Главная страница

Ильин АШкола выживания при авариях и стихийных.... Библиотека Альдебаран


Скачать 3,34 Mb.
НазваниеБиблиотека Альдебаран
АнкорИльин АШкола выживания при авариях и стихийных..
Дата10.04.2018
Размер3,34 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIlin_AShkola_vyzhivania_pri_avariakh_i_stikhiynykh.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43631
страница7 из 23
Каталогkryukovani

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: Chulkov_09-10_1783.pdf, Chulkov_07-08_1783.pdf, Chulkov_05-06_1783.pdf, Russkie_narod_skazki_5.pdf, Umelye_ruki_ne_znayut_skuki_-_Moskva_Malysh_1989_g.pdf, Marx_39_s_Capital_Illustrated.pdf и ещё 74 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23
Глава
четвертая
Уличные
опасности
,
или
Как
вернуться
домой
живым

Андрей
Ильин: «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»
60
Вот мы гуляем по бульвару, глазеем на витрины, улыбаемся встречным прохожим, дышим полной грудью, строим планы на завтрашний день и знать не знаем, что по карнизу навстречу нашей голове сползает случайный кирпич…
СМЕРТЬ
ОТ
«
КИРПИЧА
»
Увы, и на улице нет нам спасения, и здесь за каждым поворотом, на каждом перекрестке поджидает нас коварная, невидимая невооруженным глазом смерть. Минуем ли мы се — зависит только от нас.
! Совет первый: не ходите вблизи стен домов. Тысячи людей до вас,
пренебрегшие этим несложным правилом, навсегда распрощались со своей жизнью
(рис. 56).
Рис
. 56
Зимой и весной наши глупые головы поджидают свесившиеся с крыш спрессованные до состояния льда языки снега и огромные, заостренные, как пики, сосульки. Нередко они обрываются вместе с заледенелым жестяным водостоком, увеличивая тем площадь поражения.
Не меньше угрозы таят в себе весенние водосточные трубы. Расплавившийся под солнечными лучами на крышах снег устремляется в жестяные желоба труб, которые внизу, у земли, еще не оттаяли. Ледяные пробки сдерживают поток талой воды, и она ночью под воздействием заморозков застывает. В результате образуется многометровый ледяной столб высотой от земли до крыши. Не рассчитанные на чрезмерные нагрузки крепежные крюки могут выскочить из стены, или сами жестяные трубы могут обломиться, и сотни килограммов монолитного льда обрушатся вниз. От таких выгнутых, деформированных, наклоненных в верхней части труб, равно как от полуоторванных водостоков, лучше держаться подальше.
Наконец, функции злого рока может взять на себя бригада дворников, взявшая подряд на очистку крыш от снега и не огородившая место его падения веревкой.
!Если вы видите перегороженный бечевой участок тротуара или лежащий
горкой на асфальте свежий лед, снег, мусор — обойдите это место, не пытайтесь
сократить путь, подлезая под ограждение.
И обязательно добивайтесь, чтобы крыши в первую очередь чистили над входными дверями магазинов, школ, детских садов и других часто посещаемых общественных учреждений, у домов, стоящих вблизи остановок общественного транспорта.
Летом и осенью пространство по периметру домов опасно за счет падения разрушающихся конструкций фасада, крыши (кусков штукатурки, отдельных вывалившихся кирпичей, лепных украшений и т.п.), проводимых сезонных ремонтов кровли и стен, падения

Андрей
Ильин: «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»
61
цветочных горшков и бытовых предметов с балконов и окон.
Я знаю случай, когда прохожий, идущий мимо общежития, был покалечен десятикилограммовым куском замороженного мяса, упущенного достававшей его хозяйкой
(она вместо холодильника хранила продукты в сетке-авоське, вывешенной за окно).
В любое время года людям угрожают наглядная агитация и реклама, установленные на крышах и повешенные на стенах домов. Согласитесь, обидно погибнуть под выпавшим из лозунга «Долгой и счастливой вам жизни, сограждане!» и обрушившимся вам на голову восклицательным знаком.
Любую покосившуюся вибрирующую на ветру или заброшенную хозяевами рекламную конструкцию следует истолковывать как источник повышенной опасности и требовать у властей ее ремонта или демонтажа.
!Если, идя по тротуару, вы услышали предупреждающий крик или
подозрительный, идущий сверху звук — немедленно отпрыгните как можно дальше
от дома или, если вы от него близко, вплотную прижмитесь к стене, где вас от
падающих предметов могут защитить балконы, карнизы и другие случайные
выступы на стене. Голову необходимо закрыть руками, а еще лучше — портфелем,
«дипломатом» или хозяйственной сумкой.
Пытаться, услышав предупреждающий крик, смотреть, что там на вас падает, — большая и, к сожалению, распространенная ошибка. Не смотреть надо — спасаться!
После того как опасность миновала — выждите возле стены секунд сорок, а уж потом, если больше ничего не произошло, осматривайтесь.
Во всех случаях надо следить, чтобы вблизи стен не играли дети, не устраивались импровизированные бельевые сушилки и т.п. хозяйственные приспособления. Трех-, четырехметровая зона вдоль домов должна быть запретной, как контрольно-следовая полоса государственной границы! Особенно опасны пристенные пространства во время сильных ветров, быстрых потеплении и похолодании и во время праздничных дней, когда жильцы
«гуляют».
Хочу напомнить романтическую историю о мужчине, которому цыганка нагадала, что он умрет от водки. Чтобы не отравиться какой-нибудь ликероводочной подделкой и не умереть от белой горячки, бедный мужик перестал пить. На всякий случай даже пиво. И думал, что обманул судьбу. Что теперь смерть от водки минует его.
Но ошибся!
Потому что умер от водки. Вернее сказать — от бутылки с водкой. Выброшенной из окна пятого этажа и попавшей ему в голову.
Это я к тому, что не стоит сваливать все на судьбу, рок и прочую мистику, когда вас прибивает банкой с вареньем, случайно упущенной хозяйкой с балкона пятого этажа. Судьба здесь ни при чем! Разгильдяйство при чем! От которого в большинстве несчастных случаев, имевших место вблизи нашего дома, мы сами же и страдаем!
Навешивая за балкон на хрупкие крепления тяжелые цветочные горшки или не замечая трехпудовую тянущуюся с крыши вниз сосульку, мы совершаем покушение на собственную, но уже как прохожего, жизнь. Если бы каждый думал о последствиях своих действий, то 90% трагических происшествий, связанных с падением тяжелых предметов, просто бы не произошло. Надо лишь быть чуточку внимательней и ответственней, чтобы не превратиться в убийцу, упустив в открытое окно остужаемую на подоконнике скороварку с супом, и не оказаться жертвой, попав под такую же скороварку, но уже чужую.
Теперь нам придется спуститься с высот крыш и балконов вниз. Потому что следующий блок уличных опасностей связан с подземными коммуникациями.
ПОДЗЕМНЫЕ
КОММУНИКАЦИИ
Каждый из нас не раз и не два замечал и обходил на улицах открытые канализационные и другие колодцы. А некоторые, менее везучие, не замечали и не обходили и тогда имели

Андрей
Ильин: «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»
62
возможность ознакомиться с их внутренним устройством и содержимым более подробно.
Одна моя приятельница, ранней весной шедшая на занятия в институт, надумала перейти неглубокую лужу и вдруг посреди нее исчезла из поля зрения. Через 10 секунд она всплыла.
Оказывается, лужа скрывала затопленный талыми водами незакрытый канализационный колодец. Отделалась очень легко — полным грязевым купанием и испорченной одеждой.
Иногда такие истории имеют трагическое завершение.
! Не проходите мимо открытых канализационных, кабельных и других колодцев
— не поленитесь, поставьте крышку на место.
Только обязательно перед тем загляните, покричите внутрь, чтобы случайно не замуровать находящегося внизу человека!
Мне рассказывали анекдотическую историю, когда прохожий, увидевший дыру открытого люка, быстро задвинул крышку и с чувством исполненного долга пошел себе дальше, а спустя секунды на тот люк въехала задним колесом автомашина. Исправлявший кабельное повреждение связист просидел в темноте колодца весь вечер и всю ночь, пока его затихающий крик не услышали случайные прохожие.
Кроме работающего, вы можете задвинуть и тем обречь на смерть человека, потерявшего сознание в результате падения, отравления скопившимися в колодце газами или другой причины.
Даже в большей степени, чем полностью открытые колодцы, опасны полузакрытые. В подобных случаях идущий человек, не видя угрозы, уверенно ступает на край крышки, перевертывает ее и, потеряв опору, падает вниз. Кроме самого падения, человек может получить травмы от защемившей или ударившей его сверху тяжелой, обычно чугунной, крышки.
! Наибольшую угрозу незакрытые и полузакрытые люки представляют для
детей. Если взрослый человек при падении обычно отделывается синяками и
переломами, то ребенок может утонуть в магистральной канализационной трубе
или получить смертельную травму от удара падающей крышки по голове.
Случается, что детей, упавших в канализационный колодец и далеко унесенных напором воды, не находят вообще.
Очень тяжелую травму способен получить наехавший передним колесом на неплотно закрытый люк велосипедист. Проваливание колеса на ходу ведет к мгновенной остановке велосипеда и удару его седока лицом об асфальт.
Именно поэтому все люки необходимо закрывать таким образом, чтобы выступы на крышке обязательно совпадали с пазами на кромке люка. Во всех других случаях люк должен считаться открытым!
На крышку всякого люка лучше не наступать, а если наступать, то только посредине, а не с краю, тогда останется возможность, если он «заиграет» под ногой, отпрыгнуть на асфальт.
Такая тактика преодоления колодцев, а также решеток, закрывающих паводковые сливы и т.п. конструкции, должна стать привычкой, условным рефлексом, не нуждающимся в дополнительном осмыслении (рис. 57).

Андрей
Ильин: «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»
63
! Смертельную опасность могут представлять собой колодцы для людей,
спустившихся внутрь, из-за скапливающихся там в опасных концентрациях газов.
Ведь подземные коммуникации (кроме разве шахт в метро) не проветриваются и становятся естественными накопителями разного рода тяжелых (тяжелее воздуха) газов.
Например, утекающего из трубопровода пропана. Или не менее взрывоопасного и не менее ядовитого сероводорода, который в малых дозах пахнет тухлым яйцом. А в больших — притупляет обоняние. Или имеющего свойство стекать вниз углекислого газа…
В колодцах и других подземных коммуникациях редко наблюдается присутствие какого-нибудь одного газа. Обычно это коктейль из нескольких газов, вдыхание которых может привести к мгновенной потере сознания и гибели.
У одной моей знакомой таким образом погиб отец. Погиб по-глупому, из-за несоблюдения элементарных правил безопасности, причем погиб не один. Их, не имеющих опыта подземных работ, послали устранить неисправность, обнаруженную в кабельном колодце. Проверку концентрации углекислого и других газов они не провели просто потому, что ни о чем подобном не знали. Первым спустился парень-практикант и через секунду упал, не успев ни крикнуть, ни предупредить об опасности своих товарищей. Ему на помощь, не дав себе труда задуматься о причинах случившегося, устремился его напарник и тоже, не вскрикнув, упал на бетонный пол. Третьим в колодец спустился отец моей знакомой. Он тоже не мог оставить товарищей в неясной для него, но очевидной беде. Они умерли все трое!
! Чтобы не стать жертвой отравления подземными газами, никогда без особой
необходимости не спускайтесь в замкнутые, непроветриваемые колодцы. Если этого
не избежать, отыщите «хозяев» колодца и заставьте проверить с помощью
специальных приборов концентрациюCO2 и других газов в придонном слое.
В крайнем случае проведите примитивную экспресс-проверку с помощью брошенных вниз горящих спичек или обрывков бумаги. Если огонь мгновенно затухает — это может сигнализировать о нехватке кислорода. В такой колодец лучше не спускаться.
! Недопустимо бросать спички в колодцы газовых и т.п. трубопроводов, а
также в колодцы связи и канализационные колодцы, когда вы «слышите» запах
пропана!
Заживо сгореть ничуть не лучше, чем задохнуться.
Много сложнее избежать несчастных случаев, связанных с падением в промоины, образовавшиеся в результате прорыва воды в городских трубопроводах. Если плохо закрытый канализационный колодец можно вовремя увидеть и обойти, то пустоту под асфальтом заметить очень сложно. Прорвавшаяся под большим давлением вода вымывает землю, и постепенно под тротуаром может образоваться пустота, покрытая поверх тонкой мембраной асфальта. Наступил на такой — и мгновенно провалишься в глубокую яму. В свое время
«Литературная газета» описывала несколько случаев, когда люди заживо сваривались в таких

Андрей
Ильин: «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»
64
доверху налитых горячей водой «ловушках».
! Любой признак прорыва водопроводных или тепловых труб должен
настораживать идущего мимо человека. Это могут быть доносящиеся из-под земли
журчащие и гудящие звуки, легкая вибрация почвы под ногами, бегущая из-под земли
вода, лужи с бурлящими посередине водоворотами, вырывающийся из-под земли пар,
проседание или вспучивание асфальта. Ни в коем случае не приближайтесь к таким
местам. Помните: реальный прорыв воды может быть гораздо обширней, чем
наблюдаемый!
В какую сторону произошло вымывание почв — можно только догадываться. Особую осторожность соблюдайте, заметив вблизи пар, — он может указывать на прорыв теплоцентрали или трубы горячего водоснабжения. Падение в яму с холодной водой неприятно, убыточно в смысле порчи одежды, но не смертельно. Падение в горячую воду может привести к мучительной гибели.
Заметив признаки прорыва воды, не занимайтесь самодеятельностью, не пытайтесь производить дополнительную разведку, тем более ремонт — немедленно сообщите в тепловые сети или ближайшие административные органы о случившемся!
А хотите поучаствовать в добром деле — огородите опасное место и дождитесь ремонтную бригаду.
И все же наибольшее количество людей, вышедших на улицу, гибнет не в колодцах и промоинах, а под колесами автотранспорта. Все прочие виды несчастных случаев, взятые по отдельности, ни в какое сравнение с этими не идут.
ДОРОЖНО
-
ТРАНСПОРТНЫЕ
ПРОИСШЕСТВИЯ
(
сокращенно
ДТП
)
Ильф и Петров в своей книге «Золотой теленок» призывали любить пешеходов. Их глас действия не возымел. Современные водители пешеходов не любят и их права не уважают.
Если бы все владельцы автомототранспорта приняли несложную истину, что пешеход всегда прав, но даже если не прав, это не повод его давить, по улицам можно было бы ходить, задрав голову к небу.
Нашу уличную грубость подтверждает статистика: за последние пять лет на наших дорогах погибли более 170 тысяч россиян. Получили увечья 943 тысячи!
Это несравнимо больше, чем погибло в авиационных, железнодорожных, морских и речных катастрофах, вместе взятых. В рекордном 1994 году под колесами наших автомобилей погибли 35 тысяч наших граждан! В остальные — чуть меньше, но все равно не менее 30 тысяч ежегодно! То есть в два раза больше, чем погибло за 10 лет афганской войны.
Но даже количество смертей не так поражает, как их «качество». В наших ДТП соотношение погибших к раненым выше, чем в Англии и Германии, почти в 10 раз! Мы уж если наезжаем — то наезжаем!
Поэтому уж коли мы живем не в Европе, то давайте подходить к уличным перемещениям, как пехотинец к походу через нейтральную полосу, то есть со всей возможной внимательностью и соблюдением общеизвестных правил безопасности.
! Самыми опасными для пешехода зонами считаются перекрестки, скоростные
участки автомагистралей, зоны с ограниченной видимостью. Именно там случается
большинство наездов.
Вообще пешеходу, если он хочет жить долго и счастливо, надо учиться мыслить не только со своей бесколесной «колокольни», но и думать за своего условного, но реально опасного
«противника». Возможно, для человека, идущего со скоростью 5 км/час, данный участок дороги представляется совершенно безопасным и удобным для передвижения. А водителю как раз наоборот — он кажется очень неблагоприятным и опасным. Несовпадение оценки дороги может закончиться наездом.

Андрей
Ильин: «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях»
65
! Увидеть дорогу глазами водителя — значит на порядок снизить вероятность
попадания в ДТП!
Конечно, обидно подстраиваться под противника, но надо же учитывать разницу весовых категорий, понимать, что столкновение пешехода с машиной для пешехода убыточней, чем для машины. Отсюда и некоторая объективная дискриминация, обрекающая пешехода быть заинтересованным в соблюдении правил дорожного движения. Тут лучше о тщеславии забыть, а вспомнить старую шутку: если трамвай на твоем пути — кто-то должен уйти!
Как только вы усвоите главное правило — соблюдать дорожные правила, за вас можно быть спокойным. По своей охоте под колеса автомобиля вы уже не заберетесь. А что касается
«охоты» водителя — это дело его совести, воспитания и профессиональной чести. В любом случае пятидесятипроцентное снижение риска погибнуть или быть покалеченным в дорожном происшествии — это результат, за который стоит бороться!
Не стану повторять все правила дорожного движения (на это существует масса брошюр и книг), скажу о некоторых, наиболее часто нарушаемых.
Пересекая дорогу, смотрите в обе стороны, причем вначале влево, а одолев половину дороги, — вправо.
Не пренебрегайте пешеходными переходами. Пусть даже до него надо пройти лишних десять метров. Пешеходный переход — это наиболее безопасный путь на другую сторону дороги. Соответственно тропинка в нескольких метрах до перехода — самая короткая дорога на тот свет.
Не мечитесь перед бамперами машин, если красный сигал светофора застал вас на середине дороги. Стойте на осевой линии до включения зеленого света. Никто специально сбивать вас не станет. А вот если вы начнете бегать, тогда непременно!
Автобус обходите сзади, чтобы вы видели приближение автотранспорта, а водители того транспорта — вас. Трамвай, напротив, — спереди, опять-таки чтобы встречному трамваю и себя показать, и на него посмотреть.
На дорогу надо выходить, а не выбегать, даже если вы неожиданно увидели садящегося в трамвай приятеля, задолжавшего вам сто золотых дукатов. Жизнь такой суммы не стоит!
Нельзя выходить из-за препятствия, предварительно не оглядевшись. Без последствий для здоровья мгновенно возникать перед бамперами автомобилей могут позволить себе только бестелесные духи либо пешеходы, ставшие такими в результате нарушения данного правила.
То же самое можно сказать о случаях, когда пешеход перебегает дорогу перед бампером ползущей с черепашьей скоростью машины. Этот видимый, 1905 года выпуска, «Москвич» еле колесами вращает, и перебежать перед ним дорогу не проблема. Но кто может гарантировать, что в данное мгновение его не обгоняет невидимый и потому особенно опасный джип, под который вы и угодите? Любой движущийся транспорт, даже впряженный в повозку ишак, может скрывать от вас другой, идущий с большей скоростью!
Не ходите по дороге, если рядом с ней есть тротуар. Пусть даже разбитый, напоминающий полосу препятствий. Все равно на нем вы в большей безопасности, чем на дороге. На дороге вас имеет право сбить любой автомобиль. Откуда вы знаете, может, водитель вон того «КамАЗа» охотится за пешеходами и после каждого удачного наезда малюет на дверце звездочки, макая кисть в кровь жертв?
А если тротуара нет, а есть одна только дорога, то идите, как предписывают правила, по левой обочине лицом к движению. Так вы хотя бы сможете увидеть, кто вас собьет.
В ожидании общественного транспорта не стойте на срезе тротуара, тем более не выбегайте на проезжую часть, чтобы первому увидеть приближение долгожданного автобуса.
Любой проезжающий мимо автомобиль может сбить вас и с точки зрения соблюдения дорожных правил будет прав.
Однажды я наблюдал, как с женщины, исполняющей на бордюре троллейбусной остановки, как на гимнастическом бревне, вольные, на удержание равновесия, упражнения, проходящая машина сорвала развевающийся на ветру плащ. Женщина лишилась одежды, вывалялась в грязи, но осталась жива. Если бы плащ оказался чуточку попрочнее, итог мог

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом