без сухожильного влагалища
5. Ахиллесово сухожилие.

36 Части тела шого пальца. В особо тяжелых случаях сухожильное влагалище так сужено, что скольжение сухожилия большого пальца задерживается (скрюченный палец. Эта травма очень распространена в наши дни в разных вариантах не только среди студентов, но и профессиональных танцоров. При перерыве в работе примерно через 1 неделю симптомы исчезают. Однако, если ежедневные занятия не изменить и не избавиться от ошибок, они возобновятся. Лечение необходимо, когда техника исполнения и другие упомянутые возможности проверены. Пациенты с диагнозом стенозируюший тендовагинит, которым не помогло такое лечение, могут прибегнуть к операции.
7. Нервная система Хорошо скоординированные грациозные движения требуют особой тренировки нервной системы, оттачивания техники годами. Именно поэтому яре шил остановиться на некоторых важных для танцора моментах, несмотря на сложность материала. Пусть читателя не приводит в замешательство эта трудность - ведь наша нервная система очень сложна. Я постарался изложить материал как можно доступнее и ограничиться теми темами, которые непосредственно связаны с занятиями танцами. Возможно, кому-то из читателей захочется пропустить эти страницы сейчас и обратиться к тем, что представляют для него больший интерес, чтобы потом дочитать все остальное, надеюсь - с удовольствием. а) строение и функции Функция нервной системы - соединять разные части тела друг с другом и координировать их. Например, сокращение мышцы - реакция на нервный раздражитель. Единая нервная система условно подразделяется на
- соматическую — осуществляет связь организма с окружающей средой
- вегетативную, также называемую автономной,
- контролирует жизненные системы внутри организма. У обеих систем есть периферическая часть периферическая нервная система (нервы, ганглии) и центральная часть - центральная нервная система (головной и спинной мозг. Морфологической, функциональной и генетической единицей является нейрон (в других источниках он называется нервной клеткой) ил. 19). Нейрон состоит из круглого или в форме звезды тела с короткими клеточными отростками дендритами, и одним длинным клеточным отростком - аксоном (нервным волокном) (ил. 20). Отдельные аксоны отделены друг от друга неврилеммами, нервными влагалищами. В центральной нервной системе они называются гли- оцитами, а в периферической — Шванновскими клетками. Эти влагалища необходимы для проведения импульса в аксон. Периферическая нервная система Нервные волокна, соединенные в пучки, которые удерживаются вместе оболочкой из соединительной ткани, называются нервом. Нервы расходятся от головного или спинного мозга к периферии и наоборот. Нервы, связанные с головным мозгом, — черепно-мозговые нервы, со спинным мозгом — спинальные. Волокна, идущие от периферии к центру, те. головному или спинному мозгу, называются чувствительными нервами. Волокна, которые идут от центра к периферии, называются двигательными нервами. Смешанные нервы включают двигательные, чувствительные и вегетативные волокна. Существуют также двигательные и чисто чувствительные нервы, хотя это не совсем так из-за того, что двигательные нервы также содержат афферентные волокна (от мышечного веретена к центральной нервной системе. Остановимся на двигательном и чувствительном нервах подробнее. Двигательный нерв начинается в переднем корешке спинного мозга или в головном мозге, а их аксоны идут к мышцам. Аксоны могут быть до одного метра в длину. В основном они обладают быстрой проводимостью (скорость до ПО м/сек). Нервы соматической нервной системы контролируются силой воли, а вегетативной - нет. Поэтому ее называют непроизвольной (например, функции кишечника, сердца, желез. Чувствительный нерв проводит такие импульсы, как боль, температура, а также информацию о тонусе мышц, сухожилий и связок из периферии к спинному мозгу, в некоторых случаях - к головному. Мышечный тонус фиксируется и передается мышечными веретенами, которые находятся в соединительной ткани между Нервная система
37 Ил. 19 Строение нейрона
1. Тело клетки (перикарион)
2. Ядро с ядрышком
3. Дендрнты (короткие отростки)
4. Основание невроаксона
5. Аксон (более длинные отростки)
6. Телодендрон (продолжение аксона)
1. и 2. принимают раздражение рецепторы)
3. фиксируют раздражение
5. проводят раздражение (проводник)
6. связывают с другими клетками эффектор. Ил. 20 Эфферентный и афферентный нейроны
а)мотонейрон эфферентный нейрон, направленный к периферии) называется мультиполярным нейроном б)сенсорный нейрон афферентный нейрон, ведущий к центральной нервной системе) называется псевдополярным нейроном
1. Тело клетки
(перикарион)
2. Шванновские клетки для изолированных раздражителей Коллатеральные ответвления
4. Клетки-сателлиты для изолированных нервных тел клетки
5. Теледендрон
6. Концевая пластинка двигательного нерва для отдельных мышечных волокон (соматической нервной системы)
7. Мышечное волокно
8. Кожа
9. Болевые рецепторы
10. Пластинчатое тельце Фатер-Пачини для фиксации силы давления
11. Мышечное веретено — находится в соединительной ткани между мышечных волокон. Фиксирует мышечное натяжение
12. Центральный отросток нейрона с отделами (распределяют раздражители — дивергенция раздражителей)
9-11: Каждое афферентное нервное волокно (имеет только один из трех перечисленных рецепторов. ства мышечными волокнами. Чувствительные нервы также служат подсознанию, давая информацию про расположение частей тела. Импульсы, например боль, могут быть зафиксированы вне тела, а затем попасть в сознание. Это может произойти и подсознательно и остаться таким. Чувствительные нервы передают информацию медленнее, чем двигательные. Центральная нервная система Различные отделы мозга (мозжечок, головной мозги ствол головного мозга) вместе со спинным мозгом образуют центральную нервную систему. Эти отделы содержат в основном нервные клетки из серого вещества. Те отделы, которые содержат импульсо-проводящие нервные волокна - избе лого вещества. В головном мозге из серого вещества состоит кора головного мозга 1,5- 5 мм толщиной. В ней содержится 10'* (100 биллионов) нервных клеток. Во всем человеческом теле содержится 1 0 " (сто триллионов) клеток, исключая кровяные. В центре спинного мозга находится серое вещество, контур которого напоминает силуэт бабочки. В нем содержится много нервных клеток. Когда нервная клетка погибает, погибает ее дендрит и аксон. На периферии поврежденные нервные волокна могут вырасти снова (на 1 мм вдень, если нервная клетка цела. Корневые клетки мото-нейронов, которые передают нервную энергию скелетным мышцам, находятся в стволе головного мозга и передних рогах мозгового вещества в спинном мозге. Как уже было сказано, отдельная мото клетка вместе с мышечным волокном, которое она контролирует, образуют мото единство. В двигательных мышцах (глаз, языка, пальцев, лице
г) Важная роль процесса обучения и ежедневных занятий Вовремя ежедневных занятий танцоры учатся активизировать несколько мышечных единств одновременно (улучшение внутримышечной координации. Таким образом, может быть увеличена общая сила мышц, как это нужно в Чем сильнее и чаще подается импульс, тем больше вероятность того, что он останется в памяти прыжке, например. В процессе обучения разные контрольные центры можно координировать для работы вместе. Благодаря этому движения становятся более машинальными, то есть совершаются подсознательно без контроля головного мозга. При заучивании движений отдельные
группы нервов должны быть соединены заново. мать болеутоляющие препараты или расслаби-
У этого процесса три стадии неотработанная, тели мышц перед занятиями и выступлениями отработанная и автоматизированная. Впервой Эти препараты подавляют всю периферичес- j стадии при исполнении одного движения выкую нервную систему. Повышая болевой пополняется много других ненужных, так как уча- рог, они увеличивают природные границы ствуют мышцы-антагонисты. Во второй стадии движения. Танцорам нужно особенно осторож-1 координация улучшается, исполнение стано- но относиться к приему любых лекарств, даже 1 вится более четким, затраты энергии и концен- от головной или зубной боли, ведь кроме ло-1 трации - меньше, а движения экономнее. кального действия, они влияют на всю нерв-
Концентрация раздражителей и процессы ную систему. В результате, без отсутствия б о - | импеданса в коре головного мозга и иннервации левых сигналов возможны разрывы в мышцах, I в мышцах более экономны. В автоматизирован- связках, сухожилиях или даже переломы. Ко- I ной стадии важную роль играют центры коорди- нечно, действие психоформацевтических пре-1 нации. Важно знать, что обучаемость уменьша- паратов и допинга еще опаснее. Из уважения к I ется с возрастом. Люди старшего возраста менее своему телу танцор должен избегать употреб-1 восприимчивы. ления всех этих препаратов. Хотя сих помо-1 О пределах возможного движения сигнали- щью он уменьшает болевые сигналы и пере зирует боль. Поэтому, танцору опасно прини- грузку тела. Глава 3. Развитие от ребенка к взрослому Известно, что быть хорошими успешным тан- У грудных детей, как правило, кривые ноги цором недостаточно для того, чтобы быть от- без рахита или других заболеваний. Это прохо- ветственным преподавателем. дит само собой после первого года жизни. Ино-
Движения в классическом балете даже виде- гда изгиб в коленях остается. Ребенок со слегка альном виде предназначены для тел взрослых неровными ногами или большими пальцами людей. Обучение происходит в юности, когда считается нормальным дошкольного возраста и тело еще не сформировано. Поэтому, очень позднее. Это зависит от формы стопы ребенка и I важно, чтобы преподаватель понимал процесс положения верхней бедренной кости, роста, физического и умственного развития ре- Во избежание травм преподаватель танцев бенка и юноши. Только понимание этих осо- должен бережно относится к формам тела на i бенностей позволит правильно организовать каждой стадии развития. Важно помнить, что процесс обучения. оси и углы тела индивидуальны, а биологичес-1 Прежде всего, нужно помнить кий возраст необязательно совпадает с календарным Обычно класс состоит из детей при 1 Ребенок - это немаленькое дополнение близительно одного возраста. В отношениям взрослого гибкости тела нужно считаться нес календарным возрастом, ас биологическим (сформиро-
Некоторые оси и углы костной структуры и ванность костей. Разница может составлять до I телосложения особенны в каждой возрастной х лет. Предположение о том, что биологичес- группе. Они изменяются в течении жизни, но кий возраст определяется по размеру тела - особенно в юности, когда тело находится в про- ложно. Дети одного возраста отличаются враз цессе роста. Гибкость отдельных частей тела тоже витии на несколько лет. Более того, важно поменяется. Это видно на примере детской ноги. нимать, что процесс роста не бывает равномерным или продолжительным, он рывкообразен. рост с младенчества до детства не имеет отношения к балетной школе, поэтому не буду на нем останавливаться. Уместно здесь говорить о двух рывках роста, которые часто случаются вовремя обучения в балетной школе.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом