Главная страница

Мединский - О Тёмном Властелине. Б. Мединский Размышления о Тёмном Властелине


Скачать 21,43 Kb.
НазваниеБ. Мединский Размышления о Тёмном Властелине
АнкорМединский - О Тёмном Властелине.docx
Дата28.02.2018
Размер21,43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМединский - О Тёмном Властелине.docx
ТипДокументы
#42043
Каталогid158506314

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: Заявление на вступление в Профсоюз.docx, А.-Коток-Прививки-в-вопросах-и-ответах.doc, Ivan_Efremov_Chas_byka.pdf, S_V_Savelyev_-_Priroda_individualnosti.pdf, metodicheskie-rekomendatsii-po-kiberbezopasnosti-dlya-provedenia, Beg.pptx.pptx, concept_2020.pdf, SN-00514--BP_KPSS_Programmnoe_zayavlenie.pdf, Командир танка.docx и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы

Б. Мединский

Размышления о Тёмном Властелине

В кино (в первую очередь голливудском, разумеется) нередко показан образ злодея - Тёмного Властелина. И что мне всегда бросалось в глаза, так это плоскость этого образа. Тёмный Властелин предсказуем, прост, незамысловат, смешон и пафосен. Их, этих злодеев, уже столько раз показывали нам, что мы заранее знаем все их реплики, все его фишки и повадки. Мотивы, чувства и мысли Тёмного Властелина примитивны, как тараканьи инстинкты. А ведь на деле это должен быть сложный, глубокий, интересный образ. Лично мне всегда были интересны злодеи. Интересно ведь, как они, без всякого сомнения умные, талантливые и волевые личности, дошли до жизни такой. Путь Тёмного Властелина по дороге зла показывают крайне редко - только в Звёздных Войнах показали, да и то не вполне убедительно. Показывают уже готовенького, лубочного Тёмного Властелина, у которого уже всё есть - вся его абсолютная власть и личная армия. И вся эта армия подчиняется ему исключительно из страха - ага, конечно. Скучно, товарищи, скучно показывают тёмных властелинов! Впрочем, смотрел я однажды уже довольно старенький блокбастер, первая Нарния, где лев, колдунья и волшебный шкаф. Там тёмный властелин был белой колдуньей Ядис в исполнении Тильды Суинтон. Идеальная Снежная Королева. Очевидно, что благодаря ее игре злодей, т.е. злодейка в этом блокбастере оказалась действительно интересной - хочется узнать ее биографию, ее путь духовного падения. Фильм мне понравился во многом благодаря игре Тильды, которая, пожалуй, сыграла в нём лучше всех. Но бОльшая глубина злодея была достигнута не только ее игрой, разумеется. Тут спасибо и Клайву Стейплзу Льюису, по чьей книге был снят фильм. Этот человек был христианским философом, который в своей книге вывел образ Христа в совершенно новом свете - в образе царственного льва, прям образцовое добро с кулаками. Также хорошо раскрыта была тема самопожертвования ради другого - главной мысли христианства. Клайв Льюис, как человек мыслящий и образованный, понимал добро и зло гораздо лучше современных киноделов, чьё понимание добра и зла не поднимается выше примитивного язычества. В христианстве зло есть часть божественного замысла, необходимое условие для существования свободы воли человека. Образ главного носителя зла - Сатаны - тоже не так прост. Ведь у Сатаны была предыстория, когда он был Люцифером, прекраснейшим из архангелов. На его долю выпала печальная участь - он стал козлом отпущения в божественном замысле сотворения мира. Это не удивительно - ведь дьявол был создан древнееврейской мыслью, а традиция козла отпущения идёт оттуда же. Кто не знает, объясняю - раз в год раввин возлагал руки на голову козла, отпуская грехи горожан за весь год и возлагая эти грехи на животного. Козёл становился, таким образом, "грехоотводом", после чего животное изгоняли на смерть в пустыню. Может, поэтому Дьявол имеет ряд козлиных черт?.. Не сама Ева ослушалась божьего указа - бес попутал, дьявол (в обличье змея) ввёл в искушение. Таким образом, искуситель играет роль козла отпущения, оправдывая, таким образом, Еву и весь род людской - ведь часть ответственности за грех лежит на нём. Теперь вспомним, что подвигло прекрасного, сияющего звездой Люцифера на путь зла, превратившего его в уродливого дьявола. Его сподвигла гордыня. Если обратиться к Милтону, то Люцифер был тем, кто осмелился усомнится в справедливости абсолютной власти Бога, т.е. был он отважным революционером, тем, кто бился за СВОЙ ИДЕАЛ СПРАВЕДЛИВОСТИ, бился за свободу.

«…А я пущусь в полет, за берега / Бесформенного мрака, чтобы всех / Освободить. Попытку предприму / Один; опасный этот шаг никто / Со мною не разделит!»

Можно вообще трактовать Люцифера, как того, кто принёс себя в жертву ради осуществления божьего замысла - для обретения людьми свободы воли, так свободу воли люди приобрели лишь после грехопадения, после вкушения запретного плода ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА - ведь никакой свободы воли быть не может без знания о Добре и Зле. По большому счёту, Адам с Евой только тогда и стали подлинно людьми - когда устыдились своей наготы, когда были изгнаны из рая (рая неосознанности), когда познали страдание. Но это я отвлёкся, сейчас мы говорим о тёмном властелине, гораздо более конкретный, более земной образ, нежели Дьявол, фигура метафизическая и метафорическая. Что объединяет Люцифера и Тёмного Властелина, так это гордыня. Гордыню подчёркнуто демонстрируют даже самые плоские злодеи. Но что же есть за душой тёмного властелина кроме гордыни? Вот на лице творившей злодейства колдуньи Тильды Суинтон играла вся гамма чувств, кроме клишированного злого торжества и ярости, который только и могут переживать типичные тёмные властелины. В глазах колдуньи читалась скорее боль и некоторая сумасшедшинка, а на лице лежала печать разочарования и, я бы сказал, отчаянья. Думаю, что для подлинного Тёмного Властелина именно эти чувства будут доминирующими.

Гипотетически, Тёмный Властелин может честно верить в то, что служит правому делу и защищает свои идеалы справедливости. Он в таком случае служит добру как сам его понимает, а потому сам себя не может считать злодеем. Считал ли себя злодеем Гитлер или Пол Пот? Считал ли себя злодеем Трумэн, подвергнувший жителей Хиросимы и Нагасаки ядерной бомбардировке? Считали ли себя злодеями инквизиторы? Конечно нет. Но в блокбастерах такие образы Тёмных властелинов как то и не особо фигурируют - уж больно они похожи в таком случае на простых людей. Полноценный, чистокровный Тёмный Властелин должен понимать, что он служит злу, он должен сознательно выбрать эту дорогу. Что хочет тёмный властелин в конце своего пути? Как правило одного - абсолютной личной власти, вещи совершенно невозможной. Что же толкает его на это, почему он этого так хочет, что им движет? Отчаянье, боль, страх и разочарование. Собственно, абсолютная личная власть ему и нужна только для того, чтобы избавится от всего вышеперечисленного, избавиться от страдания. Для этого персонажа есть два пути: путь к абсолютной власти (она же - полный контроль) или смерть - и то и то дадут ему избавление от страдания. На самом же деле реалистичен лишь второйй вариант, так как абсолютная личная власть - это исключительно божественная прерогатива, недоступная никому. Хорошо продуманный, не плоский тёмный властелин должен понимать это в глубине своей души, поэтому его поведение отчасти суицидально, так как он в какой-то степени жаждет смерти. На это намекнули в упомянутом фильме про Нарнию - в глазах колдуньи за мгновение до гибели было всё что угодно, но не страх - скорее томительное ожидание. И уже совсем однозначно это было показано в советском фильме "Мио, мой Мио", где тёмный властелин злой рыцарь Като в исполнении блистательного Кристофера Ли с уже пронзённым мечом сердцем сказал: "ну вот ты и освободил меня от ужасных мучений! Как тяжело, когда у тебя каменное сердце!"

Я не считаю власть саму по себе злом. Власть бывает разная. Власть может быть народная - т.е. в интересах большинства, а может быть и в интересах небольшой кучки правящего класса. Может быть власть во имя справедливости и любви - и никакая справедливость и любовь не смогут проявить себя без этой власти. Но власть, к которой стремится тёмный властелин - это власть как замена любви и как справедливость в эгоцентрическом, а потому извращённом понимании тёмного властелина. Нацисты, например, боролись за своё понимание справедливости - они искренне считали рабовладельческий строй справедливым, где высшая раса повелевает низшими расами. Главное - власть нужна тёмному властелину как суррогат любви потому, что к любви он не способен по тем или иным причинам. Именно это то и остаётся за кадром - почему тёмный властелин не способен на любовь, что произошло с ним тогда, когда он не был тёмным властелином? В звёздных войнах у Энокена Скайуокера была несчастная любовь, боль потери близких людей - жены и матери. Чтоб не было так больно, стал добиваться власти как возможности контролировать всё, вплоть до жизни и смерти - через это главный злодей и сбил героя спонталыку! Как только, в самом конце шестой части он снова обретает способность к любви - т.е. признаётся самому себе, что он любит своего сына - он убивает главного злодея (императора), т.е. перестаёт быть злодейским персонажем. Личность же главного злодея так и остаётся совершенно былинной, совершенно плоской, а ведь это ключевой персонаж этой саги, без него ничего бы вообще не произошло. Зачем Палпатин искал своей абсолютной власти? Какие боль, страх, разочарование и отчаянье нёс он в своей тёмной душе? И почему именно эти чувства я выделяю, как ведущие?

Разочарование - пожалуй, доминирующее чувства на стадии становления Тёмного Властелина как личности. Он обязан быть циником, т.е. человеком, который глубоко разочарован в ценностях, не верит в ценность чего либо. "Знает всему цену, но ничего не ценит", - как говорит известная поговорка. Ещё есть выражение, что циник - это уставший романтик. Не уставший - разочаровавшийся! Нет идеалов, нет чистоты, нет ничего подлинно святого и ценного - таков мир циничного Тёмного Властелина. Только выгода, польза и власть. В этих вещах разочароваться сложно - это вещи конкретные, весомые. Если положительный герой обязан быть преисполнен радужных мечтаний, высоких идеалов, любовью и долгом, то Тёмный Властелин, как правило, глубоко прагматичный циник. Тёмный Властелин без сомнения должен обладать рядом выдающихся качеств - иначе он не стал бы Тёмным Властелином. Если бы не разочарование в высоких идеалах, то Тёмный Властелин был бы практически не отличим от положительного героя. Оба они слеплены примерно из одного теста, их главные различия - идеологические и мировоззренческие. Кто знает - не разочаруйся Тёмный Властелин в разумном, добром и вечном, то не стал бы он положительным персонажем, как в книге Фармер "Дом скорпиона", где клон Тёмного Властелина, получив правильное воспитание, встал на сторону борьбы со злом.

Боль - это то, чего сам Тёмный Властелин никогда не признает за собой. "Боль - это то, что чувствуют другие, когда встречаются со МНОЙ, ХАХАХАХА!" Но на деле цинизм в своей сути - это защитная реакция на боль и разочарование. Цинизм - эта та броня, в которую человек одевает своё сердце и душу, уберегая их от боли и страдания. Душа в броне не способна соприкоснуться с другой душой, не способна к глубоким чувствам, для неё становятся недоступны Вера, Надежда и Любовь - но и боль она перестаёт чувствовать. Говоря более сухими словами, человек становится не способным к открытости и доверию - зато таким образом обретает иммунитет от предательства и нового разочарования. Любой закостенелый циник должен постоянно помнить о боли, пережитой им когда-то и из за которой он, собственно, и стал циником. Пусть не всегда он держит память о боли в сознании, но подсознательно эмоциональная боль всегда звучит, всегда напоминает - не открывайся, не доверяй и не верь, иначе будет больно! Тёмный Властелин часто гневается, причём нередко из-за всяких пустяков. Думаю, что его приступы ярости можно сравнить со злобностью животного, испытывающего боль. Охотники знают, что подраненный зверь опаснее здорового, а индусы предупреждают, что слон опасен, а слон со сломанным бивнем опасен вдвойне.

Страх - ещё одно чувство, ещё одно состояние, которое уважающий себя Тёмный Властелин не может за собой признать - быть может, даже перед самим собой. Но страх, наряду с болью - необходимое состояние, которое подталкивает в защитную реакцию цинизма. Ведь именно СТРАХ быть преданным, обманутым и оставленным в дураках делает человека неспособным на подлинную откровенность, на подлинную близость, на любовь, на возможность быть с другим в полной мере самим собой. Да, у Тёмного Властелина нет друзей - только слуги и в лучшем случае помощники-заместители. Нет у него и любимой жены. Тёмный Властелин всегда один на вершине своей власти, ею он в полной мере не делится ни с кем. Такая власть ему нужна, она ему жизненно необходима - чтобы уберечься от страха. Только тотальный, абсолютный контроль и подавление всякого сопротивления дают стопроцентные гарантии - а на меньшее он не согласен.

Я ни в коем случае не утверждаю, что Тёмный Властелин трус. Трус - это заложник своего страха, трус осознанно подчиняется своему страху и отказывается от борьбы с ним. Тёмный Властелин наоборот - занят вечной борьбой со своим страхом. Он постоянно доказывает себе и миру, что он крут, что он мега крут и круче его нет вообще никого. И разумеется, он не признаётся никому - и очевидно, что и самому себе - в своих слабостях и страхах, а потому он обречён навсегда остаться со своим страхом, обречён никогда не перерасти его, не оставить в прошлом. Тёмный Властелин не тот, кто спокойно смотрит в глаза бездны, но и не тот, кто убегает от неё. Он тот, кто бросает бездне вызов. И это по своему красиво. Поэтичность этого придаёт Тёмному Властелину определённое тёмное обаяние. В то же время это глупо - бросать вызов бездне, богу, миру вокруг. Не буду гнуться под изменчивый мир, лучше я, Я прогну его под себя! - вот девиз любого уважающего себя Тёмного Властелина.

Отчаянье - оно стоит последним в моём перечне качеств Тёмного Властелина в силу того, что оно во многом является следствием вышеперечисленных особенностей. Отчаянье не может не родиться в душе злодея - ведь он одинок и неспокоен. Отчаянье толкает загнанную крысу бросаться на врага, отчаянье толкает Тёмного Властелина на борьбу с миром. Мир категорически не устраивает Тёмного Властелина. Положительного Героя мир тоже может не устраивать, но Герой борется за справедливость и счастье других, Тёмный Властелин перекраивает мир лично для себя. Иначе он не может - Тёмный Властелин одинок и никого не любит, Герой же способен чувствовать единение с другими и преисполнен любви.

Лично для меня, как для психолога, в истории с Тёмным Властелином самое интересное - это переход сильной личности, которой Тёмный Властелин обязан быть, на тёмную сторону. К сожалению, этого-то обычно и не показывают. Ещё интересна была бы история, в которой Тёмный Властелин умудрялся бы вырасти над собой и перейти на сторону добра, хоть это и несколько невероятно. В этом случае Тёмный Властелин обязан был бы быть свергнутым и лишённым всякой власти, но не убитым - очевидно, что иного пути к добру у него нет. Если говорить околорелигиозным языком, тёмную душу может спасти лишь искупление преступлений через страдания, а гордыня лечится лишь падением с сияющих вершин власти.

И напоследок - не выглядят ли мои рассказы о душевных страданиях злодея оправданием зла? Ведь тому, кто разочарован, живёт в боли, страхе и отчаяньи можно и посочувствовать, а потом и больше - понять и простить. Нет, я не за то, чтоб прощать злодея, но вот понять его действительно крайне необходимо. На практике это доказывает криминальная психиатрия, которая стремится понять маньяка для того, чтобы способствовать его скорейшей поимке и ликвидации. Так же я против вульгарного, примитивного понимания зла - потому что это приводит к вульгарному, примитивному пониманию добра. Любой Тёмный Властелин - это всегда невротик. Невротик в силу того, что не может преодолеть своё неверие и страх - не может даже признаться самому себе в собственных страданиях, а потому обречён страдать снова и снова. Невротик должен быть понят - только тогда можно ему помочь. Тёмный Властелин - это часто неразвившийся Светлый Герой - и возможно потому, что не был вовремя понят и направлен на верный путь. Схожую мысль выразил булгаковский Иешуа, когда говорил, что злых людей нет на земле, есть только несчастные. Зло для меня - это всегда проявления незрелости или патологии. А потому всё, что служит устранению патологии и способствует развитию и созреванию является добром. Зрелая личность является априори доброй - только доброй не в вульгарном понимании. Зрелая личность признаётся самой себе в собственном несовершенстве, не нуждается в самоутверждении, знает своё место и лишена эгоцентризма. И главное - она не боится страдать, в отличие от Тёмного Властелина. Зрелая личность смотрит вперёд спокойно и знает, что впереди, кроме радости и счастья, маячит боль и страдание. Но это не должно пугать. Не бояться любить – это не бояться жить, а не бояться жить – это не бояться страдать. Это то, что я называю духовным мужеством – спокойно принимать страдание, если осознаешь его неизбежность. Именно благодаря такой установке зрелая личность способна вырастать над собой и оставлять страдание позади, доказывая таким образом тезис: чтобы не страдать, надо не боятся страдания.

15.10.2017

https://vk.com/borismedinskiy
перейти в каталог файлов
связь с админом