Главная страница
qrcode

научная статья Амортизационная политика (2). Амортизационная политика один из важнейших инструментов стимулирования инвестиций в обновление основных производственных фондов во многих развитых странах, экономика которых характеризуется инновационной активностью


Скачать 31.75 Kb.
НазваниеАмортизационная политика один из важнейших инструментов стимулирования инвестиций в обновление основных производственных фондов во многих развитых странах, экономика которых характеризуется инновационной активностью
Дата20.05.2020
Размер31.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файланаучная статья Амортизационная политика (2).docx
ТипДокументы
#87217
Каталог

Амортизационная политика один из важнейших инструментов стимулирования инвестиций в обновление основных производственных фондов во многих развитых странах, экономика которых характеризуется инновационной активностью.

Зарубежный опыт продемонстрировал, что эффективная амортизационная политика служит стабильным источником финансовых ресурсов предприятия, позволяя ему своевременно и бесперебойно обновлять, и модернизовать основные средства. К сожалению, в России еще не сложилась культура эффективного формирования амортизационной политики, что способствует низкой конкурентоспособности отечественных предприятий на мировой арене.

Обновление основных фондов производилось в виде починки сломавшегося оборудования. Модернизация основных средств требовала больших инвестиций в долгосрочной перспективе, а следовательно была невыгодна. Конкуренция при данной структуре производства способствовала «принятию условий игры» другими предприятиями, что фактически поставило крест на адекватном развитии амортизационной политики в стране.

Амортизация важнейшая стадия кругооборота основных средств, стоимостью она не является. Денежным выражением износа основных средств и частью их стоимости, перенесенной на продукт, является не амортизация, а амортизационные отчисления [2].

Разработка амортизационной политики организации связана с принятием решений относительно выбора способов начисления амортизационных отчислений по группам основных средств, направленных на достижение формирования в бухгалтерском учете адекватных финансовых результатов и снижение налоговых выплат в бюджет.

Амортизационная политика организации выступает составной частью общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении ими с целью реинвестирования в производство, следовательно, одним из элементов общей стратегии развития организаций.

Для эффективного функционирования организациям необходимо обновлять производственные ресурсы. Задача состоит в выборе такой стратегии обновления, которая позволит осуществлять этот процесс с максимальным эффектом, в целях повышения выживаемости и конкурентоспособности. Ключевым параметром здесь выступает требуемый объем средств для различных вариантов стратегии обновления.

Российская практика демонстрирует, что при достаточно широком выборе методов расчета амортизации, данный инструмент не приносит необходимого положительного эффекта, а напротив используется для ухода от уплаты налога и часто имеет место нецелевое использование фонда. Данные диспропорции вытекают из слабых гарантий на собственность, недоверия между частным сектором и государством, высокой коррупции и пр. Складывается ситуация, когда учредитель бизнеса не уверен в завтрашнем дне, и, следовательно, как можно быстрее реализовать потенциал предприятия. Слабое законодательное регулирование формирования и использования амортизационных средств только усугубляет деформацию инвестиционного потока предприятий.

Особенность амортизационного фонда заключается в том, что его величина входит в состав себестоимости продукции, а, следовательно, влияет на сумму валовой прибыли организации. Чем больше предприятие самортизировало активов в периоде, тем меньше налогооблагаемая база. Так как средства амортизационного фонда не фиксируются на определенном счете, появляется соблазн их нецелевого использования. Поразителен тот факт, что на законодательном уровне нецелевое использование средств практически никак не преследуется по закону.

Не следует путать понятия амортизационных отчислений и износа. Амортизация, прежде всего, представляет собой источник финансирования, который показывает, какую часть стоимости основных средств или нематериальных активов предприятие уже готово возместить в случае необходимости. Напротив, износ – это затраты предприятия. Например, если накопленная амортизация по оборудованию составляет 20% от стоимости, это вовсе не означает, что станок изношен на эти же 20%. В зависимости от условий эксплуатации фактический физический износ может быть как больше, так и меньше. Более того, срок эксплуатации ОС определяет само предприятие. Вследствие этого складывается ситуация, когда компании на протяжении долгого времени не заменяют ОС, а только «ремонтируют», тем самым продлевая срок полезного пользования.

По данным Росстата, в 2015 году в РФ было инвестировано в основной капитал 8406,6 млрд. руб., что на 27% больше значения за предыдущий год.

Около 58% вложений осуществляются за счет привлеченных средств, под которыми понимаются банковские кредиты и займы, а также бюджетные средства. Всего 20% приходится на долю амортизационных средств и оставшиеся 18% – за счет чистой прибыли предприятий. Показательным на этом фоне является статистика из США, где за период с 1950-2015 гг. доля амортизационных отчислений в структуре инвестиций увеличилась с 18 до 74,2%. Экономический смысл в том, что предприятия отдают предпочтение эффективному долгосрочному бизнесу и осознают важность обновления основных фондов. И эта стратегия реализуется не по средствам привлечения банковских кредитов под годовой процент, что приводит к удорожанию продукции, делает ее менее конкурентоспособной. Вместо этого компании используют собственные амортизационные фонды.

На фоне представленных данных отметим, что суть и содержание амортизационного закона сводится к тому, что именно амортизационные накопления – наряду с реинвестируемой частью получаемой прибыли – и выступают в обычных условиях в качестве основного источника финансирования инвестиций в основной и оборотный капиталы компаний. Заемные средства всегда выступали в качестве только вспомогательного источника финансированияМожно констатировать факт того, что функция амортизационного фонда как источника финансирования обновления основных фондов предприятий в России реализовывается не в полной мере.

Отметим, что важно стимулировать расширение инвестиционной деятельности и деловой активности экономических субъектов, осуществив комплекс инвестиционно-ориентированных налоговых новаций, направленных на повышение заинтересованности налогоплательщиков в использовании инвестиционных ресурсов, образованных за счет средств накопленной амортизации.

На наш взгляд, этого можно добиться только при комплексном подходе к вопросу. Законодательное регулирование должно пресекать нецелевое использование амортизационных средств. Напомним, что средства амортизационного фонда не облагаются налогом по причине того, что они должны быть направлены на обновление основных фондов. В случае их использования как источника финансирования вложений в ценные бумаги или др. целей, по данным средствам необходимо начислять налог на прибыль.

За нецелевое использование средств амортизационного фонда в российской практике не применяются никакие штрафы или санкции. Данная «особенность» отечественной экономики только стимулирует к уходу от уплаты налога на прибыль через амортизационный фонд. Стоит отметить, что практика регулирования использования амортизационных фондов существует во всех экономически развитых странах.

Следует отметить, что отношение государства к амортизации достаточно противоречиво. С одной стороны, бюджет государства «недобирает» средств с налога на прибыль. Компании могут использовать «налоговый щит», чтобы уменьшить объем выплат. А с использованием ускоренной амортизации, данный «недобор» только возрастет.

Необходимость регулирования амортизационного фонда назрела в стране давно. Более не имеется возможности проедать наследие СССР и рассчитывать на переход к инновационной экономике. Пример Китайского экономического чуда в очередной раз продемонстрировал, что инвестиции в ОС лежит в основе экономического развития. А без эффективной амортизационной переход России на новый экономический уровень невозможен.

Основной целью амортизационной политики является обеспечение за счет регулярных отчислений из денежных доходов необходимого фонда средств, для восстановления или замены выбывающих капитальных активов. Амортизационные отчисления, по мере накопления, формируют амортизационный фонд, средства которого могут быть использованы на техническое перевооружение и реконструкцию. Прибыль подвержена циклическим воздействиям, в отличие от нее амортизационный фонд является более устойчивым финансовым источником. Амортизационные отчисления служат базой финансирования расширенного воспроизводства и развития организации.

Государственная амортизационная политика является составной частью общей научно-технической политики государства. Государственная амортизационная политика в настоящее время является достаточно либеральной. Организации могут самостоятельно устанавливать сроки полезного использования основных средств, выбирать альтернативные способы начисления амортизации.

Совершенствование государственной амортизационной политики для целей налогообложения дает возможность российским предпринимателям увеличивать инвестиции в основной капитал.

Необходимо придать государственной амортизационной политике стимулирующий характер, что может стать важным инструментом поддержки и развития хозяйствующих субъектов.

Важным элементом амортизационной политики является применяемый метод начисления амортизации. Основная часть отечественных предприятий в настоящее время используют линейный метод. По данным Росстата, доля амортизации, начисленной нелинейным способом, в общем объеме амортизации составляет в среднем 4,5 %.

В результате совершенствования эффективности амортизационной политики идет процесс обновления активной части основных производственных фондов, повышается технический уровень производства. Все это создает предпосылки для повышения производительности труда, увеличения выпуска продукции, снижения себестоимости и максимизации прибыли.

В связи с этим, суммы амортизационных отчислений необходимо зачислять на отдельные банковские счета, отделяя средства предназначенные для финансирования капитальных вложений от средств используемых на текущую деятельность. Это даст возможность отслеживать целевой характер использования данных сумм, планировать амортизационный фонд.

Таким образом, совершенствование амортизационной политики как на макро-, так и на микроуровне имеет решающее значение, поскольку это реальный рычаг обновления основных производственных фондов, повышения технического уровня производств, проведения реконструкции действующих производств, их технического перевооружения, строительства новых предприятий, модернизации оборудования, а следовательно повышения финансовых результатов производственной деятельности.
Список использованных источников


Петрова Н.А. Наше налоговое будущее // Налоговая проверка. - 2015. - №2. — С. 24-36.

Поздняков Е.И. О некоторых проблемах проведения амортизационной политики в субъектах естественных монополий // Налоговый вестник. - 2014. - №8. - С. 8-10.

Соколов М.М. Эволюционные изменения в амортизационной политике как особой форме налогового воздействия на развитие экономики// Все о налогах. - 2015. - №11. - С 15-27.

Тальская М. Модели последнего сезона // Банки и деловой мир. - 2014. - №12. - С 66-68.

Федорова О.С и др. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2015 год // Налоги и финансовое право. -2015. - №3. - С 8-210.

Фрадина Т.И. Амортизационная политика фирмы как средство повышения инвестиционной активности предприятий // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - №9. - С 36-42.

перейти в каталог файлов


связь с админом