Главная страница

А. Г. Сафронов религиозные психопрактики в истории культуры харьков, хгак, 2004 удк 572. 026 130. 2 Ббк с монография


Скачать 1,77 Mb.
НазваниеА. Г. Сафронов религиозные психопрактики в истории культуры харьков, хгак, 2004 удк 572. 026 130. 2 Ббк с монография
АнкорSafronov_-_Religioznye_psihopraktiki_v_istorii_.
Дата07.09.2017
Размер1,77 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSafronov_-_Religioznye_psihopraktiki_v_istorii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМонография
#31257
страница1 из 31
Каталогid33141505

С этим файлом связано 93 файл(ов). Среди них: Раскрещивание (очищение)Имянаречение. жрец Ольг...doc, Судебный поединок.doc, Ряды 2.doc, simkin.pdf, Povstancheskaya_armia_Taktika_borby.pdf, Sheyn_Pavel_Vasilyevich_-_Materialy_dlya_izuchenia.pdf, RB_Abvera.pdf, 10.docx, Советы восставшим рабочим.doc, Peredvizhenie_i_maskirovka_razvedchika.pdf и ещё 83 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ
А. Г. САФРОНОВ
___________
РЕЛИГИОЗНЫЕ
ПСИХОПРАКТИКИ
В ИСТОРИИ
КУЛЬТУРЫ
ХАРЬКОВ, ХГАК, 2004

УДК 572.026+130.2
ББК С Монография рекомендована к печати ученым советом Харьковской государственной академии
культуры (протокол № 4 от 2.11.2004 г.)
Рецензенты:
Председатель государственного комитета по делам религий, доктор философских наук, профессор
Виктор Дмитриевич Бондаренко
Профессор кафедры истории и теории культуры Харьковской государственной академии культуры,
доктор философских наук Лидия Владимировна Стародубцева

Заведующий кафедрой философии и политологии Харьковского национального автомобильно- дорожного университета, доктор философских наук, профессор Александр Константинович Чаплыгин
С 21
Сафронов, А. Г. Религиозные психопрактики в истории культуры / А.Г. Сафронов;
Монограф. — X.: ХГАК, 2004. — 304 с Монография посвящена исследованию психопрактик, прежде всего религиозных, как неотъемлемого культурного феномена, присущего человечеству на всех этапах его развития, выявлению их культурообразующих и других функций. В работе рассмотрены проявления психопрактик в различных культурных традициях, исследован их генезис, эволюция, взаимодействие с другими формами духовной жизни. Особое внимание уделено религиозными околорелигиозным психопрактикам, представленным в современной культуре. Также в работе рассмотрены такие вопросы как место измененных состояний сознания в культуре и религии, роль религии в формировании и поддержании социотипа, культурное значение эзотерических психопрактик, философские и религиозные корни современной психотерапии.
УДК 572.026+130.2
ББК 88.57
ISBN 966-7352-81-1
© А. Г. Сафронов, 2004

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА РЕЛИГИОЗНЫЕ ПСИХОПРАКТИКИ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема определения термина религия с учетом современных реалий. Подходы к изучению религии. Психологические методы и подходы в изучении религии. Проблема соотношения психологического и духовного. Антропологическая характеристика элементов религиозной жизни. Религиозные психопрактики как объект научного анализа
Выводы к главе
ГЛАВА ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ И ИХ МЕСТО В РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЕ. Проблема определения понятий мистика и мистический опыт. Измененные состояния сознания и феномен религиозной веры. Феноменология измененных состояний сознания. Методы достижения измененных состояний сознания. Измененные состояния сознания и религиозная космогония. Социокультурная функция измененных состояний сознания. Измененные состояния сознания в полифазных обществах. Измененные состояния сознания в современной культуре. Групповые практики достижения измененных состояний сознания. Харизматические системы в контексте современной культуры
Выводы к главе
ГЛАВА РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ПСИХОПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОТИПА
3.1. Социальный характер как элемент культуры. Религиозные психопрактики и их роль в формировании социотипа
3.2.1. Ритуалы, основанные на техниках психосоматического воздействия. Kaтарсические ритуалы. Ритуалы, связанные с использованием психоактивных веществ. Ритуалы травмирования мозга. Социокультурная идентификация в мире культурного многообразия. Культурологические особенности современного общества. Психопрактики личностного роста. Маргинальные психопрактики
3.3.4. Психопрактики, направленные на формирование социотипа в тоталитарных обществах
Выводы к главе
ГЛАВА АРХАИЧЕСКИЕ ПСИХОПРАКТИКИ И ИХ АНАЛОГИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. Массовое сознание и его архаическая составляющая. Явление неосознаваемой религиозности и светские ритуалы. Психопрактики тотемизма. Тотемическая инициация как психопрактика
4.3.2. Тотемические психопрактики в современной культуре. Нагуализм
4.5. Психопрактики анимизма. Основные представления и ритуалы анимизма. Психологическая сущность и психопрактики анимизма

4.6. Первобытная магия. Основные представления первобытной магии. Магические ритуалы в современной культуре. Психологические аспекты первобытной магии. Социальные культы. Психопрактика власти. Шаманизм. Краткая характеристика шаманизма. Психологическая сущность шаманизма
Выводы к главе
ГЛАВА ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПСИХОПРАКТИКИ В КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ. Эзотерические системы и их место в религиозной жизни. Эзотерические психопрактики в контексте культуры. Архаические корни эзотерических психопрактик
5.4. Эзотерические психопрактики в древних религиях. Психопрактики в культуре Индии
Йога
Тантризм
Буддизм
Ваджраяна
5.4.2. Психопрактики в кульуре Китая
Даосизм. Теория внутреннего эликсира
Дзен
5.4.2. Психопрактики в греческой культуре. Психопрактики в христианстве
Исихазм
Духовные упражнения Игнатия Лойолы
Другие упоминания о христианских психопрактиках
5.4.5. Психопрактики в исламской культуре. Суфизм. Социальные функции эзотерических психопрактик
Выводы к главе
ГЛАВА РЕЛИГИОЗНЫЕ ПСИХОПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Структура и особенности современной религиозной жизни. Классификация современных религиозных систем
Неохристианские системы
Неовосточные культы
Неоязыческие системы
Экуменические системы
Сатанинские системы
Квазинаучные системы
Квазиоккультные системы
Коммерческие системы. Психологические особенности современных религий
Религиозные образы
Религиозные ритуалы
Мифы и мифология
Символика
Заповеди и запреты. Социальные тенденции в современной религиозной жизни. Феномен религиозной мобильности. Роль психологической составляющей в современной религиозной жизни

6.5.1. Искусственное вовлечение человека в культовую деятельность. Методы манипуляции сознанием в неорелигиозных культах
Методы внушения и суггестии
Методы, основанные на манипулировании информацией
Методы, основанные на индивидуальной психопрактике участника культа. Личностные изменения внутри культовой группы. Проблема деструктивных и тоталитарных культов
Выводы к главе
Глава VII
ПСИХОПРАКТИКИ В ОККУЛЬТНЫХ СИСТЕМАХ. Оккультизм как специфический культурно-исторический феномен. Соотношение оккультизма и эзотеризма. Проблема аутентичности психопрактик в дискурсе изобретения традиций. Психопрактики и психологические парадигмы современного оккультизма
Выводы к главе
ГЛАВА ПСИХОТЕРАПИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. Философские и религиозные истоки психотерапии. Мировоззренческая и религиозная функции психотерапии. Психологические культы в контексте современной религиозной культуры. Социокультурные функции психотерапии в современном обществе
Выводы к главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
В духовной культуре человечества существует целый пласт методов, ставящих целью воздействие на психику человека, группы людей или общества в целом. Подобные методы мы будем называть психопрактиками. Психопрактики могут носить как осознанный, таки неосознанный характер, ставить целью достижение кратковременных измененных состояний сознания или долговременной реструктурализации психики быть направленными на социализацию человека или напротив — выведение егоза рамки социального дискурса. О
существовании некоторых психопрактик известно практически каждому образованному человеку
(например, йога или дзен), другие известны только специалистам.
Психопрактики сопровождали человечество на протяжении всей его истории, вплетаясь в религиозную и светскую культуру, в системы социальных ритуалов и процесс воспитания.
Способы существования психопрактик в различных культурных традициях, вообще говоря,
различны. Как кажутся разнородными и выполняемые ими функции, а также степень их влияния на культуру. Действительно, как сопоставить восточные психопрактики, явно оказавшие колоссальное влияние на свои культуры (например, дзен, являющийся духовным истоком почти всех элементов японской культуры, и камерные практики типа Духовных упражнений И.
Лойолы и исихазма. Можно ли ставить в один ряд античные и средневековые искусства существования с йогой, а греческую «эпимелейю» (заботу о душе) с первобытными инициациями. Все эти вопросы сводятся к одному можно ли рассматривать
необходимость существования психопрактики как некоторой культурной универсалии?
Если ответ на этот вопрос положителен, то возникает следующий существуют ли единые для различных культур законы, определяющие место психопрактик, или их роль в различных культурах все же различна Именно попытка ответить на эти вопросы и составляет существо книги.
Невзирая на значимость психопрактик в культуре и актуальность их изучения, исследования в этой области начались сравнительно недавно, и ведутся отнюдь не так активно как можно было бы ожидать. Такая парадоксальная ситуация обусловлена тем, что значительная часть психопрактик существует в рамках религиозных традиций, а значит исследования в этом направлении затрагивают фундаментальный вопрос для каждого человека (в том числе и исследователя) — вопрос собственной религиозности. Именно поэтому, несмотря на обилие фактического материала по подобным психопрактикам основная часть его не концептуализирована в терминах и понятийных конструкциях современной науки
Религиозные психопрактики достаточно мало рассматривались в научной литературе в качестве отдельного объекта исследования, однако косвенным образом затрагивались при проведении исследований в близких научных направлениях. Основную часть литературы,
затрагивающую данную проблематику, можно разбить на четыре группы. Литература, посвященная психологии религии, в рамках которой разработана методология изучения психологических переживаний. Культурологические исследования религиозного ритуала, предоставляющие богатый фактический материал по проблеме психопрактик, которые в неявной форме присутствуют во многих ритуалах. Исследования в области этнопсихологии, в частности, по проблемам воспитания детей в различных культурах и их введении в нормы таких культур. Феноменологические исследования собственно самих психопрактик, появившиеся буквально в последние годы.
4
В качестве наиболее интересных отметим работы Н. Абаева, Е. Торчинова, С. Хоружего.
Все перечисленные группы текстов и легли в основу фактологической и методологической базы настоящего исследования.
Отметим, что актуальность выбранной темы обусловлена не только ее научной актуальностью и недостаточной изученностью. Не для кого не секрет, что тема
«внутрипсихического» привлекает все большее внимание (не только теоретическое, но и практическое) в массовой культуре, которая медленно, но неуклонно становится культурой
«психоделической». Все сильнее интерес в обществе к различным видам психопрактик, в том числе религиозных, применении их элементов в психотерапевтических системах. Растет число неорелигигозных и других идеологических систем, оказывающих осознанное или неосознанное влияние на психику своих последователей, изыскиваются новые методы воздействия на психику в рекламе и информационной войне. Причем поиск во всех этих направлениях ведется самым широким фронтом от экспериментов с психоактивными веществами до харизматических религиозных общин от исследований в рамках психоанализа до углубления в традиционные восточные религии. Такой поиск, безусловно, не является случайным. Формирующаяся новая культура — культура постиндустриального общества и эпохи глобализации требует адекватной психологической культуры, новой заботы о себе, эффективной в текущих условиях. Анализ тенденций в описанном социальном экспериментировании является второй задачей, которая решается в данной книге.
Проблематика психопрактик тесно переплетена с темой мистического опыта, лежащей в сфере философской антропологии и проблемой измененных состояний сознания, изучаемых в рамках психологии. Причем, как отмечал С. Хоружий и другие исследователи, данная проблематика не является исследованием частного или аномального явления. Напротив мистический опыт является абсолютно необходимой и универсальной разновидностью человеческого опыта [245], формирующей онтологический горизонт в бытии. Именно поэтому теме измененных состояний сознания в книге уделено значительное место.
В процессе исследования религиозных психопрактик приходилось неоднократно обращаться к религиозной проблематике,
5
хотя это и не составляло цели монографии. В частности, желание включить в поле исследования максимальное количество объектов (таких как психопрактики неорелигий или неосознаваемые ритуалы, привело к необходимости более четкого разделения таких понятий как «религия»,
«эзотерическая система, оккультизм, мистика, мистический опыт, очищению этих понятий от семантической загрязненности, а также формулировке определений, учитывающих реалии современного мира.
Таким образом, настоящая книга представляет собой попытку целостного рассмотрения феномена психопрактик, как неотъемлемой составной части культуры, выделение их культурообразующих функций
Книга состоит из восьми глав.
Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам работы. В ней очерчено поле объектов исследования, критически рассмотрены различные методологические подходы к описанию религий и религиозных психопрактик, выделены наиболее продуктивные сточки зрения тематики исследования подходы.
Во второй главе рассмотрены место и роль измененных состояний сознания в системе религиозного опыта. Значение данной темы обусловлено тем, что способность человека к переживанию измененных состояний сознания является одним из основополагающих свойств человеческой психики. Соответствующую потребность можно считать одной из базовых человеческих потребностей. Показано, что опыт ИСС формирует также многие аспекты культуры,
такие как космогонические представления, философию, символизм. Подобный опыт может быть как институализирован (полифазные общества, таки нет (монофазные общества, в частности,
европейская культура. В последнем случаев рамках культурной традиции вырабатываются специальные методы взаимодействия с проявлениями таких состояний, из которых в работе рассмотрены маргинализация, интеллектуализация и сакрализация соответствующего опыта.
Показано, что наличие измененных состояний сознания хотя бы участи последователей религиозной системы является необходимым условием ее существования, поскольку опыт таких состояний является источником религиозного чувства и веры.
6
Разработана классификация подобных состояний и путей их достижения. В контексте проблематики измененных состояний сознания, в этой же главе, рассмотрено харизматическое движение, которое стало возможно выделить как новое единое культурное явление.
Показано, что феномен харизматических систем является сложным явлением, не ограничивающимся религиозной жизнью, а охватывает многие элементы современной культуры.
Это обусловлено потребностью человека в достижении измененных состояний сознания на фоне неинституализированности таких состояний в европейской культуре.
Третья глава посвящена роли религии в формировании и поддержании социотипа.
Религиозные психопрактики рассмотрены как институализированная форма структурирования индивидуального и коллективного бессознательного.
Показано, что отличие от системы воспитания, воздействующей преимущественно на сознание человека, религия посредством ритуалов, сопровождающих жизненный цикл человека,
формирует и поддерживает систему бессознательных напряжений, принятую в соответствующем обществе, которая и составляет социотип. Традиционалистические общества ограничиваются небольшим набором социотипов, формирование которых обеспечивается доминирующими религиями.
Культурное многообразие современного мира привело к возникновению потребности в одновременном существовании набора психопрактик, которая удовлетворяется существованием как общепризнанных в рамках социума психопрактик, таки маргинальных психопрактик,
существующих в рамках различных субкультур, имеющих признаки религиозных систем, и направленных на воспроизведение специфических социотипов, присущих данным субкультурам.
Четвертая глава посвящена исследованию архаических психопрактик и их культурного значения. Показано, что первобытные религиозные формы являются древнейшими психопрактиками, направленными на самоокультуривание психики человека. Присутствие в коллективном бессознательном пластов, связанных с первобытными религиозными формами,
делает эти практики по прежнему эффективными сточки зрения воздействия на психику современного человека. Именно архаические психопрактики
7
являются основой для всех более поздних систем религиозной и светской психопрактики.
Пятая глава посвящена психопрактикам в эзотерических традициях мира (эзотерическим
психопрактикам). В любой из известных религиозных традиций существует класс техники методов, направленных на осознанное самоизменение психики, включая бессознательную

сферу. На основании исторического анализа подобных психопрактик, показано их генетическое
единство, существование преемственности целей и методов, а также выделены типы устойчивых изменений личности, к которым стремились последователи таких систем.
Впервые указано социокультурное значение таких практик, существование которых обеспечивает снятие той части невротических напряжений в массовом сознании, которая не может быть устранена обычными религиозными ритуалами. В частности, из традиционной религиозной жизни выводятся люди, слабо поддающиеся окультуривающему воздействию религиозных ритуалов.
Шестая глава исследует психопрактики в современной религиозной культуре. Показано уменьшение роли религии, особенно традиционных ее форм, как механизма структурирования бессознательной сферы человека, что привело к необходимости возникновения новых институтов,
осуществляющих такое структурирование, в частности, новых форм религиозности и религиозных организаций. Развитие социальной психологии сделало возможными необходимым появление
«религиозного маркетинга, то есть использования манипулятивных методов в целях повышения эффективности прозелитистской деятельности религиозных общин. Использование таких техник необходимо для того, чтобы религия могла в новых условиях выполнять присущие ей функции формирования социотипа.
Исследована роль практики психологических манипуляций в современной религии,
доказано, что, несмотря на ее присутствие в большинстве современных религий, религиозная система не может быть создана исключительно на основе психологических методов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

перейти в каталог файлов
связь с админом