Главная страница
qrcode

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Авторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета


НазваниеАвторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета
АнкорАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.doc
Дата05.09.2019
Размер2,17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучен
ТипКнига
#74522
страница13 из 13
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Упражнение № 69. Игра "Кто сегодня именинник"

Для данной игры используется следующий учебный материал:

таблица № 1 с изображением старичка, старушки, папы, мамы, мальчика и девочки.

Все изображения закрыты картинками, на которых нарисова­ны различные значки (таблица № 2), а также полоска-обпялртт

210

показывающая, какой значок соответствует какой букве (табли­ца № 3).

Учитель говорит:

"На этом месте помещены картинки, на которых изображены ... Все картинки закрыты, но на крышке есть значки, по которым можно догадаться, кто же сегодня именинник, т.е. какая картинка спрятана".

Упражнение № 70. Игра "Хитрые картинки"

Учебный материал состоит из фишек "Домино"

211
Сначала учитель объясняет соотношение картинок и схем, а потом происходит игра. Она позволяет при интересном сюжете достаточно долго удерживать учебную задачу: умение анализи­ровать элементарную схему.

Эта игра также развивает пространственное восприятие, сте­пень концентрации внимания, абстрактное мышление.

Упражнение № 71. Игра "Веселые человечки"

Аналогично предыдущей игре используется игра "Веселые человечки". Данная игра происходит как в лото: ведущий до­стает рисунок, а дети на схеме ищут его изображение.

Упражнение № 72. "Найди отличие между двумя картинками"

Игра, связанная с развитием воображения.

Составление целой картинки из разрезанных и придумыва­ние небольших рассказов по ней; задания типа: "найди отли­чие между двумя картинками" и др.

212
Литература

1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. — М., 1993.

2. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологи­ческой службы. — М., 1987.

3. Вахрушев С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов / Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. — М., 1995.

4. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивиду­ального подхода к слабоуспевающим ученикам: Пособие для учителей классов выравнивания. — Киев, 1985.

5. Готовность детей к школе. Диагностика психического раз­вития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методичес­кие разработки для школьного психолога / Сост. Е.А.Бугримен-ко, А.Л.Венгер, К.Н.Поливанова, Е.Ю.Сушкова. — М., 1989.

6. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А., Коробейникова И.А., Кумариной Т.Ф. и др. — М., 1993.

7. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психо­логии // Психол. журнал, 1980, т. 1, № 2.

8. Зак А.З. О развитии способности действовать в "уме" у школьников 1-10 классов // Вопр. психологии, 1983, № 1.

9. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обу­чению. Учебная деятельность школьников. — М., 1988.

10. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьни­ку. — М., 1995.

213

11. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / Под ред. Н.И.Непомнящей. — М., 1975.

12. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников / Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1967.

13. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических ме­тодик / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1988.

14. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щерба­кова. — М., 1990.

15. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиаг ностические методики. — М., 1989.

16. Практический материал для психологической работы в школе / Сост. О.Н.Усанова. — М., 1991.

17. Программа изучения психологических особенностей детей 6-10 лет и организация индивидуального подхода к ребенку / Сост. А.И.Оботурова. — Сыктывкар, 1991.

18. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дуб­ровиной. — М., 1987.

19. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. — М., 1961.

20. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехничес­кие упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.

214

одержание

Введение .................................. и

б/Г сУСсиходиагностические таблицы. Определение типичных

трудностей в обучении .......................... 7

Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении ............... 9

OfT

сУ L сиходиагностические методики. Развитие познаватель­ной сферы .................................. 31

Диагностика развития внимания ............... 33

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант) .................... 33

Методика "Красно-черная таблица" ......... 35

Таблицы Шульте....................... 36

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант). ................. 37

Методика изучения концентрации и устойчи­вости внимания (модификация метода Пьеро-на — Рузера) ......................... 38

Диагностика развития памяти ................. 40

Методика "Оперативная память" ........... 40

Методика "Долговременная память" ......... 42

Методика "Запомни пару" ................ 43

Диагностика развития наглядно-образного мышле­ния ..................................... 44

Методика "Лабиринт" ................... 44

Диагностика развития логического мышления ..... 57 Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины) .............. 57

Методика "Домино"..................... 62

Методика "Четвертый лишний" ............ 66

Диагностика развития речи ................... 68

Методика Эббингауза.................... 68

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительно­го восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое). ...... 69

Тест различения и выбора фонем........... 73

Диагностика сформированное™ приемов учебной де­ятельности. ............................... 82

Методика "Домик" ..................... 82

Методика "Рисование по точкам". .......... 83

Методика "Графический диктант" .......... 87

Методика "Узор" ....................... 90

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы ................................... 94

Методика Рене Жиля ................... 94

Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской). ................. 111

Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера -Ю.Л.Ханина). ........................ 112

Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС).............................. 117

Интерпретация результатов теста "Рисунок семьи" ........................... 119

Анализ процесса рисования ........... 124

Z)

•взвивающие упражнения. Коррекция трудностей в обуче­нии ...................................... 127

Низкий уровень развития восприятия и ориентиров­ки в пространстве ......................... 129

Отработка понятий "правый" и "левый". .... 129 Упражнение № 1. Игра "Водители" ..... 130 Упражнение № 2. "Разноцветные точки" . 131

Выполнение упражнений на усвоение прост­ранственных отношений (на, над, под, за...). . 131 Упражнение № 3. "Копирование точек" . . 132

Выполнение упражнений с геометрическим ма­териалом, работа с рисунками ............ 132

Узнавание предмета по контурному изображе­нию и деталям рисунка. ................ 133

Упражнение № 4. Игра "Что это?" ...... 133

Упражнение № 5. "Составление фигур из разрозненных деталей". ............ 134

Упражнение № 6. "Использование игр с постройками из кубиков" ............. 135

Упражнение № 7. "Составление узоров из геометрических фигур" ............... 135

Упражнение № 8. "Лабиринты" ........ 135

Низкий уровень развития внимания. ........... 137

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. ..................... 138

Упражнение № 9 ................... 138

Упражнение № 10 .................. 140

Игра "Пуговица" ................... 141

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. .......... 141

Упражнение № 11 .................. 141

Упражнение № 12 .................. 142

Упражнения, направленные на усиление кон­центрации и устойчивости внимания ....... 143

Упражнение .№ 13. "Усиление концентра­ции и устойчивости зрительного внимания" ........................ 143

Упражнение № 14. "Усиление концентра­ции слухового внимания" ............. 145

Упражнение .№ 15 .................. 146

Упражнение № 16 .................. 147

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания ................ 148

Упражнение № 17 .................. 148

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. .............. 150

Упражнение № 18 .................. 150

Упражнение № 19 .................. 150

Упражнение ,№ 20 .................. 151

Упражнение № 21 .................. 152

Упражнение № 22 .................. 154

Низкий уровень развития памяти ............. 155

Упражнения для развития способности к вос­созданию мысленных образов, ............ 156

Упражнение № 23. "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвен­но". ............................. 156

Упражнение № 24. "Мысленные образы и эмоции".......................... 157

Упражнение № 25. "Мысленные образы и их эмоциональная окраска" ........... 158

Упражнение № 26. "Фигуры" (тренировка зрительной памяти) ................. 159

Упражнения на осознанное восприятие ..... 160

Упражнение № 27. "Осознание визуально­го материала". ..................... 160

Упражнение № 28. "Пробуждение "чувст­ва деталей" ....................... 161

Упражнение № 29. "Осознание словесного материала" ........................ 161

Упражнение № 30. "Оживление" ....... 162

Упражнение № 31 .................. 163

Упражнение № 32 .................. 165

Упражнения, направленные на способность ус­танавливать связи между элементами материа­ла................................. 166

Упражнение № 33. "Двойная стимуляция памяти" .......................... 166

Упражнение № 34 .................. 166

Упражнение № 35 .................. 167

Упражнение № 36 .................. 168

Упражнение № 37. "Конкретизация аб­страктного" ....................... 168

Упражнение № 38. "Нелогичные ассоциа­ции" .......................... 1RQ

Упражнение № 39. "Нелогичные" парные ассоциации слов" ................... 169

Упражнение № 40. "Запоминание слов" . . 170 Упражнение № 41. "Запоминание стихов". 171 Упражнение .№ 42. "Запоминание текста" . 172 Упражнение № 43. "Запоминание чисел" . 173

Упражнение для использования визуального

кода ............................... 175

Упражнение № 44 .................. 175

Упражнение № 45 .................. 175

Упражнение № 46. "Особый путь зубреж­ки" ............................. 176

Низкий уровень развития мышления ........... 177

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. ......... 177

Упражнение № 47. Игра типа "На что это похоже"? ......................... 177

Упражнение № 48. Игра типа "Дополни до..." ............................ 178

Упражнение № 49. Игра типа "Догадайся, кто нарисован" ..................... 178

Упражнение № 50. Задание типа "Заполни пробел" .......................... 179

Упражнение № 51. Игра "Кубики" ...... 179

Упражнение № 52. "Задачи на составле­ние заданной фигуры из определенного ко­личества палочек" .................. 181

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек .......................... 181

Задачи, решение которых состоит в пере­кладывании палочек с целью видоизмене­ния фигуры ....................... 182

Упражнения, направленные на развитие аб­страктно-логического мышления .......... 184

Упражнение № 53. "Формирование поня­тий на основе абстрагирования и выделе­ния существенных свойств конкретных объ­ектов" ........................... 185

Упражнение № 54. "Формирование искус­ственных понятий" (по Л.С.Выготскому — Л.С.Сахарову). ..................... 185

Упражнение № 55. "Формирование уме­ния отделять форму понятия от его содер­жания" .......................... 186

Упражнение № 56. "Формирование уме­ния устанавливать связи между понятия­ми" ............................. 186

Упражнение № 57. "Формирование уме­ния выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при ре­шении длинного ряда однотипных задач" . 188

Упражнение № 58. "Формирование способ­ности оперирования смыслом" ......... 189

Несформированность приемов учебной деятельности 193

Упражнение № 59. "Формирование уме­ния принять учебную задачу" .......... 193

Упражнение № 60. "Формирование уме­ния планировать свои действия" ........ 197

Упражнение № 61. "Формирование уме­ния ориентироваться на систему призна­ков (условий)" ..................... 199

Формирование умения действовать по прави­лу и разных видов контрольно-оценочных дей­ствий: планирующего, промежуточного и ито­гового видов самоконтроля .............. 200

1. Ориентировочно-обучающий этап. ..... 200

2. Этап освоения правил.............. 200

3. Этап совместных Форм деятельности ... 201

4. Контрольно-итоговый этап .......... 201

Упражнение № 62. Игра "Офицер — сол­дат" ............................. 201

Упражнение № 63. Игра "Поиск клада" . . 203

Формирование приемов самоконтроля ...... 204

Упражнение 64. "Фабрика игрушек" . . 204

Упражнение № 65. Игра "Сделай так же" 205

Упражнение № 66. Игра "Лесенка" ..... 208

Упражнение № 67. Игра "Число — контро­лер" ............................. 209

Низкий уровень развития произвольности ... 209

Упражнение № 68. Игра "Пуговица .... 209

Упражнение № 69. Игра "Кто сегодня име

Упражнение № 70. Игра "Хитрые картинки

Упражнение № 71. Игра "Веселые человечки ...

Упражнение № 72. "Найди отличие между двумя картинками ...... 213

Ануфриев Александр Федорович Косгпромина Светлана Николаевна

Как преодолеть трудности в обучении детей

Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения

Ответственный за выпуск В-А. Абрамов Корректор Е.Ф. Толстая Компьютерная верстка О.М. Зинина Графика Е.В. Торочков Обложка Ю.В. и Ю.Ю. Захаркины

Издательство "Ось-89"

109391, г. Москва, 2-й Карачаровский пр., 1/1 Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 050043 от 27.11.96 г.

Подписано в печать 29.09.97 г. Формат 60х88/16. Бумага офсетная №1. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Усл.-печ.л. 14. Тираж 5000 экз. Заказ № 966

Отпечатано в Подольской типографии ЧПК 142110, г. Подольск, Московской обл., ул. Кирова, д. 25
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

перейти в каталог файлов


связь с админом