Главная страница
qrcode

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Авторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета


НазваниеАвторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета
АнкорАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.doc
Дата05.09.2019
Размер2.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучен
ТипКнига
#74522
страница11 из 13
Каталог

2. Яйцо

Картофель

скорлупа

курица, огород, капуста, суп, шелуха

3. Ложка

Вилка

каша

масло, нож, тарелка, мясо, посуда

4. Коньки

Лодка

зима

лед, каток, весло, лето, река

5. Ухо

Зубы

слышать

видеть, лечить, рот, щетка, жевать

6. Собака

Щука

шерсть

овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя

7. Пробка

Камень

плавать

пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

8. Чай

Суп

сахар

вода, тарелка, крупа, соль, ложка

9. Дерево

Рука

сук

топор, перчатка, нога, работа, палец

10. Дождь

Мороз

зонтик

полка, холод, сани, зима, шуба

11. Нож

Стол

сталь

вилка, дерево, стул, пища, скатерть

12. Птица

Человек

гнездо

люди, птенец, рабочий, зверь, дом


Упражнение № 57. "Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач"

Учитель говорит детям: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозна­чающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не. главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Глав­ное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень,

дерево) е) Деление (класс, делимое, карандаш,

делитель, бумага) ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания,

правила)

188

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать,

слово) и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья,

солдаты)

Это упражнение позволяет целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень аб­страгирования.

Работа учителя по формированию у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные от­ношения подготавливают благоприятную почву для развития способностей к образованию суждений, как более высокой сту­пени в развитии абстрактно-логического мышления. Целена­правленность суждений, степень их глубины зависит от умения ребенка оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы учитель может использовать различный лите­ратурный материал, пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации и трансформации текста.

Упражнение № 58. "Формирование способности оперирования смыслом"

"Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

189

Правильный выбор здесь — "Прежде чем сделать, надо хо­рошо подумать", а ножницы или продавец — лишь частности и не отражают основного смысла".

Примерные задания:

1. Лучше меньше, да лучше

а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных

<-/

2. Поспешишьлюдей насме­шишь

а) Клоун смешит людей б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать в) Торопливость может привести к нелепым результатам

3. Куй железо, пока горячо

а) Кузнец кует горячее железо. б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится


i. Нечего на зер­кало пенять, коли рожа кри­вая

а) Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла в) Зеркало висит криво

5. Не красна изба углами, а крас­на пирогами

а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб б) 0 деле судят по результатам в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных

6. Сделал дело -гуляй смело

а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть б) Мальчик вышел на прогулку

7. Умелые руки не знают скуки

а) Петр Иванович никогда не скучает б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться

8. Не в свои сани не садись

а) Если не знаешь дела, не берись за него б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге в) Езди только на своих санях


190

9. Не все золото, что блестит

а) Медный браслет блестел как золотой

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо

'есформированностъ приемов учебной деятельности

Формирование учебных умений происходит в ходе правиль­но организованных занятий. Эти умения можно рассматривать как элементы учебной деятельности, которые развиваются и совершенствуются на последних этапах обучения.

Упражнение № 59. "Формирование умения принять учебную задачу"

Формирование данного умения происходит путем выполне­ния действий на основе данного учебного материала:

1. Преобразование условий задачи с целью обнаружения все­общего отношения изучаемого объекта.

2. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме.

В качестве материала можно использовать 3 пересекающих­ся класса геометрических фигур, составленные по 3 призна­кам: цвету, форме и размеру (методика поэтапного формирова­ния умственных действий П.Я.Гальперина). Действие органи­зуется последовательно в предметном, графическом и вербаль­ном планах.

193

Первый этап. Формирование условно-динамической позиции

Перед ребенком выкладываются все геометрические фигуры. В экспериментальную ситуацию вводятся условные лица (куклы).

Задание следующее: распределить между куклами фигурки так, чтобы каждой из них принадлежал какой-нибудь при­знак. В данной ситуации ребенок последовательно занимает позицию каждого условного лица, и, уже исходя из новой по­зиции, определяет, кому принадлежат выбранные фигуры. Дальше игра продолжается: куклы должны построить дом, а для того, чтобы взять нужный кирпич, необходимо найти его хозяина и спросить разрешение. Ребенка спрашивают: "Если ты сейчас Миша, какие тебе нужны кирпичи? Чьи они?" И обрат­ный вопрос: "Ты Миша, какие кирпичи общие у Андрюши с Петей? У тебя с Петей? У тебя с Андрюшей?" Определение общих классов опосредуется их принадлежностью условным лицам.

Второй этап. Графическое действие

Вводятся условные обозначения: "хозяева" изображаются разноцветными кружками, классы принадлежащих им предме­тов обозначаются символическими рисунками. В этой серии дети обучаются определять целый класс фигур по его пересече­ниям с другими классами, по подклассу и дополнительным классам. В отличие от первой серии в данной ребенок не знает, кому принадлежит класс фигур. Требуется определить, какой класс принадлежит лицу, чью роль он принимал, если известно, к кому относятся два подкласса этого класса или пересечение двух классов. Ребенок производит операции над классами, устанавливая их принадлежность условным лицам, чьи позиции он последовательно занимал.

Затем действия производятся на вербальном уровне — ре­бенку называют свойства фигур, а он указывает их "хозяев", и наоборот, упоминались "хозяева", а учащийся описывал при­надлежащие им фигуры, т.е. в данной серии у ребенка форми­руется умение ориентироваться при классификации не на от­дельные признаки предметов, а на их соотношение и на этом

194

основании причислять предметы к тому или иному классу. Для формирования данных умений можно использовать и дру­гое упражнение, в котором действия производятся на матери­альном уровне: ребенку даются коробочки разных цветов, в каждой из которых лежит кубик. По цвету кубик либо совпа­дает, либо не совпадает с коробочкой. По признаку цвета — совпадению или несовпадению окраски коробочки и кубика — можно составить 2 класса коробок. В ситуацию вводятся куклы, каждая из которых выстурает "хозяином" какого-либо одного класса. Сначала ребенок последовательно занимает ус­ловные позиции и определяет, кому принадлежат подклассы и классы фигур. После этого учитель, а затем ученик перемеща­ют кубики в коробочки так, чтобы соотношение цветов стало иным. Новое соотношение признаков в предмете изменяет его принадлежность тому или иному классу (лицу), что и опреде­ляет ребенок.

На графическом этапе вводятся условные обозначения для коробок и лежащих в них кубиков. Кроме того, детям предла­гается система стрелок, которыми обозначается переход пред­мета в другой класс при изменении соотношения признаков. Система стрелок и условные обозначения представляют собой знаки, которые вырабатываются по ходу обучения совместно ребенком и учителем. Знаки выступают средством как опери­рования классами, так и общения ученика с учителем (точнее, их совместной работой). Это обеспечивает возможность перехо­да к вербальному этапу обучения.

Критерием сформированное™ действия является умение ре­бенка занять позицию учителя и самостоятельно вести игру между собой. Подобный обмен ролями возможен лишь при осознании ребенком структуры задачи и средств ее решения. Переходя на позицию учителя, ребенок принимает на себя все его функции — постановку задачи и контроль за его выполне­нием.

Формирование умения принять учебную задачу тесно связа­но с такой мыслительной операцией, как анализ и переход к теоретическому обобщению, следствием которого является про­стейшее умозаключение. В связи с этим можно использовать следующее упражнение.

195

Учебный материал составляют геометрические тела, различ­ные по форме (цилиндры и граненые фигуры), по высоте (10 и 15 см), и по цвету — о цветов.

1 группа: низкие граненые (8 фигур). Их название бик.

2 группа: высокие граненые (7 фигур). Их название гур.

3 группа: низкие цилиндры (3 фигуры). Их название цев.

4 группа: высокие цилиндры (3 фигуры). Их название лаг.

Учитель ставит перед ребенком учебную задачу: "Перед тобой расположены фигуры. У каждой есть свое название. Причем одно и то же название имеют несколько фигур. Вот, например, эта фигурка (низкая белая шестигранная призма) называется бик. Повтори, пожалуйста, как она называется. Ты должен отобрать сюда другие фигурки, которые, по-твое­му, могут называться бик".

На следующих этапах аналогично дети учатся отбирать фи­гуры гур, цев и затем лаг. На первых этапах необходимо научить детей отбирать фигуры хотя бы по одному признаку, выделяя его совместно с ребенком. При этом необходимо до­биваться, чтобы, выполняя задание, дети давали словесный отчет, почему он отнес фигурку к данной группе. Следующим этапом, при полном усвоении первого, может служить выде­ление одновременно двух признаков, которые учитель также пытается выявить совместно с ребенком. Теперь, отбирая об­разцы выделенного класса, дети должны обосновать свой

196

выбор двумя признаками. Учебная задача может считаться принятой, если ребенок в состоянии один разделить предъяв­ленные фигуры на группы, называет их и дает общее опреде­ление принципа объединения фигур в каждой группе, а именно — сходство по высоте и форме. Данное задание может быть модифицировано использованием другого дидак­тического материала.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

перейти в каталог файлов

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Второй этап освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап — складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предло­жить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

Четвертый этап — складывание объемных фигур по пред­ставлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Ре­зультат работы сравнивается с образцом.

СТЕНКА

В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

Упражнение № 52. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек"

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 па­лочки так, чтобы получилось 4 треугольника".

'Составить два разных квадрата из 7 палочек".

180

181

Задачи, решение которых состоит

в перекладывании палочек

с целью видоизменения фигуры.

"-В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы, получилось 4 равных треугольника".

"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палоч­ки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 па­лочки так, чтобы получился флажок".

"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".

182

"Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, "смотрела в другую сторону".

183

"Какое наименьшее количество палочек нужно перело­жить, чтобы убрать мусор из совочка?"

Очень хорошим упражнением на развитие наглядно-образ­ного мышления является лабиринт. Имеется в виду методика исследования наглядно-образного мышления "Лабиринт" (см. Психодиагностические методики). На основе материала мето­дики учитель может составить собственные лабиринты и ис­пользовать их на коррекционных занятиях.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления

Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в данном возрасте, од­нако в программу уже включаются задания, требующие реше­ния в абстрактно-логической сфере. Это и определяет труднос­ти, возникающие у детей в процессе овладения учебным мате­риалом. Мы предлагаем следующие упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам дан­ного типа мышления.

184

Упражнение № 53. "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов"

"Автомобиль ездит на бензине или другом топливе;

трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе " транспорт". Увидев незнакомую машину (на -пример, автокран), спрашивают: что это? Почему? "

Подобные упражнения выполняются и с другими понятия­ми: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

Упражнение № 54. "Формирование искусственных понятий" (по Л.С.Выготскому Л.С.Сахарову)

Материал: Три набора карточек (по девять карточек в каж­дом наборе). На карточках изображены геометрические фигу­ры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трех степеней насы­щенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором — белого, в третьем — серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмыслен­ные сочетания из трех букв (для первого набора — пак, для второго — бро, для третьего — вил). Учитель делит карточки на группы и предлагает детям угадать задуманную комбина­цию фигур. Признаки, объединяющие фигуры в группу, уче­ник должен выявить, иногда пользуясь бессмысленными сло­вами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно подвести детей к тому, чтобы они как можно реже заглядывали на оборотную сторону карточки. Таким образом, перед детьми стоит задача — обра­зовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стиму­лов: один ряд выполняет функцию объекта, на который на­правлена деятельность учащихся, другой ряд — функцию зна­ков, организующих их деятельность.

185

Упражнение № 55. "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания"

"Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

— Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

— Кот или кит? Какое больше? Почему?

— Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

—Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение № 56. "Формирование умения устанавливать связи между понятиями"

Приведенное ниже упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов является как бы ключом выявления этих отноше­ний. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно учителем и детьми. Задача учителя — подвести ребят к логическому выбо­ру связей между понятиями, возможности последовательно вы­являть существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логичес­кая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверя­ется правильность выбора, приводятся примеры подобных ана­логий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциа­ции, учитель может переходить к заданиям для самостоятель­ной работы.

Примерные виды заданий:

1. Лошадь

Корова

жеребенок

пастбище, рога, молоко, теленок, бык


связь с админом