Главная страница

Доклад-Английские-корни-немецкого-фашизма. Английские корни немецкого


Скачать 1,59 Mb.
НазваниеАнглийские корни немецкого
АнкорДоклад-Английские-корни-немецкого-фашизма.pdf
Дата07.10.2018
Размер1,59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDoklad-Angliyskie-korni-nemetskogo-fashizma.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#55762
страница8 из 36
Каталогid192492530

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: 20. К вопросу о кровожадности крупного капитала..docx, 21. При ком из руководителей государства Вы бы предпочли жить.d, Рак шейки и тела матки.ppt.ppt, Опухоли яичников.ppt.ppt, Khronicheskiy_gastrit.pdf, Toxicheskie_lekarstvenny_alkogolny_toxicheskiy_gepatity.pdf, 26. Политико-экономическая ИСТОРИЯ СССР и России.docx, MedBooks-Medknigi_Lanshakov_V_A__Gyunter_V_YE_Plotkin_G_L_i_dr__, Skulte_V_I__Angliyskiy_dlya_malyshey_Metodicheskie_ukazania_i_kl и ещё 61 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   36
Глава ВОСПИТАНИЕ РАСЫ ГОСПОД В БРИТАНИИ
Мужчина, стиснув зубы, неуклонно движется вперед гибнут лишь жалкие слабаки.
Хотон. Викторианское состояние духа»
МУШТРА ЭЛИТЫ ИЗ ЭЛИТ
В самый канун первой мировой войны История английского патриотизма гордо заявляла, что английский темперамент усвоил. такие черты, как готовность повелевать и терпение, чтобы подчиняться. В Англии были настолько уверены в неотразимости своего превосходства в глазах других
народов, что Британский совет, занимающийся пропагандой английской культуры, в 1943 г. распространил в Иране следующий текст (явно рассчитывая на его привлекательность Юноша, покидающий английскую паблик-скул в постыдном неведении даже начатков полезных знаний. неспособный говорить ни на каком языке, кроме собственного, — а писать и на нем умеющий лишь кое- как, — для которого благородная литература его страны, равно как вдохновляющая история его пращуров, во многом остается книгой за семью печатями. тем не менее выносит из школы кое-что бесценное мужской характер. привычку повиноваться и приказывать. Вооруженный таким образом, он выходит в мири вносит достойный мужчины вклад в покорение Земли, в управление ее дикими народами [sic] ив строительство империи — вполне сознавая собственные добродетели и очень мало сознавая собственные слабости»
316
Так, например, Эдмонд Уорр, директор Итона в 1885—1905 гг.*, ставил здоровое тело намного выше здорового духа. Пока казалось, что мир специально создан, чтобы быть Британской импери-
* Уорр Эдмунд (1837—1920) — директор Итона, пребендарий.
111
ей...», Итон не давал поводов для критики. Он являлся самой известной паблик- скули выращивал для империи вице-королей и прочих правителей. Воспитатели
(masters) в подобных школах де-факто были воинствующими священнослужителями. Они были склонны подавлять все, что не соответствовало духу общности, культивируя тем самым «гляйхшальтунг»* во имя имперского патриотизма.
В блистательные для Англии времена (например, в 1873 г) многие в стране считали, что, несмотря на некоторую брутальность... грубое невежество и определенный снобизм. типичный мальчик из паблик-скул является благородным животным, лучше которого и быть не может. А в 1918 г, в период кризиса империализма, кое-кто из англичан уже стал называть этические нормы, насаждавшиеся в паблик-скул, своими именами Там царит единогласие. проистекающее из подавления индивидуальности, избыток классового чувства и отсутствие духовных ценностей, а также антиинтеллектуализм, жестокость и отвращение к работе. Чувствительных мечтателей принуждают подавлять свое воображение. Паблик-скул единодушно обвиняли в том, что они вытравляют рыцарский дух. заменяя его жесткостью. учат ненавидеть мечтателей (которые в этом мире ни на что не годятся) и вообще представляют собой источник филистерского практицизма примата практицизма]»
319
Но именно такие методы воспитания будущих повелителей до сих пор находят свое признание, поскольку они исключают свободу мальчиков. подчеркнуто ставят характер выше интеллекта, воспитывают лояльность к сообществу здесь умалчивается, что речь идет о расовом и классовом сообществе и. создают вождей империи, верящих в свою миссию и не анализирующих ее, — утверждал Эдвард Мэк, занимавшийся историей этих английских привилегированных частных школа. Этот же автор замечал, что воспитывать джентльменов такого рода — значит формировать несведущих и часто жестоких снобов, единственное занятие которых — защита господства высших слоев это значит формировать невежественных мужчин, способных говорить свысока, одеваться. с учетом тех формальностей, что производят столь сильное впечатление на окружающих. Уже длинные панталоны и цилиндры учеников паблик-скул заставляли их выступать с важностью. Ведь когда белый
человек бросается бежать, на Востоке к нему враз теряют уважение. Ученикам не разрешается бегать за автобусом, — с восхищением отмечал нацист Ханс Тост в книге «Национал-соци-
* Gleichschaltung нем)
— нацистская политическая концепция подчинения всех сфер жизни Германии интересам национал-социалистического режима термин времен нацизма.
112
алист в Англии. И они учились вести себя стой сдержанной отчужденностью, которая. сохраняет империю»
320
Необходимость в сдержанной отчужденности, которая помогает сохранять мировые империи, наглядно показал глава эсэсовских палачей Генрих Гиммлер, приведя следующий яркий пример Если ты шатаешься пьяным на глазах своих иноплеменных рабов, то разве ты создаешь впечатление, что это раса господ прибыла сюда. Правда, Гиммлер вполне отдавал себе отчет в том, что британские джентльмены намного опередили его соотечественников в своей сдержанной отчужденности властителя по отношению к туземцам, как, впрочем, и во всех остальных желательных для властителя манерах. Для этого у нации должна быть счастливая история нации господ, длиной лет в триста- четыреста — как у англичан, — заявлял Гиммлер
322
Ведь английских джентльменов с детства учили не делать того, что им не подобает, того, что считалось «неанглийским». Для них существовал только один критерий — интересы правящего слоя Англии, — утверждал Эдвард
Мэк
323
. Паблик-скул, заведения для воспитания британских вождей, обвиняли ив том, что они закрепляют кастовые границы и запрещают [sic] имущим сочувствовать беднякам, отчего на них следует возложить долю ответственности за конфликты с рабочим классом. В этом отношении нацистские «наполас» и школы имени Адольфа Гитлера были менее сословно замкнутыми. Ведь концепция коллектива в паблик-скул (например, в трактовке Монтегю Дж.
Рэндалла, директора Винчестера в 1911—1934 гг.) даже во времена Гитлера основывалась на кастовом принципе. Монтегю Дж. Рэндалл твердо верил в элиту, принадлежность к которой обуславливалась расой и воспитанием. По его убеждению, на плечи англосаксов возложена миссия жесткого контроля. над. более слабыми и отсталыми расами. И как все англичане стоят выше туземцев, так в самой Великобритании будущие вожди из паблик-скул стоят выше прочих британцев-обывателей. Он видел в англосаксонской расе. вождей всего мира, а в тех, кто вкусил воспитания паблик-скул, — элиту этой элиты
325
(Песню Мы элита нации и нация элит» для снятого в ГДР фильма Верноподданный по мотивам романа Генриха Манна, по сути можно было бы написать буквально на слова этого британско-имперского директора Винчестера тогда режиссеру не пришлось бы сочинять эту песню, высмеивающую патриотические манифестации времен кайзера Вильгельма.)
Представление об имперской миссии Великобритании было для англичан совершенно естественным. Что касается внутренней
113
политики, то элита из элит», по крайней мере в теории, была убеждена, что ее функция заключается в служении подвластным ей людям. Рэндалл, например, как должное воспринимал предназначение. обслуживать "низшее отродье" а не самих себя, управляя им»
326
Идея о миссии англосаксонской расы, избранной Всевышним, была сформирована под влиянием не одного только биологического социал- дарвинизма и прагматизма среднего класса — утверждалось, что у расовой политики были и религиозные и даже поэтические обоснования Сила,
воинская энергия и вера - нив коем случае не сентиментальность или гуманизм который уже империалисты вильгельмовских времен расценивали как слюнявый) — были предназначены для завоевания империи. патриотизм, благороднейшее чувство мужчины, чувство, имеющее религиозное и поэтическое оправдание в его многовековой войне против социалистического интернационализма»
327
Появившаяся в связи с рабочими беспорядками, критика духа паблик- скул, поощряющего кастовые инстинкты, возымела очень ограниченное действие.
Паблик-скул образца 1930 г. (и 1935 г) продолжали культивировать снобизм по отношению к чужаками презрение к более бедным школьникам. Эти школы формировали людей, смотревших сверху вниз на всех, кто не входил вкруг самых привилегированных лиц, на тех, кто не принадлежал к "нам. Паблик- скул намеревались и впредь сохранять традицию подавлять все, что не соответствует духу сообщества. Существовала и идея привить бедным идеалы паблик-скул» — вот средство удержать их там, где следует на их месте. Ведь лейбористская партия, которой недоставало влияния Итона [Итонской паблик-скул], была недостаточно патриотичной — те. недостаточно готовой подчинять индивидуума государству, отдельного человека — сообществу.
Уже после второй мировой войны в самой Англии отмечали, говоря об учебных заведениях ученики проявляют неприступную надменность. Итон прививает своим ученикам чувство превосходства. преувеличенное почтение к авторитету. Английские школы действительно воспитывали у учеников привычку подчиняться Ученики низшего ранга признавали за теми, у кого ранг был выше, право на власть которой они вряд ли могли бы добиться в жизни и осуществление таких дисциплинарных функций, как назначение фагов младшие школьники, оказывающие услуги старшим, префектов вид дежурного — в зависимости от стажа дежурные имели почти бесконтрольное право наказывать причем с применением силы существовали и социальные преимущества,
114
приобретаемые успехами на крикетных полях. Уже с 1864 г. было хорошо известно, что в Итоне ученики низшего ранга были низведены до положения забитых рабов. они были вынуждены подчиняться издевательским обычаям под угрозой ударов и пинков. Чтобы ни позволил себе высший по рангу ученик по отношению к низшему — все получало одобрение со стороны общества, — к такому выводу пришла комиссия, занимавшаяся расследованием ситуации в паблик-скул
332
. Проблема «фаггинга» как формы рабства школьников привлекла к себе особое внимание после самоубийства ученика в Седбергской паблик-скул в
1930 г. Но даже тогда в прессе выступило больше защитников, чем критиков системы в целом
333
(Эта система приучала индивида безропотно соглашаться со всеми решениями власти, какими бы неправильными или несправедливыми они ему ни казались. Постулат, гласивший, что воспитание должно учить в том числе и привычке сносить несправедливость молча, вполне соответствовал взглядам
Адольфа Гитлера (а. Однако цитата, приведенная ниже, относится не к Третьему рейху, а к послевоенной Англии Общество, очень грубо обходящееся со своими детьми, оставляет в душе многих выпускников паблик-скул травму, от которой они никогда не излечатся»
334
.)
Ведь как мог кто-либо, даже узнав о самоубийствах, посягнуть на систему закалки и подготовки будущих властителей, уже столько раз испытанную при
завоевании мира В конечном счете, империя держалась на самозабвенном повиновении высшим по рангу (подобно тому, как повиновались фаги в паблик-скул, приравненные к киплинговским туземцам, где свобода (в утилитаристском смысле) существовала лишь для тех, кто достоин ее, а истинное равенство — для тех, кто его заслуживает. Единственным истинным братством могло быть братство тех, кто однороден (те. относится к одной расе и сословию) — совершенно в духе Итона
336
Вся английская культура — массовая. Она с готовностью подчиняется вождю.
Вильгельм Дибелиус
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПА ФЮРЕРСТВА
«Для людей, подчиненных этой дисциплине с ранних лет. авторитет стал всеобщим принципом мышления. Многие достойные особы, считавшие, что авторитет составляет самую прочную основу веры, что готовность верить — благосклонность к сомнению — зло, а скепсис — грехи что если достаточно авторитетное лицо провозглашает, что надо верить, то для здравого смысла места уже не остается, процветали не только в 1866 г. Именно такие идеи проповедовали Гитлер.
С 1870 г. в качестве ведущего принципа в воспитании английской элиты прочно утвердилось мускулистое христианство. Для этого нового откровения мышление, когда-то служившее основанием христианства, стало помехой, или же расценивалось как напрасная трата энергии. Так считал, к примеру, Томас
Карлейль, предпочитавший энергичных тихих предпринимателей неэнергичным шумным риторам и певцам. Авторитет же, ставший необходимостью для такой секуляризованной веры, воплощался в принципе фюрерства, в диктатурах наподобие той, какую установил энергичный губернатор британской Ямайки Эдвард Джон Эйр*.
При этом губернаторе в 1865 г. в ответ на недовольство народа, выразившееся в граде камней, бунтовских песнях и поджоге здания суда, 439 человек (включая набожного протестанта Джорджа Уильяма Гордона, который работал редактором газеты и осмеливался докучать властям своей критикой) было казнено в соответствии с законами о чрезвычайном положении. Еще 149 человек было казнено без обращения к этим законам 600 мужчин и женщин было высечено плетьми — все это ради предотвращения восстания негров, подобного тому, которое вспыхнуло на Гаити в 1804 г. Общественное мнение Англии встало на сторону Эйра — особенно после того, как в 1866 г. лондонские ремесленники вышли на Трафальгарскую площадь под красными флагами, и над британской столицей нависла угроза беспорядков. Действия Эйра признали обоснованными Чарлз Кингсли и даже Чарлз Диккенс (не говоря уже о поэте Альфреде Теннисоне и философе Джоне Рёскине). В конечном счете суд оправдал Эйра (даже несмотря на то, что справедливость вынесенного Гордону смертного приговора по представлениям Эйра] никоим образом не зависела от предъявленных ему обвинений. Карлейль утверждал, что долг каждого гражданина Британии — способствовать наказанию таких людей, как Гордон».
Карлейль высмеивал гуманизм, называя его женоподобным ему и его последователям в значительной мере удалось разрушить господствовавшие ранее представления о равенстве

* Эйр Эдвард Джон (1815—1901) — англ. путешественник (исследователь Австралии) и гос. деятель с 1846 г. — губернатор провинции в Новой Зеландии, 1861 — 1864 гг. — и. о. губернатора Ямайки, 1864—1866 гг. — губернатор Ямайки.
116
Голоса оставшихся в живых евангелистов остались неуслышанными (как, например, возмущенный отклик в «The Scotsman» в 1866 г, автор которого обличал демона ненависти или, по крайней мере, расового презрения, таившихся. в каждом британце. С этого времени в общественном мнении Англии стали преобладать откровенно расистские взгляды. Воплощением и доказательством превосходства англосаксонской расы должны были служить превосходство в вооружении — после мятежа в Индии в 1857 г, войн с маори
1860—1870 гг. — и (не в последнюю очередь) вера в то, что называли наукой. В том же самом 1866 г. доктор Джеймс Хант обличил человеколюбие как черту, которая не должна быть присуща Британскому антропологическому обществу Мы, антропологи, с восхищением смотрим на действия губернатора Эйра. С такими людьми, как губернатор Эйр, мы, англичане, просто обречены на успех в управлении Ямайкой, Новой Зеландией, Африкой, Китаем или Индией»
339а
Подобные высказывания вполне соответствовали идеям Карлейля.
В период борьбы за отмену рабства Карлейль опубликовал выдержанное в расистском духе Рассуждение о ниггере» (1840), где требовал, чтобы закон разрешал принуждать черных к полезной работе (на белых. Государство должно стать главным организатором рабочей силы, — утверждал Карлейль. Отдавая мудрые приказы, государство должно добиваться мудрого повиновения — чтобы из нищих бандитов возникли полки солдат промышленности, чтобы не осталось рабочей силы вне полков»
341
«Победителей хаоса, завоевателей мировых империй, действующих в этом направлении, Карлейль считал достойными высших почестей, а насильственное установление коммерческой зависимости он относил к героическим деяниям
343
Пуританский диктатор Англии Оливер Кромвель был бы, по мнению Карлейля, великолепным фабрикантом Я хотел бы, чтобы у нас был такой человек — он подавил бы для нас эту забастовку»
344
Внедрение соответствующей доктрины подчинения при господстве страха, утверждение власти аристократов как данности, а также обесценивание интеллектуального потенциала, ненужного в таких условиях, — связываются с именем реформатора паблик-скул, директора школы Регби, Томаса Арнольда
(1795—1842)
345
. Жизнь в Итонской паблик-скул учила, что быть слабым — значит быть несчастным, a vae victis, горе побежденным — великий закон природы, — об этом вспоминали многие, в том числе и Джеймс Фицджеймс Стефен
346
. Таким образом, не один представитель правящего слоя Британии именно в Итоне усвоил аристократический принцип устройства природы, извечное верховенство силы и физической крепости, на который позже ссылался и Адольф Гитлер. Британский биограф Альфреда Розенберга находит нужным подчеркнуть, что питомцы Итона поневоле бы покраснели, если бы им довелось прочесть, какую роль в истории Британской империи национал-социалисты приписывали их предшественникам. Этот биограф вполне обоснованно напоминает, что Адольф Гитлер не в последнюю очередь связывал британские политические успехи (как, например, столь долгое владычество над Индией с использованием малочисленных вооруженных сил) с наличием колониальных администраторов, сформированных английской системой воспитания
Важнейшим методом этой системы являлось психологическое — и физическое — запугивание. Именно с воспитанием в паблик-скул связывают черты жестокости, проявлявшиеся в характере колониальных британцев. Барьеры, созданные невежеством и страхом, привели расу господ к неврозу расовой ненависти, сравнимому лишь с маниакальным антисемитизмом фашистской Германии в 1937 г. к садистскому отношению к индусам со стороны офицеров. Высказывается. мнение, что огромную долю ответственности за эти зверства несет британская система паблик-скул»
349
Английские солдаты и грубые торговцы изъяснялись с дерзкими туземцами при помощи кулаков. Простой солдат Фрэнк Ричардс давал советы, как бить туземцев, не оставляя следов истязания Следует быть очень осторожным при нанесении ударов индийцам. Почти у всех местных жителей сильно увеличена селезенка, поэтому любой удар может оказаться для них смертельным. Лучше всего брать с собой палку Этот совет был опубликован в оксфордском «Cricket
Tour Report» в 1903 г. Другой солдат ударил слугу-индийца зато, что тот назвал его своим братом — те. равным себе. Этот солдат поступил в соответствии с принципом поведения, свойственным наименее обеспеченным представителям среднего класса Если вести себя с простым туземцем как с равным, он оскорбит тебя. Следуя этому же правилу, один полковник давал такие наставления Нив коем случае не пытайтесь завести дружбу с туземцем. Если вы пообещали избить его, проследите, чтобы он получил свое. Туземцы не понимают доброго отношения, — такие примеры приводятся в Идеологии Одержимости. В результате подобного рода наставлений у многих англичан сформировалась, например, привычка пользоваться хлыстом, чтобы проложить себе путь в толпе индийцев До гитлеровского геноцида прим. автора).

118
Такое же отношение распространялось и на жителей Африки. В Прелюдии к империализму описывается следующий случай, произошедший в Мозамбике Мне не хотелось бить туземца кулаком, и я залепил ему хорошую пощечину. Он. намеревался. ответить мне тем же. но получил еще одну затрещину, которая его вполне успокоила. но к сожалению, я сломал себе руку. А миссионеры в Африке спорили о том, до какой степени можно пороть туземцев- носильщиков
351
Директор паблик-скул Харроу, Дж. ЭК. Уэллдон*, с гордостью сообщал, что его ученик подбил оба глаза некоему египтянину зато, что тот позволил себе критически отозваться о британской расе. Уэллдон подчеркивал, что положение завоевателей дает англичанам особые права (как в свое время римлянам. Один из его учеников, Лео Эмери**, стал министром по делам (Британской) Индии, и, естественно, во внешней политике он был сторонником потворства расистскому Третьему рейху, населенному расой господ. И неудивительно, что после начала войны его сын, попав в плен, начал формировать из военнопленных британский легион для Адольфа Гитлера. »

352а
.
Таким образом идея о приоритете силы охватывала целые поколения. Представление о том, до какой степени в то время был распространен культ грубой силы — причем в демонстративной форме, — можно составить по книге Тома Хьюза*** (ученика Томаса Арнольда из Регби) Школьные годы Тома
Брауна». Эта книга была написана для молодежи и стала настольной для нескольких поколений англичан. Ее герой Том утверждает себя в паблик- скул Регби прежде всего при помощи кулаков Если ты проигрываешь в споре, не раздумывай может быть, победители были правы, — и тем более не признавай
поражения. Лучше последуй примеру Брауна: дай им как следует — или заставь поднять руки. Эти идеи были высказаны задолго до возникновения Третьего рейха позже Адольф Гитлер призывал именно к такому способу решения споров
— с помощью кулаков. У Гитлера вызывало сожаление отсутствие у немецких офицеров готовности пускать вход кулаки (а также избыток гуманистического духа у немецкой элиты. Ведь, по его мнению, немецкие офицеры могли бы подавить бунт своих солдат в ноябре 1918 гс помощью одних только кулаков Будь наш Уэллдон Джеймс Эдвард Коуэлл (1854—1937) — епископ Эмери Леопольд Чарлз Морис Стеннетт (1873—1955) — англ. гос. деятель, консерватор. В 1922—1924 гг. — первый лорд адмиралтейства, 1924—1929 гг. — министр по делам колоний, 1940—1945 гг. — министр по делам Индии и Бирмы Хьюз Томас (1822—1896) — англ. юрист и писатель, приверженец "мускулистого

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   36

перейти в каталог файлов
связь с админом