Главная страница
qrcode

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Авторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета


НазваниеАвторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета
АнкорАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.doc
Дата05.09.2019
Размер2.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучен
ТипКнига
#74522
страница12 из 13
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Упражнение № 60. "Формирование умения планировать свои действия"

Для формирования данного умения необходимо использо­вать упражнения, побуждающие обучаемого ребенка изме­нять свою позицию. Изменяя позицию (т.е. рассматривая си­туацию как бы с точки зрения другого участника деятельнос­ти), ребенок учится выделять те связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно воспринимаются не-расчлененно. Благодаря соотнесению разных точек зрения должна сняться свойственная детям этого возраста "центра-ция" на отдельных сторонах решаемой задачи. Для того чтобы вызвать изменение позиции, обучение делится на два этапа. На первом (предварительном) этапе дети реально дей­ствуют вдвоем. Различие их позиций (точек зрения) проявля­ется в практических действиях и не осознается детьми. На втором (основном) этапе ребенку предлагают продолжать в одиночку решение задачи, которую раньше он делил с парт­нером. При этом теперь от ребенка требуется выполнять как те операции, которые числились за ним прежде, так и те, которыми занимался партнер. Само по себе выполнение опе­раций за другого еще не обеспечивает принятие позиции дру­гого. Однако в данном обучении принятие позиции достигает­ся благодаря организации специальной игры, по ходу кото­рой ребенка побуждают брать на себя роль партнера. Учитель предлагает: "Давай теперь Леше (называется имя партнера по первому этапу), а ты сам будешь действовать и за себя, и за него". Далее, уже в процессе выполнения учитель спра­шивает: "Кто ты сейчас? Сережа? А теперь Леша, да?" и т.д. Такая организация обучения обеспечивает ребенку "двой­ную позицию" (одну из разновидностей условно-динамичес-

197

кой). Обучение происходит на следующем дидактическом ма­териале.

Игровое поле представляет собой лист бумаги с нанесенными на него кружками. Два крайних кружка (один из которых об­ращен к одному из играющих, другой — к другому) отмечены звездочками. Кружки соединяются линиями (дорожками). На исходный кружок перед началом игры ставится фишка. Играю­щие по очереди передвигают ее. За один ход фишка может "шагнуть" на любой кружок, соединенный дорожкой с тем, на котором она стояла до этого. Выигрывает тот, на чьей звездоч­ке в итоге оказывается фишка. Чтобы выиграть, нужно зара­нее проделать в уме возможные ходы и определить, какая из дорожек позволит провести фишку к "своей" звездочке, не упуская из виду при этом, что противник будет оказывать про­тиводействие. Сначала дети просто тренируются в игре на раз­ных полях. Затем в качестве противника выступает учитель, и, наконец, в последней серии ребенок действует "один за двоих". В таком условии игры "за двоих" сами практические действия ребенка вскрывают структуру игры (определяемую на­личием у партнеров противоречащих друг другу целей). Это и позволяет детям успешно переходить к предварительной ори­ентировке в задании во внутреннем плане, планировать свои действия в уме. Действие, первоначально выступающее для ре­бенка как некое нерасчлененное целое, теперь четко разделяет­ся на отдельные последовательные операции (ходы).

Упражнение № 61. "Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)"

Детям предлагается воспроизвести постройки из кубиков так, чтобы каждая соответствовала одновременно паре черте­жей (на одном из них изображается фасад, на другом — зад­няя стена одного и того же здания). Всего детям было предло­жено воспроизвести по чертежам 8 усложняющихся построек. Вот примеры некоторых из них:

198

Сначала ребенок учится выполнять задание индивидуально. Учитель учит анализировать чертеж и подбирать отдельные блоки, составляя из них домик. Затем проводится поэтапная интериоризация ориентировочной стороны действия, в соответ­ствии с методом П.Я.Гальперина поэтапного формирования ум­ственных действий.

На следующем этапе дети строят домик вдвоем, сидя один напротив другого. Перед каждым из них лежит чертеж, обра­щенный к нему стороной, требующей постройки. Дети по оче­реди выкладывают по одному кубику. Если кубик, поставлен­ный одним из них, не удовлетворяет второго, тот может убрать его и заменить другим.

Наконец, на заключительном этапе дети обучаются исходя из выработки у них "двойной позиции". Первый домик строит-

199

ся двумя детьми совместно (как на втором этапе), затем ребе­нок собирает домики, действуя "за двоих" (свой кубик — кубик партнера и т.д.). В зависимости от позиции, занимаемой ребенком, изменяется цель, с точки зрения которой произво­дится ориентировка. Анализ ситуации под углом зрения двух разных целей позволяет расчленить как собственную деятель­ность (выделив в ней отдельные операции), так и поставлен­ную задачу (выделив каждое из ее условий).

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий:

планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля

Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в 4 этапа, три из которых обязательны, четвер­тый, дополнительный этап, рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов.

1. Ориентировочно-обучающий этап.

Здесь происходит ориентировка ребенка в содержании игры, его знакомство со всеми обязательными этапами его будущих действий.

2. Этап освоения правил.

Он связан с самостоятельным выполнением ребенком игро­вых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются пробелы в пространственной ориентировке ребенка, испыты­ваемые им трудности в выполнении действий как в умствен­ном, так и в практическом плане, актуализируется мотивация усвоения необходимых правил действия.

Этап продвинутого освоения игры проводится после специ­ального обучающего занятия, на котором еще раз осваиваются необходимые признаки ориентировки и схемы действия. На этом этапе используется "линия роста" в качестве планирую-

200

щей и контрольных функций: ребенок видит перспективу ос­воения действий и фиксирует промежуточный итог своего места в ходе игры.

На примере игры "Поиск клада"

3. Этап совместных форм деятельности.

Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком, а затем между детьми.

Ребенок самостоятельно программирует деятельность (усиле­ние планирующего контроля), осуществляет коррекцию выпол­нении действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль).

4. Контрольно-итоговый этап.

Здесь фиксируется сформированность выполнения всего на­бора игровых действий: уровень их самостоятельного модели­рования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции — субъекта присвоения учеб­но-игрового опыта.

Упражнение № 62. Игра "Офицер солдат"

На первом этапе игры ("Подготовка к службе") взрослый вместе с ребенком определял пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ,

201

правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрос­лый вместе с ребенком определяет и обозначает пространствен­ные признаки листа.

Собственно игра начинается на втором этапе ("Служба сол­дата"). Здесь взрослый создает игровую ситуацию: распределя­ет роли (взрослый — "офицер", ребенок — "солдат"), знако­мит ребенка с игровыми правилами (выполнение команд "офи­цера"), вводит игровое употребление предметов (лист бума­ги — карта). Взрослый предлагает ребенку выполнить подоб­ное задание из 2-3 ходов, где выявляется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем два-три задания с различным количеством ходов в зави­симости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех слу­чаях ребенок "докладывал офицеру" о выполнении каждого хода.

Обычно первые задания обнаруживают необходимость вве­дения дополнительного обучающего упражнения "Молчали­вая карта заговорила". После него предлагаются более слож­ные, например выполнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пункта движения.

На третьем этапе ("Присвоение звания") происходит обмен ролями между взрослым и ребенком: ребенок составлял зада­ния для взрослого. Затем ученик выбирает товарища по игре и в присутствии взрослого знакомит его с правилами и самостоя­тельно организовывает обучение в игровом процессе.

На четвертом этапе ("Трудные задания") взрослый обучает ребенка составлению знакового письма. Здесь ребенок уже вы­полняет письменные команды взрослого — "офицера", после | чего, приняв роль "офицера", составляет свое письмо для | взрослого — "солдата". |

Таким образом, смысл игры для ребенка состоит в правиль- j ном выполнении команд "офицера" в пределах условно выде- | ленного периода (например, начиная с третьего задания), при­обретении умения давать словесный отчет о выполняемых дей­ствиях, принятии роли "офицера" и умении управлять игро­вой ситуацией, рефлексии присвоения нового учебно-игрового , опыта.

202

Упражнение 63. Игра "Поиск клада"

На первом этапе игры ("Учусь составлять план") взрослый и ребенок совместно рисовали план какого-нибудь помещения (например, классной комнаты), используя условные обозначе­ния предметов. Взрослый обращает внимание ребят на положе­ние предметов относительно себя и других точек отсчета.

На втором этапе игры ("Учусь искать клад по плану") взрос­лый вводит ребенка в игровую ситуацию. Взрослый прячет предмет — "клад" и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его (это повторяется несколько раз).

На третьем этапе ("Учусь обозначать на плане место клада") взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь уже ребенок прячет "клад" и отмечает это место на плане, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуали­зации контрольных действий ребенка. На этом же этапе взрос­лый предлагает ребенку самостоятельно составить план друго­го помещения.

На заключительном, четвертом этапе ("Учу играть другого") в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с правилами игры, проводит ее).

Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (помещение) про­странстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей искусно запрятывать "клад", рефлексии при­своения новых умений.

Как показано выше, в соответствии со структурой игровой деятельности взрослый актуализирует у ребенка соответствую­щие мотивы, вводит его в игровую ситуацию, а для материа­лизации игровой ситуации в наглядном плане вводится так называемая "линия роста", на которой ребенок обозначает меру своего освоения игры. "Линия роста" является средством формирования у детей внутренней мотивации освоения ими нового учебно-игрового опыта. Дети имеют возможность на каждом занятии фиксировать меру освоения деятельности.

В игре "Офицер — солдат" эта "линия" (полоска бумаги) называется "линия службы", на которой ребенок условным значком (фишка или звездочка) отмечает место своего продви­жения на каждом занятии:

203

"Подг к сл^

отовка )?жбе"

"Сл\

/жба coл^

^ата"

"Прис зва!

воение -шя"

"Труд­ные зада­ния"

Где какая сторона

Знаком­ство с картой мест­ности

Начало службы

Молча­ливая карта загово­рила

Слово офицера

Школа офицера

Служба офицера

Полевые учения


В игре "Поиск клада" "линия роста" представляет собой "круг моих умений" (см. выше). Каждому этапу игры соответ­ствуют два круга, различающиеся размером и интенсивностью цвета. Малый и менее интенсивный по цвету круг фиксирует начало освоения того или иного умения. Чуть больший по раз­меру и интенсивности цвета круг означал итог отработки того же умения.

В ходе игровых занятий дети овладевают планирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетель­ствует о процессе формирования у них учебной деятельности, в то же время в сознании ребенка происходит изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности.

Формирование приемов самоконтроля

Успешность и результативность обучения в школе во многом зависит от состояния контроля за процессом усвоения учебного материала. Контрольное действие может быть усвоено детьми этого возраста эффективно только в форме ролевых взаимоот­ношений. Поэтому правила взаимного контроля используются в сюжетной игре.

Упражнение № 64. "Фабрика игрушек"

Игра включает в себя последовательные взаимосвязанные ролевые действия "мастера", "художника", "упаковщика" и "контролера". Специальная роль контролера вводится для

204

того, чтобы придать контрольной функции самостоятельное значение в глазах ребенка. Этому способствует также и обозна­чение контрольной функции особым знаком, который в ходе игры приобретает значение средства, организующего поведение детей.

В обязанности контролера входит наблюдение за тем, как работают остальные сотрудники, оценка их труда и режима работы. Каждая игровая группа состоит из 4 детей, в группе проводится в среднем по 4 игровых занятия. Во время заня­тий обособленная роль контролера снимается и его функции распределяются между детьми: каждый играющий получает значок, а вместе с ним и новые обязанности — проверять работу партнеров. Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе игры (контролер-проверяемый) способст­вуют усвоению ребенком двусторонней формы контрольных отношений. После этого игру можно видоизменить, а форми­рование приема контроля перенести с товарища на самого себя.

Детям дается задание — отсортировать фигурки по размеру. После того, как ребенок получает инструкцию, учитель прика­лывает ему значок контролера и спрашивает, кого теперь надо будет проверять. Этот прием используется для того, чтобы свя­зать освоенные ребенком в игре правила контроля за действия­ми партнеров с требованием самоконтроля. После проведения серии таких обучающих упражнений у детей появляется ус­тойчивое соблюдение правил даже в индивидуальной неигро­вой ситуации.

Для развития приемов самоконтроля можно использовать также целую серию дидактических игр.

Упражнение № 65. Игра "Сделай так же"

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. На­пример, учитель ставит на стол пирамидку, кольца которой на­деты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геомет­рических фигур несложные узоры или рисунки, например:

205

а) квадрат из треугольников по заданному образцу

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке

б) елочку из треугольников

в) узор из геометрических фигур

г) композицию

Задания легко видоизменяются. Например, задание с пира­мидкой: учитель ставит пирамидку с пятью кольцами различ­ного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кла­дется последовательность цветов (независимо от размеров колец).

Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику да­ется карточка с нарисованными цветными кольцами и с уче­том их размеров:

Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом и написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху и снизу. Это же задание усложняется. Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакра­шенными кружочками. Ученики должны их закрасить, ориен­тируясь на образец:

5 — красный 4 — синий

207

3 — желтый

2 — коричневый

1 — черный

Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.

Упражнение .№ 66. Игра "Лесенка"

Каждой паре детей-дается одна карточка с примерами:

Упражнение № 67. Игра "Число контролер'

Примеры составлены таким образом, что ответ одного являет­ся началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записы­вают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может себя сам проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:

Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контро­лируют себя: по порядку ли они идут.

208

Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролиро­вать — сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопо­ставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Низкий уровень развития произвольности

Для развития данного умения необходимо использовать мате­риал, отличающийся достаточной интеллектуальной насыщен­ностью и в то же время являющийся интересным и заниматель­ным, т.к. только в этом случае он может достаточно долго удер­живать внимание ребенка, требуя одновременно сосредоточен­ности и умственных усилий. Наиболее подходящими в этом слу­чае являются игры.

Упражнение № 68. Игра "Пуговица"

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых на­бора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого иг­рока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, вто­рой игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

209

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памя­ти, пространственного восприятия и мышления.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

перейти в каталог файлов


связь с админом