Главная страница

Человек и природа


Скачать 400,5 Kb.
НазваниеЧеловек и природа
АнкорBank_argumentov.doc
Дата24.09.2017
Размер400,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаBank_argumentov.doc
ТипДокументы
#26970
страница4 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
1   2   3   4   5   6   7
Глава «Пьяная ночь» показыва­ет картину полного распада чело­века под влиянием алкоголя.




В. Астафьев «Печальный детектив»

Пьянство, по мнению писателя, это причина убийств, грабежей, распада семейных отношений, полного разложения личности.

Ущемления прав чело­века в со­временном обществе

Б. Васильев «Кольцо А»

Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает, что Ев­ропа получила в наследство от Ка­толической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным оказался приори­тет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России, в отличие от Западной Европы, до сих пор ущемлены многие права человека.

Искажения понятия «патрио­тизм»

Б. Васильев «Кольцо А»

Автор утверждает, что сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм — это практическая деятельность на благо страны.

Эгоизма

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.




А,П. Чехов «Анна на шее»

Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.




Д. Лондон «В далеком краю»


Уэзерби и Катферт, отправив­шись на Север за золотом, при­нуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от оби­таемых мест. И здесь с жесто­кой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конку­рентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очу­тились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придав­ленный телом Уэзерби, которо­го он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.

Варварства, жестокости

Б. Васильев «Не стреляй­те в белых лебедей»

Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут мура­вейники, обдирают липы, уби­вают беззащитных животных.




В. Астафьев «Печальный детектив»

В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестоко­сти, когда родители оставляют детей умирать голодной смертью, подростки убивают беременную женщину, а пьянство вообще превращает людей в животных.

Вандализма

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Автор рассказывает, какое него­дование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугун­ный памятник на могиле Багра­тиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить ос­татки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бой­цы старались сохранить, не раз­рушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника куль­туры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».




И.Бунин

«Окаянные дни»


Бунин предполагал, что револю­ция неизбежна, но даже в страш­ном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как сти­хийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превра­тят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.

Рабской любви (без­ропотного, униженного подчинения любимому человеку)

А. Куприн

«Гранатовый браслет»


Рассказ генерала Аносова о ро­манах поручика Вишнякова и Ле­ночки, прапорщика и жены полко­вого командира позволяют увидеть, какими несчастными мо­гут быть люди, которых любовь сделала рабами: они становятся посмешищем в глазах окружаю­щих, их презирают и жалеют.

Любви по расчету

А.Н. Остров­ский «Свои люди — со­чтемся!»

Подхалюзин, герой комедии, любит Липочку, дочь купца, как средство достижения богатства, выгодного места и символ сво­его жизненного успеха: ему льстит, что жена говорит по- французски.

Карьериз­ма, лжеуче­ности

Д. Гранин «Иду на гро­зу»

Мир ученых-физиков в рома­не, — это поле битвы, на кото­ром идет борьба между подлин­ными учеными (Дан, Крылов), и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к твор­честву, всеми правдами и не­правдами добивающиеся адми­нистративной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Ту­лина и Крылова, ищущих эффек­тивный метод разрушения грозы.

Ответст­венности человека перед са­мим собой и обществом в целом за реализацию своих спо­собностей

И. Гончаров «Обломов»

Обломов, главный герой рома­на, при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп.




А.П. Чехов «Ионыч»


Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги.

Одиночест­ва (равно­душия, без­различного отношения к судьбам окружаю­щих)

А.П. Чехов «Ванька»

Ванька Жуков — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень неслад­ко живется. Об этом можно уз­нать из письма, которое он от­правил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, не­приютным в жестоком и хо­лодном мире.




А.П. Чехов «Тоска»

У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю.

Истинных и ложных ценностей в жизни

А.П. Чехов «Попрыгу­нья»

Ольга Ивановна всю жизнь ис­кала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их распо­ложения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым че­ловеком, поисками которого она занималась. Только после его тра­гической смерти героиня осознала свое легкомыслие.

Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности

Патриотиз­ма

К.Ф. Рылеев «Иван Суса­нин»

Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в не­проходимую лесную глушь. По­нимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он рус­ский человек, среди которых нет предателей, и готов с радо­стью умереть за царя и родину.




К.Ф. Рылеев «Смерть Ер­мака»

Ермак изображен Рылеевым как герой, думающий не о си­бирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена, И мы — не праздно в мире жили!»




Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»


Академик считает, что Родина — это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дере­ву, на котором не сосчитать ли­стьев. Но всякое дерево имеет корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ, не имеющий таких глубоких кор­ней, — бедный народ. Без про­шлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоин­ству настоящее».




Б. Екимов «Переезд»

Повествователь рассуждает о том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; под­ставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; ле­чила его мальчишеские ссади­ны — без всяких лекарей, травой своей...; кормила во всякие го­ды..., поила чистой водой и под­няла на ноги. Никакая тьма, кро­ме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной».

Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине)

С. Довлатов «Письмо от­туда» (из цикла «Неви­димая газе­та»)

Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагород­ным осуждать родину, изгнав­шую его: он уверен, что Отчиз­ну, как и мать, не выбирают.




А. Никитин «Хождение за три моря»

Известный русский путешест­венник побывал во многих стра­нах, видел удивительную красо­ту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.




Н. Тэффи «Русь», «Го­родок»

В сборниках воссоздана горе­стная жизнь эмигрантов сооте­чественников, лишенных ро­дины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загроб­ной жизнью», «жизнью над бездной».




Н. Тэффи «Воспомина­ния»

Писательница предсказала судь­бу целого поколения эмигран­тов, покинувших Россию во время революции и Граждан­ской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на траги­ческое совместное одиночество в чужих странах.

Веры в мо­гущество России

В. Леушкин


Давайте вместе — без «ура»,

Без истерических упреков

Заглянем, братья, во вчера

В тьму исторических уроков!

И освещая лица лет,

Посмотрим им в глаза, как в бездну.

Да, это больно, но полезно,

Нам, убегающим от бед.

А после сядем у огня

И помолчим, кто сколько смо­жет.

Покуда век еще не прожит,

Воспрянем, дух Руси храня.

Неразрывной связи с родиной, родной зем­лей

А. Солжени­цын «Матренин двор»

Для Матрены Васильевны её

дом, двор, деревня имеют гораз­до большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.

Верности данному слову

А.С. Пушкин «Дубров­ский»

Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком — ста­риком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спа­сти её от этого замужества и ос­тановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.




А.С. Пушкин

«Евгений

Онегин»

Татьяна Ларина, верная сво­ему супружескому долгу и данному слову, отвергла чув­ство тайно ею любимого Оне­гина. Она стала олицетворени­ем искренности и нравственной силы.

Душевной молодости

И.Бунин «Молодость и старость»

Старик курд своей притчей дал понять красавцу греку, что мо­лодость — это не физическое состояние, а душевное: только тот, кто сохранил в себе досто­инство, человечность, остается всегда молодым.

Стремления человека к добру и счастью (веры в сча­стье, свои силы; люб­ви к жизни)

В.Г. Коро­ленко «Пара­докс»

Ян Залуский — калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для по­лета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально вла­деть своим телом, удивляя ок­ружающих и заставляя их по­верить в то, что каждый человек — творец своего сча­стья.




А.П. Чехов

«Вишневый сад»


В Ане Раневской есть юная ве­ра в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.




А.П. Чехов «Невеста»


Надя Шумина уезжает из про­винциального города накануне свадьбы, чтобы начать новую, счастливую жизнь, чтобы не пре­вратиться в праздное существо.




Ф.М. Досто­евский «Бра­тья Карама­зовы»

Старец Зосима неустанно вос­торгается божественностью ми­ра, богоподобностью человека, учит любви к окружающим.




Ф.М.Достоевский «Иди­от»

Князь Мышкин верит в воз­можность рая на земле, в спо­собность людей преображаться. Он не судит людей, а открыто, по-братски, относится к окру­жающим. Главное его качество — смирение, способность понять другого и сострадание. Он счи­тает, что красота «спасет мир».

связь с админом