Главная страница

Алгоритм выявления проблемы художественного текста


Скачать 58,5 Kb.
НазваниеАлгоритм выявления проблемы художественного текста
Анкор2_Algoritm_vyyavlenia_problemy_khudozhestvennog.
Дата24.09.2017
Размер58,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2_Algoritm_vyyavlenia_problemy_khudozhestvennog...doc
ТипДокументы
#26954
Каталогalinamedvedeva

С этим файлом связано 38 файл(ов). Среди них: BGD.doc, Skrebkova_O_L__Skrebkov_S_S_-_Khrestomatia_po_garmonicheskomu_an, Tsenova_V_Teoria_sovremennoy_kompozitsii_2005.pdf, Zolina_DZ_po_solf_6_kl.pdf, Ищут Хозяев.docx, Yuzhak_K_Prakticheskoe_posobie_k_napisaniyu_i_anal.pdf, Zolina_DZ_po_solf_5_kl.pdf, entsiklopedia_argumentov.doc, Bank_argumentov.doc, Glebov_I__Boris_Asafyev__Sergey_Prokofyev_Ocherk_1927.pdf и ещё 28 файл(а).
Показать все связанные файлы

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

Проанализируйте поступки, отношения, речь героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях  Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм)  Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова

Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае используйте следующий алгоритм.

Выявите основную мысль текста  Запишите ее в виде законченного предложения  Определите, на какой вопрос отвечает это предложение  Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Способы формулирования проблемы.

Проблему можно

  1. Сформулировать своими словами.

В том случае, если проблему можно сформулировать кратко — одним словом или словосочетанием,— подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:

- Автор поднимает проблему совести.

- Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».

- В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:

- Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

- Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?

2. Процитировать.

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:

- «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачев.

ЗАПОМНИТЕ!

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы:

Проблема (какая?)

- сложная, важная; серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т. д.

Проблема (чего?)

- воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности; сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.

Типовые конструкции:

- Автор размышляет над проблемой...

- Автор текста затрагивает проблему...

- В центре внимания автора проблема...

- В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...

- Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме...

- Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...

- (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой...

- Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекала внимание автора.

ЗАПОМНИТЕ!

Проблема (чего?) смысла жизни.

Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
История человечества — это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.

(По Н. Самвеляну )

Ошибки учащихся

1. В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов.

2. В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека.

3. Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна.

4. Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

5. Проблема текста в том, что история человечества — эта история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком.

Задания

1. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.

(Д. Гранин)

2. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.

У нас есть своё место — и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только — не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому — с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, — но только любить... Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём — со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени...

(По Ю. Полякову )

3. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулиров­ки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (по Ю. Лотману)

  1. В тексте Ю. Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.

  2. В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.

  3. Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.

  4. Ю. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем — проблему межнациональных конфликтов.

  5. Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

4. Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

Исходный вариант

Отредактированный вариант

1) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах

1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.

2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

3) В тексте поднимается проблема национализма народов.

3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.

4) Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов

4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.

5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

5. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.

ДВА БОГАЧА

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

— Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить...

— А мы её... и не солёную, — ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

(Л.Толстой)

6. Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.

Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий — человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чем они говорят... Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю — я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу — «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют... А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?..

(Ю. Лотман)
перейти в каталог файлов
связь с админом