Главная страница
qrcode

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Авторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета


НазваниеАвторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета
АнкорАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.doc
Дата05.09.2019
Размер2,17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучен
ТипКнига
#74522
страница2 из 13
Каталог

Объем

логически

и памяти

Объем

механическ

ой памяти

Количе­ство слов первого

Количест­во запом­нивших­ся слов

Коэффици­ент смы­словой

памяти

Количест­во слов второго ряда

Количест­во запом­нившихся слов

Коэффици­ент механи­ческой памяти

ряда (Ai)

(Bi)

«^-^

(А 2)

(В 2)

А2 ^'В^


43

Диагностика развития наглядно-образного мышления

Методика "Лабиринт"

Материал представляет собой изображение полянок с развет­вленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, по­мещенных под полянкой (см. Приложение к методике "Лаби­ринт"). Вводные задачи состоят из двух задач — задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспери­ментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и до­мики в конце них; на всех остальных каждый участок дорож­ки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изобра-

44

жения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ло­маная линия), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 — харак­тер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — со­четания ориентиров в определенной последовательности, в за­дачах 7-10 — одновременно ориентиры и направления пово­ротов.

Инструкция

Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10.

Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.

"Перед вами полянка, на ней нарисованы, дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспери -ментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли" .

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону" .

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объяс­няются и исправляются.

45

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дает­ся краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его" .

К задаче 3:

"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 4:

"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".

К задачам 5-6:

"Будьте очень внимательны. Смотрите на пись -мо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его". К задачам 7-10:

"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".

Оценка результатов

При оценке результатов необходимо учитывать номер вы­бранного домика и номер задачи (см. шкалу оценок). В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Номер выбранного домика и оценка заносится в протокол (см. прото­кол к методике "Лабиринт"). Все оценки суммируются. Макси­мальное количество очков — 44.

46

Шкала оценок

№ до­



задачи

миков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

0

0

1

1

0

0

2

4

0

2

1

0

0

1

1

0

0

2

2

0

3

1

0

0

1

1

0

0

4

0

2

4

1

0

0

1

1

0

2

2

0

0

5

2

0

0

2

4

0

0

0

0

0

6

2

0

0

2

3

0

0

0

2

0

7

4

0

0

4

2

0

2

0

0

2

8

3

0

0

3

2

0

0

2

0

4

9

0

2

4

0

0

1

2

0

4

2

10

0

2

3

0

0

1

0

2

2

2

11

0

3

2

0

0

1

0

0

0

4

12

0

4

2

0

0

1

0

0

0

2

13

0

1

1

0

0

3

4

0

0

4

14

0

1

1

0

0

4

2

2

0

6

15

0

1

1

0

0

2

2

0

0

2

16

0

1

1

0

0

2

2

0

2

2

17

2

2

18

2

4

19

0

0

20

2

0

21

6

0

22

4

0

23

2

2

24

2

0

25

0

0


47

№ до­

№ задачи

миков

123456789 10

26

2 4

27

0 0

28

2 0

29

0 2

30

0 0

31

4 0

32

2 0


Интерпретация полученных результатов

38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчле­ненные пространственные представления.

31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзыва­ют к одному. Это обусловлено недостаточной стойкос­тью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

24-31 балл — дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений про­стейшей структуры.

18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориенти­ровка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-об­разной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориенти­ровки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформи-рованностью умения соотносить схему с реальной ситуа­цией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышле­ния.

48

Приложение к методике "Лабиринт'

Вводные задачи

49

Задачи 1-2

б В

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Задачи 5-6

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

Задачи 9-10

а) полянка; б) 1-е «письмо*; в) 2-е «письмо*

Ключ к задачам 1-6 (номера домиков)

Ключ к задачам 7-8 (номера домиков)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант)

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.

Время работы — 5 минут.

Инструкция:"На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.

Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 ми­нут".

Пример:

зз
Стимульный материал

АКСНВЕРАМПАОБАСЗЕАЮРАЦКАЧПШАЫТА ОВРКАНВСАЕРНТРОНКСЧОДВИОЦФОТЗОС КАНЕОСВРАЕТГЧКЛИАЫЗКТРКЯБДКПКШУ ВРЕСОАКВМТАВНШЛЧВИЦФВДБОТВЕИСМВ НСАКРВОЧТНУЫПЛБНПМНКОУЧЛЮНРАВНЩ РВОЕСНАРЧКРЛБКУВСРФЧЗХРЕЛЮРСРКИ ЕНРАЕРСКВЧБЩДРАЕПТМИСЕМВШЕОЛДТЕ ОСКВНЕРАОСВЧБШЛОИМАУЧОИПОЕОНАЫБ ВКАОСНЕРКВИВМТОБЩВЧЫЦНЕПВМИТБЕЗ СЕНАОВКСЕАВМЛДЖСКНПМЧСИГТАШПБСК КОСНАКСАЕВИЛКЫЧБЩЖОЛКПМСЧЕГШКАР ОВКРЕНРЕСОЛТИНОПСОЫОДЮИОЗПСЧЯИЕ АСКРАСКОВРАКВСИНЕАТБОАЦВКРНАИОТ НАОСКОЕВОЛЦКЕНШЗДРНСВЫКИСТНБЮНВ ВНЕОСЕКРАВТЦКЕВЛШПТВСБДВНЩЗЭВИС СЕВНРКСТБЕРЗШДСЧИСЕАПРУСЯЫПСМТН ЕРМПАВЕГЛИПСЧТЕВАРБМУЦЕВСАМЕИНЕ

34

Методика "Красно-черная таблица"

Методика предназначена для оценки переключения внима­ния. Обследуемые должны находить на предложенной им таб­лице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбина­ции, исключающей логическое запоминание. Ребенку предла­гают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возраста­ющем порядке (время выполнения Т^ фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Тд фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем поряд­ке, а красные числа — в убывающем (время выполнения Тз фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Тз — (T^+Tg).

Стимульный материал

1

5

11

8

2

10

7

4

1

9

12

8

у 10'

2

4

3

11

6

9

5

6

7

3

12

10


35
Таблицы Шульте

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой, и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется табли­ца, и по сигналу "начали" исследователь включает секундо­мер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

9

5

11

23

20

14

25

17

19

13

16

21

7

3

1

18

12

6

24

4

22

15

10

2

8


21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

16

5

9

14

11

23

10


36

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

4

25

3

15

19

13

17

12

2


6

1

18

22

14

12

10

15

3

25

2

20

5

23

13

16

21

8

11

24

9

4

17

19

7


Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант)

В

И

с

м

А

ж

У

ч

х

Е

л

ш

п

щ

0

д

Ц

ф

т

К

Б

н

р

3

Г


Д

Ц

К

С

Г

м

Б

Щ

Х

У

Ф

0

Ч

н

р

Т

Е

л

3

ш

И

В

п

А


Ш

х

к

Е

ч

В

3

А

М

о

Н

ф

С

П

т

Л

р

У

Г

ц

д

Б

и

щ


А

Ц

л

н

Г

П

Ф

ч

3

т

С

Д

ш

к

Е

И

У

х

р

В

Щ

м

о

Б


Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма — 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма — 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

37
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона Рузера)

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

образец 1

таблица 1

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уро-

38

вень устойчивости внимания — 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошиб­ками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Ко­ноновой).

образец 2

таблица 2

2

1

4

6

3

5

2

1

3

4

2

1

3

1

2

3

1

4

2

6

3

1

2

5

1

6


3

1

5

4

2

7

4

6

9

2

5

8

4

7

6

1

8

7

5

4

8

6

9

4

1

3


1

8

2

9

7

6

2

5

4

7

3

6

8

5

9

4

1

6

8

9

3

7

5

1

4

2


9

1

5

8

7

6

9

7

8

2

4

8

3

5

6

7

1

9

4

3

6

2

7

9

3

5


39
Диагностика развития памяти

Методика "Оперативная память"

Методика применяется для изучения уровня развития крат­ковременной памяти.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: "Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полу­ченные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен от­ветить на них и приступить к выполнению теста. Интервал

40

между зачтением рядов — 25-15 секунд, в зависимости от воз­раста.

Тестовый материал ' ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

№ ряда Сумма

_____1________________

_____2_________________

_____3________________

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ

КЛЮЧ

41

Подсчитывается число правильно найденных сумм (макси­мальное их количество — 40). С учетом возрастных особеннос­тей используются следующие нормы:

6-7 лет — 10 сумм и выше

8-9 лет — 15 сумм и выше

10-12 лет — 20 сумм и выше

13-15 лет — 25 сумм и выше ,

Старше 15 лет — 30 сумм и выше. Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени — 4-5 мин. Для получе­ния более надежного показателя оперативной памяти тестиро­вание можно через некоторое время повторить, используя дру­гие ряды чисел.

Методика "Долговременная память"

Экспериментальный материал состоит из следующего задания:

Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов,

а вы. постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте

внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долгов­ременной памяти высчитывается по следующей 4эормуле:

i A — общее количество слов, В — количество запомнившихся слов, С — коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% — высокий уровень;

50-75% — средний уровень;

30-50% — низкий уровень;

ниже 30% — очень низкий уровень.

42

Методика "Запомни пару"

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд

кукла — играть курица — яйцо ножницы — резать лошадь — сани книга — учитель бабочка — муха щетка — зубы барабан — пионер снег — зима корова — молоко

Второй ряд жук — кресло компас — клей колокольчик — стрела синица — сестра лейка — трамвай ботинки — самовар спичка — графин шляпа — пчела рыба — пожар пила — яичница

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуе-мому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый за­писывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

связь с админом