Главная страница

3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава Танцор и врач 11


Скачать 13,95 Mb.
Название3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава Танцор и врач 11
АнкорDzhozef_Khaviler_Telo_tantsora.pdf
Дата10.04.2018
Размер13,95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDzhozef_Khaviler_Telo_tantsora.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43636
страница7 из 14
Каталогv.anna2014

С этим файлом связано 32 файл(ов). Среди них: Rastyazhka_rasslableniem.pdf, Menedzhment_v_khoreografii.doc, Tantsy_igry_uprazhnenia_dlya_krasivogo_dvizhenia.pdf, Bogatkova_DancesNational_mus.pdf, A_L_Volynskii_774_Kniga_likovanii_774_Azbuka_klassicheskogo_tant, E_Vasenina_Rossii_774_skii_774_sovremennyi_774_tanets_Dialogi.pd, N_P_Ivanovskii_774_Balnyi_774_tanets_16-19_veka.pdf, T_Tkachenko_Narodnye_tantsy.pdf и ещё 22 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14
I
a зад fc^^^^^ перед
ННб
2 Ил. 40 Изменения в телах позвонков при сакроидозе: а. Нормальные тела позвонков б. Изменения при сакроидозе:
1. клиновидное тело позвонка
2. инвазия в ткань межпозвоночных дисков тел позвонков (шморловы узлы. Исключения составляют тяжелые формы болезни. Это шанс для успешного сотрудничества врача и преподавателя. Положение тела и дыхание Кроме физиологических и художественных функций дыхание должно использоваться при стабилизации позвоночника. Как уже говорилось, тело поддерживается в вертикальном положении мышцами живота впереди, позвоночником и мышцами спины сзади. Между ними находится полость грудной клетки, которая тоже обеспечивает поддержку. При вдохе легкие наполняются воздухом, повышается давление на полость грудной клетки и брюшную полость. Если дыхание задерживается, поток воздуха обеспечивает дополнительную поддержку туловища, защищая нижние отделы позвоночника. При поднятии тяжести следует всегда удерживать верхнюю часть туловища в горизонтальном положении и задерживать дыхание. Естественно, это возможно только на короткое время, но такой прием эффективен при подъеме партнера. В танцах дыханию должно уделяться особое внимание, с учетом положения позвоночника и художественного впечатления.

54 Основные танцевальные движения и расстановка позиций Таз положение и стабилизация Таз состоит из трех костных частей двух безымянных костей и крестца. Соединение этих трех костей жесткое и поэтому возможны только ограниченные движения. Таз служит местом со-
Таз является центром движений туловища и ног. единения мышц обеих ноги туловища. Позвоночник, поддерживающий туловище, тоже связан стазом. Мышцы, соединяющие таз и ноги, должны обеспечивать танцору устойчивость для поддержания равновесия тела в любом положении, при любом движении. В обычном уравновешенном положении таз наклонен вперед (или крестцовый угол, как объяснялось, составляет 30 — 40°. Таз должен быть подвижен при наклонах впереди назад. Он должен стабилизировать себя в разных положениях. Стабилизация эта важна и сложна, т.к. мышцы туловища и ног прикреплены к тазу. В общем это означает, что таз должен стабилизировать одну сторону (опорную ногу) и одновременно обеспечивать свободные движения другой стороны (работающей ноги. При движениях туловища часть мышц ног в тазу выполняет стабилизирующую функцию, а мышцы туловища обеспечивают свободные движения. Именно поэтому положение таза и умение его стабилизировать — одна из ГЛАВНЫХ темна ежедневных занятиях как студентов, таки профессиональных танцоров. Мышечный пояс Мышечный пояс состоит из уже описанных мышц спины и спинного экстензора (spinalis muscles). Мышечный пояс очень важен для танцора, т.к. он стабилизирует туловище и защищает поясничный отдел позвоночника от травм. Остановимся на отдельных моментах. Короткий спинной экстензор наклоняет позвоночник назад. Когда он действует в одиночку, повышается вероятность лордоза, т.к. поясничный отдел - один из самых подвижных отделов позвоночника при наклонах назад (см. также раздело движении отдельных отделов позвоночника. Наклоны нижнего поясничного отдела вызывают его повышенную подвижность с ослаблением связок, непоправимые нарушения в межпозвоночных дисках и патологические изменения в телах позвонков и маленьких синовиальных суставах. Это объясняет, почему дирижеры, которые часто откланяются назад без контроля мышечного пояса, страдают от проблем со спиной (ил. 41). Повышенной подвижностью обладают к учуковые» акробаты («люди-змеи»), которые максимально увеличивают искривление позвоночника при наклонах назад. В отличие от них, танцоры задействуют грудной отдел позвоночника для таких наклонов. Согласно эстетическими физическим требованиям полукруглый изгиб спины танцора отличается от угловатого лордоза у акробатов. При наклонах назад танцор избегает Ил. 41 Движения туловища
55 повышенной подвижности, сокращая уже растянутые мышцы спины, оказывая давление на кишечник в районе поясничного отдела (ил .42). Это действие является противодействием малым мышцам спины. Оно обеспечивает плавный изгиб спины от крестца до верхнего грудного отдела. Это характерно для классических танцоров. Т. к. наклоны назад совершаются на вдохах, в мышечную стабилизацию включены дыхательные мышцы и диафрагма. Износ нижнего поясничного отдела — причина преждевременного завершения карьеры многих танцоров - во многом предотвращается благодаря этой технике исполнения. Перед началом любого движения туловища, грудной и поясничный отделы должны быть расположены прямо, конечно, учитывая, что позвоночник свободно подвижен. При этом не должно быть никакой кифозной неэластичнос­
ти, обычной для груднопоясничного отдела. Таз должен быть расположен горизонт&тъно. Только при таком условии возможно прямое расположение поясничного отдела. Глубокие мышцы спины и мышцы живота должны быть достаточно сильными, чтоб стабилизировать позвоночник. Т.к. эти мышцы связаны стазом, они образуют крепкую связку между туловищем и тазом. Для поддержания равновесия эти группы мышц Должны работать вместе. г) Танцевальные движения туловища В этом разделе будут подытожены и представлены самые важные для танцора моменты. Ил. 42 Мышечный пояс в танце (арабеск ан л эр
1. Широкие, равные мышцы живота давят на кишечник в районе поясничного отдела
2. Позвоночник
3. Короткие, глубокие (автохтонные) мышцы спины, натягивающие позвоночник. Взаимодействие мышц спины и живота защищает от повреждений поясничные межпозвоночные диски. Во всех танцевальных движениях туловище должно быть стабилизировано и находится в состоянии равновесия. Так как позвоночник, поддерживающий туловище, связан стазом, стабилизация таза очень важна. Таз — центральная и важнейшая точка стабилизации, т.к. он связан не только с мышцами, поддерживающими туловище, но и с теми, что отвечают за движения ног. Таз должен быть крепко соединен с туловищем без поддержки мышц ног, так, чтобы бедра оставались свободными для движения ног. Для поддержания равновесия туловища таз должен быть расположен горизонтально. Это положение должно поддерживаться мышцами ног (например, большой ягодичной мышцей) при положении стоя, т.к. подвижность бедер тоже учитывается. Эти мышцы важны для опорной, ноне для работающей ноги, которая должна быть полностью свободна для движений в тазобедренном суставе. Фиксация позвоночника достигается противоположными действиями двух групп мышц ил. 42):
- мышцами живота которые натягиваются широкими полосками от лобковой кости к ребрами окружают живот спереди как пояс
- глубокими мышцами спины которые натягиваются вдоль спины от крестца к шейному отделу. Они состоят из отдельных, независимо функционирующих мышц, идущих от позвонка к позвонку. Они готовы к немедленному противодействию даже в случае легкого дисбаланса в отдельном отделе. Благодаря противоположным действиям мышц живота и спины, природный изгиб пояс

56 Основные танцевальные движения и расстановка позиций ничного и спинного отделов выравнивается и позвоночник стабилизируется. Расположенный горизонтально таз обеспечивает вертикальное положение позвоночника.
Камбре ан аван: наклон вперед В балете наклон вперед совершается вытянутыми прямо грудными поясничным отделами позвоночника (ил. 43). Относительное положение поясничного отдела и таза не меняется. Движение туловища ан аван
совершается тазобедренными суставами под углом более 90°. Шейный отдел, как самый подвижный отдел позвоночника, может принимать участие в движениях туловища. Чем дальше тело наклоняется вперед, тем дальше вперед смещается центр гравитации тела. Падение предотвращается усиленным действием сухожилий. Подготовительное положение для выполнения камбре ан аван -
стойка с прямой спиной, таз расположен горизонтально (ил. 44). Сам позвоночники его положение относительно таза должно быть прямым. Бедра становятся точкой опоры в движении. Угол между тазом и бедром уменьшается при наклоне вперед, смещая центр гравитации в верхнюю часть тела. Баланс между туловищем и ногами обеспечивается большими ягодичными мышцами и сухожилиями, находящимися в задней части ягодиц и бедра. Если эти мышцы слишком слабые, ягодицы излишне наклоняются вперед, вызывая потерю равновесия. Самая важная мышца здесь — большая ягодичная, которая также играет главную роль в исполнении ан ( Ил. 43 Ил. 44 Пенше ан аван: Грудной и поясничный отделы остаются прямыми дои после горизонтального положения. Наклон вперед совершается в тазобедренных суставах. Стабилизация позвоночника достигается мышцами живота и спины. Чем больше верхняя часть тела наклоняется вперед, тем сильнее должны обеспечивать флексию сначала мышцы поясничного отдела, а затем грудного.
Камбре ан аррьер: наклоны назад При наклонах туловища назад (камбре ан ар­

рьер) малые мышцы спины сокращаются от крестца до верхней части шейного отдела или. Мышцы живота, натянутые по всей длине позвоночника, сокращаются в длину, давят на кишечники поясничный отдели предотвращают - как объяснялось на примере мышечного пояса - лордоз с ровным грудным отделом позвоночника. Именно благодаря этому возможен плавный изгиб спины, при котором изгибается даже поясничный и нижняя часть грудного отдела позвоночника, характерный для классического балета. При камбре ан аррьер
таз максимально наклонен назад, тазобедренные суставы - по оси движения таза. Впереди движение ограничено
У-образной подвздошно-бедренной связкой. Тазобедренный сустав может минимально отклоняться на 30°. Увеличение этой цифры, независимо оттого, врожденная ли это способ-
Движения туловища
57 ность азиатов или навык, достигнутый ежедневными занятиями, - обеспечивает лучшую исходную позицию для последующего движения. Наиболее важная мышца при наклоне таза назад - большая ягодичная. Что же мешает правильному исполнению
камбре ан аррьер"? Существует 5 причин
1. Бедренные мышцы не обеспечивают нужное равновесие таза и поэтому его стабилизация при наклоне назад невозможна. Тазобедренный сустав недостаточно подвижен, как это бывает в детстве или юности. С помощью специальных упражнений на полумягкие части передней половины бедра могут быть осторожно растянуты, а ошибка в исполнении движения исправлена.
3. Кифоз вызывает неэластичность грудного и поясничногрудного (а это намного серьезнее) отделов позвоночника. Тогда для наклона назад остаются только несколько позвонков поясничного отдела. Из-за неэластичности нижней части грудного отдела мышечный пояс не функционирует, а лордоз остается. У танцоров, независимо от стиля танцев, позвоночник должен быть таким гибким, чтоб нижняя часть грудного отдела участвовала в наклонах назад.
4. Поясничный отдел позвоночника короче, чем в норме. Вместо пяти позвонков присутствуют только четыре. Обычной поясничный позвонок присоединен к крестцу и неподвижен. Вовсе необязательно, что танцор с таким типом позвоночника не годится для профессиональных танцев. Ограниченность подвижности поясничного отдела компенсируется полной подвижностью грудного отдела.
5. В детском и юношеском возрасте мышечный пояс еще не сформирован (ил. 42). В возрасте восьми лет возможности совершения наклонов назад ограничены, несмотря на высокую общую подвижность. Это объясняется недоразвитыми мышцами спины. Когда ребенок наклоняется назад, живот округляется и выдается вперед. Поясничный отдел не получает защитного противодействия впереди и теряет равновесие. До завершения формирования мышечного пояса наклоны назад должны выполняться на занятиях осторожно, с определенными ограниченьями.
Арабеск В арабеске положение туловища и таза такое же как при камбре (ил. 47 - 49). Угол между тазом и бедрами остается неизменным. Прямое положение верхней части тела очень важно в арабеске. При движении ног назад и прямом положении верхней части тела благодаря мышцам туловища, мышцы живота играют важную роль в защите поясничного отдела позвоночника от чрезмерного растяжения путем контрдавления (ил. 42). Это возможно только при медленном движении ноги назад, твердо стабилизированной опорной ноге и прямом положении верхней части тела с исполь-
**л. 45 Камбре ан аррьер Ил. 46 Подготовка к исполнению камбре ан
аррьер: нижняя часть грудного отдела включается в наклон туловища назад.

58 Основные танцевальные движения и расстановка позиций зованием мышц спины. Равновесие и свобода движений работающей ноги зависит от стабильности бедра со стороны опорной ноги. Работающая нота приводится ван аррьер
задними мышцами, без горизонтального положения таза сиз менением положения при арабеске Это изменение при упорных тренировках составляет максимум 40°. Если движение ноги назад в тазобедренном суставе совершено, таз наклоняется вперед. Но угол в 40° остается неизменным. Наклон таза должен быть сведен к минимуму во избежание лордоза, даже при максимальном движении ноги назад и при прямом расположении верхней части тела. Уже упомянутый контр эффект мышц живота, медленное отведение ноги назад и прямое положение туловища достигается при содействии грудного отдела позвоночника. В разных формах арабески положение туловища, таза и ноги не меняется. Движение совершается исключительно в тазобедренном суставе. В арабеске пенше поясничный отдел становится продолжением поднятой ноги. Правиль-
Ил. 47 Наклоны назад при сформировавшемся и сформировавшемся мышечном поясе а) Несмотря на высокую степень подвижности в детстве, наклоны назад из-за несформировавшегося мышечного пояса ограничены. Происходит угловой лордоз и брюшко мышцы выдается вперед. б) В кабре ан арр 'ер тело танцора образует плавный изгиб, в котором задействованы поясничный и нижний грудной отделы позвоночника, а также мышечный пояс.
1 й Ил. 48 Камбре де коте сюр ле жамб: таз не включен в это движение. Большинство латеральных движений совершаются в нижней части грудного, верхней части поясничного отделов. Хотя гибкий, округлый позвоночник обычно препятствует совершению латеральных движений туловища. ное использование всей серии движений вара iiбескахi зависит от силы мышц живота, предотвращающих лордоз. Гран жете ан аван Стоящая впереди нога может быть поднята на
90°, а стоящая сзади - максимум на 40°. Кроме того необходимо, чтоб таз наклонялся впереди назад. Тогда нога, стоящая сзади, может быть поднята выше. Для равновесия вес должен быть перемешен назад в верхнюю часть тела. Нога стоящая впереди, поднимается на нужную высоту с помощью дополнительного подъема, который достигается действием мышц (см. раздеЛ| Движения тазобедренного сустава. Общие факторы в движениях туловища и ног Подведем краткие итоги
1. Необходимое вертикальное положение таза удерживается балансом мышц. Мышцы, соединяющие таз и ноги, должны быть достаточно, сильными, чтоб танцор мог удерживать равновесие во всех позах и движениях.
2. Работающая нога должна двигаться независимо от опорной, т.к. мышцы, поддерживающие Движения рук
59 Ил. 49 Па деде руки партнера предотвращают слишком сильный изгиб поясничного отдела. таз и ногу сост о ро н ы опорной ноги, дополняются мышцами, двигающими работающую ногу.
3. Позвоночник танцора должен быть очень подвижен во избежание кифоза грудного отдела и лордоза поясничного. Уменьшение искривления поясничного отдела возможно только при вертикальном положении тела и горизонтальном таза.
4. Наклоны вперед совершаются при прямом позвоночнике. Движения происходят в тазобедренных суставах.
5. Равновесие прямого позвоночника обеспечивается гибкими мышцами спины и мышцами живота.
6. Наклоны назад и поднятие стоящей сзади ноги более чем на 40° возможно при наклоне таза вперед, но без увеличения природного изгиба поясничного отдела. Ровный изгиб спины должен начинаться от крестца и заканчиваться все редине спинного отдела позвоночника. Правильное исполнение движений ноги и туловища назад зависит от силы мышц живота, которые оказывают давление на поясничный отдел, предотвращая лордоз.
2. Движения рук Для понимания движений рук в балете (пор де бра необходимо подробное описание анатомических особенностей. За более детальной информацией о мышцах обратитесь, пожалуйста, к учебнику анатомии. Вертикальное положение тела имело решающее значение для верхних конечностей человека. Руки подвижны и приспособлены к быстрым движениям. В результате эволюции произошли основные изменения в строении и функциях тазобедренного сустава и плечевого пояса. Ноги выдерживают вес тела. Из-за этого тазовый пояс
— почти неподвижное кольцо с большими, твердыми костяными суставными ямками для головок тазобедренного сустава (ил. 50). Руки используются для хватания и бесчисленного количества сходных функций. Плечевой пояс состоит из нескольких подвижных, связанных друг с другом и туловищем костей. Рука соединяется с плечевым поясом плечевым суставом или. Общая подвижность руки значительно больше, чем отдельного плечевого сустава. Остановимся на рассмотрении плечевого сустава и плечевого пояса. а) Плечевой сустав Плечевой сустав — это соединение головки плечевой кости и суставной поверхности (суставной ямки) лопатки. Функционально этот сустав похож на тазобедренный. Но, плечевой сустав, несмотря на то, что волокнистое хрящевое кольцо углубляет суставную ямку, значительно меньше головки плечевой кости. Поэтому зона соприкосновения двух суставных поверхностей меньше, атмосферное давление, соединяющее их вместе, меньше, чем вес руки. Атмосферного давления и единственной связки (клювовидно-плечевая связка) недостаточно, чтоб удержать сустав. Фактически головка плечевой кости и лопатка держатся вместе благодаря системе мышц (мышца-вращатель кулака, сухожилиями двуглавых и трехглавых мышц, плечевых и клиновидно-плечевых мышц Естественно, такое соединение более подвержено травмам, чем глубокие ямки тазобедренного сустава. Есть существенные различия в строении плечевого сустава у разных людей, в частности — в суставной капсуле. Плечевой сустав защищается мышцами. Они же обеспечивают его подвижность. Афферентные нервные волокна, фиксирующие боль, находятся в основном в мускулатуре, меньше их в суставной капсуле. Эти нервные окончания активизируются только болью.

60 Основные танцевальные
7 1 2
I _ _ I Ил. 50 Тазовые кости (женские, вид спереди
1. Крестец.
2. Безымянная кость (ox coxae), состоящая из подвздошной кости (3), лобковой кости (4), седалищной кости (5)
6. Лобковая кость
7. Крестцово-подвздошное сочленение. Головка плечевой кости образует только 1/3 сферы. Она не двигается в костной ямке, как головка бедренной кости, а в маленькой суставной ямке лопатки. Поэтому плечевой сустав намного подвижнее тазобедренного, но он более хрупкий. Неправильное расположение тазобедренного сустава случается редко, в отличие от плечевого. а) б) движения и расстановка позиций Подвижность плечевого сустава При подвижности плечевого сустава лопатка и позвоночник должны быть фиксированы. Безучастия плечевого пояса и грудного отдела возможны следующие движения плечевого сустава
- поднятие руки вперед (флексия в сагиттальной плоскости
- поднятие руки назад (растяжение в сагиттальной плоскости
- поднятие руки в сторону (абдукция 90°
- приведение руки к средней линии тела (аддукция 5 -10°. Аддукция совершается большой грудной мышцей и широчайшей мышцей спины. Вращению будет посвящен отдельный раздел. В первую очередь в совершении всех других движений рук с большим углом участвует плечевой пояса на завершающей стадии двигается и грудной отдел позвоночника. Эти движения рук называются поднятие (поднятие выше, чем при использовании только плечевого сустава, ил.
53). Поднятие руки при флексии (вперед) более чем на 70° и абдукции (в сторону) более чем на
90° достигается вращением оси лопатки с пере-
Ил. 51 Плечевой пояс
1. Ключица
2. Плечевой отросток лопатки
3. Грудина. Ил. 52 Правая лопатка а) вид сзади б) вид сбоку
1. Очень маленькая ямка, покрытая гиалиновым хрящом примерно на 0,62 дюйма (1,55 см)
2. Волокнистое хрящевое кольцо, углубляющее ямку
3. Суставная капсула. Движения рук
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом