Главная страница
qrcode

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Авторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета


НазваниеАвторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета
АнкорАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.doc
Дата05.09.2019
Размер2,17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучен
ТипКнига
#74522
страница3 из 13
Каталог

Сфера атрибутивных свойств

Сфера ситуативных оснований

1 — величина предметов

6 — свойство — действие

2 — части предмета

7 — употребление

3 — форма, материал

8 — местонахождение (время)

4 — цвет

9 — общение, игра

^ — имя предмета или

L класса предмета



Категориа

льная сфера

[0 — имя "категориальное"




64

65

Интерпретация результатов: Для вывода необходимо учиты­вать два параметра: чем выше уровень обобщения, тем больше разброс векторов по секторам и длиннее сами векторы. Так, при высоком уровне обобщения вектора большей частью нахо­дятся в "категориальной" сфере и длина их максимальна.

Методика "Четвертый лишний"

Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к осталь­ным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяс­нить, почему оно "лишнее".

книга, портфель, чемодан, кошелек;

— печка, керосинка, свеча, электроплитка;

— трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

— лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

— река, мост, озеро, море;

бабочка, линейка, карандаш, ластик;

— добрый, ласковый, веселый, злой;

— дедушка, учитель, папа, мама;

— минута, секунда, час, вечер;

— Василий, Федор, Иванов, Семен.

("Лишние" слова выделены курсивом.)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за непра­вильный — 0 баллов.

10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные при­знаки предметов;

4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.

Результаты исследования заносятся в протокол.

66

Протокол

Ф.И. ребенка Возраст

Дата_

Класс

Школа №

Кол-во набранных баллов Заключение

'У9

с^уиагностика развития речи

Инструкция:"Расставь точки".

ПЛОХОЙ СТОРОЖ

У ОДНОЙ ХОЗЯЙКИ МЫШИ ПОЕЛИ В ПОГРЕБЕ САЛО ТОГДА ОНА ЗАПЕРЛА В ПОГРЕБЕ КОШКУ А КОШКА ПОЕЛА И САЛО, И МЯСО, И МОЛОКО

Анализ результатов: Фиксируется скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое)

Методика Эббингауза

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.

Инструкция:"Вставьте пропущенные слова".

Над городом низко повисли снеговые_______.

Вечером началась ________. Снег повалил боль­шими ______. Холодный ветер выл как _____

дикий _____. На конце пустынной и глухой ___

вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с _____ пробиралась по ______. Она была худа

и бедно ______. Она продвигалась медленно впе­ред, валенки сваливались с ног и ____ ей идти.

На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а

на плечах ____. Вдруг девочка _________ я,

наклонившись, начала что-то искать у себя под но­гами. Наконец она стала на ______________ я

своими посиневшими от ____________ ручонка­ми стала ________ по сугробу.

68

Данная методика используется для определения уровня раз­вития понимания грамматических конструкций.

Задание 1.

1."Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи".

2. "Прочитай и перескажи".

Галка и голубь

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка ч-е удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те 11оже ее не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. ^олна захлестнула его, и он начал тонуть.

69

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бро -( сила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы, Сова спросила:

— Вы не видели моих птенцов?

—А какие они?

— Самые красивые!

Анализ результатов: учитывается понимание последователь­ности событий, общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай вниматель­но. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

Наборы слов:

1. Девочка, альбом, рисунок.

2. Ребенок, чашка, молоко.

3. Из, клетки, чиж.

4. Саша, лыжах, катается, на.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Ключ к задачам 9-10 (номера домиков)

'иагностпика развития логического мышления

Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины)

Сохранение массы

Материал: два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре. Ход работы.

Экспериментатор показывает ребенку два пластилиновых шарика и просит его уравнять оба шарика так, чтобы они были одинаковыми. "Вот два шарика. Я бы хотел, чтобы в каждом из них было одинаковое количество пластилина. Если представить себе, что это тесто для пирога и ты ешь этот ^арик теста, а я ем другой шарик, то у нас будет одинако-^ Или у тебя больше? Или у меня? Как ты думаешь?"

После этого экспериментатор берет один из шариков и дела-ет из него галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см. 4 теперь в шарике и галете одинаково пластилина? Или в Шарике больше? Или в галете? (Больше для еды.) Почему? Ты болеешь мне сказать? Откуда ты знаешь?" И т.п. В зависи-

57

мости от ответов испытуемого экспериментатор формулирует контраргументы, касающиеся либо начальных количеств (в случае несохранения), либо воспринимаемых размеров (в слу­чае сохранения). Так, например, он говорит: "Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая. Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше?" Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, у ребенка спрашивают: "Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня будет так же много, как и сейчас?" Экспериментатор делает из галеты шарик и показывает, что вещества осталось столько же.

Третья процедура с пластилином заключается в делении одного из шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8-10 "крошек"), а затем в сравнении, подобно предыдущим слу­чаям, всех полученных крошек с шариком.

Критерии оценки

"Несохраняющие испытуемые" — они считают, что равенст­во количества исчезает во время деформации одного из шари­ков. Так, например: "В шарике больше, потому что колбаска тоньше", или "В галете больше, потому что она длиннее". Испытуемые этого уровня сосредоточены на одном из измере­ний, иногда переходят от одного к другому, но не связывают их между собой. Напоминание о начальном количестве вещест­ва не изменяет их мнение. Некоторые предполагают возмож­ность возвращения к одинаковым по количеству шарикам,

другие — нет.

"Полусохраняющие испытуемые" — они колеблются между

утверждением и отрицанием сохранения количества в ходе преобразований. В частности, они не сопротивляются контр­подсказкам экспериментатора. Напротив, они правильно гово­рят о возврате обоих количеств к начальному равенству.

"Сохраняющие испытуемые" — они считают очевидным со­хранение количества в ходе всех предложенных им деформа­ций первоначальных фигур. Они сопровождают свои рассужде­ния одним или несколькими аргументами, отстаивая их:

"Здесь столько же, потому что ничего отсюда не взяли, ниче­го сюда не прибавили" (идентичность). Или: "И здесь и там одинаково, потому что если снова сделать шарик, то будет

58

ffio же самое" (обратимость). Или же: "Галета длиннее, но она тонкая, поэтому здесь одинаково" (компенсация).

Сохранение длины

Материал: полоски целые и полоски, поделенные на кусочки. Ход эксперимента.

Договорившись с ребенком о том, что такое полоска, экспе­риментатор кладет перед ребенком полоску длиной 16 см, а рядом с ней, параллельно, другую, так, чтобы их концы совпа­дали (см. ниже):

полоска А

полоска В

Экспериментатор, показав ребенку, что длины обеих полосок равны, перемещает полоску В влево параллельно А. При этом он задает вопрос: "Одинаковы ли эти полоски, или одна из них длиннее другой?"

Для того, чтобы удостовериться в том, что ребенок хорошо понимает вопрос, экспериментатор может проиллюстрировать:

"Если мы назовем эту полоску А одной дорогой, а эту полоску В — другой, то больше или столько же надо будет идти по этой дороге А, как по этой В?"

Если ответы испытуемого являются сохраняющими, то экс­периментатор обращает внимание ребенка, например, на раз­рыв между первыми концами обеих полосок. Напротив, если ответы ребенка будут несохраняющими, то экспериментатор просит испытуемого напомнить, в каком положении полоски были вначале: "А как это было вначале? Оба пути были одина­ковой длины или один из них был длиннее, как ты думаешь?"

Вернув полоски в первичное положение, экспериментатор начинает такой же опрос, но перемещая теперь полоску А в Противоположном направлении (сдвигает ее вправо) и ожидая от ребенка объяснения.

59

На следующем этапе экспериментатор кладет перед ребенком полоску А длиной 16 см и параллельно ей четыре маленьких прилегающих друг к другу отрезка. Он подчеркивает равенст­во длин, задавая вопросы, аналогичные тем, что задавались в уже описанных случаях. Затем он перемещает маленькие от­резки, делая из них изломанный "путь", начинающийся там, где и А:

"А теперь нужно идти столько же по пути А, сколько и по этому пути С? Пройденный путь по этим дорогам одинаково или неодинаково длинный? Как ты думаешь? Откуда ты зна­ешь?" Затем полоски возвращаются в первоначальное положе­ние, после чего из 4 отрезков делается новый путь:

Экспериментатор задает такие же вопросы, что и на предыдущем этапе.

Критерии оценки

"Несохраняющие испытуемые" — в ходе перемещения одной из двух похожих полосок (А и В) ребенок считает, что длина не сохраняется. Он сосредоточивается на увеличении либо справа, либо слева. То же самое касается общей длины 4

60

отрезков полоски С по сравнению с полоской А. В обоих слу­чаях при изменении длина не сохраняется. И напоминание о длинах в первоначальном положении ничего не меняет в суж­дениях ребенка.

"Полусохраняющие испытуемые" — они высказывают пра­вильные суждения для одних этапов и неправильные для дру­гих, либо в одной и той же ситуации колеблются между отве­тами сохранения и несохранения, обосновывая свои ответы со­хранения.

"Сохраняющие испытуемые" — ребенок считает, что длина сохраняется в каждой ситуации. Испытуемые аргументируют свои суждения следующим образом: "Обе полоски одинаковы. Просто одну из них сдвинули" (идентичность). Или: "Если вы положите кусочки прямо, как они были вначале, то увидите, что обе полоски одинаковой длины" (обратимость). Или же:

"Эта полоска А длиннее вправо, но эта полоска В длиннее влево" (компенсация), тем самым указывая по очереди на по­лоску А и на похожую на нее, но сдвинутую полоску В.

Результаты по обоим субтестам заносятся в протокол, в конце его делается вывод об уровне овладения понятием сохранения.

Школа №

61

Методика "Домино"

В эксперименте принимает участие двое испытуемых. У каждого из них имеется на руках набор из 14 карточек. На каждой карточке изображены две картинки (цветные, одного формата):

1. трактор олень

2. ведро — зебра

3. щенок — мышь

4. кошка — кукла

5. девочка — мишка

6. слон — елка

7. грибок — морковь

8. груша — улитка

9. паук — утенок

10. рыба — месяц (улыбающийся)

11. солнце (улыбающееся) гусеница

12. бабочка — свинья

13. белка — пирамида

14. мяч — мак

15. птица — ваза

16. теленок — самолет

17. вертолет — цыпленок

18. ежик — мельница

19. домик — яблоко

20. петух — клубника

21. заяц — вишня

22. земляника — аист

23. пингвин — лягушка

24. обезьяна — цветок

25. лист — мухомор

26. сливы — лев

27. львенок — кораблик

28. тележка — чашка

29. чайник — карандаш

Экспериментатор выставляет перед детьми карточку "трак­тор — олень".

Инструкция: "Перед вами, ребята, лежит карточка с изо­бражением трактора и олененка. Каждый из вас, по очереди, должен подобрать к какой-нибудь из этих двух картинок (или к трактору, или к олененку) любую из своих карточек.

до с условием, что выбранная вами картинка была похожа ,ia my, которая лежит на кону. чтобы между ними было что-то общее, чтобы, они были одинаковыми (во избежание выпол­нения ребенком задания только одним способом необходимо объяснить принцип подбора картинки как можно большим на­бором терминов). Одновременно вы должны, объяснить, почему был сделан такой выбор, сказать, что же общего между подо­бранными картинками. Следующий из вас будет опять подби­рать картинку к одной из двух, лежащих на кону, объясняя свой выбор".

Испытуемым не разрешается смотреть в набор карточек ^ партнера. Экспериментатор фиксирует все ходы испытуемых, их объяснения, а также поведение. Таким образом составляет­ся протокол — описание эксперимента. Например:

1. Таня. К трактору ведро; "...потому что у трактора должно быть ведро".

1. Женя. К оленю теленок; "...потому что у оленя четыре ноги и у коровы четыре ноги, у коровы уши как у оленя".

2. Таня.^К теленку щенок (карточка: теленоксамолет); "...потому что они оба животные, потому что у теленка четыре ноги и у щенка четыре, у щенка есть хвост и у теленка".

2. Женя. К самолету вертолет; "...вертолет ле­тает, и самолет тоже летает, у вертолета вен -тилятор наверху, а у самолета на носу..." и т.д.

Анализ протокола

Для проведения анализа протокола необходимо в определен­ном виде представить полученный материал. В плоскости фик­сируются те общие основания, по которым ребенок производит ^бор необходимой картинки.

Эмпирически в плоскости выделено три сферы таких При­маков:

62

63

Первая сфера является областью атрибутивных свойств , предмета. Такими свойствами могут служить: форма предмета, его цвет, материал, из которого он сделан, его части. Кроме того, это использование имени предмета, если с ним действуют как с каким-либо другим внешним признаком предмета (на­пример, чашка — чайник; "...потому что и то и другое начи­нается на букву Ч").

Вторая сфера общих ситуативных оснований. Переходным к этой сфере является подбор картинок по "свойству дейст­вию", т.е. ребенок сравнивает, выделяет в качестве общего признака действия, производимые предметами, изображенны­ми на карточках (например, к трактору подбирается тележка, "...потому что они ездят"). Кроме того, сюда относятся выбо­ры, сделанные на включении предметов в одну ситуацию (на­пример, чашка — чайник; "...потому что чайник наливает в чашку воду") ситуация употребления; банальная ситуа­ция — "...кошка любит мышку"; ситуация общения, игры, местоположения, вплоть до "художественных", "поэтических" ситуаций (например, мак — птица; " ...потому что птицы раду­ются, когда растут цветы").

Третья сфера категориальная. К ней относятся выборы, в которых общим признаком (основанием) двух картинок явля­ется имя того класса предметов, к которому ребенок относит данную пару изображений (например, "...это звери или это посуда").

Плоскость высказывания представляет собой несколько уровней, которые, подобно описанным сферам, объединены в три группы: атрибутивная, ситуативная, категориальная и включают 10 подуровней. Экспериментальный материал удоб­нее всего представить в виде план-карты. В ней наглядно изображено отношение между плоскостями и видна динамика взаимодействия испытуемых. План-карта — это круг, разде­ленный на три сферы, в которых определенным образом рас­полагаются векторы разной длины. Длина вектора соответст­вует тому или иному уровню (подуровню) плоскости высказы­вания. Номера векторов говорят о порядке подбора (ходов) карточек испытуемыми в процессе эксперимента. Векторы одного ребенка для удобства обозначают одним цветом, друго­го — другим. Приведем пример запротоколированной план­карты.

Уровни (подуровни)

связь с админом