Главная страница

Диплом. Бизнес-план развития нового направления деятельности предприятия (производство шумоизоляционных плит)


Скачать 0,65 Mb.
НазваниеБизнес-план развития нового направления деятельности предприятия (производство шумоизоляционных плит)
Дата05.07.2019
Размер0,65 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДиплом.doc
ТипБизнес-план
#76734
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6



Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ……………………. 10

1.1. Сущность понятий конкуренция и

конкурентоспособность организации……………………………….. 10

1.2. Анализ конкурентоспособности организации……………… 16

1.3. Направления развития конкурентоспособности организации. 26
ГЛАВА 2. РОЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………… 29

2.1. Функции и принципы планирования…………………………. 29

2.2. Процесс и организация планирования………………………... 37

2.3. Сущность, структура и разработка бизнес-плана……………. 42

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА

ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ООО «ГРАНТСТРОЙ»… 53

3.1. Организационно-экономическая характеристика организации 53

3.2. Бизнес-план развития нового направления деятельности предприятия (производство шумоизоляционных плит)……… 54
Заключение………………………………………………………………… 73

Список использованной литературы…………………………………… 77

Приложение……………………………………………………………… 82


Введение



В условиях рыночных отношений практически невозможно добиться высоких успехов в работе предприятия, если изначально не запланировать его деятельность и не придерживаться этого плана. Любой руководитель должен: реально оценивать свое финансовое положение; грамотно и четко оценивать ресурсы и возможности; представлять и оценивать свои потребности (материальные, трудовые, интеллектуальные, финансовые и т.д.); четко и правильно оценивать своих конкурентов.

При переходе России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. Статистические исследования последних лет показали, что только 27 % экономических субъектов полномасштабно и на долгосрочной основе используют планирование в своей деятельности.1

Негативное отношение к планированию в период "перехода к рынку" основывалось на прошлом опыте директивного планирования, обязательности выполнения плана, жестко регламентированных процедурах и методах планирования, не требующих от исполнителей ни творческой инициативы, ни, соответственно, профессионального роста. Структурное и функциональное обособление плановых отделов и служб от подразделений, исполняющих планы (результаты работы плановиков), тоже сыграло свою отрицательную роль в формировании отношения к плановым службам. Именно эти службы и отделы в первую очередь подвергаются сокращению кадров.

Между тем планирование является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Еще классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не их краха.

Именно бизнес-план позволяет анализировать деятельность предприятия и может показать пути повышения эффективности его работы, завоевания новых позиций на рынке, оказать помощь в разработке концепции производства новых изделий и выбора рациональных каналов сбыта. Бизнес-план представляет собой комплексное исследование различных сторон деятельности предприятия: от исследования рынка и разработки изделия до стадии послепродажного обслуживания. Формирование так называемого «внутреннего» бизнес-плана позволяет не только ограничить и формализовать множество целей функционирования предприятия, но и выявить наиболее эффективные пути их достижения.

Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества:

• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

• проясняет возникающие проблемы;

• стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

• улучшает координацию действий в организации;

• создает предпосылки для совершенствования образовательной подготовки менеджеров;

• увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

• способствует более рациональному распределению ресурсов;

• улучшает контроль в организации.

К факторам, ограничивающим использование планирования в условиях российского рынка, относятся:

• чрезмерно высокая степень неопределенности на российском рынке; обусловлена продолжающимися глобальными изменениями и коллизиями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной и др. (непредсказуемость таких изменений уменьшает масштабы и горизонты планирования и затрудняет составление плана хотя бы на три года вперед);

• низкий уровень накопления капитала в российских организациях, не позволяющий осуществлять эффективные затраты на организацию планирования;

• отсутствие эффективных юридических и этических норм, регулирующих поведение предпринимателей, отсутствие культуры отечественного рынка.

Однако перспективы внутрифирменного планирования на российском рынке можно оценить как высокие, поскольку они прямо связаны с выживанием фирмы, развитием ее деятельности.

Таким образом, экономическое развитие хозяйствующего субъекта в современных условиях во многом определяется тем, насколько успешно формируется и реализуется процесс планирования производственно-хозяйственной деятельности.

Развитие рыночных отношений привело к тому, что конкуренция из скрытой, или подавленной формы перешла в явную и стала одним из решающих факторов деятельности каждого предприятия. В своем новом качестве бизнес-субъектов предприятия вступили в конкурентные отношения друг с другом и с иностранными фирмами.

В настоящий момент в условиях жесткой конкуренции на внутренних и внешних рынках, а также стандартизации и унификации выпускаемой продукции в мировой экономике сложилась такая ситуация, когда эффективное функционирование промышленных предприятий связано не только с выпуском продукции, наиболее полно удовлетворяющей запросы потребителя, но и с повышением конкурентоспособности предприятия в целом.

Российская промышленность не является исключением, так как реформирование экономики предполагает повышение уровня конкурентоспособности уже существующих предприятий и вновь - создающихся.

В результате усиления конкуренции в большинстве отраслей экономики, руководство многих предприятий стало искать новые, адекватные сложившимся условиям инструменты управления предприятиями для повышения их конкурентоспособности.

В рыночных условиях предпринимательские организации должны широко использовать преимущества планирования в конкурентной борьбе, повышая конкурентоспособность предприятия на основе разработки реально реализуемых планов.

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность, которая означает способность превосходить и опережать других.

Конкурентоспособность – категория, которая имеет философский, экономический, социальный аспекты2, и она применима к различным объектам, в том числе, товарам, предприятиям (фирмам), организациям, отраслей, регионов, странам

Это понятие всё чаще становится предметом исследования и анализа специалистов, экономистов, ученых. Большое количество публикаций отражает объективную, действительно сложную сущность исследуемого феномена - конкурентоспособности.3

Обеспечение конкурентоспособности является основой для планирования развития любого промышленного предприятия. На предприятии в конечном итоге формируются факторы и создаются условия достижения высокой конкурентоспособности, как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу, что является определяющим условием роста национальной конкурентоспособности. Национальная конкурентоспособность в значительной степени определяется конкурентоспособностью предприятий и компаний, а конкурентоспособность товара является проявлением конкурентоспособности фирмы. Важнейшим условием рыночного успеха является конкурентоспособность продукции. Именно она активнейшим образом должна обеспечивать стратегию устойчивого развития предприятий и общества в целом. Переход России к рыночным отношениям в ранг первоосновных задач выдвигает проблему поддержания конкурентоспособности предприятий.

Таким образом, вышеизложенное определяет актуальность темы представленной дипломной работы и ее основную цель – рассмотреть роль и место бизнес-планирования в системе повышения конкурентоспособности организации на рынке.

Исходя из поставленной цели, в дипломной работе решаются следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность организации;

2) изучить методики оценки конкурентоспособности организации;

3) рассмотреть направлений развития конкурентоспособности организации;

4) выявить функции и принципы планирования;

5) охарактеризовать процесс и организация планирования

6) рассмотреть сущность, структура и разработка бизнес-плана

7) провести организационно-экономическую характеристику организации – ООО «Грантстрой»;

8) разработать бизнес-план развития нового направления деятельности ООО «Грантстрой» как направления повышения конкурентоспособности.

Предмет дипломной работы – процесс бизнес-планирования на предприятии как средство повышения конкурентоспособности организации на рынке.

Объект дипломной работы - предприятие ООО «Грантстрой».

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых таких как В.А. Горемыкин, И. Н. Герчикова, И.М. Лифиц, М. Мескон, М. Портер, Р.А. Фатхутдинов, Д. Хан, А.Ю. Юданов и др.

Основным методом, используемым в дипломной работе, исходя из цели и задач иссле­дования, является общенаучный метод познания социально-экономических явлений. В качестве основных методов были избраны сравнение и анализ.

Практическая значимость дипломной работы заключается в разработана методика повышения конкурентоспособности организации на основе разработки бизнес-плана для ООО «Грантстрой» и может быть использована на других предприятиях.

Основная цель и задачи дипломной работы предопределили ее структуру, которая включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.

Во введении сформулирована актуальность работы, поставлены ее цели и задачи, определены предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ управления конкурентоспособностью организации. Вторая глава раскрывает роль бизнес-планирования в повышении конкурентоспособности организации. В третьей главе разработана методика повышения конкурентоспособности организации на основе разработки бизнес-плана для ООО «Грантстрой».

Следует отметить, что поскольку тема исследования была сформулирована довольно широко, то некоторые вопросы в рамках дипломной работы не удалось раскрыть достаточно подробно. Надеюсь, что этим вопросам удастся уделить внимание в дальнейшей работе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность понятий конкуренция и

конкурентоспособность организации
Термин конкурентоспособность, встречающийся в литературе и повседневной жизни возник из понятия конкуренция. Само понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»1 от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения на соответствующем товарном рынке.

Юданов А.Ю. утверждает, что рыночная конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие конкуренции, и в монографии «Конкуренция: теория и практика» констатирует, что устоявшейся и общепризнанной во всем мире терминологии в теории рыночной конкуренции пока нет.2

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция (табл. 1.1.).

Табл. 1.1

Определения термина конкуренция

Автор определения

Определение

1.Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш.,, Райзберг Б.А.3

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

2. Киперман Г.Я.4

Процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

3.Макконнел К.Р.,

Брю С.Л.5

Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его.

4.Маршалл А.6

Состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо.

5.Спиридонов И.А.7

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

6.Перцовский Н.И.8

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

7.Фатхутдинов Р.А.9

Это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

8.Фатхутдинов Р.А.10

Состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.


Проведенный анализ литературных источников, посвященных данной проблеме показывает, что присутствуют три подхода к определению конкуренции:

1) первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход отражен в отечественной литературе.

2) Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории.

3) Третий подход рассматривает конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.11

Отметим, что рынок — это система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг. Структура современных рынков чрезвычайно разнообразна и динамична. На каждом рынке конкуренция имеет свои специфические черты и особенности.12

Конкуренция - это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

В условиях рыночных отношений можно выделить следующие функции, которые выполняет конкуренция:

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

2) Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

3) Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4) Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.

Термин «конкурентоспособность» в настоящее время является одним из наиболее распространенных применительно к национальной экономике, предприятиям, товарам и т.д. В настоящее время нет общепринятого определения конкурентоспособности. Этот термин широко используется не только применительно к товару и фирме, но и к стратегии отрасли, стране.

Конкурентоспособность - это сложный, интегральный показатель, который формируется под воздействием многих факторов, влияющих на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Можно предположить, что в силу этого обстоятельства многие исследователи, изучающие различные стороны конкурентоспособности, по-разному трактуют само рассматриваемое понятие в зависимости от освещения поставленных вопросов. Так Г.Л. Багиев и И.А. Аренков, считают, что конкурентоспособность предприятия есть важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки.13

В работе М.Х. Мескона и других, конкурентоспособности предприятия дается следующая формулировка - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.14

Д.О. Самосудов определяет конкурентоспособность предприятия как способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей выполнение в полном объеме его финансово-экономических обязательств, а также качественный и количественный рост его потенциала.15

Р.Е. Мансуров, анализируя более 20 определений понятия «конкурентоспособность предприятия», уточняет экономическую их сущность. Он формулирует следующее определение: конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать, либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентоспособности продукции.16

Авторы монографии «Фирма и её конкурентоспособность» В.П. Шпалтаков, А.И.Барановский, Е.В. Севостьянов проводят классификацию конкурентоспособности: по видам - техническая, экономическая, социальная, организационная: по уровню - глобальная, региональная, отраслевая, персонала, объединений, предприятий, подразделений, локальная, мировая, народнохозяйственная; во времени - статистическая, динамическая.17

Конкурентоспособность – показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены.

По мнению П.С. Завьялова, в процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:

− необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;

− универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;

− к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;

− конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;

− сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности.18
1.2. Анализ конкурентоспособности организации


Значительный интерес по проблеме конкурентоспособности у ученых вызывают методы её оценки. В современных условиях рыночной экономики вопросы количественной оценки конкурентоспособности приобретают особую акутальность.

Конкурентоспособность предприятия (фирмы, организации) означает его способность производить конкурентоспособную продукцию за счет эффективного использования своего ресурсного потенциала, качества организации производства и его управления. При этом конкурентоспособность интегрирует все аспекты и факторы функционирования и развития предприятия как объекта управления. В этой связи становится необходимым анализ процессов создания конкурентных преимуществ на уровне предприятия как основной структурной единицы экономики страны. Именно на предприятии создаются конкурентные преимущества товара, из которых далее формируются конкурентоспособности более высоких уровней отрасли, региона и страны в целом.

Выбор метода количественной оценки конкурентоспособности предприятия является ключевым решением, которое, с одной стороны, должно удовлетворять функциональной полноте и достоверности оценки, а с другой – уменьшить затраты времени и средств на ее определение. Поэтому в алгоритме оценки конкурентоспособности предприятия, как одному из основных этапов, относится этап выбора метода оценивания, заключающийся в раскрытие его сущности, обосновании целесообразности и возможности получения оценки с минимальной погрешностью. Кроме того, метод оценивания определяет возможность получения объективной количественной оценки и может находиться в основе формирования и управления конкурентных преимуществ предприятия и его конкурентного потенциала.19

В качестве ключевых характеристик состояния предприятия и его конкурентоспособности исследователи А.М. Кротов и Ю.Я. Еленева называют: платежеспособность, прибыльность, стратегичность управления, адаптивность системы управления, финансовую и управленческую прозрачность, управляемость бизнеса, инвестиционную привлекательность.

При этом показано, что конкурентность продукции представляет собой важный показатель конкурентоспособности предприятия, так как производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивается посредством трех основных методов: эвристического (экспертного), квалиметрического, комплексного (интегрального).20

Однако стандартов оценки, как и единой методики, пока не существует, поскольку консультационные компании, множество предприятий обладают собственными методиками оценки конкурентоспособности.

Важнейшую роль в выработке методики определения конкурентоспособности любого объекта является усвоение и применение научных подходов управления конкурентоспособностью. В работе "Управление конкурентоспособностью организации" Р.А. Фатхутдинов осветил 20 сложных научных подходов и впервые доказал необходимость их применения к управлению конкурентоспособностью сложных объектов. Автор книги показал, что игнорирование этих подходов приводит к неэффективному использованию ресурсов и значительно понижает свойства системы.21

Конкурентоспособность предприятия (фирмы, организации) определяют следующие факторы: рентабельность производства; характер инновационной деятельности; уровень производительности труда; эффективность стратегического планирования и управления; способность к адаптации и др.22

Конкурентоспособность предприятия рассматривается как относительная оценка преимущества предприятия, его продуктов и услуг, которая позволяет с большей эффективностью удовлетворять потребности потребителей.

Наиболее известными в России по теории конкуренции считаются современные работы М. Портера.23 Широко известна его точка зрения, что «конкуренция — это не равновесие, а постоянные перемены». По мнению М. Портера, конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, способы производства и другие факторы, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Именно совершенствование и обновление — непрерывный процесс, который позволяет создать, по мнению М. Портера, конкурентные преимущества.

Согласно проведенному М. Портером анализу промышленности наиболее промышленно развитых стран, постоянная реализация обновления производства на основе новшеств является источником устойчивых конкурентных преимуществ не только компаний и отраслей, но и стран.

Конкурентные преимущества, которыми фирма обладает по сравнению со своими соперниками, согласно теории М. Портера, в основном обусловлены:

а) возможностью фирмы производить и продавать товар с суммарными меньшими затратами, чем конкуренты;

б) возможностью обеспечить потребителя большей ценностью потребительских свойств.

Для обеспечения конкурентоспособности организация должна использовать конкурентоспособную стратегию и планирование. Напомним, что стратегия представляет собой общий, всесторонний план достижения цели, а стратегическое планирование – набор действий и решений, принятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для помощи организации в достижении своих целей.

В настоящее время широко используются три основных типа конкурентоспособных стратегий: 1) стратегия низких издержек; 2) стратегия дифференциации; 3) стратегия узкой специализации.

Эти стратегии удобно представить в виде матрицы М. Портера (рис. 1.1.).

Группа методов и моделей, используемых в принятии решений по обеспечению конкурентоспособности, позволяет выполнять всесторонний конкурентный анализ продукции и предприятия. К этим методам и моделям относятся SWOT- анализ, анализ конкурентных сил (схема "пяти сил") и др.

Рис. 1.1. Матрица М. Портера

Комплексно рассматривая причины возникновения конкурентной борьбы, М. Портер выявляет пять «сил конкуренции», влияющих на цены, предлагаемые фирмами, затраты по выпуску и реализации продукции, на потребительские свойства предлагаемых на рынке товаров (рис. 1.2.).

Наиболее распространенным методом анализа конкурентоспособности является метод SWOT. Аббревиатура составлена из первых букв английских слов: Strengths – силы, Weakness – слабость, Opportunities – возможности, Threats – угрозы.

Рис. 1.2. Пять сил конкуренции по М. Портеру

1. Сильные стороны – это внутренние факторы, которые, вероятнее всего, будут способствовать эффективности работы фирмы (например, хорошо подготовленный персонал по сбыту, отлаженное производство, высококачественная продукция).

Сила может заключаться также в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкретных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке. С точки зрения формирования стратегии сильные стороны важны, поскольку могут быть использованы как основа для формирования стратегии и конкурентного преимущества. Если сильных сторон недостаточно для того, чтобы сформировать на их основе успешную стратегию, то руководство фирмы должно создать базу, на которой эта стратегия могла бы основываться.

2. Слабые стороны – это внутренние факторы, которые, вероятнее всего, будут препятствовать эффективной работе организации (например, высокие фиксированные издержки, устаревший дизайн продукции и растянутые графики поставок).

Слабость – это отсутствие чего-то важного для функционирования фирмы или то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать фирму уязвимой, а может – нет.

Успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают фирму уязвимой, мешают ее деятельности или не дают ей использовать привлекательные возможности. Организационная стратегия должна полностью учитывать сильные и слабые стороны фирмы и ее конкурентные возможности. Рискованно следовать стратегическому плану, который невозможно полностью реализовать, используя имеющиеся ресурсы и опыт фирмы, или выполнению которого помешают ее слабые стороны.

3. Возможности – это внешние факторы, которые благоприятствуют организации (например, эффективные каналы сбыта, соответствие законодательству, наличие роста сегментов рынка, надежность поставок ключевых компонентов, процесс реорганизации у конкурента).

Главным достоинством фирмы является то, что она делает особенно хорошо по сравнению с конкурентами. В действительности главными ее достоинствами могут быть: высокое производственное мастерство, обеспечивающее выпуск продукции высокого качества; ноу-хау в создании и функционировании систем быстрого и четкого выполнения заказов; возможность обеспечить лучшее послепродажное обслуживание.

Обычно главное достоинство связано с опытом и мастерством в осуществлении определенных видов деятельности или с размахом и глубиной технологических возможностей (технологические ноу-хау); оно заключается в людях (в сотрудниках фирмы), а не в статье активов баланса.

Важность главного достоинства для разработки стратегии определяется тем, что оно: усиливает способность фирмы находить определенные рыночные возможности; может обеспечить фирме конкурентное преимущество на рынке; может стать основой стратегии.

4. Угрозы – внешние факторы, которые, вероятнее всего, будут причинами неблагоприятных условий для работы организации (например, укрепление внутренней валюты, которое будет делать импорт конкурента более дешевым, а экспорт более дорогим; недавний ввод на рынок новой конкурентной продукции; старение кадров и нехватка необходимых квалификаций).

Угрозу могут представлять: появление более дешевых технологий; внедрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта; выход на рынок, являющийся оплотом вашей фирмы, иностранных конкурентов с низкими издержками; новые правила, наносящие фирме больший ущерб, чем другим; уязвимость при повышении процентных ставок; возможность поглощения более крупной фирмой; неблагоприятные демографические изменения; неблагоприятные изменения курсов иностранных валют и т.д.

Возможности и угрозы не только влияют на положение фирмы, но и указывают на необходимость стратегических изменений. Чтобы соответствовать положению фирмы, стратегия должна: быть нацелена на использование перспектив, соответствующих возможностям фирмы; обеспечивать защиту от внешних угроз. Важной частью SWOT-анализа является оценка сильных и слабых сторон фирмы, возможностей и угроз, а также выводы о положении фирмы и необходимости стратегических изменений.

Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа приведена на рис. 1.3, где перечисляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для организации.

Рис. 1.3. SWOT-анализ

Кроме SWOT-анализа для оценки конкурентной позиции компании все чаще используется методический инструментарий под названием бенчмаркинг – сравнительный анализ ключевых факторов успеха (параметров бизнеса) предприятия и его основных конкурентов.

Рассмотрим оценку конкурентоспособности организации (предприятия), предложенной Р.А. Фатхутдиновым.24

Для оценки конкурентоспособности организации сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.

Цель системного анализа предприятия – установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости его функционирования.

Этапы проведения системного анализа состояния предприятия предлагается "привязывать" к структуре системы управления организацией:

1) анализ качества научного сопровождения системы управления с точки зрения количества и глубины применяемых научных подходов и методов управления;

2) анализ компонентов выхода системы, т.е. качества стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT-анализ);

3) анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе организации, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов;

4) анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли;

5) анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона (города), оказывающих позитивное и негативное влияние на организацию;

6) анализ механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации;

7) анализ внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т.е. в правовом, методическом, ресурсном, информационном обеспечении организации;

8) анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации в ее организационно-техническом и социальном развитии ("процесс" в системе);

9) анализ качества управляемой подсистемы системы управления в части формирования системы показателей качества и ресурсоемкости товаров, качества их сервиса, инфраструктуры рынка, организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению;

10) анализ качества управляющей подсистемы системы управления организацией в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений;

11) анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон;

12) анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом;

13) анализ эффективности использования ресурсов и рентабельности производства;

14) анализ устойчивости функционирования организации;

15) установление стратегических и тактических факторов конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе ее стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.

Так, Н.К. Моисеевой предложена формула для оценки конкурентоспособности производителя25:

Kп = Jт Jэ , (1)

где Kп – общий показатель конкурентоспособности по товарной массе; Jт – индекс конкурентоспособности по товарной массе; Jэ – индекс относительной эффективности деятельности предприятия, в состав которой входят показатели рентабельности продаж, активов, основного и собственного капиталов, объема продаж и т.д.

Достоинством данной методики является то, что она учитывает фактор времени и эффективность работы предприятия. Недостатком данной методики является то, что основной упор при оценке конкурентоспособности делается на конкурентоспособность товара или товарной массы.


1.3. Направления развития конкурентоспособности организации

Опыт развитых стран показывает, что повышение конкурентоспособности достигается следующими мероприятиями.

1. Инвестированием средств в научно-технические исследования и конструкторские разработки;

2. Своевременным пересмотром корпоративных стратегий в зависимости от изменения конкурентной ситуации на международном рынке;

3. Уничтожением коммуникационных барьеров в пределах своей организации и признанием общности своих интересов с интересами других компаний и поставщиков;

4. Инвестированием средств в персонал и оборудование с целью улучшения производственных возможностей предприятия;

5. Воспитанием и обучением персонала, который является ценным ресурсом.

6. Повышением качества конструкторских разработок и модернизацией производственных процессов.26

Направления повышения конкурентоспособности предприятия для структуризации целей можно подразделить на две группы:

1) обеспечивающие процессы по повышению конкурентоспособности товаров (повышение качества управления, совершенствование связей с внешней средой, стратегический маркетинг, совершенствование инновационной деятельности организации и т.д.);

2) по повышению качества товаров и сервиса их потребителей (приложение 2).

Таким образом, в понятие "управление конкурентоспособностью предприятия" следует вкладывать следующий экономический смысл: управление конкурентоспособностью предприятия – деятельность, направленная на формирование ряда управленческих решений, которые в свою очередь должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям для достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.27
Вывод по 1 главе:

Проведенный анализ литературы показал, что на сегодняшний день отсутствуют единые определения таких понятий как «конкуренция» и «конкурентоспособность». В зависимости от целей и задачи исследования ученые трактуют эти понятия по разному.

Конкурентоспособность - это сложный, интегральный показатель, который формируется под воздействием многих факторов, влияющих на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта.

По нашему мнению, наиболее полным является следующее определение: конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Значительный интерес по проблеме конкурентоспособности у ученых вызывают методы её оценки. Однако стандартов оценки, как и единой методики, пока не существует, так, например, Р.А. Фатхутдинов в работе «Управление конкурентоспособностью организации» осветил 20 сложных научных подходов к оценке конкурентоспособности.

Наиболее распространенными методами анализа конкурентоспособности является метод SWOT, анализ конкурентных сил (схема "пяти сил") и др.

Направления повышения конкурентоспособности предприятия для структуризации целей можно подразделить на две группы:

1) обеспечивающие процессы по повышению конкурентоспособности товаров (повышение качества управления, совершенствование связей с внешней средой, стратегический маркетинг, совершенствование инновационной деятельности организации и т.д.);

2) по повышению качества товаров и сервиса их потребителей.

  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом