Главная страница

3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава Танцор и врач 11


Скачать 13,95 Mb.
Название3 Содержание Общее предисловие 6 Предисловие к изданию в Великобритании 7 Вступление 8 Глава Танцор и врач 11
АнкорDzhozef_Khaviler_Telo_tantsora.pdf
Дата10.04.2018
Размер13,95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDzhozef_Khaviler_Telo_tantsora.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43636
страница9 из 14
Каталогv.anna2014

С этим файлом связано 32 файл(ов). Среди них: Rastyazhka_rasslableniem.pdf, Menedzhment_v_khoreografii.doc, Tantsy_igry_uprazhnenia_dlya_krasivogo_dvizhenia.pdf, Bogatkova_DancesNational_mus.pdf, A_L_Volynskii_774_Kniga_likovanii_774_Azbuka_klassicheskogo_tant, E_Vasenina_Rossii_774_skii_774_sovremennyi_774_tanets_Dialogi.pd, N_P_Ivanovskii_774_Balnyi_774_tanets_16-19_veka.pdf, T_Tkachenko_Narodnye_tantsy.pdf и ещё 22 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
щатель ноги во всех позициях. Эта мышца обеспечивает 1/3 силы, необходимой для внешного вращения. Другие мышцы, вовлеченные в движения тазобедренного сустава, которые действуют как вращатели - внутренняя запирательная мышца, наружная запи- рательная мышца, четырехглавая латеральная мышца и грушевидная мышца. Сила внешнего вращения больше в положении сидя, т.к. передние связки расслаблены. При скрещенных ногах бедро сгибается больше чем нас присутствием абдукции. Это вызывает расслабление передних связок и увеличивает силу внешних вращений. Крестовидное положение ног совершенно бесполезно для отработки настоящих ан деор. Внутреннее вращение Внутреннее вращение ограничивается 20 — 50°. При согнутом бедре оно ограничивается связками задней части тазобедренного сустава. Внутреннее вращение сильнее при слабом внешнем и наоборот. Нет мышц, которые совершают только внутреннее вращение. Участвуют многие мышцы, исполняя при этом и другие функции. При согнутом тазобедренном суставе эффективность мышц, участвующих во внутреннем вращении, возрастает. в) Анатомия коленного сустава Коленный сустав самый большой, но и самый сложный в теле человека (ил. 59). В танце наколенный сустав припадает очень большая нагрузка, он может быть серьезно поврежден при неправильной технике исполнения. Это место, где функционально соединены кости, хрящи и связки. О мышцах будет говориться в контексте отдельных движений. Необходимо выделить два суставных механизма
1. сустав между бедренной и большеберцовой костями
2. сустав между бедренной костью и надколенником. а) Тазобедренный сустав состоит из выпуклой части, которая входит в ямку, образуя боль-
Ил. 59 Строение правого коленного сустава а) вид спереди б) вид сбоку
1. Бедренная кость
2. Бедренный мыщелок
3. Верхняя часть большеберцовой кости
4. Малоберцовая кость
5. Место прикрепления связок надколенника
6. Надколенник (коленная чашечка. Движения ног
69
шую суставную поверхность. У нижней части бедренной кости и верхней части большеберцовой
- совсем разные формы, поэтому в этом соединении нет большой суставной поверхности. Два суставных шарнира только соприкасаются друг с другом на двух узких поверхностях с разными расстояниями между ними. При растягивании поверхности соприкасаются, при сгибании - находятся на значительном расстоянии. Для растягивания суставной поверхности и защиты легко уязвимого гиалинового хряща между двумя суставными поверхностями залегают клиновидные хрящевые кольца — мениски (ил. 60). Эти менис­
ки увеличивают выдерживающие вес поверхности между двумя костями. Они необходимы для распрямления веса и укрепления этой зоны. Несмотря на то, что мениски прикреплены к выступам между двумя суставными поверхностями и суставной капсуле, они подвижны и приспособлены к движению сустава. Они представляют со-
Ил. 60 Расположение менисков в правом коленном суставе а) в нейтральном положении б) при повернутой ноге (и согнутом колене)
1. Передняя сторона колена
2. Медиальный мениск (полулунной формы)
3. Латеральный мениск (дуговой)
4. Бугорок большеберцовой кости
5- Головка малоберцовой кости. Ил. 61 Связки правого коленного сустава (без менисков): а) вид спереди, без надколенника б) вид сбоку, с надколенником
1. Бедренный мыщелок
2. Верхняя часть большеберцовой кости
3. Малоберцовая кость
4. Латеральная коллатеральная связка
5. Медиальная коллатеральная связка
6. Передняя крестообразная связка
7. Задняя крестообразная связка
8. Надколенник
9. Сухожилие прямой мышцы
10. Связка надколенника
11. Место прикрепления связки надколенника к большеберцовой кости (бугорок большеберцовой кости. бой подвижную суставную поверхность. Медиальные мениски связаны с медиальной связкой. Но эта связка менее подвижна и подвержена травмам. б) Задняя поверхность надколенника проходит по бороздке бедренной кости. Это предотвращает латеральное смещение связки экстен­
зора коленного сустава. Возможность износа и разрыва сустава и дегенеративных изменений хряща велика. Поэтому травмы коленного сустава значительно ухудшают качество исполнения танца.
Из-за подвижности хряща связки коленного сустава имеют очень большое механическое значение (ил. 61). Вот они
- медиальная коллатеральная связка
- латеральная коллатеральная связка
- передняя крестообразная связка
- задняя крестообразная связка. Коллатеральные связки укрепляют суставную капсулу с медиальных и латерельных сторон колена. Когда колено распрямлено, они сокращаются и предотвращают латеральные движения

70 Основные танцевальные движения и расстановка позиций опорной ноги. Когда колено согнуто, коллатеральные связки расслаблены и вращение колена возможно. Также возможно пассивное латеральные движения между нижней частью ноги и бедренной костью. Крестообразные связки залегают внутри коленного сустава, но отделены от суставного пространства внутренней суставной капсулой. Они образуют самое важное связочное соединение колена и обеспечивают стабильность при сгибе, т.к. коллатеральные связки расслаблены. Они ограничивают вращательные движения в нижней части ноги и предотвращают смещение бедренной кости назад с поверхности большеберцовой кости при сгибании колена. Точно также они предотвращают чрезмерное распрямление колена. г) Подвижность коленного сустава и мышц Коленный сустав выполняет движения сгибания и разгибания. Вращение нижней части ноги возможно только при согнутом колене. Нормальным является распрямление на 180
- 190°. Чрезмерное распрямление может развиваться из-за смещения или упражнений. Возможна активная флексия дои пассивная до 155°. Внутреннее вращение нижней части ноги с наклоном вправо возможно до 10°, внешнее - до 40 - 50°. При распрямлении колена на последние 20° действует автоматическое, непроизвольное вращение нижней части ноги на 10°, которое закрывает колено, стабилизируя распрямление. На последней стадии распрямления коленного сустава нижняя часть ноги стабилизируется ступней и противоположным балансом внутреннего вращения бедренной кости. Распрямление Главный тензор коленного сустава, который также обеспечивает распрямление колена — четырехглавая мышца бедра (ил. 62). Три из составляющих мышц (медиальная широкая мышца бедра, латеральная широкая мышца бедра и промежуточная широкая мышца бедра) начинаются в бедре и двигают только коленный сустав. Четвертая составляющая - прямая мышца начинается в тазу и двигает тазобедренный и коленный суставы. Ее мы описывали как флексор бедра. Соединение четырех мышц над надколенником образуют сухожилие, в котором находится сезамовидная кость, надколенник. Вместе со связкой надколенника четырехглавая мышца бедра распрямляется до переднего бугорка большеберцовой кости. Медиальная широкая мышца бедра и латеральная широкая мышца бедра соединяются над коленом и образовывают сухожилие. Они должны действовать, обеспечивая равновесие, чтобы не произошло смещение надколенника. Если доминирует брюшко латеральной мышцы, может произойти латеральное смещение надколенника. Ил. 62 Мышцы бедер, вид спереди, без аддукторов а) Правая нога вой позиции б) Левая нога ван деор:
1. Портняжная мышца
2. Прямая мышца бедра
3. Медиальная широкая мышца бедра
4. Латеральная широкая мышца бедра. Движения ног
71 Четырехглавая мышца бедра предотвращает колено от прогиба. Чем больше ось тела откланяется назад, тем большая статическая сила требуется от мышц. Если коленный сустав чрезмерно распрямлен, колено закрывается и вернуться к прямому колену можно без помощи четырехглавой мышцы бедра. Структуры, предотвращающие чрезмерное распрямление колена — задняя суставная капсула, коллатеральные и крестообразные связки и коленные флексоры. Сгибание Три мышцы, сгибающие колено, находятся в задней части ноги. Эти мышцы начинаются в тазу, проходят вдоль медиальных и латеральных сторон колена к нижней части ноги. Они соединяют тазобедренный и коленные суставы. При сгибании бедра подколенные мышцы вытянуты, то. возрастает сила сгиба колена. При сгибании колена подколенные мышцы, расположенные вдоль медиальной стороны сустава, действуют как внутренние вращатели нижней части ноги, а те мышцы, которые расположены с латеральной стороны - как внешние вращате­
ли. Поэтому они контролируют положение нижней части ноги при деми плие. Икроножная мышца начинается в задней части бедренного мыщелока. Они проходят к ахиллесову сухожилию, которое вплетается в пятку. Сокращаясь, эта мышца сгибает колено, когда нога твердо стоит на полу. Портняжная мышца проходит от таза доме диальной головки бугорка большеберцовой кости. Эта мышца из тех, что выполняет двойную функцию, — флексора и внешнего вращателя тазобедренного сустава, и флексора и вращателя коленного сустава. Внутренние и внешние вращения Здесь мы обратимся к вращательным движениям между нижней частью ноги и бедром. Как уже говорилось, они совершаются внутренними и внешними вращателями. Мышцы, расположенные с медиальной стороны нижней части ноги, обеспечивают внутренние вращения, а те, что с латеральной стороны - внешние. Кроме названых, во вращении участвуют другие мышцы, но они не так важны. Важно, что танцор полностью выпрямляет колено при распрямлении и сгибает, вращением нижней части ноги. Мышцы избавляются от нагрузки, т.к. колено стабилизируется в этом положении без использования мышц. д) Колено важные тонкости для танцора Нам теперь понятно, что колено — это чувствительная замкнутая система. Колено обеспечивает исполнение красивых грациозных движений и сильных прыжков. При правильной технике исполнения танцор может выполнять их без повреждения этого важного сустава.
Экстензоры колена Легкие взмахи колен назад (genu recurvatum) очень важны для танца на пуантах т.к. эти ги­
пернатяжения обеспечивают большую стабилизацию коленному механизму.
Гипернатяжение составляет больше 20°. С одной стороны оно опасно для колена и должно компенсироваться натяжением подколенных мышц для восстановления необходимого мышечного баланса. При распрямлении колена натягиваются коллатеральные связки. Танец предъявляет связкам большие требования, поэтому им необходима поддержка мышц (см. Суставы, суставные связки, подвижность связки. Колено в деми плие В деми плие сгибаются бедра, колени и лодыжки. Однако центральное движение совершается в суставе. Внутренние и внешние вращатели удерживают ногу точно в средней позиции. Она означает, что нижняя часть ноги остается на ровне с бедром, а коленная чашечка составляет линию с пальцами ног (ил. 63). При сгибе колен коллатеральные связки расслаблены, а две крестообразные связки совершают движение сустава. При сгибе колена нижняя часть ноги может вращаться по отношению к бедренной кости. Однако этого нельзя допускать в деми плие При правильном деми плие нога должна вращаться исключительно от тазобедренного сустава, а не коленного.

72 Основные танцевальные а) б) Ил. 63 Расположение ног в деми плие а) Правильное положение с хорошим ан деор: Нога повернута наружу от бедра, в деми плие коленная чашечка составляет линию с пальцами ног. б) Неправильное положение ноги и ступни, с неадекватно повернутой от бедра ногой, ступня слишком вывернута наружу колени наклонены вперед, поворот нижней части ноги и ступни частично переходит в коленный сустав, нога выгнута. Особенно неправильное положение бедра ван деор
не должно компенсироваться вращением нижней части ноги. Поворот ноги должен происходить именно в бедре. Попытка компенсировать неправильное исполнение деми плие вращением нижней части ноги — грубая ошибка. Существует большая вероятность травмы в колене медиальная коллатеральная связка, передняя крестообразная связка и оба мениска натянуты, а внутренние вращатели перенапрягаются. Эта ошибка - наиболее частая причина болей в колене у студентов. Если игнорировать эти тревожные сигналы и ничего не менять в ежедневных занятиях, может произойти серьезная травма медиального мениска или передней крестообразной связки, что приведет к утрате коленом стабильности. Студенты, которые неверно исполняют ан

деор в тазобедренном суставе, не должны — ради их же интереса - начинать профессиональную карьеру. Сейчас на годичные курсы принимаются летние молодые люди. Т.к. это общие занятия, а не занятия классическими танцами, выполнение ан деор требуется от тазобедренного сустава, что неправильно и тяжело в таком возрасте. Как показывает опыт, это может привести к боли в колене. движения и расстановка позиций Повреждения и травмы коленного сустава Проблемы с коленями, о которых говорилось выше, случается не только у студентов. В профессиональной карьере это часто свидетельствует о необходимости отдыха. Возможности медицинской поиощи очень ограничены. Конечно, поврежденную связку можно и прооперировать, но после этого танцор может не вернутся к профессиональной карьере. Даже при самых лучших хирургических технологиях и послеоперационной терапии возможно ограничение движений и серьезные последствия для танцора. Выделим 3 основных момента
- разлад скользящего движения коленной чашечки
- гиперрастяжение колена
- слишком сильный поворот согнутого колена. При нарушении скользящего движения коленной чашечки при сгибании и разгибании происходит преждевременная дегенерация хрящевой прослойки. Задняя поверхность становится неровной, что чувствуется при пальпации иногда даже становится заметными причиняет боль при сгибании и распрямлении. Когда колено постоянно получает чрезмерную нагрузку, происходит болезненное воспаление часто с кровоизлиянием. Это состояние известно как chondropalhia patellae, и если скольжение коленной чашечки слабое, это может случиться и с летним. Причин болезни в основном две. Во-первых, врожденная аномалия задней поверхности надколенника может привести к давлению на отдельные части хряша.
Во-вторых, скользящему движению может мешать мышечный дисбаланс. При доминировании четырехглавой мышцы бедра, надколенник может латерально тянуться при сгибе колена. Это может вызвать даже смешение надколенника. Смещенный надколенник может сам вернуться на место, но даже тогда он причиняет повреждения задней поверхности надколенника. Хотя эти боли в коленях часто случаются у растущих детей, они - только временный разлад, который происходит из-за мышечного дисбаланса. Если симптомы остаются во взрослом возрасте, необходимо обратиться к ортопеду. При врожденной аномалии или нескольких вывихах вопрос о танцевальной карьере отпадает. Движения ног
73
Гиперраспрмление колена в мягкой форме
- преимущество танцора, но если оно превышает 15—20° возможно повреждение сустава. Врожденное ослабление суставов идет на пользу гиперраспрямлению. Оно может, и должно быть исправлено с помощью специальных упражнений, восстанавливающих баланс флексо­
ров и тензоров. Натяжение или разрыв передней крестообразной связки вызывает потерю скользящих движений колена. Возможно также повреждение мениска. Конечно, возможна операция, но скорее всего она приведет карт розу, а это — конец карьеры танцора. Разрыв передней крестообразной связки тоже может быть ликвидирован хирургическим путем, но при этом возможно ограничение движений и неполное распрямление колена. Для танцора очень важно, чтобы оба колена могли одинаково распрямляться. Коленный сустав подвержен риску при внешнем вращении и последующем сгибании. Это насильственное движение вызывает натяжение передней крестообразной, медиальной коллатеральной связок и полуперепончатой мышцы — одной из подколенных мышц. Часто медиальный мениск, соединяющийся с медиальной продольной связкой, тоже получает повреждение, вызывая болезненное сдерживание сгибаний и разгибаний. Чаще всего это происходит, когда танцор пытается тщательно скрыть неправильный ан деор неверным использованием коленного сустава. Результатом является растяжение и повреждение коленного сустава. Вот почему танцору важно знать особенности своего тела, уважать их, и пользоваться правильной техникой исполнения, ведь она учитывает физические особенности тела Если танцор последует этим правилам, это будет лучшей защитой от травме) Ан деор Определение и использование Ан деор означает выворотность распрямленной ноги от бедра. Это непросто движение тазобедренного сустава и, конечно, не ступни. Оно требует контроля координации мускулов всей ноги, таза, позвоночника и живота.
Выворотность ноги от бедра не приводит к повышению подвижности ноги, особенно а ля
секонде, как часто полагают. Мне кажется, что при изученной подвижности ноги слишком мало внимания уделяется факту, что степень абдукции сильнее, чем сгибание тазобедренного сустава (при этом возрастает искривление позвоночника) - а это важно для положения ног ван деор. Ан деор дает свободу движения ноги, расслабляя некоторые связки. Это обеспечивает лучшую устойчивость и улучшает эффективность внешних вращений Ан деор — характерная черта классического балета. На этом положении основывается вся техника исполнения классического танца. Только ван деор возможно правильное положение тела, когда весне переносится слишком далеко назад, те. на пятки. Сегодня важность ан деор не учитывается в танце. Говорят, что это положение стесняет свободу движений и вызывает травмы. С другой стороны, говорят о позитивном влиянии на танец, которое ан деор на самом деле не оказывает. Например, значительно улучшается распрямление ноги а ля секонде. Мне кажется уместным включить небольшое вступление об ан
деор в истории танца и коснуться некоторых медицинских и анатомических вопросов. История танца Римская копия греческой скульптуры Марсия Танцующий фавн, датируемой последним веком до н.э., представлена в главном зале Ватиканского Музея. Положение ног статуи полностью отвечает правильному положению ног современного ан деор (ил. 64). Известна бронзовая статуя, изображающая индийского бога Шиву, бога Танца, который символизирует Творение разрушением старого и созиданием нового в космическом танце. Эта скульптура, пример восточной культуры, демонстрирует максимальную выворотность ноги в танце (ил. 65). В средние века были очень популярны танцы в костюмах легенды о Робин-Гуде, гротескные танцы с сильным испано-мавританским влиянием.
Эразм Грассер (1450 - 1518), скульптор поздней готики, создал известную серию из 16 танцоров в костюмах легенды о Робин-Гуде для Мюнхенского городского зала (сейчас она в Мюнхенском городском музее. Все 16 танцоров демонстрируют прекрасные ан деор. Если бы засняли, используя комбинированные съемки, динамика танца исчезла бы танцор будет просто стоять (ил. 66).

74 Основные танцевальные движения и расстановка позици По просьбе Людовика XIV королевским министром Мазарини была основана Королевская Академия танцев в г. Ее заданием было разработать правила танцев. Под руководством первого директора Пьера Буше (1636 -1705) были обозначены 5 исходных позиций. Буше не изобрел их, он лишь записал то, что уже существовало. Труд Ж.-Ж. Новера (1727 - 1810) Письма о танцах впервые увидевший свет в 1759 г, содержит все еще важные на сегодня факты о танцах. е письмо начинается следующими словами Сэр, если Вы хотите хорошо танцевать, очень важна в походке выворотность бедра, хотя для человека нет ничего более природного, чем ходить наоборот. Мы были рождены с этим. В другой части того же письма он горячо протестует против тур шене, приспособления, которое насильно разворачивает бедро. Ил. 64 Танцующий Фавн, работа Марсия, копия Мирона Поведение ног танцующего сатира, чуть отведенных назад, нов тоже время отведенных вперед, представляет собой правильный ан деор. Коленная чашечка расположена прямо над пальцами ног (Римская копия, приблизительно 100 г. до н.э. Ватиканский музей
№1065(1179)379, А. Ил. 65 Танцующий Шива бронза южная Индия, 11 ст. Это статуя индийского бога Шивы, в божественности которого соединены черты мужчины и женщины. Будучи разрушителем и созидателем одновременно, он символизирует вечный ритм жизни и смерти в космическом танце. Эта статуя тоже демонстрирует прекрасный ан деор. (Ритбергский музей, Цюрих.
Мери Вигман (1886 - 1973), учившаяся у
Эмили Жакус-Далкрос (1865 - 1950), была одной из основательниц Немецкого экспрессивного танца. В разговоре со мной в Цюрихе в
1971 гона сказала, что считает классические тренировки необходимыми для всех своих танцоров, мужчин и женщин. Марта Трем (1893 - 1991), одна из ведущих танцовщиц танца модерн, понимала важность ан деор и использовала как важную часть своей техники исполнения.
Мэт Мэттокс (род. 1921) известен стилем танца, который характеризуется использованием форм ан деор. Известный джазовый танцор и преподаватель начал карьеру как классический танцор и, как многие его коллеги сегодня, считает классические тренировки и контролируемые ан деор основой своей техники исполнения. Эти краткие заметки о появлении ан деор включены в книгу, чтобы опровергнуть две ложные точки зрения. Во-первых, что ан деор - художественное изобретение классического танца, во-вторых, что профессиональные тренировки возможны без ан деор. Движения ног
75 б) Анатомические требования У обычного человека при распрямленном колене ступня и нижняя часть ноги вывернуты на 20 -
30°. Для достижения полного 90° внешнего вращения ноги, бедро должно быть приспособленок внешнему вращению примерно в 60° при вытянутой ноге. Здесь играют роль несколько осей скелета. Для развертывания ноги в тазобедренном суставе при ан деор очень важен угол между осью головки бедренной кости и осью колена, обращенного вперед, известный как угол смещения шейки бедренной кости (FNA). Он уменьшается вовремя роста человека у новорожденных он составляет около 40°, у взрослого человека - примерно 10 -15° (ил. 67). Чем больше головка бедренной кости направлена вперед, тем больше угол FNA и тем меньше степень развертывания тазобедренного сустава ан деор. Говоря упрощенно, если угол
FNA большой ан деор маленький. Для исполнения ан деор танцору нужен маленький угол FNA Существует еще несколько объяснений возрастающей выворотности у танцоров и танцовщиц.
1. Всем танцорам нужен маленький угол FNA для хорошего внешнего вращения и развертывания бедра. Преподавателю очень важно знать, что угол меняется в период взросления. Подробнее об этом речь пойдет в следующей главе. Сравнение уровня вращения бедра у танцоров и тех, кто не занимается танцами, показывает, что У танцоров с отличным развертыванием бедра угол FNA не всегда меньше обычного угла. Механические и статические силы (те. постоянные и динамические силы, возникающие из мышечной силы и гравитации) отвечают за изменения угла смещения шейки бедренной кости. В растущей кости они могут привести к фи-
Ил. 66 Танцоры, исполняющие в костюмах легенду о Робин-Гуде: эта статуя Эразма
Грассера (1480, Мюнхенский городской музей) демонстрирует эффектность ан деор для передачи движения. а) Контур рисунка с оригинала ан деор передает движение в танце
^ v ^ б) Изображение той же фигуры с параллельно расположенными ногами, утрачивается особое выражение, фигура статична. зиологическому регрессу угла FNA загибая шейку или головку бедренной кости назад. Входе занятий балетом тазобедренный сустав редко находится в одинаковом положении долгое время, поэтому едва ли тренировки принимают во внимание физиологическое уменьшение утла. Для своих исследований мы использовали рентгеновский метод Дюплана, разработанный Рип- штейном.
2. Очень важно положение головки и шейки бедренной кости. Угол FNA уменьшается только в период роста, а именно вовремя первого и второго рывков роста. Эти процессы происходят в зоне эпифизарных пластинок роста. При смещении главного бедренного эпифиза, даже маленький загиб головки назад вызыва-
Ил. 67 Угол FNA в правой верхней бедренной кости Косая ось головки бедренной кости образует угол с поперечной осью, проходящей через бедренный мыщелок. Это и есть угол FNA. Он варьируется у разных людей.
1. Косая ось головки бедренной кости
2. Поперечная ось, проходящая через бедренный мыщелок
3. Угол FNA.

76 Основные танцевальные движения и расстановка позиций ет увеличение внешнего развертывания и уменьшения внутреннего. Такими студентами с непоставленым диагнозом смещение главного эпифиза восхищаются за прекрасную выворот­
ность. Обычно внутреннее развертывание в таких случаях уменьшается.
3. Причиной может быть загиб вертлужной составной впадины назад, которая обеспечивает лучшее внешнее вращение бедра.
4. Растяжка сильной передней капсулы и передних связок тазобедренного сустава, в первую очередь У-образной связкой может улучшить внешнее вращение бедра при тренировках в течение нескольких лет (см. Howse, Hamilton et al.,
Baumann et al). Обычно это возможно при особом анатомическом строении тазобедренного сустава, но это никогда не изменит плохо исполняемые ан деор.
Тот факт, что растяжение мягких тканей может быть достигнуто входе тренировок, позволил нам при наблюдении заметить, что профессиональные студенты ввоз расте около 14 лет часто проходят стадию, когда ан деор в разные стороны отличается на 10°. Однако у профессионального танцора не будет разницы, или очень маленькая между внешними вращениями обоих бедер при сгибании и распрямлении. По моему мнению, общая пластичность и регулярные занятия балетом в начальном возрасте не могут служить объяснением повышенной выворотности. В течение 20 летя изучал гибкость студентов в нескольких балетных школах, среди которых знаменитая балетная школа Джона Кранко в Штутгарте. По результатам моих наблюдений эти два фактора в отдельности не влияют на повышенную выворотность.
5. Анатомические особенности также определяются принадлежностью к этносу. За многие годы наблюдений я заметил, что способность к развертыванию бедра больше у людей латиноамериканского и восточноевропейского происхождения. Поэтому этническая принадлежность тоже должна учитываться в занятиях. Развитие угла FNA в период взросления Тазобедренный сустав — т.н. живой сустав. Это означает, что углы и оси значительно меняются при нормальном росте. Распределение веса и мышечная деятельность вызывают изменения в головке бедренной кости. Хотя эти изменения происходят по общей схеме, возможны индивидуальные вариации вовремя роста. Болезнь тазобедренного сустава в период взросления может вызвать неправильное развитие осе угловых взаимодействий. Нормальное развитие показано на ил. 68. У новорожденного ребенка угол FNA составляет 40°. Это объясняет ковыляющую походку. Ребенок растет, и угол уменьшается. К достижению школьного возраста походка выравнивается. Нов этот период угол FNA все еще больше, чему взрослого, поэтому практически невозможно правильное исполнение ан деор. Угол FNA уменьшается до окончания роста (те. завершения периода полового созревания. Уменьшение происходит в возрасте 6 — 8, атак же 12 — 14 лет. В эти периоды необходимо особенно бережное обращение с суставами, т.к. в период интенсивного роста эпифизы менее гибкие. В любом случае ан деор должен выполняться. Естественное уменьшение угла FNA может быть замедлено. Угол FNA ограничивает индивидуальный ан
деор. На это нельзя повлиять с помощью тренировок. Хотя, конечно, суставная капсула и связки со стороны сгибаемого тазобедренного сустава могут быть слегка растянуты, что улучшает исполнение ан деор. Измерение ан деор
Выворотность ноги должна измеряться при прямом бедре. Часто все еше практикуют такой метод — лежа на полу на спине с широко разведенными бедрами в позе лягушки. Этот метод не да-
По Ле Дамани у
40- зо-
20'
10°
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

перейти в каталог файлов
связь с админом