Главная страница
qrcode

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Авторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета


НазваниеАвторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета
АнкорАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.doc
Дата05.09.2019
Размер2,17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучен
ТипКнига
#74522
страница7 из 13
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


3. Анализ особенностей нарисованных фигур

Особенности графического рисования отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоцио­нальном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, о "я-образе" ребенка, о его половой идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, воло­сы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти, ступни;

2) декорирование (детали одежды и украшения): шляпка, воротник, галстук, банты, карманы, элементы прически, узоры и отделка на одежде;

3) количество использованных цветов для рисования фигу­ры.

Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровож­даются большим количеством деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов.

Большая схематичность, неоконченность рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрес­сивные побуждения к нему.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности.

Некоторые дети самыми большими или равными по величи­не с родителями рисуют себя.

122

Это связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревновани-gpi за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом "конкурента".

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя ри­суют дети, которые: а) чувствуют свою незначительность, не-яужность; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.

Информативным может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уве­ренные в себе, склонные к доминированию дети.

Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.

При анализе следует обращать внимание на рисование от­дельных частей тела:

1. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей.

Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинны­ми пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями.

Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные и покла­дистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессив­ные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Это интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в до­полнение к "агрессивным" рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты "мужественности" и силы.

Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но "за­бывает" нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его актив­ность, чрезмерно его контролируют.

2. Голова центр локализации "я", интеллектуальной дея­тельности; лицо — важная часть тела в процессе общения.

Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, <)'ггороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует нее лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.

123

Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако дети склонны рц. совать улыбающихся людей, это своеобразный "штамп" в рц. сунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.

Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисова­нию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки.

В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с оза­боченностью своей физической красотой, стремлением компен­сировать свои физические недостатки, формированием стерео­типов женского поведения.

Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а друго­го члена семьи, то это часто связано с чувством страха, вос­принимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Каждому взрослому характерны определенные детали в ри­сунке человека, которые обогащаются с возрастом, и их про­пуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

У детей в рисунках выделяются две разные схемы рисова­ния индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины — треугольной.

Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентифи­кации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

а) последовательность рисования членов семьи;

б) последовательность рисования деталей;

124

g) стирание;

г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фи­гурам;

д) паузы;

е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис

том, что за динамическими характеристиками рисования вроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.

В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют мать или отца. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрас­тной характеристикой. Если первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит это наиболее зна­чимые для него лица в эмоциональном отношении.

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.

Если первой нарисованная фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то это указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, до­минирование в семье, но не указывает на положительные чув­ства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура на­рисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвига­ет неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблю­дается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, Деталей указывает на их значимость для ребенка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и явля-

125

ются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисованного может быть свя­зано как с негативными эмоциями по отношению к так рисуе­мому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования.

Спонтанные комментарии часто поясняют смысл рисуемого содержания ребенка. Поэтому к ним надо внимательно прислу­шиваться. Их появление выдает наиболее эмоционально "заря­женные" места рисунка. Это может помочь направить и вопро­сы после рисования, и сам процесс интерпретации.

126

азвивающие упражнения

оррекция трудностей в обучении

'изкии уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

Для корректировки отклонений в развитии восприятия ориен­тировки в пространстве используются следующие упражнения:

{

\ ^ »-» *> «-» Ч И и И

Отработка понятии правый и левый .

Для формирования понятий "справа — слева" детей сначала учат практически различать правую и левую руку, затем уче­ники совершают разнообразные действия с предметами, в про­цессе чего в их речь активно вводятся указанные слова. Обуче­ние может быть организовано следующим образом. Учитель предлагает всем рассмотреть таблицу, на которой изображены четыре предмета: справа — ручка, слева — карандаш, ввер­ху — краски, внизу — кисточка. Разобрав, как расположены на рисунке предметы, дети учатся воспроизводить в реальной ситуации изучаемые пространственные отношения. Они выпол­няют задания в соответствии с указаниями учителя: "На чистке бумаги, положите справа ручку, слева карандаш. Что лежит у вас справа, что лежит слева?" На вопросы учи­теля: "Где лежит ручка? Как она расположена по отношению

129

к карандашу?" дети отвечают, используя точные простргц, ственные обозначения, т.е. тренируются в активном употребле. нии слов. Эта же дидактическая задача может быть решен, через игровые действия. Для закрепления понятий "справа -^ слева" проводится игра "Водители".

Упражнение № 1. Игра "Водители"

Описание игры.

Играющие сидят за партами (за столом). Они "водители". "Милиционер" (учитель) показывает карточки с изображения­ми различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить крас­ную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

Правила.

"Милиционер" не должен подсказывать играющим. Играю­щие обязаны соблюдать полную тишину.

Указания к проведению.

а) Можно изготовить форменные рубашки или нагрудные знаки для водителей.

б) "Милиционер" должен показывать карточки в одном темпе.

в) В начале игры, пока дети привыкнут к значению фише| каждую из них можно пометить: на красной фишке pi суется стрелочка направо, а на синей — наоборот.

г) В конце игры следует отметить лучших "водителей".

Вариант.

Эту игру можно провести как соревнование между рядами, подсчитав в заключение общее количество красных и синих фишек.

Усложнить игру можно путем увеличения числа правил, ко­личества участников, вводимых предметов, изменения формы организации детей, темпа проведения и т.д.

130

Упражнение № 2. "Разноцветные точки"

Для выполнения упражнения используется рабочая карточ­ка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий:

слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:

— ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;

— заданное направление сохранилось во время чтения;

— соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.)

Упражнения выполняются с целью выработки умения пра­вильно пользоваться предлогами в устной речи.

Для упражнений используются предметы, находящиеся под рукой, картины.

Примерные задания и вопросы:

— "Положи книгу на парту... Встань за столом... Что расположено над доской?.. Загляни под шкаф" и т.д.

— "Где нарисована ваза?.. Что лежит на столе?.. Где на картине изображена собака?.." и т.д.

131

Упражнение № 3. "Копирование точек"

Ученику предлагается скопировать несколько групп точек расположенных в строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца. Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать пространственное расположение точек.

Выполнение упражнений:

с геометрическим материалом

"Положите слева квадрат, посередине листа — круг, справа — треугольник. Расскажите, какие фигу • ры вы положили и где".

"Посмотрите внимательно на фигуры, расположен­ные на доске. Закройте глаза. (Фигуры закрываются листом бумаги). Откройте глаза и расскажите, какие фигуры были на доске и в каком порядке".

"Что изменилось?" На доске расположены геометри­ческие фигуры. По сигналу ведущего дети закрывают глаза, ведущий меняет расположение фигур. Дети должны объяснить, что изменилось.

132

работа с рисунками

"Нарисуйте домик, елочку, забор в прямом и пере -дернутом виде".

"Рассмотрите рисунок в прямом и перевернутом виде".

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение № 4. Игра "Что это?"

Вы показываете детям контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них, а они должны узнать, что это за предметы. Например,

(машина)

(домик)

133

Упражнение № 5. "Составление фигур из разрозненных деталей"

Учитель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получил^ заданный предмет.

Примерные задания:

"Человечек"

"Лицо'

"Лошадь"

"Автомобиль"

(Целостное изображение приведено только для учителя) 134

упражнение № 6. "Использование игр с постройками из кубиков"

Учитель дает карточку с орнаментом детям, а те должны составить такой же из своих кубиков. После работы каждый составленный узор разбирается (соответствует ли он образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).

Упражнение № 7. "Составление узоров из геометрических фигур"

Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

Упражнение № 8. "Лабиринты"

Учитель показывает образец и говорит: "Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти сквозь стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша".

По мере тренированности структура лабиринтов усложняет­ся, а помощь учителя уменьшается, постепенно сводясь на нет.

135

Примерные образцы лабиринтов:

'.зкии уровень развития внимания

Данные, полученные в ходе исследования процесса внимания с помощью лонгитюдного метода, свидетельствуют о том, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении дан­ного периода развивается по-разному, в наибольшей степени страдая у тех детей, которые уже в 1 классе являются слабоус­певающими или плохо подготовленными к школе.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "заданиями на внимание" в процессе урока и тре­буют, как показывают исследования, для их преодоления специ­ально организованной работы. Такая работа может вестись по двум направлениям:

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, кон­центрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений, в которых образуются относи­тельно устойчивые сочетания свойств внимания (индивиду­ально-типологические особенности внимания, обусловлен­ные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Рассмотрим некоторые упражнения, входящие в первое на­правление работы. (Приведенные ниже упражнения могут быть использованы и как тренировочные, и как диагностические).

137

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания

Упражнение № 9.

На словесном материале

Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу "Внимание!" фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек) материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли. Выиграв­шие получают какой-либо приз.

Оборудование:

эпидиаскоп, слайды следующего содержания:

Задание № 1.

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ ЖКПРЧ

кптнсд дпв

БМДРКЛФ

стпцгвдк

МВПКШЛЧБХ

ктмц дзнтк

ШРВТБЧ

шгс мвхштсг

ЖГВПРМТК БРНЦДКСЧГ

Всего 14 слайдов — два разных набора по 7. 138

Задание .№ 2.

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, дапример:

Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, коман­дировка.

Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велоси­педист.

Всего 18 слайдов — два разных набора по 9.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

перейти в каталог файлов


связь с админом