Главная страница

Ббк 88. 8 К 90


Скачать 0,98 Mb.
НазваниеБбк 88. 8 К 90
АнкорKostina_Igrovaya_terapia_s_trevozhnymi_detmi.doc
Дата18.09.2017
Размер0,98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKostina_Igrovaya_terapia_s_trevozhnymi_detmi.doc
ТипКнига
#21133
страница6 из 11
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

коррекции после коррекции

экспериментальная группа

группа испытуемых

контрольная группа

Рис. 3.3. Изменение показателей уровня тревожности у детей контроль­ной группы и третьей экспериментальной подгруппы до и после коррек­ции методом смешанной игровой терапии

Каквидно из рис. 3.3, уровень тревожности у детей третьей экс­периментальной группы, прошедшей курс смешанной игровой те­рапии, снизился до средних показателей с 60,78 до 39,32% (р < 0,05). Здесь у детей наблюдались изменения в двух направлениях. С одной стороны, дети данной экспериментальной группы овладе­ли навыками общения, совместного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. На поведенческом уровне это выражалось в боль­шей заинтересованности в коллективной деятельности, в появле­нии большей уверенности при обращении к другим людям, луч­шем понимании реакции окружающих на их поведение и т.д. С другой стороны, детям удалось сформировать некоторую внут­реннюю шкалу оценки действий, что давало им возможность про­гнозировать реакцию других людей на свои поступки, конечно, при условии, что поведение этих людей отличалось постоянством! Синтез техник и приемов директивного и недирективного методов игровой терапии позволил детям наряду с отыгрыва­нием тревожности и состояний тревоги овладеть некоторыми конкретными навыками и способами взаимодействия с людь­ми. Это является отличительным новообразованием у детей именно третьей экспериментальной группы, прошедших курс коррекции высокого уровня тревожности методом игровой те­рапии смешанного типа.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИИ

УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ

Результаты, приведенные в трех предыдущих разделах, позволяют говорить о возможности коррекции уровня тре­вожности в старшем дошкольном возрасте. Поскольку кроме качественной характеристики существует и количественный показатель уровня тревожности, необходимо рассмотреть его изменения, сравнив результаты до и после коррекции в каж­дой группе детей (табл. 3.2). Следует принять во внимание то, что показатели до 20% относятся к низкому, от 20 до 50% — к среднему, а более 50% — к высокому уровню тревожности.

Таблица 3.2. Показатели тревожности у дошкольников контрольной группы и экспериментальных подгрупп

до и после коррекции

До коррекции

После коррекции

Контр, группа

1-я экспер. подгруппа

2-я экспер. подгруппа

3-я экспер. подгруппа

Контр, группа

1-я экспер. подгруппа

2-я экспер. подгруппа

3-я экспер. подгруппа

Кол-во

%

во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Лш-во

%

Кал-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

31

57

30

57

31

57

31

57

26

57

7

50

10

50

9

50

12

64

13

64

13

64

13

64

15

64

19

43

18

43

18

43

7

71

7

71

б

71

6

71

8

71

14

35

17

35

15

35

























1

79

8

28

5

28

7

28































2

21







1

21

Средний показатель yt

ювня тревожности, %

60,64

60,78

60,57

60,57

61,78

38,74

40,18

39,32

Табл. 3.2 позволяет проследить количественные изменения внутри каждой группы. Так, сравнивая результаты контрольной группы в период до и после коррекции (в самой коррекции эти де­ти участия не принимали), мы можем увидеть, что количество де­тей с показателями тревожности 64% увеличелось на трех человек, 71% — на одного, появился даже один результат 79%. Если при­нять во внимание, что все показатели выше 50% интерпретируют­ся как высокая тревожность, то можно говорить о том, что у всех детей контрольной группы уровень тревожности — высокий. Это может быть связано с тем, что диагностическое исследование про­водилось в период перехода детей из детского сада в школу, а пере­ход на новый жизненный рубеж не мог остаться без последствий для высокотревожных испытуемых. Такие дети проявляли себя как беспокойные, боязливые и неуверенные в себе. Им нередко бывало трудно сосредоточиться. Они часто болели, жаловались на плохой аппетит и сон. Страх перед возможной неудачей не позво­лял им приниматься за что-либо новое и интересное вместе с дру­гими детьми.

Сравнивая результаты всех экспериментальных подгрупп до и после коррекции, можно проследить полное изменение про­центных данных. Так, отсутствуют показатели 57, 64 и 71%, ко­торые соответствовали высокому уровню тревожности. В этих подгруппах были получены результаты в пределах от 20 до 50%, что соответствует среднему уровню тревожности. Естественно, что у этих детей не наблюдалось поведение, свойственное испы­туемым контрольной группы. Эти дети стали более самостоя­тельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее кап­ризными и беспокойными, научились менее эмоционально вос­принимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. Они также научились налаживать отношения со сверстниками, вслед­ствие чего у них появилось больше доверия к окружающим. У всех детей экспериментальной группы улучшилось самочувст­вие, они стали меньше болеть, чаще ходить в детский сад.

Полученные результаты позволяют говорить об эффектив­ности игровой терапии для коррекции высокого уровня тре­вожности, препятствующего нормальному личностному раз­витию дошкольников. Результаты, приведенные в табл. 3.2, позволяют увидеть частные изменения показателей уровня тревожности у детей. Из рис. 3.1—3.3 видно, что тревожность у детей эксперимен­тальных подгрупп, прошедших курс игровой терапии, снизи­лась по сравнению с уровнем тревожности у детей контрольной группы. Полученные данные позволяют провести сравнение общих показателей для определения того, какой же из методов игровой терапии оказался наиболее эффективным для коррек­ции уровня тревожности у дошкольников.

Так, в первой экспериментальной подгруппе разность пока­зателей, полученных до и после коррекции, составляет 22,02%, что на 1,65% больше, чем во второй подгруппе, и на 0,79% боль­ше, чем в третьей. Во второй экспериментальной подгруппе эта разность является наименьшей: она равна 20,39%, что на 1,65% меньше, чем в первой подгруппе, и на 0,86% меньше, чем в тре­тьей. В третьей экспериментальной подгруппе разность показа­телей составляет 21,25%, что на 0,79% меньше, чем в первой подгруппе, но на 0,86% больше, чем во второй.

Несмотря на то что существует, хотя и небольшая, разница в по­казателях трех экспериментальных подгрупп, полученных до и по­сле коррекции, математическая обработка данных позволила опре­делить, что достоверных отличий в изменении уровня тревожности у испытуемых этих подгрупп не наблюдается, то есть сравнение ме­тодов игровой терапии не позволяет говорить о большей эффек­тивности какого-либо одного из них по сравнению с другими.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вы­вод, что любой метод игровой терапии является эффективным для коррекции высокого уровня тревожности у дошкольников. То, какой из этих методов выберет в своей работе практичес­кий психолог, зависит от его личных склонностей, интересов и возможностей. Еще раз подчеркнем, что эффективными яв­ляются все методы игровой терапии, поэтому совершенно не важно, какой из них будет выбран психологом для проведения коррекционной работы; важно, чтобы эта работа проводилась на достаточно высоком профессиональном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более не­посредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассими­лировать то, что переживает.

В то же время игра для ребенка — это и одна из форм «само­терапии», благодаря которой могут быть отреагированы различ­ные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игро­вой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные спо­собы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, ка­ким ее обычно считают взрослые.

В терапевтических целях игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С этого момента берет свое начало такое направление психотерапии, как игровая терапия. Игровая терапия, имея дол­гую историю, существует в разнообразных формах. Психоанали­тикам не сразу удалось найти эффективные методы игровой те­рапии. Однако в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффектив­ные способы работы с детьми. На данном этапе продолжают су­ществовать и развиваться разнообразные формы активной и пассивной игровой терапии. Одновременно сохраняет статус само­стоятельного направления недирективная игротерапия, включив­шая в себя терапию отношениями. Независимо от того, на каких теоретических положениях базируется игровая терапия, она ус­пешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка с терапевтом. Ребенок по­лучает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фанта­зии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопас­ной обстановке постепенно и со все меньшей тревогой.

В данной книге особое внимание уделено игровой терапии и рассмотрению особенностей использования различных ее методов в психокоррекционной работе с детьми. Используя эти методы, нам удалось добиться коррекции уровня тревож­ности у детей выпускных групп дошкольных учреждений. Кон­кретный метод игровой терапии для проведения данной кор­рекции психолог дошкольного учреждения выбирает, опираясь на свой личный опыт и индивидуальные особенности детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ

(Р. ТЭММПЛ, В. АМЕН, М. ДОРКИ)

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.

Экспериментальный материал

14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на ри­сунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорировано, дан лишь кон­тур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными ри­сунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.

Проведение исследования

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо бу­дет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое ли­цо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

139

Тест тревожности

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребен­ка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:

печальное или веселое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ре­бенка: веселое или печальное?».

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребен­ка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции че­редуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказы­вания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Образец протокола:

Имя: Николай

Рисунок

1. Игра с младшими детьми

2. Ребенок и мать с младенцем

3. Объект агрессии

4. Одевание

5. Игра со старшими детьми

6. Укладывание спать в

одиночестве

7. Умывание

8. Выговор

9. Игнорирование

10. Агрессивность

11. Собирание игрушек

12. Изоляция

13. Ребенок с родителями

Возраст: 6 лет Дата: 10.11.96 г.

Высказывание

Ему надоело играть

Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой

Хочется ударить его стулом. У него

грустное лицо

Он пойдет гулять. Надо одеваться

Потому что у него дети

Я всегда беру спать игрушку

Потому что он умывается

Мама хочет уйти от него

Потому что тут малыш

Потому что кто-то отбирает игрушку

Мама заставляет его, а он не хочет

Они не хотят играть с ним

Мама и папа гуляют с ним

Пьет молоко, и я люблю пить молоко

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожно­сти ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему чис­лу рисунков (14):

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделя­ются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситу­ациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоцио­нальные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Со­бирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок—ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребе­нок—взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнори­рование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одино­честве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

I

Тест тревожности







1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов
связь с админом