Главная страница
qrcode

Зайцев Дошкольная коррекционная педагогика. Д. В. strreplДошкольная коррекционная педагогика


Скачать 228.5 Kb.
НазваниеД. В. strreplДошкольная коррекционная педагогика
АнкорЗайцев Дошкольная коррекционная педагогика.doc
Дата26.04.2019
Размер228.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗайцев Дошкольная коррекционная педагогика.doc
ТипУчебное пособие
#63898
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4


Д.В. З а й ц е в

Дошкольная

коррекционная педагогика
Краткий курс


Министерство образования Российской Федерации

Педагогический институт Саратовского государственного

университета им. Н.Г. Чернышевского

_______________________________________________________________

Д.В. З а й ц е в

Дошкольная

коррекционная педагогика

Краткий курс

Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии педагогических вузов

Утверждено

Редакционно - издательским советом института

в качестве учебного пособия
Издательство Саратовского педагогического института


Саратов 2000
УДК 372

ББК 74.3

З-19
Рецензенты:
Профессор, зав. кафедрой педагогики Саратовского государственного университета Л.Г. Вяткин
Профессор, зав. кафедрой педагогической психологии Педагогического института Саратовского государственного университета В.И. Страхов


З-19 Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. Саратов: Изд - во Саратовского педагогического института, 2000. 40с.

ISBN 5-87077-089-0

Учебное пособие подготовлено в соответствии с учебным планом по специальности 031700 - "Олигофренопедагогика". В пособии представлен базовый теоретический материал для изучения курса "Дошкольная педагогика (общая и коррекционная)". В пособии проанализированы методологические основания процесса образования детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Рассматриваются их возрастные и типологические особенности психофизического развития, раскрывается содержание системы коррекционной учебно - воспитательной работы в специализированном дошкольном образовательном учреждении VIII вида, её принципы, методы, средства, а также её значение для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями, формирования его личности.

Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения на факультетах коррекционной педагогики и специальной психологии педагогических вузов.

УДК 372

ББК 74.3

© Издательство Саратовского

педагогического института, 2000
© Зайцев Д.В., 2000

ISBN 5-87077-089-0

ТЕМА I

Дошкольная коррекционная педагогика как наука

ПЛАН

1. Дошкольная коррекционная педагогика как наука. Ее предмет, объект.

2. Задачи, методы дошкольной коррекционной педагогики. Связь с другими науками.

3. Психолого-педагогические исследования в области коррекционной дошкольной педагогики.
1. Дошкольная коррекционная педагогика как наука. Её предмет, объект

Дошкольная коррекционная педагогика - это наука, занимающаяся разработкой проблем воспитания и обучения, путей коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями1 дошкольного возраста (в частности детей с нарушенным интеллектом).

Для таких детей создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых реализуются педагогические технологии, направленные на исправление, ослабление или замещение недостатков психофизического развития с использованием абилитационных и реабилитационных средств образования.

Предметом специальной (коррекционной) дошкольной педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей-дошкольников со специальными образовательными потребностями.

Объектом выступают детские коллективы, группы детей дошкольного возраста, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные дети специальных образовательных коррекционных дошкольных учреждений.

2. Задачи, методы дошкольной коррекционной педагогики. Связь с другими науками

Коррекционное дошкольное образование рассматривается как первоначальное звено в единой, непрерывной системе специального образования. Специальное дошкольное образование охватывает около 200 тысяч детей с сенсорными, интеллектуальными и двигательными нарушениями. Отсюда, основными задачами дошкольной коррекционной педагогики являются:

*уточнение первичного диагноза в процессе лонгитюдного и пролонгированного изучения детей, включенных в систематическое специальное обучение и воспитание;

*обеспечение разностороннего и максимально возможного уровня физического, умственного и нравственного развития нетипичных детей за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к процессу образования;

*проведение систематической коррекционно-реабилитационной образовательной деятельности с учетом характера нарушения и структуры дефекта психофизического развития;

*подготовка детей к последующему обучению в школе, т.е. формирование у детей необходимых для обучения в специальной образовательной коррекционной школе знаний, умений и навыков. Конструктивное решение задач осуществляется благодаря использованию различных методов. Дадим краткую характеристику методов педагогического исследования.

Метод наблюдений (пассивный метод). Это непосредственное, в идеале - целеустремленное и систематическое восприятие явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдения могут быть стандартизированными (по определенной форме, бланку) и нестандартизированными, выборочными и сплошными, включенными (совместная деятельность) и невключенными, прямыми и косвенными - инкогнито ("из-подтишка", например с применением зеркала Гизелла). Желателен план наблюдения. Недостатком, минусом наблюдений является их субъективность, так как каждый человек воспринимает по-своему, используя свой социокультурный и психо-эмоциональный капитал.

Метод беседы. Это вопросно-ответный метод сбора психолого-педагогических данных, при котором источником информации выступает вербальное общение людей. Применение метода наиболее эффективно при наличии цели предстоящей беседы, круга основных и вспомогательных вопросов. Успешность беседы во многом зависит от умения педагога:

- создавать в общении благоприятную морально и эмоционально-психологическую атмосферу;

- считывать и адекватно трактовать невербальные компоненты речи респондента;

- выбрать удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью.

В работе с умственно отсталыми дошкольниками данный метод применяется ограниченно, вследствие речевого недоразвития детей.

Метод анкетирования - это один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений, посредством постановки определенных вопросов. В специальном детском образовательном учреждении (ДОУ) может применяться в работе с родителями.

Метод обобщения независимых характеристик (психолого-медико-педагогический консилиум - ПМПК). Суть метода в обработке информации поступившей на ребенка из разных источников: от родителей, врачей, социальных работников, психологов, и педагогов-дефектологов, логопедов. Результатом деятельности ПМПК является разработка основных направлений индивидуальной программы развития ребенка.

Метод изучения анамнестических сведений и продуктов деятельности детей включает, во-первых, анализ медицинских карт, то есть истории болезни ребенка, с целью определения причин нарушения во-вторых, детских рисунков, сочинений, формуляров, школьных тетрадей и дневников, поделок (лепных поделок), построек и др. Анализ продуктов деятельности позволяет увидеть как отражается на ребенке тот или иной способ обучения и воспитания, какова эффективность коррекционного педагогического воздействия.

Метод изучения документации дошкольных образовательных коррекционных учреждений: планы работы учителей-дефектологов и воспитателей, планы работы всего учреждения, отчеты, дневники наблюдений за детьми, групповые журналы. Результаты анализа могут служить не только формированию адекватному представления о том, чем живет, "дышит" учреждение, но и источником постановки научной проблемы.

Метод педагогического эксперимента (с лат.-проба, опыт). Эксперимент - это активная форма познания объективной действительности в науке, когда явления изучают при помощи целесообразно выбранных (естественный эксперимент) или искусственно созданных (лабораторный эксперимент) контролируемых условий с целью установления закономерностей связей между явлениями. Это комплексный метод научного исследования, который предполагает одновременное использование целого ряда других, более частных методов: наблюдение, беседа, проведение срезов, создание специальных учебно-воспитывающих ситуаций.

Педагогический эксперимент применяется для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

При лабораторном эксперименте создается специальная ситуация эксперимента, где вмешательство исследователя постоянно. Он, для большего подтверждения гипотезы или для ее изменения может преобразовать ход эксперимента в нужном ему русле. В рамках естественного (полевого) эксперимента исследователь является пассивным наблюдателем и констатателем того, что он видит, то есть подтверждение или опровержение гипотезы происходит без какого-либо вмешательства извне.

Недостатком лабораторного эксперимента является возможная значительная оторванность результатов исследования от реальной ситуации, от реальных закономерностей образовательного процесса. Во втором случае - эксперимент намного менее контролируем.

Наиболее используемыми, кроме указанных, являются следующие виды экспериментов, выделенных по специфике поставленной задачи: научные и прикладные; проективные и ретроспективные; однофакторные и многофакторные. В значительной степени эффективность эксперимента, достоверность результатов зависит от его длительности протекания и размеров выборки.

Дошкольная олигофренопедагогика представляет собой сложную, многофункциональную, поликомпонентную отрасль педагогической науки, которая опирается на данные смежных наук. Это прежде всего: физиология, генетика, психиатрия, невропатология. Также дошкольная коррекционная педагогика опирается на знания о закономерностях функционирования человеческой психики, которые дает общая психология, возрастная и педагогическая психология, специальная психология, и, раз олигофренопедагогика является отраслью педагогической науки, соответственно, педагогика.

3. Психолого-педагогические исследования в области коррекционной дошкольной педагогики

Отечественная дошкольная педагогика, общая и коррекционная, базируются на теоретических положениях таких психологов и педагогов как П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, которые установили, что процессы воспитания и обучения являются решающими факторами детского развития.

Наиболее значимыми концепциями стали: теория дошкольной педагогики об амплификации (обогащении) детского развития, предусматривающая необходимость полноценного использования специфических условий каждого возрастного периода (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Зинченко В.П., Поддьков Н.Н.); теория дифференциации процессов воспитания и обучения в зависимости от возрастного периода, каждому из которых свойственны определенные - ведущая деятельность и отношение к окружающим людям, к действительности (Давыдов В.В., Лисина М.И., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.); положение о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества с окружающими людьми (Репина Т.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О.).

Широко вопросы дошкольного воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников стали разрабатываться с середины 60-х гг. ХХв. Проблемами изучения, лечения и образования таких детей занимаются НИИ коррекционной педагогики РАН, НИИ педиатрии АМН РФ, НИИ психиатрии АМН РФ и НИИ психиатрии МЗ РФ (прикладной аспект), а также отдельные кафедры ВУЗов.

Все исследования в области дошкольной олигофренопедагогики в целом можно разделить на:

*клинические (Блюмина М.Г., Козленко Н.А., Ольховская М.Н.), где авторы считают обязательным компонентом реабилитационного образовательного процесса в дошкольном учреждении медикоментозное и физиотерапевтическое лечение; и

*психолого-педагогические исследования. Среди последних наиболее выделяются следующие: выявление особенностей аналитико-синтетической деятельности, восприятия цвета и путей их улучшения, (Цикото Г.В.); изучение сенсорного развития дошкольников с умственной отсталостью (Венгер А.Л., Катаева А.А., Ким С.Г.); исследование речевой деятельности детей - олигофренов младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов (Кузнецова Г.В., Соколова Н.С., Фомичева М.Ф., Ферштер Г.Г.); изучение состояния педагогических знаний, умений и навыков детей (Морозова Н.Г.); и особенностей игры и игровой деятельности (Выгодская Г.Л., Соколова Н.Г.); исследование проблем трудового воспитания (Гульянц Э.К.); определение эффективных методов обучения и воспитания детей-дошкольников с умственной отсталостью (Давыдова С.И.).
Вопросы и задания к теме:

1.Дайте определение коррекционной педагогики. В чем её отличие от дошкольной коррекционной педагогики?

2.Предмет, объект, задачи и методы дошкольной коррекционной педагогики.

3.Подготовьте рефераты по темам: "История вопроса помощи умственно отсталым детям" (По кн. Х.С.Замского "Умственно отсталые дети".-М., 1995), "Современные тенденции помощи умственно отсталым за рубежом" (По материалам Межд. конгрессов, конференций, опубл. в ж/ле "Дефектология").
ТЕМА II

Особенности психофизического развития

детей с умственной отсталостью дошкольного возраста

ПЛАН

1. Характеристика физического (соматического) статуса детей.

2. Характеристика психоэмоционального статуса детей.

3. Особенности социокультурного развития УО детей.
В развитии ребенка педагогика выделяет периоды количественных накоплений и заметных качественных перестроек. Развитие человека осуществляется скачкообразно, от одного рубежа к другому. Рассмотрим традиционную периодизацию развития детей и юношества2:

1. Младенческий возраст - от рождения до 1 года;

2. Период преддошкольного детства - от 1 до 3 лет;

3. Период дошкольного детства - от 3 до 7 лет;

4. Период младшего школьного возраста - от 7 до 11 лет;

5. Период среднего школьного возраста (подростковый) - от 12 до 15 лет;

6. Период старшего школьного возраста (юношеский) - от 15 до 18 лет.

Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности принято называть возрастными особенностями (но, в целом, это и особенности социокультурного окружения ребенка). В тесной связи с возрастными находятся индивидуальные особенности - это существенные и устойчивые особенности направленности личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному человеку и отличающие его от других людей. Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития обычных детей, хотя тенденции развития у них одинаковые.

Рассмотрим психофизические особенности развития детей-дошкольников с умственной отсталостью. Период от рождения до поступления в школу является, как это признано, возрастом наиболее стремительного психофизического развития ребенка, первоначального формирования качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также овладения различными видами деятельности.

В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны - именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание основы иерархии мотивов и ценностей. Во многом успешность формирования личности ребенка обусловлена процессом его сотрудничества с окружающими людьми, той социокультурной ситуацией в которой он воспитывается, доминирующими типами взаимоотношений взрослого и ребенка в двух важнейших социальных институтах: семье и детском дошкольном образовательном учреждении (детском саду).
1. Характеристика физического (соматического) статуса детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Физическое состояние данной категории детей (диагноз: олигофрения в степени дебильности) обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие её органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте. У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, т.е. они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервнозность. Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей. У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета. При относительно хорошей сформированности основных локомоторно-статических функций и самостоятельного передвижения многие дети имеют выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии (от греч. hemi-половина, plegio-поражаю, т.е. паралич (вертикальный или горизонтальный) одной половины туловища). В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдаемая соливация, носовой оттенок речи, специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии парциальных двигательных нарушений.

Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм, добавочные дыхательные движения - придыхания. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей. Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его лабильность (неустойчивость), гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость.

Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.

Таким образом, характеристика физического развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью свидетельствует о своеобразии их отдельных систем и внутренних органов, что является следствием проявления органического поражения центральных и периферических отделов коры головного мозга.
2. Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей - дошкольного возраста

Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность. В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже - игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними. Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам): предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка - олигофрена.

У ребенка отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом. Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания - действием, словом и образом не совершенна.

Переломным годом в развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни. Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления. Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет - появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует. Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык.

Примерно, у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. - отсутствие речи) - это системное недоразвитие речи при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии (c греч.-расстройство сочленения)- это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту). В целом, большинство дошкольников - олигофренов овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса. Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Таким образом, анализ особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом позволяет говорить о том, что данная страта характеризуется явлениями децелерации3.
Вопросы и задания к теме:

1. Каковы особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью?.

2. Дайте характеристику социокультурного развития данной категории детей.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом