Главная страница
qrcode

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Авторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета


НазваниеАвторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета
АнкорАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.doc
Дата05.09.2019
Размер2,17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучен
ТипКнига
#74522
страница1 из 13
Каталог

Феноменология

Возможные

Психодиагностические

Рекомендации

трудностей

психологические

методики

причины



1. В письменных ра­ботах пропускает буквы (19,9%)

1. Низкий уровень развития фонематического слуха

1. Тест различения и выбора фонем

1. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа

2. Слабая концентрация внимания

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

2. Упражнения 13, 14, 15, 16

3. Несформированность приемов самоконтроля

3. Методика "Узор"

3. Упражнения 62, 63, 64, 65

4. Индивидуально-типологические особенности личности

4. Методика Рене Жиля

4. Коррекция межличностных отношений

5. Другие психологические причины






Продолжение

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации

2. Неразвитость орфо­графической зор­кости (19,0%)

1. Низкий уровень развития произвольности

1. Методика " Графический диктант"

1. Упражнения 68, 69, 70, 71, 72

2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)

2. Методика "Узор"

2. Упражнения 59-72

3. Низкий уровень объема и распределения внимания

3. Методика изучения объема и распределения внимания

3. Упражнения 9, 26, 27, 28, 29

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

4. Методика "Оперативная память"

4. Упражнения 40, 41, 42

5. Слабое развитие фонематического слуха

5. Тест различения и выбора фонем

5. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа

6. Другие психологи­ческие причины







Продолжение

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации

3. Невнимателен и рассеян (17,0%)

1. Низкий уровень развития произвольности

1. Методика "Графический диктант"

1. Упражнения 68-72

,

2. Низкий уровень объема внимания

2. Методика изучения объема внимания

2. Упражнения 9, 10

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

3. Упражнения 13, 14, 15, 16

4. Преобладающая мотивация учения — игровая

4. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

4. Стимуляция познавательной активности

5. Другие психологические причины





Продолжение

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации

4. Испытывает труд­ности при решении математических задач (14,8%)

1. Низкий уровень развития общего интеллекта

1. Методика Векслера (для соответствующего возраста)

1. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога

2. Слабое понимание грамматических конструкций

2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия

2. Упражнения 38-42

3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков

3. Методика "Рисование по точкам"

3. Упражнение 61

4. Низкий уровень развития образного мышления

4. Методика "Лабиринт"

4. Упражнения 47-52

5. Другие психологические причины




Продолжение

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации

5. Испытывает затруд­нения при переска-зывании текста

1. Несформированность умения планировать свои действия

1. Методика "Узор"

1. Упражнение 60

(13,5%)

2. Слабое развитие логического запоминания

2. Методика "Запомни пару"

2. Упражнения 40, 41, 42

3. Низкий уровень речевого развития

3. Методика Эббингауза

3. Упражнение 31

4. Низкий уровень развития образного мышления

4. Методика "Лабиринт"

4. Упражнения 47-52

5. Низкий уровень разви­тия логических опера­ций (анализа, обобще­ния, систематизации)

5. Методика "Сапожки", мето­дика "Заполни пустую клетку"

5. Упражнения 53-58

6. Заниженная самооценка

6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина)

6. Коррекция личностно-мотивационной сферы

7. Другие психологические причины





Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Продолжение Рекомендации

6. Неусидчив (13,1%)

1. Низкий уровень развития произвольности

2. Индивидуально-типологические особенности личности

1. Методика "Графический диктант"

2. Методика изучения темперамента

1. Упражнения 68-72

2. Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей

3. Низкий уровень развития волевой сферы

3. Методика "Графический диктант", "Домик"

3. Упражнения 59, 60

4. Другие психологические причины



7. Трудно понимает объяснение с первого раза

(12,7%)

1. Несформированность приемов учебной деятельности

1. Методика "Узор"

1. Упражнения 59-72

2. Слабая концентрация внимания

2. Модификация метода Пьерона-Рузера

2. Упражнения 13, 14, 15, 16

Продолжение

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические

методики

Рекомендации





3. Низкий уровень развития восприятия

3. Методика изучения восприятия

3. Упражнения 1-8

4. Низкий уровень развития произвольности

4. Методика "Домик", "Графический диктант"

4. Упражнения 68-72

5. Низкий уровень развития общего интеллекта

5. Методика Векслера (для соответствующего возраста)

5. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога

6. Другие психологические причины



8. Постоянная грязь в тетради (11,5%)

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук

1. Методика "Змейка"

1. Упражнения на развитие тонкой моторики

2. Несформированность приемов учебной деятельности

2. Методика "Узор"

2. Упражнения 59-72



Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации



3. Недостаточный объем внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Другие психоло­гические причины

3. Методика определения объема внимания

4. Методика "Оперативная память"

3. Упражнения 9, 10, 11

4. Упражнения 26, 27, 28

9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) (10,2%)

1. Низкий уровень развития механической памяти

1. Методика изучения логического и механического запоминания

1. Упражнения 38, 40

2. Низкий уровень развития долговременной памяти

2. Методика изучения долговременной памяти

2. Упражнения 31-38, 42-46

3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной

нормы

3. Методика Векслера (для соответствующего возраста)





Продолжение

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации



4. Низкий уровень развития произвольности

4. Методика "Графический диктант"

4. Упражнения 68-72

5. Слабая концентрация внимания

5. Методика изучения концентрации внимания

5. Упражнения 13-16

6. Несформированность приемов учебной деятельности

6. Методика "Узор"

6. Упражнения 59-72

7. Другие психоло­гические причины



10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%)

1. Несформированность приемов учебной деятельности

1. Методика "Узор"

1. Упражнения 59-72

2. Низкий уровень развития произвольности

2. Методика "Графический

диктант"

2. Упражнения 68-72

3. Другие психоло­гические причины







Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации

11. Постоянно забыва ет дома учебные предметы (9,5%)

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность

1. Детский вариант характерологическог о опросника Г.Айзенка

1. Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей

2. Низкий уровень развития произвольности

2. Методика " Графический диктант"

2. Упражнения 68-72

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

3. Упражнения 13-16

4. Другие психологические причины



12. Плохо списывает с доски (8,7%)

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности

1. Методика "Узор"

1. Упражнения 59-72

2. Низкий уровень развития произвольности

2. Методика " Графический диктант"

2. Упражнения 68-72



Продолжен

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации



3. Низкий уровень переключения внимания

3. Методика изучения переключения внимания

3. Упражнения 17, 18, 19, 20, 21

4. Недостаточный объем внимания

4. Методика изучения объема и распределения внимания

4. Упражнения 9, 10, 11, 12

5. Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Методика "Оперативная память"

5. Упражнения 26, 27, 28

б. Другие психологи­ческие причины



13. Домашнюю работу выполняет отмен­но,а в классе справляется плохо

(8,5%)

1. Низкая скорость протекания психических процессов

1. Детский вариант характерологическог о опросника Г.Айзенка

1. Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей

2. Несформированность приемов учебной деятельности

2. Методика "Узор"

2. Упражнения 59-72






Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации



3. Низкий уровень развития произвольности

3. Методика "Графический диктант"

3. Упражнения 68-72

4. Другие психологичес­кие причины



14. Любое задание не­обходимо повто­рить несколько раз, прежде чем

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

1. Упражнения 13-16

ученик начнет его выполнять (6,9%)

2. Низкий уровень развития произвольности

2. Методика "Графический диктант"

2. Упражнения 68-72

3. Нессрормированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого

3. Методика "Узор"

3. Упражнения 62, 63

4. Нессрормированность предпосылок учебной деятельности

4. Методика "Узор"

4. Упражнения 59, 60-72

5. Другие психологичес­кие причины

Продолжс

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации

15. Постоянно пере­спрашивает учите­ля (6,4%)

1. Низкий уровень объема внимания

1. Методика изучения объема и распределения внимания

1. Упражнения 9-12

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

2. Упражнения 13-16

3. Низкий уровень развития переключения внимания

3. Методика изучения переключения внимания

3. Упражнения 17-20, 21, 22

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

4. Методика "Оперативная память"

4. Упражнения 23-30

5. Низкий уровень развития произвольности

5. Методика "Графический диктант"

5. Упражнения 68-72



Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации



6. Несформированность умения принять учебную задачу

6. Методика "Узор"

6. Упражнение 59

7. Другие психологические причины



16. Плохо ориентиру­ется в тетради

(5,5%)

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

1. Тест Керна — Йерасека (субтесты 2, 3)

1. Упражнения 1-8

2. Низкий уровень развития произвольности

2. Методика "Графический диктант"

2. Упражнения 68-72

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

3. Методика "Змейка"

3. Упражнения на развитие мелкой моторики

4. Другие психологические причины



Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации

17. Поднимает руку, а при ответе мол­чит (4,9%)

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

1. Анкета для определения школьной мотивации

1. Стимуляция познавательной активности

2. Заниженная самооценка

2. Методика изучения самооценки

2. Коррекция личностно-мотивационной сферы

3. Низкий уровень развития произвольности

3. Методика "Графический диктант"

3. Упражнения 68-72

4. Другие психологичес­кие причины



18. Опаздывает на уроки (4,8%)

1. Несформированность приемов самоконтроля

1. Методика "Узор"

1. Упражнения 62-67

2. Низкий уровень развития концентра­ции и устойчивости внимания

2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания

2. Упражнения 13-16



Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

3. Низкий уровень развития произвольности

Психодиагностические методики

3. Методика "Домик", "Графический диктант"

Рекомендации

3. Упражнения 68-72

4. Возможные трудности в семье

4. Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)

4. Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями

5. Причины вторичной выгоды

5. Методика "Незаконченные предложения "

5. Коррекция личностной направленности ребенка

6. Другие психологические причины



19. Постоянно отвле­кается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%)

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

1. Анкета для определения школьной мотивации

1. Стимуляция познавательной активности



Продолжение

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации



2. Преобладающая мотивация учения — игровая

2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

2. Коррекция личностно-мотивационной сферы

3. Индивидуально-типологические особенности личности

3. Методика Рене Жиля

3. Учет индивидуальных особенностей в учебном процессе

4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

4. Методика изучения концент­рации внимания (модификация метода Пьерона — Рузера)

4. Упражнения 13-16

5. Низкий уровень развития произвольности

5. Методика "Домик", "Графический диктант"

5. Упражнения 68-72

6. Несформированность приемов учебной деятельности

7. Другие психологичес­кие причины

6. Методика "Узор"

6. Упражнения 59-72




Продолжение

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации

20. Испытывает страх перед опросом учителя (4,67%)

1. Заниженная самооценка

2. Возможные трудности

L. Методика изучения самооценки

2. Методика

L. Коррекция личностно-мотивационной сферы

2. Работа с

в семье

"Кинетический рисунок семьи" (КРС)

родителями

3. Внутреннее стрессо­вое состояние

3. Методика Люшера

3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие

4. Индивидуально-типологические особенности личности

4. Методика Рене Жиля, детский вариант характе­рологического оп-росника Г.Айзенка

4. Учет индивидуальных особенностей в учебно-воспита­тельном процессе

5. Другие психологичес­кие причины





1

Продолжс пир

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации

21. При проверке тет­ради после прове­денного урока ока­зывается, что пись­

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

1. Анкета для определения школьной мотивации

1. Коррекция личностной направленности школьника

менная работа пол­ностью отсутствует (2,6%)

2. Преобладающая мотивация учения — игровая

2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

2. Стимуляция познавательной активности

3. Низкий уровень развития произвольности

3. Методика "Графический диктант"

3. Упражнения 68-72

4. Несформированность приемов учебной деятельности

4. Методика "Узор"

4. Упражнения 59-67

5. Другие психологичес­кие причины



22. Во время урока выходит и отсут­ствует продолжи­тельное время

1. Отсутствует учебная мотивация

1. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

1. Стимуляция познавательной активности

(1,0%)






Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации



2. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Анкета для определения школьной мотивации

2. Коррекция личностной направленности

3. Заниженная самооценка

3. Методика изучения самооценки (Спилбергера)

3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие

4. Внутреннее стрессовое состояние

4. Методика Люшера

4. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога

5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР

5. Методика Векслера (для соответствующего возраста)

6. Другие психологи­ческие причины

Продолжат

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации

23. Комментирует оценки и поведе­ние учителя свои­ми замечаниями (0,97%)

1. Возможные трудности в семье

2. Перенесение функции матери на учителя

1. Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)

1. Работа с родителями

2. Коррекция личностно-мотивационной сферы

3. Особенности развития "Я-концепции"

3. Методика "Несуществующее животное"

4. Другие психологические причины



24. Долгое время не может найти свою парту (0,7%)

1. Слабое развитие ориентировки в пространстве

1. Таблицы Шульте

1. Упражнения 1, 2, 3

2. Низкий уровень развития образного мышления

2. Методика "Лабиринт"

2. Упражнения 47-52



Окончание

Феноменология трудностей

Возможные психологические причины

Психодиагностические методики

Рекомендации



3. Низкий уровень развития восприятия

3. Методика изучения восприятия

3. Упражнения 5-8

4. Низкий уровень сформированности произвольности

4. Методика "Домик", "Графический диктант"

4. Упражнения 68-72

5. Низкий уровень развития самоконтроля

5. Методика "Узор"

5. Упражнения 62-67

6. Низкий уровень развития долго­временной памяти

6. Методика изучения долго­временной памяти

6. Упражнения 31-38

7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий)

7. Снятие тревож­ных состояний через терапевти­ческое воздейст­вие, обеспечение щадящих усло­вий обучения

8. Другие психологи­

ческие причины




Развитие познавательной сферы

диагностика развития внимания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина

Как преодолеть трудности в обучении детей

Авторы: А.Ф.Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо­го университета.

С.Н.Костромина, кандидат психологических наук Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.

А733 Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с. (Практическая психология).

ISBN 5-86894-165-9.

Настоящее издание представляет собой практическое пособие по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обуче­ния и воспитания детей, их локализации и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упраж­нений.

Психодиагностические таблицы, методики и коррекционные уп­ражнения систематизированы в группы развития речи, памяти, вни­мания, наглядно-образного и логического мышления, личностно-мотивационной сферы.

Книга безусловно будет полезна родителям, дедушкам и бабуш­кам, преподавателям и воспитателям детских садов, школ, гимназий и лицеев.
4303000000

Без объявл.

Иб2(03)—97

ISBN 5-86894-165-9

ББК 88.8 + 74.202.2

Ануфриев А.Ф., 1997 Костромина С.Н., 1997 Издательство "Ось-89", 1997

БИБЛИОТЕКА ХАКАССКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА им. Н.Ф.КАТАНОВА

Введение

В настоящее время система народного образования столк­нулась с проблемой, что начиная с конца 60-х годов количе­ство трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований [6] затруднения в обуче­нии по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причем для более чем 50% неуспевающих школьников ха­рактерна задержка психического развития, чаще всего имею­щая церебрально-органическое происхождение. Таким образом, практический психолог, придя в систему народного об­разования, оказался в "гуще событий", когда необходимая помощь в профилактике и диагностике трудностей в обуче­нии вылилась в приоритетное направление среди всех задач, решаемых практическим психологом в ходе своей деятельности.

С учетом таких масштабов перед психологом возникла не­обходимость максимально оптимизировать свою психодиаг­ностическую деятельность, для того чтобы быстро и эффек­тивно помочь как можно большему количеству школьников. Основная часть специалистов решает эту проблему через ис­пользование в своей практике средств психологической диа­гностики, которые включают в себя:

— средства измерения и оценки состояния элементов;

— средства описания объекта психодиагностики;

— средства описания психодиагностического процесса [I]. Средства измерения и оценки, а также изменения (коррек­ции) состояния элементов объекта психодиагностики (эмпирические методы практической психодиагностики) наиболее разработанные среди всех средств психологической диагнос­тики. Действительно, в последнее время опубликовано мно­жество психологической литературы, которая содержит кон­кретные психодиагностические методики, предназначенные для работы с детьми разного возраста. Теперь практические психологи могут выбрать для своей работы любые тесты и методики, как зарубежные, так и отечественные, примени­мые к каким-то конкретным элементам психического разви­тия ребенка или одновременно исследующие комплекс взаи­мосвязанных элементов объекта психодиагностики, предпола­гающие индивидуальное или фронтальное обследование. Кроме того, выпущено большое количество пособий, содержа­щих коррекционно-развивающие упражнения, направленные на преодоление нарушений в развитии детей, повлекших за собой трудности в обучении. Это задания на развитие интел­лектуальных функций, личностной сферы, преодоление тре­вожных и других негативных состояний.

Между тем многовариантность причинно-следственных свя­зей достаточно часто приводит к тому, что, выясняя причину трудностей в обучении, практический психолог испытывает сложности с определением круга возможных психологических нарушений (причин), выбором необходимых в данный момент адекватных психодиагностических методик и эффек­тивных коррекционных упражнений. Связать воедино эле­менты феноменологического уровня и уровня причинных ос­нований помогают школьному психологу средства психодиаг­ностического описания объекта психодиагностики, которые представлены:

1) классификациями типичных отклонений на феноменоло­гическом уровне и классификациями наиболее вероят­ных причин данных отклонений;

2) схемами психологической детерминации типичных отк­лонений и их причин;

3) психодиагностическими таблицами.

Первые две формы описания объекта психодиагностики из­вестны достаточно давно. Их разработкой занимались специ­алисты начиная примерно с 60-х годов [7, 12]. Однако каж­дая из них имеет свои недостатки: первая, описывая поведен­ческие признаки типичных недостатков и отклонений в учеб­ной деятельности и поведении, не отражает в полной мере все взаимосвязи элементов феноменологического уровня и уровня причинных оснований; другая, максимально отражая взаимосвязи, является громоздкой, запутанной и немобиль­ной при ее использовании в практике школьного психолога.

Третья форма описания объекта психодиагностики — пси­ходиагностические таблицы — синтезирует в себе первые две формы. В них связываются воедино практически все элемен­ты диагностического процесса — от запроса до выдачи реко­мендаций. В этом смысле они выступают в качестве ориенти­ровочной основы в деятельности практического психолога. Доступность построения психодиагностических таблиц делает их незаменимыми помощниками в работе учителей началь­ных классов.

В настоящее время различными исследователями уже нача­та разработка психодиагностических таблиц как эффективно­го средства работы школьного психолога. Так, Н.П.Локаловой были разработаны психодиагностические таблицы на ос­нове анализа психолого-педагогической литературы и бесед с учителями начальных классов [10]. Принципом построения таблицы было выделение трудностей обучения при письме (русском языке), чтении и математике. С.В.Вахрушев соста­вил свои психодиагностические таблицы на основе труднос­тей обучения, выделенных и систематизированных Л.А.Венгером [З].

Исследования, проведенные с использованием этих психо­диагностических таблиц при постановке психологического диагноза психологом или учителем, показали, что:

— это одна из наиболее эффективных форм психодиагнос­тики описания объекта;

— установление психологического диагноза с помощью диагностических таблиц значительно снижает трудоем­кость постановки диагноза.

В связи с этим совершенно ясно, что разработка и оснаще­ние психолога или учителя психодиагностическими таблица­ми является перспективным направлением повышения каче­ства диагностической деятельности.

В данном пособии приводятся психодиагностические таб­лицы, составленные по результатам анкетирования, прове­денного среди учителей начальных классов г. Москвы. В ан­кетировании принимали участие более 100 учителей началь­ных классов. Общее количество обучаемых ими детей — 2752 чел. В своих анкетах учителя указывали наиболее часто встречающиеся трудности в обучении школьников, а также количество детей, испытывающих эти трудности обучения непосредственно в их собственном классе. Это позволило нам выделить наиболее типичные нарушения в сфере учебной де­ятельности детей и ранжировать их по частоте встречаемос­ти.

Пособие состоит из 3 разделов. В первом разделе приведе­ны составленные психодиагностические таблицы, перечень трудностей обучения располагается в порядке убывания их встречаемости в процессе обучения (процентный показатель после каждого затруднения обозначает возможное количество детей в классе, имеющих такие нарушения учебной деятель­ности).

Второй раздел содержит психодиагностические методики, с помощью которых можно определить, какая же из перечис­ленных причин лежит в основе трудностей обучения данного ребенка.

Третий раздел включает конкретные коррекционные уп­ражнения на развитие различных элементов психики ребенка и ликвидацию имеющихся трудностей в обучении.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

связь с админом