Главная страница

3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава Танцор и врач 11


Скачать 13,95 Mb.
Название3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава Танцор и врач 11
АнкорDzhozef_Khaviler_Telo_tantsora.pdf
Дата10.04.2018
Размер13,95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDzhozef_Khaviler_Telo_tantsora.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43636
страница8 из 14
Каталогv.anna2014

С этим файлом связано 32 файл(ов). Среди них: Rastyazhka_rasslableniem.pdf, Menedzhment_v_khoreografii.doc, Tantsy_igry_uprazhnenia_dlya_krasivogo_dvizhenia.pdf, Bogatkova_DancesNational_mus.pdf, A_L_Volynskii_774_Kniga_likovanii_774_Azbuka_klassicheskogo_tant, E_Vasenina_Rossii_774_skii_774_sovremennyi_774_tanets_Dialogi.pd, N_P_Ivanovskii_774_Balnyi_774_tanets_16-19_veka.pdf, T_Tkachenko_Narodnye_tantsy.pdf и ещё 22 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14
61 дней зубчатой мышцы. При действии рецептив­
ной мышцы рука поднимается боле чем наб) Плечевой пояс Плечевой пояс состоит из обоих лопаток, ключицы и грудины (ил. 51). Лопатка может двигаться над ребрами, практически повторяя возможные движения. Подвижность плечевого пояса Впереди Если рука поднята более чем на 70°, что возможно с использованием одного только плечевого сустава, лопатка наклоняется впереди вверх и двигается во внешнюю сторону вместе с суставом. При этом руку можно поднимать на
120°. Сзади Если рука поднята более чем на 50°, что возможно с использованием одного только плечевого сустава, плечо движется вперед, а лопатка наклоняется назад, ближе к позвоночнику. При 50° лопатка больше не движется и движение продолжается поднятием всего плеча.
Латерально: Если рука поднята более чем на
90°, что возможно с использованием одного только плечевого сустава, лопатка наклоняется во внешнюю сторону и вверх. Одновременно вверх поднимается и находящаяся горизонтально ключица, и руку можно поднять до 150°. Движение прекращается, когда плечевая кость касается суставчатой поверхности лопатки. в) Грудной отдел позвоночника Позвоночные суставы одного отдела делают возможной латеральную флексию в этом отделе позвоночника. Подвижность тут не может сравниваться с подвижностью шейного и поясничного отделов, т.к. она ограничена грудиной. Подвижность грудного отдела позвоночника Флексия Поднятие одной руки более чем на
120° вызывает латеральное искривление груд-
Ил. 53 Положение левой лопатки приопущенной руке черная линия, б) приподнятой более чем на 90° руке пунктирная линия. Лопатка двигается передней зубчатой мышцей (см. стрелку. ного отдела. При поднятии обеих рук одновременно случается лордоз. Латеральная Поднятие руки более чем на
150° вызывает латеральную флексию грудного отдела и голова наклоняется в сторону. г) Поднятие рук Вперед допри усилии только плечевого сустава и до 90° - плечевого сустава и плечевого пояса, более 120° - плечевого сустава, плечевого пояса и грудного отдела позвоночника. Назад допри усилии только плечевого сустава, долее 50° - плечевого сустава и плечевого пояса.
Латерально: лр 90° при усилии только плечевого сустава, до 150° - плечевого сустава и плечевого пояса, более 150° - плечевого сустава, плечевого пояса, грудного отдела позвоночника и головы. Принцип классического балета - совершать движения рук так, чтоб не смещалась ось тела. Это означает неподвижность грудного отдела позвоночника. Например, при арабеске рука, находящаяся впереди, поднимается нас участием лопатки, ноне грудного отдела.

62 Основные танцевальные движения и расстановка позиций При латеральном поднятии руки в классическом балете принято минимально использовать плечевой пояс и соответственно смещение лопатки и ключицы будет минимальным. Прием, используемый только в классическом балете,
элевация а ля секонде не превышает 70° для танцовщиц и 85° для танцоров. То, насколько танцор придерживается столь строгих правил, - вопрос стиля исполнения. Нужно заметить, что эти два правила — небес смысленные категории наоборот, они анатомически обоснованы. Они базируются на понимании основ анатомии, взаимодействия напряжения и релаксации и на несильном использовании суставов. Они основываются на красоте танца, природных мягких движениях, которые бережно относятся к человеческому телу, избегая крайностей. д) Вращение Обратимся к вращению плечевой кости как продольной оси. При нормальном исходном положении рука свободно поднимается в сторону, поворачиваясь на 30° по внутренней стороне. Ладони обращены вовнутрь и слегка назад. Исходное положение именно такое потому, что мышцы внутреннего вращения сильнее, чем внешнего. Для определения соотношения внутреннего и внешнего вращения в плечевом суставе рука должна находится в сагиттальной плоскости. Только в таком положении не допускается вращение предплечья. В этом положении делают и все измерения. Внешнее вращение ограничено 80°. Несмотря на слабость оно очень важно, т.к. выводит руку, находящуюся впереди туловища, в сторону. Внешнее вращение производится следующими мышцами
- полостной
- задней дельтовидной
- малой круглой. Внутреннее вращение возможно приблизительно до 100°. Для этого рука должна находится сзади тела. Внутреннее вращение производится следующими мышцами
- подлопаточной
- большой грудной
- большой круглой
- передней дельтовидной
- широчайшей мышцей спины. Такие вращательные движения в плечевом суставе возможны при любых положениях рук. Они могут увеличиваться на 40° латеральным изменением положения лопатки. е) Мышцы лопатки Мышцы, вовлеченные во вращение лопатки, двигаются с большим или меньшим отклонением. Точные движения возможны только при взаимодействии и сопротивлении мышц, действующих в противоположном направлении. Мышечные повязки Когда две мышцы-антогонисты прикреплены к кости друг против друга, они окружают кость и называются мышечной повязкой. Свободная скелетная зона между двумя соединениями называется костное пересечение. Движения плеча в лопаточно-поясничном суставе возможны при скоординированном противодействии антагонистов (первичных двигателей) и расслаблению антагонистов в мышечной повязке. Обращенные назад лопаточные мышцы (предлопаточные и передняя зубчатая) скользят по мышцам, порывающими грудную клетку. Поверхность лопатки в 75 см равняется давлению воздуха около 80 атмосфер. Это давление, при котором также как широчайшая мышца спины, передняя зубчатая и ромбовидная мышцы прижимают лопатку к каркасу грудной клетки. Поэтому, лопатка может осторожно подниматься только от него. Когда противоположные мышцы в мышечной повязке находятся в таком же натяжении, лопатка - в стабильном положении. Если равновесие в мышечной повязке нарушено, например, из-за паралича, лопатка смещается. Положение лопатки вовремя отдыха и движения зависит от формы каркаса грудной клетки, над которой и расположена лопатка. Лопатка и ключица всегда двигаются вместе. В движении лопатки участвуют три группы мышц
1. Продольная или леватор-трапециевидная мышца, образующая леватор лопаточной мышцы и основание трапециевидной мышцы. Движения рук
63 2. Поперечная или горизонтальная трапецие­
видно-зубчатая повязка, образованная горизонтальной частью трапециевидной мышцы и средней частью передней зубчатой.
3. Косая зубчато-ромбовидная повязка и трапе­
циевидно-грудная повязка. Она состоит из ромбовидной мышцы и нижней части передней зубчатой мышцы. Повязка образована скреплением трапециевидной и малой грудной мышц. Для исследования движений лопатка используется акромиально-ключичный сустав и нижний угол лопатки. Действия мышечной повязки позволяют совершать следующие движения лопатки
1. Акромиально-ключичный сустав можно поднять и опустить мышечной повязкой трапециевидной мышцы-леватора. Трапециевид­
ная-зубчатая мышечная повязка определяет направленные всередину латеральные и дорсальные движения.
2. Угол лопатки может смещаться впереди назад зубчато-ромбовидной повязкой, которая тоже прижимает лопатку к грудной клетке. В случае паралича передней зубчатой мышцы, средняя граница лопатки проходит ближе к позвоночнику и дальше от грудной клетки. Это состояние известно как крыловидная лопатка. Мышцы, участвующие в движении руки Мышечная повязка, которая двигает лопатку в различных направлениях, важна и для движений рук в плечевом суставе. Простое поднятие руки вперед совершается передней дельтовидной, широчайшей мышцей спины, двуглавой и клювовидно-плечевой мышцами с одновременным движением лопатки трапециевидно-зубчатой повязкой. Простое латеральное поднятие руки требует усилий задней дельтовидной, надкостной и двуглавой мышц и вращения лопатки трапециевид­
но-зубчатой повязкой. Поднятие руки назад совершается задней дельтовидной, трехглавой, большой круглой мышцами и широчайшей мышцей спины и движением лопатки трапециевидной и ромбовидной мышцами. Перед поднятием руки больше чем на Рона должна быть отведена двуглавой, трехглавой и надкостными мышцами. Само поднятие возможно только при участии передней зубчатой мышцы. Она отводит нижний угол лопатки так, что сочлененные поверхности обращаются наружу и вверх. ж) Локтевой сустав Локтевой сустав - это сложный сустав, образованный плечевой, лучевой и локтевой костями ил. 54). У локтевого сустава одна капсула, асу ставное пространство разделено между тремя суставами
- плечелучевым сочленением
- плечелоктевым сочленением
- проксимальным лучелоктевым сочленением.
Плечелучевое сочленение — обычное суставное соединение, но латеральные связки сокращают движение и сочленение функционирует как шарнирный сустав. Плечелоктевое сочленение
- тоже простой шарнирный сустав. Прокси- а) б) Ил. 54 Пронация и супинация правого предплечья а) При пронации лучевая кость перекрещивается с локтевой б) При супинации лучевая и локтевая кости расположены параллельно
1. Лучевая кость
2. Локтевая кость
3. Плечевая кость.

64 Основные танцевальные движения и расстановка позиций мальное лучелоктевое сочленение — коловратный сустав, который позволяет совершать вращательные движения (пронацию и супинацию)
и при согнутой, и при вытянутой руке. Дистальный лучелоктевой сустав, запястье, - коловратный сустав, позволяющий лучевой кости вращаться вокруг головки локтевой кости. Локтевой сустав совершает два основных движения - сгибание и распрямление - между предплечьем и плечевой костью и вращения предплечья. Сгибание и распрямление Сгибание и распрямление совершается между плечевой костью и локтевым отростком локтевой кости, которая прилегает к плечевой кости как форпост. Этот сустав совершает только шарнирные движения, сгибание и распрямление.
Супинация и пронация При вращении предплечья головка локтевой кости вращается на лучевой впадине локтевой кости в локтевом суставе, в то время как в кистевом суставе головка лучевой кости сочленяется с локтевой вырезкой лучевой кости. Две кости предплечья скрещиваются, производя вращение руки. Вращательные движения предплечья называются супинацией
(ладонь обращена вверх как будто выедите суп) и пронацией
(ладонь обращена вниз как будто выберете хлеб. В большей степени эти движения возможны, когда локоть выпрямлена не согнут, т.к. дополнительное вращательное движение исходит от плечевого сустава. Вращение при согнутом локте - примерно 130°, при прямом — 230°. сила прона­
ции значительно больше при прямом, нежели согнутом локте. Когда локоть распрямлен, вся рука может вращаться в плечевом суставе. Про­
нация кисти руки осуществляется плечевым суставом. Но возможно только легкое вращение, те. минимальное скрещивание костей предплечья. Сила супинации больше при сгибе благодаря участию двуглавой мышцы. Локтевой сустав и кисти руки в классическом балете Во всех положениях рук в классическом балете локти слегка согнуты, предплечья и кисти — в супинации. Две кости предплечья параллельны и не перекрещиваются. В позиции брас баси приготовление приопущенных руках ладони обращены вверх. Такое соотношение предплечья и руки не меняется во всех позициях классического балета. В V позиции, когда руки подняты над головой, ладони обращены вниз. Единственным исключением является положение рук в арабеске они а пронации. з) Медицинские проблемы плечевого и локтевого суставов Плечевой сустав более предрасположен к тому, чтоб потерять эластичность, чем другие суставы человеческого тела. В слабой суставной капсуле образуется складка (recessus axillaries), где залегает осевой нерв, в котором вовремя иммобилизации происходит адгезия. У пожилых людей эластичность теряется уже после нескольких дней иммобилизации. Это может произойти и с молодыми людьми, поэтому при неизбежности иммобилизации потери эластичности можно избежать правильного расположив руку и разрабатывая ее. Диспропорция двух суставных поверхностей, как и движение сустава мышцами, делает сустав восприимчивыми к вывихам. Молодой человек со смещенным плечевым суставом не может рассчитывать на карьеру профессионального танцора. Даже после успешной операции плече не будет выдерживать нагрузок профессиональной карьеры. Следует также упомянуть произвольные смещение плеча, при котором не фиксируется патологических изменений сустава, кости или мышцы. Человек может сконцентрироваться на одной мышечной группе и одновременно расслабить мышцу-антагониста. При этом происходит смещение плечевого сустава, которое может пройти само собой. Обычно это несерьезные повреждения. В моей практике такие случаи чаще бывали среди танцоров, чем среди обычных пациентов. Но такая проблема может помешать профессиональной карьере. Боль в плече часто вызывают изменения в шейном отделе позвоночника. Плечо и рука обеспечивается нервами из окончаний плечевого сплетения. Дегенеративные изменения в шейном отделе могут произойти и у молодых людей. Они вызывают раздражение нервных Движения ног
65 окончаний и боль в руке и плече. Те, кто поздно начинает заниматься балетом, часто испытывают боли в руке и плече. Это очень сложно или даже невозможно вылечить. Переломы в этой области, даже те, что хорошо залечиваются, могут привести к недееспособности - например, неполное распрямление или ограничение вращательных движений. Неспособность полностью разгибать локоть — серьезная помеха для танцора.
3. Движения нога) Анатомия тазобедренного сустава Тазобедренный сустав состоит из двух частей вертлужной суставной впадины, расположенной латерально от таза, и головки бедренной кости. Это — многоосевой шарнирный сустав, в котором суставная ямка включает больше половины округлой части сустава. Вертлужная суставная впадина расширяется волокнистым кольцом. Эта конструкция образует очень стабильный сустав (ил. Суставные поверхности соединяются вместе атмосферным давлением, т.к. оно больше чем вес ноги. Нога взрослого человека весит до 22 фунтов, контактная поверхность тазобедренного сустава приблизительно 2,48 дюйма (6,2 см. Так как сила давления воздуха 1 кг. на 0,16 дюймов (0,4 см, давление на тазобедренный сустав
- примерно 35 фунтов. (В медицине физические данные не так тщательно соблюдаются) Суставные поверхности так крепко соединены, что для соединения суставов ненужна не сила мышц, не натяжение связок. Вся возможная сила мышц может использоваться для совершения движений. Возможно совершение движений, ограниченных в разной степени, во всех направлениях. б) Подвижность тазобедренного сустава Для начала остановимся на рассмотрении основных правил, определяющих подвижность тазобедренного сустава, а затем более подробно — на тех движениях, которые совершаются непосредственно в тазобедренном суставе (например, сгибание, распрямление, абдукция, аддукция, внутренние и внешние вращения) (ила) Движение, совершаемое непосредственно тазобедренным суставом, более ограничено, чем принято думать. б) Когда движение тазобедренного сустава закончилось, начинается движение таза и позвоночника. Подвижность ноги возрастает, но только в тазобедренном суставе. в) Ногу нельзя продвинуть дальше насколько позволяет строение кости. г) Природную подвижность тазобедренного сустава можно увеличить ежедневными тренировками при условии, что ограничивают движения связки и другие мягкие ткани. д) В этом отделе степень подвижности относится к движениям, направленным вперед, назад и латерально от оси при параллельно стоящих ногах. Подвижность тазобедренного сустава отличается в зависимости от позиции. На-
Ил. 55 Правая сторона суставной ямки тазобедренного сустава
1. Безымянная кость (Os coxae)
2. Лобковая кость
3. Седалищная кость
4. Суставная ямка (вертлужная суставная впадина)
5. Суставная впадина с круглой связкой, которая содержит кровеносные сосуды
6. Полулунный гиалиновый хрящ
7. Волокнистый хрящ (расширяет суставная ямка)
8. Место прикрепления суставной капсулы (внешняя часть волокнистого кольца.

66 Основные танцевальные движения и расстановка позиций Ил. 56 Подвижность тазобедренного сустава при прямом колене (с активным участием таза а) на 80° вперед б) на 45° латерально а ля сегонде) в) на 20° назад. пример, она значительно выше при промежуточной позиции. е) Почти все мышцы, участвующие в движении ноги, находятся в тазу или поясничном отделе позвоночника. Решающим для очередности движений работающей ноги и стабильности опорной ноги является позиция и стабилизация таза и поясничного отдела позвоночника. Итак, рассмотрим движения, совершающиеся непосредственно тазобедренным суставом. То, о чем пойдет речь в этом разделе, относится к нетренированным студентам. Ноги находятся параллельно (в й позиции. Сгибание Наклоны вперед (с использованием только собственных мышц, без дополнительной опоры) возможны на 80° при прямом колене, и примерно на 120 при согнутом. При сгибании колена возможна возрастающая флексия таза, т.к. подколенные сухожилия расслаблены, а ректальная бедренная мышца вытянута. Возможности пассивной флексии (с дополнительной опорой) больше, чем активной. Флексия таза при согнутом колене возрастает до
150° Несколько слов нужно сказать о дополнительном движении ног, которое совершается действиями мышц. Связки и костная структура тазобедренного сустава позволяют поднимать ногу на 30° выше, чем при действии одной мышцы ноги. При взмахах ногой или использовании руки для поддержки ноги можно использовать весь потенциал движения, те. ногу можно поднять выше. В разных техниках исполнения этот потенциал используется по-раз­
ному. В движении ноги участвует много мышц, номы будем говорить только о тех, которые важны для танцоров. Некоторые из этих мышц отвечают за движения и тазобедренного, и коленного суставов. Среди них прямая мышца, портняжная мышца, напрягатель широкой фасции и подвздошно-бедренный тракт (Maissiatic tract). Ректальная бедренная мышца может поднимать ногу горизонтально (те. не выше места прикрепления к тазу. Ее действие сильнее при согнутом колене, т.к. волокна натягиваются. Это объясняет, почему танцорам легче поднять ногу при согнутом колене. Кроме горизонтального поднятия подвздош- но-поясничной мышцы поднимает ногу еще на
30°. Это возможно, т.к. место прикрепления мышцы находится на уровне го позвонка спинного отдела. Дополнительный потенциал движения зависит от этой мышцы.
Мышечно-связочное строение ноги очень важно для танцора - бедренная группа, напря­
гатель широкой фасции и часть большой ягодичной мышцы. В области колена эта система играет особую роль в стабилизации ноги. Распрямление Бедро может быть распрямлено (те. отведено назад нас согнутым коленом и нас прямым. Для активизации движения ноги должен быть задействован поясничный изгиб, тогда таз наклоняется вперед к тазобедренному суставу опорной ноги. Пассивные распрямления с раскачиванием или оттягиванием ноги возможно нате. возможности для распрямления тазобедренного сустава меньше, чем для сгибания. Это ограничение вызвано не костным строением, а передними связками тазобедренного сустава, а именно У-образной подвздошно-бедренной связкой (ил. 57). Эта связка - самая сильная в теле человека. За годы интенсивной разработки этой связки распрямление тазобедренного сустава может быть улучшено. Обычно у жителей востока эта способность лучше развита от природы, чему европейцев. Движения ног Ил. 57 Связки правого тазобедренного сустава (вид спереди
1. Безымянная кость
2. Бедренная кость
3. У-образная подвздошно-бедренная связка, горизонтальная часть
4. У-образная подвздошно-бедренная связка, вертикальная часть. Иногда эта способность отсутствует в юности, а без нее невозможны правильные балетные позиции. Хотя с помощью специальных упражнений можно исправить такое положение вещей путем растягивания мягкой передней части тазобедренного сустава (ил. 58). Главный тензор тазобедренного сустава — большая ягодичная мышца, одна из самых сильных мышц в теле. Кроме того она - сильный вращатель и обладает статическим эффектом, не допускающим наклона верхней части тела вперед. В распрямлении также участвует седалищно- бедренная группа мышц, известная в танцевальных кругах как подколенная. Эта группа состоит из трех мышц - полуперепончатой, медиально расположенной полусухожильной и латерально расположенной двуглавой мышцы бедра. Они расположены в задней части бедра и проходят до нижней части ноги. Подколенные мышцы распрямляют тазобедренный сустав и сгибают коленный. Сила экстензора больше, чем флек­
сора. Абдукция Абдукция означает отведение ноги в сторону а ля секонде.
Максимальная абдукция тазобедренного сустава 45°. Даже если движение а ля секон-

67 Ил. 58 Растягивание У-образной связки и передней части суставной капсулы правого тазобедренного сустава Упражнение на улучшение растяжки бедра часто выполняется взрослыми. Таз зафиксирован сгибом левого бедра. Упражнение нужно повторять по несколько разв день как минимум в течение минуты (По П. Маршалу. де улучшается с помощью специальных упражнений на растяжку связок, что в общем не влияет на подвижность тазобедренного сустава. Например, при шпагате максимальная абдукция обоих тазобедренных суставов происходит одновременно. Таз наклоняется вперед, вызывая лордоз, и тазобедренный сустав сгибается. Когда абдукция превышает 50°, таз двигается, и позвоночника именно грудной отдел, обеспечивает равновесие и стабилизацию. Теоретически абдукция ограничена действием торможения головки бедренной кости напротив вертлужной суставной впадины. На практике торможение происходит раньше из-за приводящих мышц и передних связок тазобедренного сустава. Это ограничивающее действие может быть устранено с помощью специальных упражнений на ежедневных занятиях. Абдукция совершается средней и малой ягодичными мышцами, которые залегают под большой ягодичной мышцей. Аддукция Под аддукцией мы понимаем приведение ноги к средней линии тела. Аддукция ограничивается
30°, но это не приведение конечности в полном понимании, т.к. работающая нога должна двигаться опорной вперед или назад. Аддукция ог-

68 Основные танцевальные движения и расстановка позиций раничена натяжением передней связки тазобедренного сустава. Аддукция выполняется пятью мышцами длинной приводящей, короткой приводящей, большой приводящей, тонкой и гребенчатой мышцами, которые расположены вдоль бедренной кости между передними задним экстен­
зорами колена. Эти мышцы очень сильные и крепкие. Они участвуют в стабилизации опорной ноги. Некоторые из них также обеспечивают внешние вращения ноги. При аддукции они должны функционировать как флексоры и тензоры тазобедренного сустава, в зависимости оттого, расположены ли они перед осью вращения или за ней. Внешнее вращение Внешнее вращение составляет 20° - 70°. Такая большая разница между минимальными максимальным поворотами ноги зависит от физиологии, а именно расположения головки бедренной кости (см. Развитие от взрослого к ребенку и Ан деор»). Внешнее вращение вытянутой ноги физически ограничено передними связками тазобедренного сустава, а именно У-образной связкой. Большая ягодичная мышца - главный вра­

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом