Главная страница
qrcode

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Авторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета


НазваниеАвторы А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогическо го университета
АнкорАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.doc
Дата05.09.2019
Размер2,17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнуфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучен
ТипКнига
#74522
страница9 из 13
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Упражнение № 20.

Прочитайте слово (чтобы установить его смысл), затем пред­ложите ребенку разделить его на слоги и, читая каждый слог, отдельно проверить, соответствует ли он слову в целом.

Для этого упражнения подбираются самые разные слова (и трудные, и легкие, и средние по трудности). Вначале слоги

151

необходимо разделять вертикальной карандашной чертой затем черточки не ставятся, но слоги произносятся с четки»' разделением (голосом) и последовательно проверяются. Со apg менем разделение слогов становится все короче и вскоре сво­дится к ударениям на отдельных слогах. Следующий этап --^ слово прочитывается и проверяется по слогам про себя ("пер­вый — правильно, второй — нет, здесь пропущено... перестав­лено..."). Лишь на последнем этапе можно перейти к тому чтобы ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно — неправильно; и если неправиль­но, то разъяснял почему). После этого происходит переход к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой).

Наряду с "контролем по написанию" (описанным выше) не­обходимо проводить отработку "контроля по смыслу" (соответ­ствия отдельных слов общему смыслу предложения). Работа проводится аналогичным образом. Затем содержание упражне­ний можно расширить за счет контроля правильности карти­нок, узоров, наборов букв, цифр и т.д.

Упражнение № 21.

Другим упражнением, направленным на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в ос­нове своей имеющая тест "корректурная проба". Для нее бе­рутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с круп­ным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагает­ся вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом услав­ливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, 4 и меньше пропусков — выиграли. Выиграв­шие получают, например, зеленые фишки. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше вести раз в неделю, и победители чем-нибудь награждаются... Проверку заданий проводят сами ребята — сосед у соседа. Если они не заметят каких-то пропусков, хотя в этом возрасте дети более пристрастны к чужим работам, чем к своим, то это неважно, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет нахо­диться в состоянии сосредоточенности.

152

Затем игру можно усложнить. Например, вычеркивать ту букву, которая стоит в строчке

дервой

(фаомтмлвисрпнальмтчджрапнви^роч^ттми/ко

^лимеа/стыщдеьн^банвисю^тспвныкрамс/^джым и т.д.

Следующий этап — одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать.

Например, "е" вычеркиваем, а букву "м" подчеркиваем:

Говорила мышка мышк^ — н^ хочу читать я книжки.

Другой вариант: "Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет на­оборот первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем".

Например, "1-я часть работы: "С" подчеркиваем, "О"вычеркиваем, по команде: "Внимание!" проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву "С" теперь вычеркиваем, а букву "О" подчеркиваем".

Р)?(с цветочек з^л^тистый, Стал ^н круглый и пушистый,

Внимание!

^•аша дунет, з&^меет/я, Пух по ветру поне^ет^я. Там, куда упал ^ултанчик, Будет новый одуванчик.

153

Упражнение № 22.

Подобное упражнение можно провести на учебном материа. ле, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена суще. ствительные, а прилагательные — двумя, затем по команд( "Внимание" — наоборот: существительные — двумя, а прила. гательные — одной, например:

В январе мороз трескучий

и валится снег сыпучий, В феврале у нас в оконце

Внимание!

Засверкало ярче солнце. Стоял рыхлый снег в апреле, птички звонкие там пели.

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя "быть внимательным" способен вызвать у детей состояние концентра­ции. Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличие от "Родной речи", надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимые согласные, знаки препинания и т.д.). При проверке ребенком выполненного задания следует подчеркнуть, что читать напи­санное нужно вслух и так, как будто это писалось кем-то дру­гим — "другой девочкой", "плохо обученным щенком".

Практика показывает, что ученики младших классов с боль­шим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится фор­мирование внимания, организованности.

154

i3Kuu уровень развития памяти

Память — это сложный психический процесс, исследованию которого посвящены труды многих ученых. Их результаты по­зволяют уже сейчас проводить эффективные занятия по ее раз­витию, используя нетрадиционные способы переработки и хра­нения ин4юрмации. В связи с этим, готовясь к подобным заня­тиям, необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

1. Обработка информации, т.е. запись и извлечение, значи­тельно облегчаются при осознанном выборе стимулов и кон­центрации на них внимания.

2. Одновременный учет логических и эмоциональных реак­ций гарантирует лучшую запись материала в памяти, а чем чучше качество самой этой записи, тем легче его извлечение.

3. Существует два вида памяти: кратковременная и долгов­ременная. Кратковременная память поверхностна и непрочна. Чтобы информация из нее не исчезла уже через несколько се­кунд, приходится повторять ее про себя. Долговременная па­мять имеет глубокие корни в сознании. Она подкрепляется по­исками значения запоминаемого. Этот вид памяти связан со сложными мыслительными операциями.

4. Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. вос­поминания видоизменяются после каждого их извлечения.

155

Приведенные выше положения лежат в основе упражнений рекомендуемых для занятий со школьниками, имеющими низ­кий уровень развития памяти. Сам факт записи информации заключается в ее переводе в образную форму. Поскольку аб­страктный образ запомнить сложнее, то первоочередной зада­чей является возможность научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зритель­ное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины — иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

Упражнение № 23. "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно"

Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрас­те сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графи­ческое изображение понятия. Учитель говорит детям: "Попробуй­те к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рису­нок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соот­ветствия нужны усилия воображения.

Примерный перечень возможных серий:

Серия № 1

Грузовик Гнев

Веселая игра Дерево Наказание

156

Умная кошка Мальчик-трус Капризный ребенок Хорошая погода Интересная сказка

Серия № 2

реселый праздник темный лес Отчаяние Смелость Глухая старуха

Серия № 3

Сомнение Сила воли Успех Скорость Справедливость

Радость Болезнь

Быстрый человек Печаль Теплый ветер

Зависть

День

Страх

Сильный характер

Хороший товарищ

2-й этап — представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.

Упражнение № 24. "Мысленные образы и эмоции"

"Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку.

Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме

ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

Друг, ворующий вашу любимую игрушку.

157

Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить ц Это упражнение можно использовать как для тренировки записать названные фразы". ,рительной, так и слуховой памяти.

Это же упражнение можно использовать для тренировка зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не про.» износится ведущим, а дается написанным на листке бумаги. Инструкция также меняется соответствующим образом: "Про читайте нижеприведенные строчки и после каждой строч­ки, закрыв глаза, представьте себе соответствующую кар­тину".

Упражнение № 25. "Мысленные образы и их эмоциональная окраска"

"Закройте глаза и вообразите следующие картины:

Осиное гнездо

Осиное гнездо у вашей двери

Осиное гнездо у вашей кровати

Старик на скамейке

Старик на скамейке на солнце

Плачущий старик на скамейке на солнце

Острый нож

Острый нож, режущий мясо

Острый нож, режущий вам палец

Птичка, клюющая корм в саду

Птичка, купающаяся в луже

Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки

Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомни­лось".

]58

Упражнение № 26. "Фигуры" (тренировка зрительной памяти)

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладыва­ет спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, под-яв его на 1-2 сек, показывает своему товарищу полученную шгуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается усчитать количество использованных спичек. Затем открыва-г глаза и выкладывает из своих спичек " сфотографирован-,ую" фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и све­ряет количество и правильность расположенных спичек с ори­гиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере трениро­ванности к количеству и месту расположения добавляется для упоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражне­ние можно в случае, если ребенок свободно удерживает в во-)бражении не менее 10 спичек.

5. Мысленные образы и умение видеть главное и особеннос-, а (усложненный вариант упражнения № 23). Используется 'ля тренировки слуховой памяти. Берется 200-300 спичек. Вы .иктуете детям слова, а их задача — выкладывать из спичек >браз, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р-р-р".) Спички южно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 минуту. После того, как закончили диктовать

юва, дети должны по составленным ими "образам-спичкам" юспроизвести слова. По мере тренированности повышается

сорость и увеличивается количество слов. Теперь, когда дети научились создавать зрительные образы, 'блекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне

роцесса запоминания — осознанному восприятию. Научить

отей концентрировать внимание на запоминаемом объекте по-южет вам привлечение к его исследованию чувств как стиму-|яции деятельности мозга.

159

Упражнения на осознанное восприятие

Упражнение 27. "Осознание визуального материала"

Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлека­ли внимание. Спустя 30 секунд попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответст­вуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Упражнение № 28. "Пробуждение "чувства деталей'

Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры.

160

Каждую из них они должны рассматривать в течение мину­ты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внима­ние. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

Упражнение № 29. "Осознание словесного материала" (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой)

Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показы­вать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, кото­рые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

Бумага

Гнездо

Кот

Колесо

Палка

Шерсть

Телега

Волосы

Роза

Платок

Сапог

Палец

Лимонад

Слон

Поцелуй

161

Фильм

Блин

Счастье

Слеза

Ботинок

Птица

Автобус

Доктор

Мороженое

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "толь­ко в уме".

i Упражнение № 30. "Оживление"

К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т.к. оно требует сформированное™ умения переводить информацию в зритель­ный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.

Предложите детям представить себе какого-либо зверя, жи­вотное. После того, как образ создан, попросите их "ожи­вить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть дети расскажут друг другу про своих зверей. Затем подведите итоги, чей рассказ оказался самым интересным. После упражнений с живыми существами можно переходить к "оживлению" предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлага-

162

дтся для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в ^ачестве игры в волшебника: ребенку предлагается стать вол­шебником, способным оживлять при помощи волшебной па-дочки все, что угодно. Например, он касается в своем вообра­жении предмета и он оживает, затем "волшебник" рассказы­вает всем, что он видит; после роли меняются.

Все приведенные выше упражнения способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковремен­ной памятью. При этом данные памяти, идущие от воспри­ятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются дан­ными, хранящимися в долговременной памяти. В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти пере­шли на длительное хранение, т.е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке — струк­турированию и упорядочиванию. Таким образом, становится ясно, что подобный процесс передачи невозможен без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработка по сис­тематизации и классификации запоминаемых объектов про­исходит с помощью операций установления сходства и разли­чий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжает ее опознавательными сенсорными зна­ками, облегчающими извлечение из памяти. В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начи­наться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Упражнение № 31.

Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме: от эмоций к логике. Приведем план такого анализа.

1. Эмоциональное восприятие предмета.

"Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравится его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне?"

163

Подобные вопросы учителя должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего — во­влечь школьника в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирую. щий лучшую долговременную запись в памяти. Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатле­ние.

2. Анализ вызванных эмоций.

"Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?"

Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбирать­ся в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти.

Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит со­средоточиться на главных, особо значимых аспектах.

3. Установление общего смысла.

"Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?"

4. Рассматривание с точки зрения композиции.

"Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т.д."

Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в простран­ственное восприятие объекта.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

перейти в каталог файлов


связь с админом