Главная страница

ИГПСН ред Кузнецова. ИГПСН ред Кузнецова .DOC. Белорусский государственный экономический университет кафедра правоведения История государства и права славянских народов (учебное пособие)


НазваниеБелорусский государственный экономический университет кафедра правоведения История государства и права славянских народов (учебное пособие)
АнкорИГПСН ред Кузнецова .DOC
Дата07.10.2018
Размер0,8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИГПСН ред Кузнецова .DOC.doc
ТипДокументы
#55739
страница1 из 24
Каталогid192492530

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: 20. К вопросу о кровожадности крупного капитала..docx, 21. При ком из руководителей государства Вы бы предпочли жить.d, Рак шейки и тела матки.ppt.ppt, Опухоли яичников.ppt.ppt, Khronicheskiy_gastrit.pdf, Toxicheskie_lekarstvenny_alkogolny_toxicheskiy_gepatity.pdf, 26. Политико-экономическая ИСТОРИЯ СССР и России.docx, MedBooks-Medknigi_Lanshakov_V_A__Gyunter_V_YE_Plotkin_G_L_i_dr__, Skulte_V_I__Angliyskiy_dlya_malyshey_Metodicheskie_ukazania_i_kl и ещё 61 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра правоведения


История государства и права славянских народов
(учебное пособие)

Минск, 1998

История государства и права славянских народов. Учебное пособие /Под ред. И.Н. Кузнецова. Мн.: БГЭУ, 1998. – с.


Настоящее пособие подготовлено авторским коллективом студентов 1 курса факультета права в соответствии с программой курса “История государства и права славянских народов”. Хронологический материал охватывает период до конца 1996 г.

В пособии излагаются только историко–правовые факты и явления. Анализируются некоторые политические феномены и тенденции.

Назначение пособия: введение студента–правоведа в круг историко–правовых фактов, ознакомление с юридической терминологией и традицией; анализ основных правовых институтов, кодификаций и правовых актов славянской истории, структур власти и политической деятельности.
Для студентов юридических и исторических специальностей, всех, кто интересуется историей государства и права славянских народов

Авторский коллектив, 1998

Предисловие

История государства и права славянских народов как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, а также развитие системы в целом и отдельных отраслей права

История государственных и правовых явлений в данном курсе изучается в определенных пределах, как временных, так и пространственных. Временными пределами являются момент возникновения государственности и сегодняшнее состояние государственной и правовой системы, пространственными—территории, занимаемые славянскими государствами на протяжении всего исторического времени.

История государства и права славянских народов изучает как отдельные факты, прежде всего юридические, так и закономерности исторического развития. Она стремится выявить основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных и правовых систем и институтов.

В истории права главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уголовного, гражданского, процессуального и др.) и анализируются содержание и структура наиболее значимых юридических норм.

В курсе государства и права славянских народов исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления) и правовых институтов (кодификаций, отдельных норм, отраслей права и т.п.). Изучение этой проблемы доводится фактически до наших дней, где она смыкается с проблемой современного государства и права.

Периодизация курса обусловлена несколькими факторами. Главные из них—развитие социально–экономического уклада общества (уровень экономического, технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Представленная периодизация в значительной степени условна. Тем не менее в ее рамках удается рассмотреть основные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и права славянских народов объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем и увеличением объема этого материала (фактов, событий, норм и т.п.).

I. Государство и право Древней Руси.
1.Возникновение государственности у восточных славян.

Киевская Русь—раннефеодальная монархия.

1.1 Возникновение государственности у восточных славян.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов распада большой семьи и перерастания разовой общины в сельскую (соседскую).

Форму общественых отношений славян в 7-8 в.в.можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем: особая роль народного собрания как высшего органа власти: всеобщее вооружение населения (народного ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейших) и членов общины разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей.

Образование государственности у восточных славян совпало (и было обусловлено) с разложением родоплемнных , кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К 8 в. на территории, населенной славянскими пленами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военное объединение. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князья и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются еще более крупные формирования—“союзы союзов”. Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминается три крупных пилитических центра , которые могут считатся протогосударственными объединениями : Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (Северная группа , Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань) В 9 в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название “Русская земля”. Центром объединения был Киев ,где провела полулегендарная династия Кия ,Дира и Асколида.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 до начала 11 в. это государство включала территории других славянских племен-древлян, северян, родимичей, уличей, тиверцев, вяеичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян . Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен , по своей форме это было раннефеодальная монархия .

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине 11-начале 12 в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества - полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

В 9-11 в. в. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл “варяжеский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории” происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывались влияния выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть нового правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния , признанными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом , где влияние ворягов было более раннего происхождения и ,видимо , более значительным .

Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования, на периферии которого стали возникать опорные центры - погосты. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу , Полоцк и т. д. . ) ,но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений . В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Лагоду и Псков. Только с 11 в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

К середине 12 в. все территории “полугосударств”, составлявших Киевское

государство, сливаются воедино. Название “Русская земля”, прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

1.2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

Феодальная поземельная собственность складывается с 9 в. в двух основных формах—княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань , “полюдье”) уступают место экономическим , основным на праве собственности . Правовыми основаниями для владения землей становятся пожалование , наследование , купля . В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель .

Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений “сюзеренитета - вассалитета”, т.е. феодальная зависимость. Дружина князя дифференцируется на “старшую” и “младшую” (и по возрасту , и по социальному положению ). Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В 11-12 в.в. происходят оформление боярства, как особое сословие и закрепление его правового статуса. Формируется вассалитет как система отношений с князем - сюзереном , его характерными признаками становятся специализация вассальной службы , договорной характер отношений и экономическая самостоятельность вассала . В феодальном договоре о службе соединились два начала : более древнее и личное , служебное (дружинник) и более позднее - зависимость по земле , служба , строго обусловленная землевладением . В связи с этим изменяется социально - экономическое поведение боярства .

Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников , попадающих к ним в зависимость , с помощью внеэкономических (захват , насилие ) и экономических (кабала , дом ) мер . Совершая военные походы , князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов ) . Однако рабский труд у славян не стал основной формой эксплуатации : экономические , климатические, географические и другие условия не способствовали этому . Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функция , главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь . В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин . Управление на местах осуществляли его наместники (в городах ) и волостители (в сельской местности ) .

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия . Усиление местных феодалов (11-12 в.в.) вызывает появление новой формы и нового органа власти —“сейма” , т.е. феодального съезда . На таких съезда решались вопросы войны и мира , разделение земель , вассалитета.

Отношение сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положении служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и “слуги под дворским”. Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.

В статуте крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани , а военная служба .

Стремление киевских князей к централизации своей власти определило ликвидацию племенных князей, скорое устранение князей-наместников и раздачу земель сыновьям князя (что усилило сюзеренитет отцовского авторитета). При этом принцип старшинства приходил в столкновение с принципом “отчины”: при перемещении князяй-братьев с одного “стола” на другой, некоторые из них не желали менять насиженные места, другие же рвались к киевскому “столу” через головы старших братьев. Для урегулирования подобных коллизий уже в 11-12 в.в. начинают заключаться междукняжеские договоры, содержанием которых являлись условия господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Закрепление “отчины” (вотчины) в родовую собственность позволяло боярам даже при смене своего сюзерена-князя оставлять при себе земельную собственность. Князь в своих договорах часто признавали за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход от службы.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятниками. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления , которая зародилась в недрах дружинной организации , а затем превратилась в военно-административную систему . Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения) .

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община - вервь. В ее компетенцию входили земельные пределы (перераспределение земельных наделов ) , полицейский надзор , налогово-финансовые вопросы , связанные с обложением податями и их распределение , решение судебных споров , расследование преступлений и исполнение наказаний . “Вервь” 11-12в.в. сочетала в себе элементы соседской и семейной общины .

Волость - община представляет собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры , которую оно использовало в фискальных , полицейских и административных целях . Община была наделена некоторыми судебными функциями , на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель . Феодалы , приобретавшие общинные земли , освобождались от государственного “тягла” , податных , судебных и административных обязанностей .

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами , и главным ее оппонентом оказалась боярщина - институт , основанный на вотчинном землевладении .

Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.

Совет при князе состоял из бояр и “княжеских мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли старосты . Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства . Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной , при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику) . Складывались два центра власти - княжеский дворец и боярская вотчина , становление принципа происходит в процессе феодальной раздробленности .

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание - вече. Выросшее из традиций племенных сходов, оно приобретает более формальные черты: для него готовится “повестка дня”, подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют “старцы градские” (старейшины). Определяется компетенция вече : при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения , обороны города и организации военных походов , избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом вече был совет, состоявший из “лучших людей” (городского патрициата, старейшин).

Вече в качестве государственного института оценивалось исследователями неоднозначно: как совещание правителей города, совещание князя со знатью города, как военный совет. По-разному определялась и роль совета (думы) при князе : иногда его рассматривали как постоянно действующий государственный орган , как порождение аристократической родовой традиции или как не орган вовсе , а просто “акт думания” , принятия решений .

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В 10 в. княгиней Ольгой была проведена “налоговая” реформа: были установленны пункты (“погосты”) и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале 11в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламинтирующий кобально-долговые и заемные отношения.

Кроме дани, княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы - дар, полюдие, корша. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикции. Духовенство делилось на “черное” (монашество) и “белое” (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церьковь получила право на приобретение земель , населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении “церковных людей”, дела о преступлениях против нравственности,брачно-семейные). .
2. Становление древнерусского права .

2.1 Источники права.

Источниками права признается обычай и закон. Первый период истории русского права есть время господства обычного права : законодательная деятельность власти , хотя начинается с древнейших времен и потом постепенно расширяется , но далеко еще не может конкурировать со средой действия обычаев .

2.2 Обычное право.

История знает восточных славян во время полного господства у них обычного права; древнейшие термины, означающие право вообще, относятся к обычному праву: “правда”, “норов”, “обычай”, “преданье”.

Вышеприведенные термины указывают и на происхождение обычного права, и на его свойства.

Признавая автономию (действия частного лица) за первоисточник права вообще, полагают возможным установить следующий процесс образования обычного права: более энергичное лицо поступает как ему угодно; другое следует ему из пассивной подражательности; через установившуюся практику образуется привычка поступать так, а не иначе, а затем повальный обычай, из которого, наконец, складывается общее убеждение о необходимости всем действовать именно так, а не иначе. Но таким образом в основе права был бы положен произвол , т.е. отрицание права .

Первоисточник права есть природа человека (физическая и моральная), подчиненная таким же законом, как и природа органическая и неорганическая. Право на первой ступени является чувством (инстинктом); такова месть, защита детей родителями и обратно. На второй ступени право проникается сознанием (в союзах общинных и государственных) , превращаясь из явления природы в действия воли ; то , что есть (факт ) , превращается в то , что должно быть (право) . Привычка лишь укрепляет действия единообразных норм , а не создает их .

Обычное право выражается, прежде всего, в юридических действиях (фактах). Важнейшей формой выражения обычного права служат акты юридических сделок и судебные акты, служившие преимущественно для распознания права гражданского и уголовного. В них действующие лица стараются совершить действие согласно с правом , но не всегда достигают этой цели . Наконец , оно может быть выражено в словесных формулах - юридических пословицах , из которых некоторые позднее стали формой закона , а многие уцелели до наших дней со времен древнейших , например , “Молодой на битву , а старый - на думу”; “ Молодой князь , молода и душа” ; “На одном вече , да не одни речи” и т.д.

Согласно с происхождением обычного права, оно, во - первых, обладает двойной обязательностью - внутренней и внешней, т.е. право изменяется не только личной совестью и сознанием права. Во - вторых, для сообщения праву внешней обязательной силы ему придает религиозное значение, т.е. происхождение обязательных норм возводится к самому божеству. В третьих , обычное право считалось прирожденным для известного племени или национальности ; отсюда каждый в чужой стране стремился сохранить за собой свои отечественные права. В - четвертых , как право , сохраняемое традицией , передачей , оно в высшей степени консервативно , ибо изменение его грозило разрушением самого права ; отсюда - поступать по старине значит “ поступать по праву” . Но , в - пятых , как право , не выраженное в твердой (письменной ) форме , оно способно изменяться вместе с жизнью

.2.3 Влияние и рецепции чужого права.

2.3.1 Договоры с греками и немцами.

Весь 10 в. есть век периодических движений целых масс восточных славян в Византию. С греками тогда было заключено 4 договора: в 907 г. Олегом, в 911 г. им же, в 945 г. Игорем, в 972 г. Светославом.

Первый договор. В 907 г. Олег пошел на греков, собравши множество воряг , славян (ильменских) , чуди , кривичей , полян , северян , древлян , родимичей , хорватов , дулебов и тиверцев . Дойде до Константинополя, он заставил греков заплатить единовременный выкуп по числу его воинов и затем , несколько отступив от города , заключил мир с царями Львом и Александром через посредство пяти своих послов . Главные пункты договора заключались в следующих обязательствах греков: 1) платить дань русским на каждый из старших городов, в которых сидели князья - подручники Олега ( Киев , Чернигов , Переяславль , Полоцк , Ростов , Любеч и др. ) ; 2) давать корм тем русским , которые приходят в Византию , а гостям - русским месячное содержание . Греки только прибавили необходимую оговорку, чтобы русские, приходящие в Византию, не разбойничали на улицах и в окрестностях Византии.

Бедное содержание договора 907 г. казалось, однако, на первых порах достаточным; но в следующие годы сами греки должнябыли внушить русским мысль о необходимости более подробных условий, и в 911 г. был заключен второй договор в Византии через послов Олега. Этот договор гораздо богаче првого юридическим содержанием; он касается отношений (уголовных и гражданских) между греками и русскими, находившимися в Византии, международных обязательств русских возвращять имущество греков, потерпевших кораблекрушение, взаимного выкупа, и возвращения в отечество рабов пленников. В 945 г. был заключен новый, третий договор с греками , в который включены статьи из договоров 907 и 911 г.г. с некоторыми изменениями не в пользу русских и с добавлением о пограничных странах . В войне 971 г. Святослав был побежден греками и заключил договор (четвертый), дошедший до нас так же в полном виде, но весьма бедный содержанием (ограничивается только клятвой Святослава быть в вечном мире с греками).

Правро, выраженное в договорах, не есть ни право византийское, чисто русское: оно составлено искусственно договаривающимися сторонами для соглашения русского обычного права со столь отличным от него культурным византийским правом. Однако в договорах гораздо больше следов русского права, чем византийского. Так , за убийство поставлена смерть , что для греков означало смертную казнь , а для русских - месть рукою родственников убитого .

Договоры, не устанавливая норм для отечественного русского права, имеют, однако, значение и для внутренней истории источников русского права: под влиянием народа высшей культуры русские в первый раз пробуют выразить нормы своего права в объективной (письменной) форме и потом сделать их для себя обязательными по силе внешнего принуждения и клятвы,

Подобное же значение имеют договоры с немцами, хотя и относятся ко времени гораздо более позднему, именно в 12 и 13 в.в. С немцами заключали договоры западнорусские земли: Новгородская, Смоленская, Полоцкая и Галицкая. В отличие от договоров с греками, в них содержании юридических норм (в некоторых весьма богатая) почти тождественно с русским правом (благодаря культурной близости обеих договаривающихся сторон). Там , где немецкое право противоречит русскому , в договорах берет перевес русское . В договорах определяется в равной степени и положении немцев на территориях русских государств , и положение русских на немецких территориях , а потому они имеют значение внутреннего действующего права .

2.3.2 Рецензия византийского права.

В конце 10 в. (988 г.) сношения с Византией привели к принятию христианства, что произвело настоящий переворот во все сферах правовой жизни: обычное русское право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковного права; с христианством явилась церковь как учреждение внешнее, имевшее свои канонические законы, во многом несогласие с обычаями русских; наконец, с церковью явилось множество лиц из Византии (духовные и светские), образованных и влиятельных, привыкшие к своему праву и не желавших подчинится ни лично, ни по имуществу праву русскому. Такой всеобъемлющий переворот мог бы привести к полной замене местного права чужим, но благодаря устойчивости русского обычного права он привел только к необходимому усвоению церковного права и к частичной и свободной рецепции некоторых кодексов византийского светского права. Заимствование светского византийского права совершалось с некоторой свободой в выборе кодексов. Наиболее важные из реципированных кодексов следующие: 1) Эклого Льва Исаврянина и Константина Копранима (739 - 741 г.г.) усвоенная в самостоятельной переделке; 2) Прохирон Василия Македонянина (870 - 878 г.г.). Свободное отношение к византийским кодексам обнаруживается особенно из состава так называемого Судебника царя Константина или закона судного людям, который дошел до нас в двух редакциях (краткой и пространной) в кормчих и мерилах праведных. Свободная рецепция появляется и в переработке содержания византийских источников (приспособлении их к русскому права ); например, членовредительные и болезненные наказания заменены денежными пенями и продажами; назначено определенное число послухов, смотря по важности дела; закон о подделке монеты (которой на Руси еще не чеканили) заменен другим. Сфера действия реципированного права простирается в некоторых отношениях на все гражданское общество (право семейное и некоторые части уголовного ) и во всех отношениях на некоторые классы общества (“людей церковных”) .
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов
связь с админом