Главная страница
qrcode

Анализ Юрий Александрович Фалик 30 июля 1936 год


НазваниеАнализ Юрий Александрович Фалик 30 июля 1936 год
Дата03.10.2019
Размер1,74 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла1.docx
ТипРуководство
#79108
Каталог

1.Общий анализ

Юрий Александрович Фалик (30 июля 1936 года, Одесса, УССР — 23 января 2009 года, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор и дирижёр, народный артист России

Юрий Фалик получил музыкальное образование в знаменитой Одесской средней специальной музыкальной школе-интернате им. П. С. Столярского, впоследствии окончил Ленинградскую консерваторию по классам виолончели у А. Я. Штримера (1960; позже аспирантуру под руководством М. Л. Ростроповича) и композиции у Б. А. Арапова (1964). Наиболее известным из его учеников на сегодняшний день является композитор Юрий Эрикона (Заслуженный деятель искусств РФ.) В течение ряда лет руководил студенческим камерным оркестром консерватории. Был профессором Петербургской консерватории по классу композиции и инструментовки. Юрий Фалик выступал как дирижёр в России и за границей. Американская пресса высоко оценила его выступление с Чикагским и Балтиморским симфоническими оркестрами. Его произведения широко исполняются, издаются и записываются.

В 1991—1992 годах он работал в качестве приглашенного профессора в Северо-Западном университете города Эванстона(штат Иллинойс, США). Многие камерные и хоровые сочинения Юрия Фалика часто исполняются европейскими и американскими ансамблями и хоровыми коллективами. Его симфонические произведения включали в свой репертуар дирижёры Е. Светланов, Г. Рождественский, М. Янсонс, В. Гергиев, А. Дмитриев, Ю. Домаркас (Литва), В. Ямпольский (США), Марио ди Бонавентура (США), Ш. Эдварс (Великобритания).

Сочинения: опера-буффа «Плутни Скапена» (по Мольеру); хореографическая трагедия «Орестея» (по Эсхилу); легкая симфония для оркестра; симфония для струнного оркестра и ударных; I (по мотивам легенд о Тиле Уленшпигеле) и II (Симфонические этюды) концерты для оркестра; симфония № 2 («Кадиш», 1993); симфония № 3; концерт для солирующего сопрано и хора а capella „Элегии“ (стихи А. Ахматовой и Н. Гумилева, 2001); вокальные циклы; хоровая музыка - «Литургические песнопения» для солистов и хора a cappella на тексты «Молитвослова» (1992), Концерты для хора a cappella (стихи И. Северянина, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Пушкина)

В целом для хорового стиля Фалика характерно преодоление установившихся канонов, расширение, обогащение средств выразительности… Хор выступает у Фалика в разных амплуа, в разных ролях: и как один голос, и как ансамбль, и как оркестр.

Владимир Алексеевич Солоухин (14 июня 1924, село Алепино, Владимирский уезд, Владимирская губерния — 4 апреля1997, Москва) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструментальщик. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».

В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952 года. Был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства.

В начале 1960-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему — «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1968) — встретили широкий общественный отклик.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»).

2.Музыкально-теоретический анализ

Произведение является частью триптиха, в котором рассказывается о событиях одного дня. (1.«Вышло солнце из-за леса», 2.«На базаре», 3.«Уходило солнце»). Крайние части это пейзажные зарисовки, а в средней представлен чисто бытовой образ(сквозная драматургия)

Написано в жанре хоровой миниатюры в простой 3-х частной форме с динамической репризой. Тип фактуры-линеарный с элементами подголосочной полифонии, основная тональность B-dur, темп Moderato con moto, метр переменный( 4/4, 2/4, 3/8).

1 ч- период из 2 предложений, 5+5(B-dur,Des-dur)

2 ч -7 т., сквозное развитие(Аs dur, fis moll)

3 ч- реприза динамическая (F dur)

Заключение - 2+2

Фалик глубоко проникся данной тематикой и вслед за Солоухиным умело соединил национальный русский колорит, где выразил всю широту и величие русской души и изящно-тонкую, тихую, но очень искреннюю радость от увиденного утреннего пейзажа. Музыкальными средствами художественной выразительности он изобразил картину пробуждающейся от сна природы, когда все вокруг просыпается и озаряется лучами солнца.

Особенностью данного произведения является наличие момента импровизационности, о чем свидетельствует достаточно необычный тональный план, смены метра и переход мелодии из одного голос в другой. Из-за этого невольно возникает ощущение живописного холста, на котором композитор-художник колоритом разных красок изображает быстрые, едва уловимые изменения в природе, где каждая смена образа связана с интонационным движением и развитием.

Словно звонким ударом колокола внезапно начинается произведение на нюансе sforzando, который постепенно затихает и доходит до piano.

Затем энергично и радостно на нюансе forte вступает весь хор, где, словно набат звучат призывные декламационные интонации, передавая приподнято-восторженное настроение и подчеркивая национальный колорит.

Благодаря октавному унисону, четкому ритму, акцентам, и яркой динамике рисуется образ широкого, необъятного простора. Перед нами предстает картина того, как пылающее солнце торжественно и величественно поднимается из-за горизонта, даря живительную силу и энергию всему вокруг.

Затем в этот колокольный перезвон радости вплетается мелодия, которая становится более оформленной и самостоятельной. Она переходит в средний голос, окрашиваясь новым тембром, а крайние голоса окружают ее октавным унисоном, представляя собой своеобразную педаль. Мелодия становится более легкой, распевной, словно изображая переливы солнечных лучей.

И вдруг первая фраза второго предложения внезапно прерывается паузой, как бы застыв в воздухе, в ожидании чуда. Затем, ярко контрастируя первому предложению, словно эхо, на нюансе pp, очень осторожно и вкрадчиво продолжается мелодия, которая по прежнему остается у партии 2 сопрано. Жизнь начинает тихо пробуждаться, и все вокруг оживает.

Во второй части мелодия переходит в партию альтов, которые на нюансе mp продолжают музыкальный рассказ об изменениях, происходящих в природе. Здесь преобладает спокойное, пасторально-лирическое настроение, благодаря выдержанным звукам в партиях 1 и 2 сопрано, создающих чистый, прозрачный фон.

В репризе сохраняется безмятежное настроение средней части, она звучит нежно, трепетно, так как сохраняется мягкая динамика. Здесь происходит полный повтор 1 части только в доминантовой тональности.

В заключении, как тонкий хрустальный звон колокольчиков, звучит несколько коротких мотивов. Сначала очень осторожно, прерываясь паузами, но затем длительности укрупняются, мелодия становится более уверенной, что символизирует утверждение светлого, озаренного и обновленного солнцем окружающего мира.

3. Вокально-хоровой анализ

Произведение написано для однородного трехголосного женского хора. Тесситура средняя

Мелодия плавно переходит из голоса в голос, она сочетает плавное движение со скачками на кварту и квинту. Партия 1 сопрано движется по секундам, терциям, есть скачки на септиму, октаву. Партия 2 сопрано развивается преимущественно плавно, но есть скачки на кварту и сексту. Партия альтов - по секундам, терциям, квартам, квинтам.

Диапазон 1 сопрано:

Диапазон 2 сопрано:

Диапазон альтов:

Интонационные трудности:

преобладание интонационных, а не ладотональных связей

точное интонирование тонов и полутонов

скачки на кварту, квинту, сексту, септиму, октаву

интонирование в высоком регистре у сопрано на нюансе pp во 2 части

смена тональностей

Дикционные трудности:

утрированное произношение звука «р»( поредел, деревне, реки, закудрявились)

Ансамблевые трудности:

линеарный тип фактуры

элементы имитационной полифонии,

текстовые разночтения
перекрещивание голосов,

пение долгих выдержанных нот

точные и одновременные вступления и снятия, смена метра

Вокально-хоровые трудности:

динамические контрасты (разные в отдельных партиях)

добиться чистого инструментального звука,

фразировка, связанная с главными смысловыми точками текста

Миасский колледж искусства и культуры

1) Ю. А. Фалик «Вышло солнце из-за леса», стихи В.А.Солоухина

2) И. М. Лученок «Письмо из сорок пятого», слова М.Ясеня

Выполнила: студентка III курса

Карапетян Диана


перейти в каталог файлов


связь с админом