Главная страница

Человек и природа


Скачать 400,5 Kb.
НазваниеЧеловек и природа
АнкорBank_argumentov.doc
Дата24.09.2017
Размер400,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаBank_argumentov.doc
ТипДокументы
#26970
страница2 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7



Материнст­ва (роли ма­тери в вос­питании)

М. Горький «Сказки об Италии»

Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.




А. Фадеев «Молодая гвардия»

В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитыва­ют в любом из нас нравствен­ность, умение ценить жизнь.




К. Воробьев «Тетка Егориха»

Сирота Санька в рассказе оси­ротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем мате­рью тетку Егориху.




В.П. Астафьев «Сопричаст­ный всему жи­вому...»

Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с прось­бой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.

Материнст­ва как под­вига

Л. Улицкая «Дочь Буха­ры»

Бухара, героиня рассказа, со­вершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию до­чери Милы, у которой был син­дром Дауна. Даже будучи смер­тельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уй­ти из жизни.




В. Закруткин «Матерь чело­веческая»

Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя от­ветственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.

Взаимоот­ношения отцов и де­тей

А. Алексин «Безумная Ев­докия»

Оленька, героиня рассказа, та­лантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Не­желание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.




Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, ко­гда они познают боевую пре­мудрость и станут его достой­ными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.




Р. Брэдбери «Вельд»

Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по сво­ей бесчеловечности поступок: убивают собственных родите­лей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потака­ют их прихотям.

1

Ф. Искандер «Начало фор­мы»

Герой рассказа, Георгий Анд­реевич, понял, что родительский авторитет возникает не из прика­зов и угроз, а завоевывается тру­дом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.




А. Амлинский

«Нескучный

сад»

На примере трех поколений се­мьи Ковалевских можно про­следить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном обще­нии с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драма­тизм отношений между близ­кими людьми, родителями и детьми.




А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.




Н.В. Гоголь «Мертвые ду­ши»

Следуя завету отца «копить ко­пейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести.

Взаимоот­ношений в семье

А. Амлинский «Возвращение брата»

В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о дру­ге, защитнике. Он надеется об­рести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвра­щения. Но старший брат поте­рял себя как личности, опус­тился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невоз­можность обмануть его помо­гают старшему, Ивану, вер­нуться к нормальной жизни.




А. Алексин «Безумная Ев­докия»

Родители, ослепленные талант­ливостью дочери Оли, уверо­вавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремя­щуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Са­вельевна, и ребята готовы оце­нить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебре­жения к ним. Много позже отец поймет учительницу и со­гласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.




А. Алексин «Раздел иму­щества»

Отношения между людьми в се­мье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечно­сти, умения отказаться от лично­го ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой краси­выми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает на­всегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.




А. Лиханов «Чистые ка­мушки»

Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только сек­ретам фотографии, но и внушал им веру в то, то они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.

-

А. Лиханов «Обман»

У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальней­шие беды связаны с этой, глав­ной. На него обрушивается це­лая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припуг­нув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, пересе­ляют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатуш­ку. Тяжело переживает маль­чик и свалившееся на него одиночество: от него фактиче­ски отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырна­дцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необ­ходимости самому принимать решения.

Преемст­венности поколений

Э. Хемингуэй «Старик и мо­ре»

Старый кубинский рыбак Сан­тьяго надеется, что его .мастер­ство сохранится в веках, но са­мое главное — оно может быть передано как самое дорогое на­следство следующим поколе­ниям. Поэтому он учит маль­чика всем премудростям ремесла и жизни.

Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка

А.И. Куприн «Тапер»

Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантли­вую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом




В. Распутин «Уроки фран­цузского»

Учительница Лидия Михай­ловна преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.




В. Быков «Обелиск»

Учитель Мороз стал для учени­ков образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.




А. Лиханов «Драматиче­ская педагоги­ка»

«Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих оши­бок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Изви­ните, я ошибся» или: «Я не су­мел».




А. Алексин «Третий в пя­том ряду»

Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспита­ния, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспиты­вать всех своих учеников одина­ково: «Нельзя подавлять челове­ка. .. добро каждый должен творить по-своему ... Непохо­жесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».




А. Алексин

«Безумная

Евдокия»

Учительница Евдокия Васильев­на была убеждена: самый боль­шой талант в её учениках — та­лант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.




А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека надо нау­читься вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бы­вает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.




Б. Васильев «Летят мои кони...»

Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспиты­вала своих учеников настоя­щими гражданами Отечества.

Равнодушия мира взрослых (детской не­защищенно­сти; безвинно­го детского страдания)

Д.В. Григо­рович «Гут­таперчевый мальчик»

Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуати­руют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упраж­нение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась неза­меченной.




А. Приставкин «Ноче­вала тучка золотая»

Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском до­ме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.




Ф.М. Досто­евский «Мальчик у Христа на ёлке»

Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петер­бург, но после её смерти, на­кануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ре­бенок замерз, голодный и за­брошенный.

Развития и сохранения русского язы­ка

А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!»

В этой иронической публика­ции журналист высмеивает лю­бителей заимствований, пока­зывая, насколько нелепой становится наша речь, перена­сыщенная ими.

Проблема развития и сохранения русского языка




М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

Автор исследует состояние со­временного русского языка, пе­ренасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, моло­дёжи, моды. Название книги — авторская точка зрения на этот вопрос.




В. Ступишин сладо­стный зШ? На каком языке мы говорим и пишем»

Публицистическая статья по­священа проблемам языковых нелепостей, которыми полны ре­чи политиков и некоторых жур­налистов. Автор приводит при­меры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствова­ний, неумения выступающих и пишущих использовать бога­тейший арсенал русского языка.




А. Щуплов «От съезда партии — к съезду кры­ши»

Публицистическая статья посвя­щена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиа­тур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «офици­озной тупости».




Цитаты

«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.) «Во дни сомнений, во дни тяго­стных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддерж­ка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев) «.. .Вольно или невольно мы подо­шли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней на­деждой на наше национальное су­ществование в мире.» (В. Распутин) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное рус­ское, — значит оскорблять и здра­вый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский)

«Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой)
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом