Главная страница
qrcode

Бахчисарай путешествие в историю Крыма


Скачать 151,5 Kb.
НазваниеБахчисарай путешествие в историю Крыма
Анкор001 Бахчисарай - путешествие в историю Крыма .doc
Дата09.11.2016
Размер151,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла001_Bakhchisaray_-_puteshestvie_v_istoriyu_Kryma.doc
ТипДокументы
#3712
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3


Бахчисарай - путешествие в историю Крыма

Бахчисарай — город в предгорном районе Крыма, в балке, защищенной от ветров, был основан ханом Менгли-Гиреем в начале 6 века. Название его означает «цветущий сад». После Кырк-Ора (Чуфут-Кале) он стал столицей Крымского ханства. Главное, что привлекает в Бахчисарай — памятники истории и культуры, которыми он так богат. Главная достопримечательность города — уникальный памятник архитектуры 16-18 веков ханский дворец (Хан-Сарай). Экскурсия знакомит с ханским дворцом, гаремом, соколиной башней, садом и кладбищем династии Гиреев, а также воспетым А.С. Пушкиным «Фонтаном слез».

Экскурсионный маршрут включает осмотр древней стоянки человека и средневековой крепости Чуфут-Кале. Она находится в 3 км. от Бахчисарая — это наиболее сохранившийся из пещерных городов Крыма, возник предположительно в 6 веке и стал исторической вотчиной караимов.

Экскурсия также знакомит с Успенским монастырем — одним из пещерных монастырей Крыма, основным центром православия на полуострове в период Крымского ханства. Расположен в отвесной скале недалеко от Бахчисарая, основан в 8 веке византийскими греками и назван в память Успения Пресвятой Богородицы. Ряд церквей Успенского монастыря поражают своими акустичес - кими свойствами, в храме Константина и Елены алтарь находится в акустическом фокусе, так что при богослужении звук, отражаясь от стен пещеры не только распространялся направленно, но и усиливался, а доходя до скал Чуфут-Кале, звуковые волны попадали в рупорообразные пещеры, и отражаясь возвращались в Успенский монастырь, создавая впечатление, что молитвы читают все скалы округи.

Бахчисарай — город в предгорном районе Крыма, в балке, защищенной от ветров, был основан ханом Менгли-Гиреем в начале 6 века. Название его означает «цветущий сад». После Кырк-Ора (Чуфут-Кале) он стал столицей Крымского ханства. Главное, что привлекает в Бахчисарай — памятники истории и культуры, которыми он так богат. Главная достопримечательность города — уникальный памятник архитектуры 16-18 веков ханский дворец (Хан-Сарай). Экскурсия знакомит с ханским дворцом, гаремом, соколиной башней, садом и кладбищем династии Гиреев, а также воспетым А.С. Пушкиным «Фонтаном слез».

Успенский монастырь


Один из наиболее известных и посещаемых — Успенский монастырь, возникший в конце VIII — начале IX в. близ Бахчисарая. Это было незащищенное прискальное поселение, где жилые и хозяйственные пещеры дополнялись наземными постройками, часовнями, усыпальницами и другими принадлежностями монастыря.

От монастыря сохранился дом настоятеля у дороги и руины небольшой часовни, пещеры хозяйственные и культового назначения, пещерные кельи, гостиный дом. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь с колоннами и остатками росписи.

В конце XV в. Успенский монастырь стал центром православия в Крыму. Он был резиденцией митрополита. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы.

Чтобы привлечь местное население христиан на свою сторону, закрепить политическое влияние на него, русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом говорят грамоты царя Федора Иоанновича (1595 г.) и Бориса Годунова (1599 г.).

В годы дипломатической борьбы России за Крым, чтобы ослабить экономику Крымского ханства, русское правительство добилось переселения христиан в Северное Приазовье. Духовенство Успенского монастыря сыграло главную роль в идеологической подготовке православного населения полуострова к переселению. Организация переселения была поручена А. В. Суворову. Благодаря его умелым действиям в 1778 г. 31 тысяча человек — основная масса земледельцев, скотоводов и ремесленников — переселилась на берег Азовского моря. Жители греческой деревушки Мариамполь, которая находилась напротив монастыря, основали город Мариуполь.

Вместе с прихожанами ушли и монахи. Монастырь опустел и частично разрушился. В середине XIX в. он был восстановлен, его стали называть Успенским скитом. Во время первой героической обороны Севастополя 1854–1855 гг. в кельях, гостином дворе размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище и напротив скита внизу, где до сих пор сохранились надгробья.

Успенский скит был закрыт в 1921 г. В настоящее время Успенский монастырь — это памятник истории и археологии.

Успенский монастырь

Один из наиболее известных и посещаемых — Успенский монастырь, возникший в конце VIII — начале IX в. близ Бахчисарая. Это было незащищенное прискальное поселение, где жилые и хозяйственные пещеры дополнялись наземными постройками, часовнями, усыпальницами и другими принадлежностями монастыря.

От монастыря сохранился дом настоятеля у дороги и руины небольшой часовни, пещеры хозяйственные и культового назначения, пещерные кельи, гостиный дом. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь с колоннами и остатками росписи.

В конце XV в. Успенский монастырь стал центром православия в Крыму. Он был резиденцией митрополита. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы.

Чтобы привлечь местное население христиан на свою сторону, закрепить политическое влияние на него, русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом говорят грамоты царя Федора Иоанновича (1595 г.) и Бориса Годунова (1599 г.).

В годы дипломатической борьбы России за Крым, чтобы ослабить экономику Крымского ханства, русское правительство добилось переселения христиан в Северное Приазовье. Духовенство Успенского монастыря сыграло главную роль в идеологической подготовке православного населения полуострова к переселению. Организация переселения была поручена А. В. Суворову. Благодаря его умелым действиям в 1778 г. 31 тысяча человек — основная масса земледельцев, скотоводов и ремесленников — переселилась на берег Азовского моря. Жители греческой деревушки Мариамполь, которая находилась напротив монастыря, основали город Мариуполь.

Вместе с прихожанами ушли и монахи. Монастырь опустел и частично разрушился. В середине XIX в. он был восстановлен, его стали называть Успенским скитом. Во время первой героической обороны Севастополя 1854–1855 гг. в кельях, гостином дворе размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище и напротив скита внизу, где до сих пор сохранились надгробья.

Успенский скит был закрыт в 1921 г. В настоящее время Успенский монастырь — это памятник истории и археологии.


Церковь - только часть большого монастырского комплекса, расположенного на шести ярусах. Помещения монастыря соединяются высеченными в скале ступенями с большой лестницей, по

Чуфут-Кале — наиболее посе­щаемый и лучше других сохра­нившийся «пещерный город» в 2 км от Бахчисарая. История его, уходящая в глубь веков, до сих пор до конца не изучена. В старину город, расположенный на похожем на полуостров не­большом плато, был населен аланами. Монголы в 1299 г. раз­рушили эту хорошо укрепленную крепость, которая тогда называ­лась Кырк-Ор: кырк — сорок и йэр — берлога, нора, видимо, подразумева­лись пещеры. В XIV в. возникла вторая крепостная стена, отсюда новое название крепости — Джюфт-Кале (двой-

ная), которое трансформиро­валось в Чуфут-Кале (иудейская крепость). Позднее город служил местом заточения знатных пленников. Двадцать один год провел здесь воевода В. Б. Шереметьев, пле­ненный в 1660 г. По свидетельствам путешественников, еще в середине прошлого века здесь жили более полутора тысяч караимов. Но вскоре Чуфут-Кале окончательно опустел, превра­тившись в молчаливый памятник истории Крыма, в одну из самых известных достопримечательнос­тей.

Городище расположено на обрывистом плато в виде мыса. Территория поселения на три четко выраженных части. Бурунчак - обширный пустырь (более 15 га), использовавшийся как выгон для скота, а в XVIII в. даже как ханский зверинец. "Старый город", занимавший самую узкую часть плато, был ограничен с запада невысокой стеной, отделявшей его от Бурунчака, а с востока "Средней" оборонительной стеной, являющейся типичной ранневизантийской фортификационной системой. "Новый город", застроенная территория между "Средней" и "Восточной" стенами. Последняя построена в духе позднесредневековой фортификации с учетом возможностей использования огнестрельного оружия.

За ней, в 300 м к юго-востоку от городища, начинается территория обширного караимского некрополя, занимающего верховья Иософатовой долины. По предварительным оценкам здесь сосредоточено свыше 7 тысяч надгробий. Раскопки здесь впервые были проведены Д.А.Хвольсоном в 1878 и 1881 гг. с целью поиска древних надгробий, необходимых ему как аргумент в полемике с А.И.Гаркави и другими гебраистами, подвергшими сомнению подлинность ряда памятников, опубликованных А.С.Фирковичем.

В 1925-28 гг. раскопки на городище проводились с целью изучения памятников мусульманской культуры. У.Боданинский и О.Акчокраклы исследовали остатки мечети, построенной в 1346 г.

В 50-е гг. широкомасштабные археологические работы были развернуты экспедицией под руководством Е.В.Веймарна (Крымский отдел Института археологии АН УССР). Их главным объектом была "Средняя" стена. На северном фланге этого укрепления был расчищен участок главного рва, вырубленного в материковой скале. Ров перекрывали руины караимской усадьбы, с которой был связан обширный двухэтажный пещерный комплекс, т.н. "Чауш-кобасы", датированный XVII в. С целью поиска археологических материалов, отражающих ранние этапы существования поселения, были сделаны зондажи на различных участках склонов плато. По результатам этих исследований их руководитель пришел к выводу о появлении города в X-XI вв., а расцвет караимской общины в нем отнес к XVI-XVII вв.

В 1983, 1987-88 гг. в Чуфут-Кале работала совместная экспедиция Симферопольского госуниверситета (Герцен А. Г.) и Бахчисарайского историко-архитектурного музея (Могаричев Ю.М., Хоменко В.Н., Чореф М.Я.). Из памятников, отражающих жизнь иудейской общины в "Старом городе", исследовались культурные напластования в районе кенасс и участок руинированной застройки в начале Средней улицы близ ворот Кичик-Капу. В "Новом городе" работы были сосредоточены у тыльной стороны Восточной оборонительной стены. Наиболее важные результаты были получены при исследованиях у ее северного фланга, где были открыты остатки усадьбы предшествовавшей строительству оборонительной линии, и бани, появившейся здесь не ранее конца XVII в. В работе экспедиции принимали участие научные сотрудники Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР Е.Н.Мещерская и А.Л.Хосроев, которые при участии Н.В.Кошовской (соискатель кафедры истории древнего мира и средних веков СГУ) проводили обследование некрополя в Иософатовой долине с целью определения перспективы его дальнейшего комплексного изучения. В настоящее время оно является плановой темой Крымского отделения Института востоковедения НАН Украины.

По результатам многолетних исследований основные этапы истории поселения можно представить следующим образом:

1. VI - Х вв. В начале этого периода создается оборонительная система. Главным ее звеном становится "Средняя" стена со рвом, пересекавшая плато в самом узком месте. Расселины в обрывах были перегорожены короткими стенами. Возле них создавались первые пещерные помещения для укрытия часовых. Вероятно, в крепости была христианская базилика, на что указывают фрагменты ранневизантийских мраморных архитектурных деталей в кладках позднесредневековых построек. На склонах плато известны к настоящему времени три раннесредневековых могильника.

Данные раскопок в сочетании с более поздними письменными источниками свидетельствуют о том, что основным населением этого района были аланы, массовое проникновение которых в Крым началось в середине III в. Материалов этого периода на плато обнаружено мало. Это объясняется тем, что крепость использовалась как убежище на случай военной угрозы, вероятно, постоянно в ней находился лишь небольшой гарнизон. Такое положение сохранялось до середины XIV в., что подтверждается сведениями арабского географа Абульфеды (1321 г.).

2. XI - середина XIV в. Период очень слабо освещенный источниками, археологические материалы этого времени практически не выявлены. Можно полагать, что в районе Южных ворот (Кичик-Капу) в это время формируется христианский пещерный монастырь, предшествовавший Успенскому монастырю в ущелье Марьям-дере.

3. Середина XIV - первая половина XV вв. В начале этого периода крепость была захвачена татарами. Арабский летописец Рукнеддин Бейбарс упоминает ограбление Кырк-Ора (так называлась крепость до начала XVII в.) в 1299 г. войском эмира Ногая. Археологические данные не подтверждают мнения, высказанного рядом исследователей о том, что с этого времени крепость вошла в состав татарских владений. Скорее всего, дело тогда ограничилось не ее захватом, а получением дани с местного населения. Реально же татарская власть была здесь установлена в середине следующего столетия, на что указанием служит дата строительства мечети - 1346 г.

4. Особое значение Кырк-Ор приобретает в период существования независимого Крымского ханства. Во второй половине 30-х гг. XV в. сюда была перенесена из Солхата (Старого Крыма) ставка основателя ханства Хаджи-Гирея. С этого времени на плато появляется массовый археологический материал, в котором хронологическим маркером является глазурованная полихромная керамика. Застраивается территория "Старого города", реконструируется оборонительная система, перестраивается мечеть. Перед "Средней" стеной появляется торгово-ремесленный посад, образованный иудейской общиной. С XV в. в письменных источниках (ханские ярлыки) появляются сведения о сосуществовании в городе трех общин: мусульманской, иудейской и христианской.

5. Середина XVI - вторая половина XIX вв. До археологических исследований 1987-88 гг., проводившихся у Восточной оборонительной стены, считалось, что она была построена на рубеже XIV и XV вв. Основанием для этого предположения было содержание двух эпитафий из Иософатовой долины, опубликованных в "Авнэ-Зиккарон". Одна, с памятника Моше (1396 г.), названного в тексте основателем стены, другая с именем Элвазара, сына Исаака Иерусалими (1433 г.), именуемого начальником двух крепостей, под которыми обычно понимались две оборонительные линии крепости. В караимской историографии, исходя из этого понимания, толкуется происхождение топонима "Чуфут-Кале": не от этнонима "чуфут" - еврей, а от прилагательного "джуфт" - двойной, т. е. в целом - "Двойная крепость". Хотя в разнообразных источниках, в том числе и караимских, с XVII в. название поселения фигурирует только в первом значении.

Еще Д. А. Хвольсон сомневался в реальности существования первой из упомянутых надписей. Обе они до сих пор не обнаружены при обследованиях некрополя, проведенных гебраистами из Санкт-Петербурга и Тбилиси (Н. И. Бабаликашвили).

Раскопки у северного фланга Восточной оборонительной стены установлено, что при ее возведении был уничтожен мусульманский некрополь. В слое строительного мусора, заполнявшего скальную вырубку, было найдено надгробие с датой, соответствующей 1417/18 г. н. э. Очевидно, что оно могло попасть сюда лишь после того, как татары начали покидать крепость в первой половине XVI в., когда в долине р. Чурук-су обосновалась новая ханская ставка, вокруг которой вырос г. Бахчисарай. Следует отметить, что еще А. Л. Бертье-Делагард на основе фортификационных особенностей стены относил ее создание к XVI в., что согласуется с данными новейших раскопок.

К середине XVII в. входит в употребление новое название крепости - Чуфут-Кале. Большинство населения в ней теперь составляли иудеи, преимущественно караимы. С этого времени бурно развивается жилая застройка как ее старой, так и новой части. По свидетельству Эвлии Челеби в 60-х гг. XVII в. здесь насчитывалось 1530 домов, из них 200 в "Новом городе"; в начале XIX в. домов в крепости было 227. Из около 200 пещерных сооружений, известных к настоящему времени, большинство появилось в XVII-XVIII вв., они служили хозяйственными подвалами усадеб. Лучше всего до настоящего времени сохранился комплекс жилой усадьбы А.С.Фирковича. Здесь он скончался в 1874 г. и похоронен в Иософатовой долине. К этому времени поселение почти полностью было оставлено жителями. На кладбище вплоть до начала XX в. продолжали хоронить караимов, выходцев из чуфуткальской общины.

Иософатова долина не только своим названием, но и природными особенностями напоминает верховья Кедрона. Стараниями местных зодчих ей искусственно были приданы дополнительные черты сходства с иерусалимской святыней, например, на южном фланге Восточной стены, выходящем на долину, была создана полукруглая в плане декоративная башенка, имитирующая аналогичную постройку в эпонимной долине. Интересно и такое совпадение, как расположение под Чуфут-Кале мусульманского кладбища и монастыря Успения Богородицы.
Сразу уточним, что в Крыму никогда не существовало исключительно караимских по составу поселений. Обычно караимы занимали отдельные кварталы на территории города. Даже в позднесредневековом Чуфут-Кале, считающимся наиболее гомогенным по этническому составу, источники упоминают о проживании христиан православного и армяно-григорианского толков.

Практически все очевидцы, наблюдавшие жизнь караимов до разложения у них традиционной социальной структуры, отмечали, что по своему облику и образу жизни они не отличались от татар. Особенности проявлялись в конфессиональной области и ментальности в целом.

Как известно, на протяжении XIX в. в науке оформились три версии, объяснявших появление караимов в Крыму. Согласно первой, возникшей в караимской среде, караимы являлись потомками израильтян, поселенных на полуострове во времена персидского царя Камбиза II. Во второй половине VI в. до н.э. они основали крепость "Села га Юдим", в дальнейшем именовавшуюся Чуфут-Кале. От них в последствие во второй половине VIII в. тюркоязычные хазары приняли в качестве государственной религии караимизм.

Во второй половине XIX в. разрабатывается версия о происхождении караимов преимущественно от хазар. В настоящее время она считается наиболее респектабельной и чаще всего приводится в научно-популярной и справочной литературе.

Весьма представительным является "скептическое" направление, первые представители которого, П.И.Кеппен, А.А.Куник, А.И.Маркович, А.И.Гаркави, А.С.Дубнов и другие, склонны были относить появление караимов в Крыму к ХIII-ХIV вв.

Ключевым моментом всех версий является отношение авторов к материалам собранным и частично опубликованным А.С.Фирковичем. В нашу задачу не входит рассмотрение этой весьма запутанной проблемы в целом. В предлагаемом докладе мы остановимся лишь на археологическом контексте истории двух наиболее известных средневековых поселений: Мангупа и Чуфут-Кале. В последние четверть века в их изучении принимает участие археологическая экспедиция Симферопольского госуниверситета и Крымского отделения Института востоковедения НАН Украины. О появлении, развитии и угасании этих "пещерных городов" можно судить по массовым археологическим находкам, позволяющим реконструировать основные этапы истории поселений в целом и иудейских анклавов на их территории в частности.
  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом