Главная страница
qrcode

139_2- Экономический образ мышления_Хэйне Пол_1997 -704с. Академия педагогических и социальных наук московский психолого-социальн


НазваниеАкадемия педагогических и социальных наук московский психолого-социальн
Дата09.08.2019
Размер2,59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла139_2- Экономический образ мышления_Хэйне Пол_1997 -704с.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#77205
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬН​ЫЙ ИНСТИТУТ Библиотека студента ПОЛ ХЕЙНЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ
Catallaxy
ББК 65
,

053 х Переводчики С.

Автономов гл.

18

-23) С. ​Аукционек
предисловие. гл. 1! Е. Белянова (гл.
16) М. Бойко (гл. 2-5) Е.
Журавская (гл. 12, 15,
17) В. Кузнецов (гл. 6, 7, 1) Н.
Мамедова (гл. 8-10, 13, 14) под общей редакцией Б. Пинскера Научные редакторы

С.Аукционек,
М.Бойко
Изд-во Catallaxy выражает признательность Cato
Inst и лично Тому
Палмеру за любезное содействие

в
получении прав на издание этой Книги
Хейне Пол
X35 Экономический образ мышления. - Перс англ. М,
Изд-во «Каталаксия» для серии Библиотека студента по заказу Академии
rедагогических и социальных науки Московского
психол​ого-социального института, 19
​97 ​– 70

4 сил. Книга профессора Сиэтлского университета (США) Пола Хейне

«Экономический образ мышления представляет собой вводный
курс Экономического анализа. Книга выдержала 5 изданий в США и
выходит в России Четвертым изданием. Является одним из самых
популярных учебников Экономики. Книга рассчитана на студентов всех
специальностей и пкольников старших классов спецшкол.
ISBN 0-574—19455—x англ)
ISBN
5—86366—015—5 (русск)

060700000 067(02) - 91 Без объявл.
Copyright © Science Research Associates, 1987, 1983, 198​0​,
1976, 1973 ​© Перевод на русский язык, редактирование. «Catallaxy» © Чайкун с, иллюстрации, 1991. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к русскому изданию Предисловие
.​
.....​
.​
- ТЕ т н
ногтет:
t
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. Глава 1. Экономический образ мышления .​..................... 19 Вопросы для обсуждения ... Глава 2. Субституты вокруг нас понятие спроса .......... Вопросы для обсуждения
... ...
.. ...Тотт​еност пгт Глава 3. Альтернативная стоимость и предложение блаr ​...... Вопросы для обсуждения .​............

............................ а нас bbеbbлbbаbbтbbа Глава 4​. Спроси предложение процесс координации ​... Вопросы для обсуждения .​........
.......... 101
123
.
.
.
.
.
.
.
.
. Глава 5. Предельные затраты, необратимые затраты и экономические решения .​....... Вопросы для обсуждения .​...........
135
160 Глава 6. Эффективность, обмен и сравнительное преимущество Вопросы для обсуждения ....
169
.....​.....​. 187
15 г,
, , ,
, ,
, І н
- т
ім. Глава 7. Информация, посредники и спекулянты .... Вопросы для обсуждения

....... 199
.....​....​.​.. ​2​1? Глава 8. Установление цени проблема монополии ...
Вопросы для обсуждения ............
Адап,
топта талаар
227

242
251 Глава 9. В поисках цены ​... Вопросы для обсуждения ........... Глава 10. Конкуренция и государственная политика Вопросы для обсуждения ​............
281 ​
2

99
.....................​.
311 Глава ​11. Прибыль
.

.. Вопросы для обсуждения
.

.​
.​
.​
..​
.​
.​
.​
.​
.​
.​
.​
.​
.​
.​
.​
.​
.​
.​
344
| гр ст.
4
-
5
4
1
1
1
II
. ЕЕ Глава 12. Распределение доходов ..... Вопросы для обсуждения
35​7

381 Глава 13. Загрязнение и конфликт прав собственности ​....... Вопросы для обсуждения ..​.........
397
............ ​
4​24
...... 441
Глава 14​. Рынки и государство ........ Вопросы для обсуждения .​...........
...​.​.... 467 Глава 15. Инфляция, спад, безработица Введение.
........... 483 Вопросы для обсуждения .​.......... ​
............................ 505 Глава 16. Совокупный спроси совокупное предложение Вопросы для обсуждения .​..........
51​3 531 Глава 17. Предложение денег Вопросы для обсуждения ....
535 ​
556 Глава 18. Теория совокупного спроса ​
монетаристский и кейнсианский подходы. 563 Вопросы для обсуждения ​...........
584 от ,
,
,
, Глава 19. Фискальная и денежная политика ​..........​.​...... 591 Вопросы для обсуждения .​......
..​..​..​.​...​.....​. 615 Глава ​20. Взгляд со стороны предложения .​................... ​
621 Вопросы для обсуждения.
.

........... ​
642 Глава ​21. Государственная политика и международный обмен. Вопросы для обсуждения
649 ​
............. 67​2 Глава ​22

. Инфляция, спады и политическая экономия.
Вопросы для обсуждения.
........​.......
............. 679 693 Глава 23. Границы экономической науки ..........
699 с благодарностью моим ближайшим помощникам ​
Уэлли и Рут Предисловие к русскому изданию
Қаким образом многим миллионам людей удается достичь необычайной согласованности своих действий, столь характерной для современных индустриальных экономик? Каким образом они могут координировать свои усилия стой высокой степенью точности, которая необходима для производства такого большого количества сложных благ Мы недостаточно часто задаем эти вопросы Те чудеса согласованности и координации в нашем обществе, благодаря которым мы удовлетворяем наши насущные потребности и можем наслаждаться предметами роскоши, мы воспринимаем как нечто должное. Поэтому Мы не интересуемся, каким образом они возникают, и невидим, что в этом нет ничего автоматического или неизбежного. Согласованность в таких колоссальных масштабах может достигаться, только если имеются важные предпосылки. В своем невежестве мы
порой уничтожаем эти предпосылки или не даем им развиться. А потом не можем понять, почему наша экономическая система вдруг "развалилась. Экономическая теория приносит пользу в первую очередь потому, что она способна объяснить эти процессы координации в обществе и выявить те предпосылки, которые позволяют им успешно развиваться. При написании "Экономического образа мышления моя главная цель состояла в том, чтобы изложить понятийный аппарат, который поможет людям разобраться, каким образом и почему достигается согласованность между миллионами людей, даже незнакомых между собой, а также почему такой согласованности иногда достичь не удается. Если те, кто правит обществом, не обладают таким знанием, велика опасность хаоса и бедствий. Мне бы очень хотелось, чтобы перевод Экономического образа мышления на русский язык помог бы лучшему пониманию тех институтов, которые обеспечивают согласованность в обществе, и тем самым способствовал бы достижению процветания, свободы и социальной гармонии. Пол Хейне

28 декабря 1990 г. г. Сиэтл. США ПРЕДИСЛОВИЕ Экономическая теория не есть набор уже

гото
Вых рекомендаций, применимых
непосредствен нов хо

зяйственн

ой

по

литике. Оная biibвbiibляется Скорее методо

м,

чем
учение

м, интеллектуальным инструментом,


техникой мышления,

помо г

ая

то

му,
кат

о владеет ею, приходить к правильным заключениям. Джон Мейнард Кейнс
Вводный курс экономической теории уже давно не представляет трудностей для преподавания. Правда, он сложен для восприятия, но это уже другая проблема. Объем усилий, необходимых для усвоения начальных курсов, мало связан с усилиями по их преподаванию. Основам экономической теории легко учить, потому что многие из нас видят в этом лишь повод поделиться со слушателями Теми разрозненными знаниями и навыками, которые они приобрели в процессе собственных занятий экономикой. Подобных сведений так много и они настолько сложны, что преподавателям начальных курсов не надо ломать голову над тем, чем заполнить очередной учебный день. Всегда можно пуститься в описание каких-либо новых подробностей Или потратить час на разъяснение тех, что остались не разобранными на процлом занятии. Такого рода Вопросы даже не требуется специально выдумывать. Уже один только перечень терминов — эластичность, совокупная (средняя, предельная) выручка, конкурентное равновесие в долгосрочном аспекте, предельная ценность продукта, 1S - LM, мультипликатор — дает вполне надежную основу для чтения полного курса л​екЦИЙ. Что нам нужно Какую цель должен преследовать Вводный курс по Экономической теории Из сказанного выше легко догадаться, что я не вижу большого смысла в постановке обычной учебной цели ознакомить студентов с разрозненными элементами техники анализа. Ив самом деле, почему мы хотим, чтобы начинающий студент непременно имел представление о концепции средних переменных, средних полных и предельных издержек, помнил, в какую сторону наклонена таили иная линия на соответствующих графиках, чтобы он знал об обязательном пересечении кривых предельных и средних затрат в точке минимума Последних, а также ​— обо всем остальном, что требуется для доказательства равенства цены средним полными предельным издержкам у всех фирм в долгосрочном аспекте при условии совершенной конкуренции и после капитализации квазирeнты? Задать такой вопрос означает, по сути дела, ответить на него. Полагать, что начинающий студент обязан знать все перечисленное, нет никаких разумных оснований. Но Тогда зачем мы продолжаем его этому учить
Частично ответ кроется в нашем похвальном желании обучать теории. Именно теория придает экономической науке почти всю ее объяснительную и предсказательную силу. Без теории мы были бы вынуждены пробираться ощупью, вслепую, через сплетение экономических проблем, конфликтующих мнений и противоречащих друг другу практических рекомендаций. Но приобщать других к экономической теории оказывается делом чрезвычайно трудным. И многие преподаватели экономики, сталкиваясь с очевидной неудачей вводных общетеоретических курсов, нередко переходят к чтению специальных и частных дисциплин. На таких занятиях студенты обычно читают и обсуждают заявления профсоюзных лидеров, высказывания представителей промышленности и сельского хозяйства, политиков, отечественных радикалов или зарубежных социалистов. Они знакомятся сданными о распределении доходов, валовом национальном продукте, занятости, ценах и темпах экономического роста. Рассматривают доводы в пользу введения гарантированных доходов и аргументы против планируемого устаревания, доводы в пользу свободного предпринимательства и против нерегулируемой
10 конкуренции, соображения в защиту ядерной энергетики и соображения против неконтролируемого экономического роста. О чем же они узнают в итоге, когда курс. пройден Они узнают, что существует множество мнений, каждое из которых опирается на факты, что все относительно, что любой американец имеет право на собственную точку зрения и что экономика — это не науқа​, а, вероятно, пустая трата времени. Убежденность в необходимости обучения теории обоснована в той мере, в какой под этим подразумевается, что факты не имеют самостоятельного значения вне теоретического контекста. Теория здесь существенна Но какая Экономическая, конечно, хотя в действительности это еще не ответ на вопрос, Какого рода экономическая теория Ив каком смысле Прежде чем мы сможем ответить, необходимо понять, Что же все-​таки нам нужно. Концепции и их применение
Я хочу, чтобы начинающие студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогут им мыслить более ясно и последовательно в Широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют улавливать смысл в окружающей нас разноголосице. Они проясняют, систематизируют и корректируют то, что мы ежедневно узнаем из газет, СЛЫШИМ ОТ ПОЛИТИКОВ. Сфера применимости инструментов экономического Мышления практически неограниченна. Понимание и оценку всему этому студенты и должны вынести изначального курса. Ничего, однако, не получится, пока нам, учителями авторам учебников, не удастся убедить студентов. А для того чтобы убедить, необходимо наглядно показать. Следовательно, начальный курс экономической теории должен быть посвящен изучению инструментов анализа. Овладение любой концепцией необходимо совмещать с показом ее практических возможностей. Еще лучше — начать с потенциальных приложений, а затем уже перейти к инструментарию. В пользу такого порядка обучения педагогическая практика накопила уже столько свидетельств, что трудно даже понять, каким образом с
11 ним мог ​
когда-л​ибо конкурировать какой-либо иной подход. Вот проблема. Вы понимаете, что это проблема. Что мы можем сказать о ней" Это первый шаг. Вот како той же проблеме размышляют Экономисты. Они пользуются
такой-то и такой-то концепцией. Это второй шаг, на котором можно продемонстрировать некоторые элементы экономической теории. После того как показана применимость этих элементов кисходной проблеме и изучены некоторые следствия, туже концепцию нужно использовать для решения других дополнительных проблем. Это третий шаг, Конечно, все не так простои дело не сводится к ​
трехэтапному делению. Преподавание основ экономической теории, наряду сознанием формальной техники анализа, также требует воображения, проницательности, знания текущих событий и ощущения перспективы. Сочетание перечисленных качеств встречается нечасто. К тому же преподаватели должны и сами верить в то, что знание экономической теории окажется Полезным не только для решения
искусственно придуманных задач или успешной сдачи столь же искусственных экзаменов, но и для чего-то большего. Польза ограничений Никто, вероятно, не станет спорить стем, что было сказано выше. Но если это так, то следует признать, что ​ңаша педагогическая практика сильно не соответствует нашим взглядам на нее. Одна из причин, несомненно, состоит в том, что на всех стадиях изучения экономической теории преподаватели одержимы идеей привить слушателям навыки формального анализа. Последователи великого мастера очень редко
однимаются выше уровня своего учителя. И если мастера нашей науки скорее заботятся о форме, чем о содержании, то это сказывается на начальных ступенях обучения. Нет необходимости обсуждать здесь вопрос о том, какую часть теоретического материала следует преподавать на промежуточных и продвинутых курсах или каков оптимальный баланс между математикой и собственно экономикой на аспирантских теоретических
1

2 курсах. Ибо, независимо оттого как решаются подобные проблемы, ответ на вопрос о содержании начального курса можно дать вполне определенно туда должно войти лишь очень немногое. Действительно, из всего идейното богатства, накопленного ныне экономической теорией, для правильного понимания происходящих вокруг нас событий и оценки предложений политиков требуется, в сущности, лишь очень немногое. Почти все по настоящему важное, чему может научить экономическая теория, — это элементарные концепции взаимосвязей, которые любой человек смог бы вывести самостоятельно, если бы только захотел как следует подумать над этим. Вся хитрость в том, чтобы суметь заставить людей оценить эти немногочисленные, но важные концепции. и ради достижения подобной цели необходимо пойти на самоограничение. Чтобы достичь большего, необходимо браться за меньшее. Характер вводного курса определяется не только тем материалом, что в него включен, но и тем, который остался за его пределами. Теорию, которую нельзя немедленно применить на практике, не следует вообще затрагивать в начальном курсе, если только мы не хотим

поразить слушателей эзотерическим характером экономических знаний. Иначе Мы просто-напросто топим начинающих заставляем их так отчаянҢо барахтаться, что они не в состоянии заучить ни одного верного движения пловца. Между тем Мы должны всего лишь научить их плаванию и вселить убежденность, что, тренируясь, они будут плавать еще лучше. Каждому преподавателю вводного курса хорошо было бы прочесть небольшую статько Ноэля Мак-Инниса Учить большему меньшим. Приведу трио bтрывка из нее. Смею утверждать, что все мы, кто учит студентов, грешны в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется — или нужно -- знаТЬ. Я бы даже предположил, Что фактически мы рассказываем о наших предметах больше, чем считаем необходимым знать о них сами. В этом — одна из причин, почему прич bтении лекций мы
ИСПЫТЫВаем потребность в записях. Эли ДевојІс дает убедительное изложение этой точки зрения в своих первых д
вух
"Очерках об экономической науке (Essays in Ec​onomics, ​
London: George All​en ​and п, pp. 13—​46). — Прім. авт. Нашит bеперешние методы преподавания часто затемняют смысла не раскрывают его. Трагические результаты этого нередко видны на примере наших лучших" студентов, которые могут повторить все сказанное нами, ноне в состоянии осмысленно использовать полученные сведения в новой ситуации. Их подготовка скорее отличается широтой охвата, чем глубиной понимания. Обзорные курсы почти во всех дисциплинах становятся Все более бесполезными из-​за того, что сюда пытаются Вместить всю относящуюся к ним информацию. Этим курсам можно было бы вернуть (или придать) практичность, если переориентировать их на изучение пяти-шести фундаментальных концепций и методологических принципов данной дисциплины, используя для этого лишь ту информацию, которая непосредственно показывает связь этих принципов с реальной жизнью. Я целиком и полностью согласен с Мак-Иннисом. Пусть даже воплощение его идей в данной книге будет признано далеким от совершенства. Тем же преподавателям, которые спросят, почему в ней опущена таили иная тема или почему не излагаются некоторые традиционные разделы теории, следует напомнить, что знание передается не только посредством того, о чем говорится, но ив равной мере посредством того, о чем умалчивается. Конечно, оценки уместности или Относительной
важности различных разделов Экономической теории не остаются постоянными. Но всякий раз, испытывая искушение внести в программу начального курса еще один пункт или добавить к ней даже незначительный штрих, давайте помнить об аргументах Мак-Инниса. Один семестр или два Любой преподаватель экономической науки, работающий с аспирантами или студентами дипломниками, знает, что изначальных курсов обучения большинство студентов выносит удручающе мало необходимых сведений. Они, кажется, порой вообще
Change: T

h

e Magazine of Hig

h

er Education

(January-February 1971, ​
pp​.
49, 50, ​5​1). ничего не помнят, кроме того, что ​
когда​
-то уже об этом слышали. Можно ли поправить дело, увеличив количество часов начального обучения Нужно ли нам еще больше и тщательнее натаскивать их в основах нашей науки По моему мнению, выход как разв обратном в уменьшении объема вводного курса. Когда обучение основам экономической науки растягивается на два семестра, то подлинно значи МЫЙ материал, как правило, теряется в общей массе. Студенты приобретают смутные представления об изучаемом предмете, но плохо схватывают его суть. Кроме того, неполноценное единство общего двухсеместрового курса порождает множество административных и педагогических проблем. Меняются преподаватели, меняются учебники. Микроанализ ставится перед макроанализом, а затем наоборот. После первого семестра некоторые студенты уходят и Возвращаются на второй спустя два года. И все же мы продолжаем упорствовать. Почему Иногда кажется, что Мы просто не хотим укладываться в один семестр, потому что опасаемся вполовину уменьшить спрос на наши услуги, Ведь если удается убедить составителей учебных программ, особенно в школах бизнеса, что два семестра есть абсолютный минимум, тотем самым удается и более успешно поддерживать спрос на наш предмет.
Но один стоящий семестр может пробудить в начинающих желание большего. А экономическое образование необязательно заканчивается вводным курсом. И многие, по крайней мере, не худшие студенты, наверняка захотят продолжить его, если только мы постараемся дать им хороший начальный импульс. Может даже оказаться, что спрос на знание экономических основ эласт​
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом