Главная страница

Давыдов В.В.. Давыдов Василий Васильевич (31 августа 1930 19 марта 1998)


Скачать 127,39 Kb.
НазваниеДавыдов Василий Васильевич (31 августа 1930 19 марта 1998)
Дата13.05.2019
Размер127,39 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаДавыдов В.В..pptx
ТипДокументы
#75480
Каталог

Давыдов Василий Васильевич (31 августа 1930 — 19 марта 1998)

Российский учёный-психолог и академик. Вице-президент АПН СССР. Заслуженный деятель науки РФ. Последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина. Его работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.

Проблема развивающего обучения разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Данная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 г. решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем). Учебная деятельность школьников, по утверждению В. В. Давыдова, должна строиться в соответствии со способом восхождения от абстрактного к конкретному. В качестве главного недостатка традиционного начального обучения В. В. Давыдов отмечает ориентацию его содержания и методов на формирование у школьников основ эмпирического сознания и мышления. Подчеркивая важность развития эмпирического мышления, он утверждает, что это не самый эффективный путь психического развития детей. При эмпирическом мышлении отражаются только внешние связи, оно затрудняет проникновение в сущность явлений. Развивающее обучение должно опираться на теоретическое мышление, а его формирование осуществляется с помощью знаков, символов, моделей. "Теоретическое мышление – это знание при минимуме наглядно-образных опор, при максимуме словесно выраженных построений"

Рассматривая учебную деятельность, В. В. Давыдов формулирует ряд логико-психологических положений, которые предлагает использовать при определении содержания образования:

1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. 5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

Опыт построения курсов математики и грамматики на основе содержательного обобщения (материалы экспериментальных исследований)

Система действий со словами (морфология):

Во-первых, дети меняли исходное слово по смыслу и записывали новое под исходным; во-вторых, они сопоставляли новое слово с исходным по смыслу и по морфологическому составу, выявляя ту часть слова, которая является носителем смысла; в-третьих, они выделяли эту часть; в-четвертых, устанавливали, что же именно и при помощи каких частей сообщалось в исходном слове.

Пример:

«КНИГА»- о чем сообщает это слово?

В ответ второклассники указывают, конечно, лишь на "вещественное" значение слова

«КНИГА-КНИГИ» - о чем говорится в каждом слове?

Дети выделяют значение числа и ту формальную разницу ("а–и")

Оба эти момента фиксировались так: выделяемые части слова обводились рамками, значение морфем отмечалось стрелками, около которых кратко записывались сообщения, передаваемые морфемами.

Для выделения различных морфологических частей слова и установления их функций в разных категориях слов дети работали с разными по составу наборами слов. Например, для определения функций окончания в существительных они производили изменения по числу и нескольким падежам, а для определения функций окончания в глаголах дети нуждались в большом наборе взаимно сравниваемых слов.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

В конце II класса детям была предложена контрольная работа на классификацию слов по частям речи. Аналогичная задача была поставлена перед учениками III, IV и V классов, обучавшимися по обычной программе. Были даны 33 слова (12 существительных, 14 глаголов и 7 прилагательных).
ЭКСПЕРЕМ-Я ГРУППА

ОБЫЧНАЯ ПРОГРАММА

42/957 (2КЛ)

72/891 (3КЛ)

4,4 % (2КЛ)

8% (3 КЛ)

2,9%(4КЛ)

10,7 % (5 КЛ)
При построении курса математики мы исходили из того, что в настоящее время конечной целью всего этого школьного учебного предмета с I по X класс является создание у учащихся развернутой и полноценной концепции действительного числа, в основе которой лежит понятие о величине. Согласно разработанному нами курсу дети в первом полугодии I класса вообще не "встречают" чисел. Все это время они довольно подробно осваивают сведения о величине: выделяют ее в физических объектах, знакомятся с основными ее свойствами.

Пример:

Работая с реальными вещами и выделяя в них параметры величин (тяжесть и объем, площадь и длину и т. д.), дети учились сравнивать эти вещи по той или иной величине, определяя их равенство или неравенство (больше – меньше). Эти отношения записывались знаками. Затем дети переходили к записи результата сравнения буквенной формулой, т. е. к общей форме изображения отношения любых величин. Сами объекты можно обозначать буквами, а результат сравнения, связывая буквы знаком, можно записать формулой (a = b, a > b, a < b) Следующий этап состоит в обучении детей умению записывать изменения величин с помощью знаков "плюс–минус". Здесь выделялись две стадии:

1) "Если а =b, то а + с > b", и

2) новое равенство возможно лишь при условии "а + с =b+ с".

Эти знания хорошо усваиваются детьми, что позволяет им решать самые рaзнообpaзныe задачи, связанные с необходимостью учитывать момент "равновесия" и условий его сохранения Такая программа обучения предъявляет повышенные требования к интеллекту ребенка. При правильной организации обучения дети способны усвоить эту программу. При этом у них раньше, чем обычно, возникают предпосылки для формирования способности к теоретическому рассуждению. Это – мощный толчок к развитию интеллектуальных сил ребенка, к повышению его способности оценивать абстрактные отношения объектов, что обнаруживается уже при изучения следующих разделов программы, например при знакомстве с числом (второе полугодие I класса).

принципы развивающего обучения:

1. Содержанием учебной деятельности учащихся начальной школы являются научные понятия, которые создают общий принцип решения задач.

2. Усвоение научных понятий имеет такую динамику: анализ условий их формирования, уяснение общего принципа, применение его к частным конкретным случаям.

3. Теоретические знания составляют основу мышления и влияют на практическое выполнение деятельности.

4. Школьники усваивают научные понятия в процессе учебной деятельности. Их мыслительные действия аналогичны исторически сложившимся способам деятельности человека.

Источник:

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.


перейти в каталог файлов
связь с админом