Главная страница

Детская хирстом. Детский хирстом - Харьков - Хирургическая стомат. Заболевания слюнных желез


Скачать 6,51 Mb.
НазваниеЗаболевания слюнных желез
Родительский файлDetskaya_khirstom.rar
АнкорДетская хирстом.rar
Дата07.02.2015
Размер6,51 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДетский хирстом - Харьков - Хирургическая стомат
ТипДокументы
#997
страница1 из 52
Каталогtopic28044924_31513503
Полное содержание архива Детская хирстом.rar:
1. Детский хирстом - Стоматология детского возраста.doc
42789,86 Киб.
Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии рекомендовано
2. Детский хирстом - Тимофеев А.А. - Руководство по ЧЛХ и хирургической стоматологии.pdf
10899,05 Киб.
Детский хирстом - Топольницкий - Детская хирургическая стоматология.djvu
3. Детский хирстом - Топольницкий - Детская хирургическая стоматология.djvu
6813,04 Киб.
Детский хирстом - Харьков Л.В., Яковенко Л.Н. - Справочник хирурга-стоматолога. 2008 г..djvu
4. Детский хирстом - Харьков Л.В., Яковенко Л.Н. - Справочник хирурга-стоматолога. 2008 г..djvu
6664 Киб.
Заболевания слюнных желез
5. Детский хирстом - Харьков - Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия детского возраста.doc
6664 Киб.
Заболевания слюнных желез

С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Lukinykh_-_karies_zubov.djvu, 2222222222222222.docx, 111111111111.docx, Detskaya_khirstom.rar, anketa.docx, 33_Afanasyev_Barer_Ibragimov_zapis_istorii_bolezni_v_stomatologi.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52









Туберкулез 189

Сифилис 191

СПИД и Вич-инфекция 193

РАЗДЕЛ 4. Заболевания слюнных желез 196

Воспалительные заболевания 196

Острый вирусный сиалоаденит 197

Острый бактериальный сиалоаденит 201

Хронический сиалоаденит 203

Слюннокаменная болезнь (капькулёзный сиалоаденит) 20?

Опухоли и опухолеподобные новообразования слюнных желез 209

Опухолеподобные новообразования 209

Доброкачественные и злокачественные опухоли 212

РАЗДЕЛ 5. Заболевания височно-нижнечелюстного сустава 214

Особенности строения и функции височно-нижнечелюстного сустава 214

Острый артрит 217

Хронический артрит 219

Артроз 220

Болевая дисфункция 223

Анкилоз 223

РАЗДЕЛ 6. Доброкачественные новообразования мягких тканей

челюстно-лицевой области 230

Общие сведения об опухолях 230

Опухоли мягких тканей 232

Гемангиомы 232

Лимфангиомы 246

Нссосудистые доброкачественные новообразования 251

Опухолеподобные новообразования мягких тканей 256

Приобретенные опухолеподобные новообразования 256

Врожденные опухолеподобные новообразования 257

Кисты и свищи лица, шеи 260

Нейрофиброматоз 264

РАЗДЕЛ 7. Доброкачественные новообразования костей

челюстно-лицевой области 268

Одонтогенные опухоли челюстей 269

Одонтогенные опухолеподобные новообразования 274

Кисты челюстей 279

Остеогенные опухоли костей лица 286

Остеобластокластома 286

Остеома 289

Остеоид-остеома 289

Опухолеподобные новообразования костей 290

Фиброзная дисплазия 290

Фиброзная остеодистрофия 294

РАЗДЕЛ 8. Злокачественные новообразования

челюстно-лицевой области 295

Статистические данные, этиология 295

Теории возникновения злокачественных опухолей у детей

Принципы классификаций злокачественных опухолей

Предопухолевые состояния

Диагностика и клиника злокачественных новообразований

Принципы лечения

РАЗДЕЛ 9. Травматические повреждения тканей и органов

челюстно-лицевой области

Особенности повреждений тканей лица и челюстей, классификация

Травмы мягких тканей

Ожоги

Отморожение

Травмы зубов

Травмы челюстей

Ушиб челюстей

Переломы нижней челюсти

Переломы верхней челюсти

Переломы скуловой кости и дуги

Сочетанные и комбинированные повреждения

Переломы костей носа

РАЗДЕЛ 10. Пороки развития тканей и органов

челюстно-лицевой области

Врожденные несращения губы и нёба

Врожденные несрашения верхней губы

Врожденные несращения альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба

Пороки развития уздечек губ и языка, мелкое преддверие полости рта

Пороки развития уздечки языка

Пороки развития уздечек верхней и нижней губ

Мелкое преддверие полости рта

Некоторые сопутствующие несрашениям верхней губы и нёба синдромы
челюстно-лицевой области


РАЗДЕЛ 11. Основные восстановительно-реконструктивные

вмешательства на тканях челюстно-лицевой области

Местная пластика кожными лоскутами

Пластика лоскутами на ножке

Свободная пересадка тканей

Пластика филатовским стеблем

Хирургические вмешательства на челюстях

Применение разнообразных материалов для внутритканевого эндопротезирования .

Некоторые особенности техники ушивания ран в челюстно-лицевой области

Некоторые аспекты психологической помощи детям с заболеваниями

челюстно-лицевой области

Медикаментозные средства, применяемые для лечения

основных стоматологических заболеваний

Тесты для контроля знаний по детской хирургической стоматологии

Программные экзаменационные вопросы по детской хирургической

стоматологии

Список литературы

Уважаемые читатели!

К читателям!


Я с удовольствием прочел русский текст учебника моих украинских коллег, который посвящен чрезвычайно важным вопросам хирургической стоматологии и челюстно-лице­вой хирургии детского возраста. Сегодня мы еще не можем быть удовлетворены результа­тами первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей. На фоне этого обстоятельства, а также особенностей этапного развития общества с его материальной не­достаточностью во всех сферах, неблагоприятными экологическими прочими условиями, и как никогда возникает необходимость, опираясь па опыт и знания, представить студен­там и молодым врачам взвешенный и современный подход к вопросам диагностики и ле­чения хирургических стоматологических заболеваний у детей.

В настоящее время многими учеными-педагогами делаются попытки изложить свои знания в книгах, которые рекомендуются для обучения. И лишь некоторые из них явля­ются результатом академического подхода к манере изложения, строгого отбора сведений п знаний, а также гармоничного соотношения изложенного материала и иллюстративных данных. Хочу подчеркнуть, что еще не написан идеальный учебник (да и будет ли написан вообще), поскольку и базовый уровень преподавателей и студентов разный, и мотивация к изучению предмета отличается, да и способности обучающихся не одни и те же. Однако он крайне необходим, потому что в существующих руководствах, пособиях и учебниках по хирургической стоматологии представлены лишь отрывочные данные о тех или иных хи­рургических заболеваниях у детей. В указанной литературе, как правило, авторы говорят лишь об особенностях диагностики, клинического течения и лечения заболеваний. А ведь это неверно! Сегодня следует говорить о закономерностях патологических процессов у де­тей разного возраста. Раньше ребенок, а потом взрослый! Никак не наоборот! И именно на данном утверждении базируются все положения представленного учебника.

Все его разделы содержат необходимые для профессионала сведения, знание которых обусловит наиболее эффективный результат взаимоотношений "врач —пациент". Матери­ал изложен логично и последовательно. Все предлагаемые положения обоснованы, четко прослеживается обобщение не только ранее имеющихся данных литературы о заболевани­ях, а и собственного теоретического и практического опыта, что значительно обогащает учебник. Авторы в книге постарались ответить на вопрос: "Почему именно так, а не ина­че?", и, на мой взгляд, им это удалось.

Учебника по дисциплине "хирургическая стоматология детского возраста", насколько я знаю, нет в Украине, нет его и в России (изданы лишь некоторые монографии, посвя­щенные воспалительным процессам, опухолям челюстно-лицевой области у детей). Поэ­тому первую попытку создания такого учебника следует, безусловно, приветствовать. Я желаю его читателям упорства и настойчивости в овладении этим важным и сложным раз­делом хирургической стоматологии.

Член-корреспондент РАМН,

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

директор ЦН И НС, jf(j<7

д-р. мед. наук, профессор с&£&(?£■ ^-^--^-т-г Безруков В.М.

Известные учебники и учебные пособия последних лет по хирургической стоматоло­гии в Украине — профессоров А.А.Тимофеева (1998), Ю.И.Вернадского (1999) - содер­жат обширные сведения, касающиеся заболеваний у взрослых и лишь частично - у детей. При этом размеры учебников не всегда позволяют достаточно полно изложить материалы в одинаковой и достаточной степени. Между тем дети, составляющие 1/5 населения стра­ны, страдают практически теми же заболеваниями, что и взрослые, а кроме того, врождён­ными аномалиями челюстно-лицевой области.

Киевская школа стоматологов-хирургов на протяжении последних 40 лет под руко­водством двух известных профессоров — Ю.И. Вернадского и А.С. Солнцева - является достаточно авторитетной не только в странах СНГ, но и за рубежом. Этому способствовала чрезвычайная активность представителей киевской школы в научной и практической дея­тельности, участие их во множестве международных конгрессов, где они достойно пред­ставляли и пропагандировали отечественные достижения науки.

С 1980 г. в Киевском медицинском институте кафедра хирургической стоматологии вы­делила группу сотрудников для работы с детьми, которая, получив стационарную и полик­линическую базы, стала прообразом сегодняшней кафедры хирургической стоматологии детского возраста. За 20 лет деятельности в этом направлении коллектив кафедры и клини­ки накопил солидный опыт научной, преподавательской и лечебной деятельности. Сотруд­никами излечено более 10 000 детей в условиях стационара, около 14 000 детей прошли ле­чение на поликлинических базах кафедры. С 1986 г. на госпитальной базе кафедры работа­ет Украинский центр по оказанию помощи детям с заболеваниями челюстно-лицевой об­ласти. Успешная научная работа сотрудников отражена в трёх докторских диссертациях (проф. Д.В. Дудко — "Лечение гемангиом челюстно-лицевой области у детей", 1987; проф. Л.В. Харьков — "Хирургическое лечение врождённых несращений нёба", 1988; проф. Ю.А. Юсубов — "Патогенез, диагностика и лечение остеомиелитов челюстей у детей", 1988), в более чем десяти выполненных и выполняемых кандидатских диссертациях.

Монографии, множество научных статей, выступления на конгрессах в Голландии, Швеции, Англии, Франции, Польше, Сирии и других странах явились этапным итогом ак­тивной творческой деятельности коллектива клиники.

Кафедрой и Украинским центром с 1994г. руководит чл. корр. АМН Украины, профес­сор Л.В. Харьков — главный специалист МЗ Украины. Руководимый им коллектив состо­ит из опытных и молодых сотрудников, что создаёт необходимую гармонию в поиске оп­тимальных решений проблем хирургической стоматологии.

Творческий коллектив создателей настоящего учебника представил на суд читателей солидный труд, материал в котором изложен в соответствии с программой обучения буду­щих врачей и молодых специалистов. Опыт и знания авторов позволили высказать ряд нетрадиционных взглядов, касающихся патогенеза и лечения некоторых заболеваний. От­личительная особенность представленного материала — аргументация и логика заключе­ний, хороший иллюстративный материал. Представленный учебник является первым в Украине и, безусловно, будет способствовать оптимизации изложения учебного материа­ла и обучения хирургической стоматологии детского возраста.

Заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Петербургской медицинской академии последипломного образования, член-корреспондент РАМН, Заслуженный деятель науки России, профессор

Детей чет — есть люди. Януш Корча к

Lectori benevole salutem!*

Профилактическое направление развития медицины предусматривает проведение комплекса оздоровительных мероприятий, направленных не только на ребенка, который родился, а и на его родителей. Как логическим является выражение "здоровые родители — здоровые дети", так логическим является и создание оптимальных условий развития детс­кого организма с целью обеспечения полноценной жизни во взрослом возрасте. По дан­ным ВОЗ, здоровье человека на 50 % зависит от условий жизни и работы, на 40 % (поров­ну) — от экологии и генотипа и на 10 % — от состояния здравоохранения в стране. И хотя влияние последнего фактора, казалось бы. незначительно, чрезвычайно важным является то, насколько профессионально врач подготовлен к выполнению своей сложной миссии.

Сейчас существуют определенные статистические "несправедливости" относительно детских стоматологов, а поэтому и детей, которым необходима помощь. В Украине в 2001 г. детское неселение составляло 8 млн 748 тыс. 915 человек. Согласно приказу мини­стра охраны здоровья Украины предусмотрено 4,5 места стоматолога на 10 000 детского на­селения, следовательно, на такое количество детей детских стоматологов должно быть 5531, в то время как их в два раза меньше. В стране функционирует 270 поликлиник для взрослых и только 40 — для детей, что составляет только 15 ".., насчитывается 1900 челюстно-лицевых коек, из которых детских — 150, то есть и в этих показателях соотношение не выполняется. Чаще всего дети обращаются за помощью к педиатру; второе место по частоте посеще­ний принадлежит стоматологу, поскольку для нормального функционирования детского организма очень важным является состояние зубов, полости рта и челюстей. Ни одна сис­тема, кроме зубочелюстной, не имеет такой "привилегии": в детском возрасте иметь 20 вре­менных зубов, а во взрослом — 32 постоянных. Выполняя важное функциональное, орга-нообразующее, эстетическое назначение, эта система восприимчива к разнообразным бо­лезням, которые требуют и хирургического лечения.

Хирургическая стоматология и челюстио-лицевая хирургия детского возраста — это раздел клинической медицины, требующий глубоких знаний стоматологии, хирургии и педиатрии, поэтому безоговорочной является необходимость особого подхода к обучению. По получить все необходимые знания в медицинском институте или университете очень тяжело, поскольку на стоматологическом факультете для изучения детской хирургичес­кой стоматологии отводится 2 года, а общей хирургии и педиатрии — по 6 месяцев. Поэто­му подготовка высококвалифицированного специалиста по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста невозможна без обучения в клинической ординатуре или стажировки в соответствующей клинике.

В современных клиниках наиболее развитых стран значимой для будущего стоматоло­га является неделимая стоматология детского возраста с равноценными и равнозначными разделами терапевтической (с профилактикой стоматологических заболеваний), хирурги­ческой стоматологии и ортодонтии. Однако такая концепция предусматривает и одинако­вую подготовку по всем трем специальностям детской стоматологии.

Топ факт, что большинство учебников и пособий по стоматологии детского возраста имеют большую терапевтическую и профилактическую направленность, обоснован. В них вопросы хирургических стоматологических заболеваний освещаются в основном с пози­ций амбулаторного приема. Часть заболеваний челюстно-лицевой области рассматривает­ся в пособиях по хирургической стоматологии, где не всегда с достаточной полнотой изло­жен материал о закономерностях развития заболеваний и их лечении у детей.

Существуют пособия и учебники по детской стоматологии, ортодонтии, профилактике

стоматологических заболеваний, многочисленные монографии но проблемам диагностики, лечения заболеваний зубов и пародонта у детей. Вместе с тем нет ни одного учебника или пособия по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста. Наверное, это обусловлено и тем, что лишь в 1991 г. в 1 [ациональном медицинском универ­ситете была основана кафедра с таким названием - первая в Украине и странах СНГ.

Этот учебник написан в соответствии с учебным планом и программой по детской сто­матологии для студентов высших медицинских учебных заведений 111- IY уровней аккре­дитации. Им мы старались заполнить имеющийся пробел в данной области медицины.

Сложность в описании анатомо-топографических особенностей и закономерностей челю­стно-лицевой области у детей, течения заболеваний обусловлены такими обстоятельствами.

  • начиная от рождения, анатомические, физиологические характеристики органов и тканей .ища, челюстей, околозубных тканей изменяются очень быстро; законы растущего организма обусловлены функцией органов и тканей, состоянием важнейших систем орга­низма в определенный промежуток времени;

  • интенсивность развития органов и тканей в разных местах челюстно-лицевой облас­ти и органов полости рта неоднотипная, вследствие чего и проявления того или иного за­болевания будут иметь принципиальные особенности;




  • соматическое развитие ребенка зависит от состояния иммунной, эндокринной, нерв­ной и других систем организма, которое обусловливает особенности изменений в нем;

  • на фоне высокой лабильности основных систем организма под действием патологи­ческих агентов возникают парадоксальные ответные реакции: разнообразные по характе­ру влияния раздражители служат причиной однотипного ответа, и наоборот, один и тот же раздражитель пли агент может обусловить абсолютно разную реакцию;

— недостаточно полно объяснимы закономерности и особенности проявления процес­
сов саморегуляции в детском организме.

Кроме того, следует понимать, что ребенок — ив два месяца, и в 5 лет, и в 14 лет является ребенком. 11о закономерность течения тех или иных процессов у него в зависимости от воз­раста будет обычно разной. Поэтому не преувеличением, а важной необходимостью является знание тканевых и органных изменений в каждый возрастной период. Это требует от врача ориентации именно в глубинах нормальной и патологической физиологии.

Говоря о дифференциальной диагностике каждого заболевания, мы перечисляем толь­ко те, с которыми ее следует проводить, а описание течения, особенностей этих заболева­ний детально приведено в соответствующем разделе.

В учебнике мы высказали свои взгляды па причины, механизмы развития, течение i .течение основных хирургических стоматологических заболеваний. Научным обосновани ем этого является более чем 30-летний опыт работы в области хирургической стоматоло гпп и челюстно-лицевой хирургии детского возраста.

Медицинская научная и клиническая стоматология насыщена многими именами иссле дователей, которые считаются первооткрывателями симптомов, синдромов, методов и прие мов лечения. Количество их постоянно возрастает, и молодому специалисту довольно ело* но запомнить и ориентироваться в них. Поэтому мы старались, сохраняя уважение к эти: ученым, в большинстве случаев не перегружать текст фамилиями, заменив их понятным ош санием симптома или синдрома. Авторство, безусловно, имеет большое значение, однак лишь в случае принципиальных положений и в историческом значении приоритетов.

Коллектив авторов этого учебника будет признателен всем за высказанные замечай! и пожелания и надеется найти в читателях — студентах, врачах-стоматологах, хирурга челюспю-лпцевых хирургах, педиатрах и врачах других специальностей — не только об ективных критиков, но и доброжелательных соратников в изучении заболеваний челюс но-лицевой области у детей.

Заведующий кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирург детского возраста Национального медшщнекого университета им. А.А. Богомолы чл.-кор. АМН Украины, доктор мед. наук, профессор Л.В.Харьков

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Незнание истории развития проблемы порождает ряд лишних и временами не­нужных действий или их попыток, с другой стороны - знание ее позволяет пересмотреть много известных решений и иначе представить проблему.

Детская хирургическая стоматология продолжительное время была составной частью хирургической стоматологии и развивалась путем решения практических вопросов в амбулаторной хирургии. Прежде всего ото касалось диагностики и ле­чения воспалительных процессов в тканях челюстно-лнцевой области. Г.Л. Ва­сильев, Л. И. Евдокимов, Я.Л. Раушеибах подчеркивали, что течение одонтогенных воспалительных процессов у детей отличается от такового у взрослых и имеет свои закономерности. Этой же точки зрения придерживался Г.И. Семенченко (1958), который, исследовав патогенез остеомиелита нижней челюсти, сделал вы­вод о том, что острые одонтогенные процессы у детей быстрее переходят из острой (разы в хроническую. A.M. Солнцев (1965) убедительно в эксперименте и клини­ке показал особенности течения и лечения острого и хронического остеомиелита верхней челюсти у новорожденных и детей дошкольного возраста. Ю.И. Вернадс­кий, Ю.А.Юсубов (1985) продолжили изучение проблем диагностики и лечения остеомиелита челюстей у детей. В Украинской медицинской стоматологической! академии па кафедре детской стоматологии профессор П.И.Ткаченко (1985) и его ученики продолжают работу в этом направлении и изучают патогенетические осо­бенности воспалительных процессов челюстно-лицевой области у детей, разра­батывают дифференцированные подходы к их лечению.

В 50-60-х гг. минувшего столетия наблюдалось увеличение количества боль­ных со специфическими процессами в челюстно-лнцевой области, в связи с чем появился ряд работ, посвященных данной проблеме у детей. Г.О.Сутеев (1951), К.И.Бердыган (1958), Т.Г.Робустова (1966) классифицируют актиномикоз челюстно-лнцевой области и уделяют значительное внимание проведению диф­ференциальной диагностики и лечению даного заболевания у взрослых и детей.

Вопрос обезболивания, как общего, гак и местного, is особенности у детей, всегда волновал стоматологов поликлиник и стационаров. В 1978 г. А.С. Добронравова в докторской диссертации на тему "Общее обезболивание в стоматологии детского возраста"описала особенности проведения этого вида обезболивания у детей. Разра­ботки методик местного обезболивания у детей СП. Вайсблатом (1961), М.Д. Дубо­вым (1969), М.М. Соловьевым (1982), II.М. Егоровым (1985) внесли положитель­ные результаты в практическую деятельность врача.

Уже с самого начала развития хирургической стоматологии как науки реша­лись проблемы реконструктивно-восстановите.тьных операций у детей. Это прежде всего касалось врожденных дефектов губы и нёба. А.А. Лимберг (1928), М.Д. Дубов (1954), II.П. Львов, I I.M. Мпхсльсоп, Л.И. Евдокимов, Г.А. Васильев, a is дальнейшем и их ученики предложили новые способы хейло- и уранопласти­ки у детей с врожденным несращением губы и нёба. Л.Е. Фролова (1956) органи­зовала в Москве центр реабилитации таких больных, а с I960 г. подобный центр начал функционировать в Свердловской области.

Этапы становления и развития детской хирургической стоматологии

В.М. Безруков (1965), В.Ф. Рудько (1967), Г.В. Кручинский (1970) разработа-1И методики и тактику лечения больных с врожденными синдромами челюстно-лнцевой области.

Необходимо отдельно сказать о 1968-х годе, который стал определяющим в развитии детской стоматологии. В этом году в Киеве прошел V съезд стоматоло­гов СССР, посвященный вопросам стоматологии детского возраста. Одним из решений съезда было открытие кафедры стоматологии детского возраста в Киеве. В последующие годы такие кафедры были созданы также в Полтаве-. Львове. После съезда активизировались научные поиски по вопросам травмати­ческих повреждений челюстно-лнцевой области у детей. В.С.Дмитриева в свое время отмечала, что до 1968 г. не было издано ни одного учебника, ни одной мо­нографии по вопросам лечения травм челюстно-лнцевой области у детей. В пос­ледующие годы появились работы, в которых рассматривались эти проблемы (П.М.Александров, М.М.Соловьев, 1986). Вопросы дистракционного и компрес­сионного методов лечения больных с дефектами и деформациями нижней челюс­ти у детей разрабатывались в Харьковском медицинском университете иод руко­водством профессора В.И. Куцевляка (1986).

Опыт диагностики и лечения детей с сосудистыми новообразованиями челю­стно-лнцевой области на кафедре госпитальной хирургической стоматологии ММСИ иод руководством А.И. Евдокимова и В.Ф. Рудько был обобщен в моно­графии П.М. Горбушиной "Сосудистые новообразования лица, челюстей и орга­нов полости рта". А.А. Колесов (1961), В.В. Рогинский (1981) предложили новые схемы лечения, диагностики и диспансеризации детей с опухолями и опухоле-подобными процессами челюстно-лнцевой области. В последующие годы боль­шинство научных работ по детской стоматологии были посвящены вопросам ле­чения и реабилитации детей с врожденными несращениями верхней губы и нёба.

Киевская школа хирургов-стоматологов под руководством проф. Ю.И. Вер­надского проводила активную работу, направленную на решение проблемы комплексной реабилитации больных с врожденными несращениями губы и нёба.

В Одессе одним из первых провел научные разработки в этом направлении Г.И. Семенченко (1964). Позднее его ученики продолжили изучать эти вопросы.

В Донецком медицинском университете профессор Э.Н. Самар в своей док­торской диссертации осветил особенности хирургического лечения больных с врожденными несращениями нёба в разном возрасте. Профессор О.Е. Малевич (Днепропетровск, 1971) изучал функциональные изменения в организме боль­ных с врожденными несращениями лица и их роль в процессе хирургического ле­чения. Н.В.Бердюк (Запорожье) успешно защитил докторскую диссертацию на тему "Патогенез и методы устранения деформаций носа, сопутствующих врож­денным несращениям верхней губы". Г.В.Гоцко (Львов, 1987) продолжил изуче­ние этой проблемы и провел сравнительную опенку хирургического лечения больных с врожденными несращениями верхней губы и нёба.

С течением времени детская хирургическая стоматология, пополняясь новы­ми достижениями, заявила о себе как самостоятельное направление в медицине. Это и стало одним из аргументов открытия первой в Украине кафедры хирурги­ческой стоматологии детского возраста в I [ациональном медицинском универси­тете, которая была организована в 1991 г.

История развития хирургической стоматологии детского возрааа в национальном медицинском университете

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В НАЦИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ имени А.А. БОГОМОЛЬЦА

Замысел создать детскую клинику челюстно-лицевой хирургии возник у про­фессора Ю.И.Вернадского в начале его работы заведующим кафедрой хирурги­ческой стоматологии и был обусловлен возрастанием количества больных с врожденными дефектами лица, воспалительными процессами, опухолями. До то­го времени дети с заболеваниями челюстно-лицевой области лечились вместе со взрослыми, хотя квалифицированная помощь детям имеет свои особенности. Уже тогда вместе с осуществлением лечения взрослых коллектив кафедры начал разрабатывать вопросы премедикапии у детей (Е. Покотило и Л.К. Банная), диагностики и комплексного лечения остеомиелитов нижней челюсти (Е.Н. Ло-гановская), несращений верхней губы и нёба (К).И. Вернадский, Р.Н. Чеховский, Д.В. Дудко, В.В. Красноленский, В.И. Козлюк, И.А. Ракша, Л.В. Харьков).

Учитывая те обстоятельства, что воспалительные заболевания челюстно-ли-цевой области в структуре детской заболеваемости составляют 25 %, опухоли — 20 %, травмы мягких тканей лица, зубов и челюстей — до 45 %, становится понят­ным решение об обособлении детского стационара от стационара для взрослых. Эта необходимость продиктована также закономерностями развития детского организма, которые определяют особенности клинического течения всех заболе­ваний у детей.

Усилиями заведующего кафедры хирургической стоматологии Киевского ме­дицинского института профессора Ю.И. Вернадского, а также доцентов Р.Н. Чехо­вского и Д.В. Дудко такое отделение было основано па базе ДКБ №2 в 1980 г. Здесь, в отделении на 30 коек, была начата работа по решению научных и лечебных проб­лем комплексной реабилитации детей с врожденными пороками челюстно-л и но­вой области, доброкачественными опухолями н опухолевидными образованиями мягких тканей и костей лицевого скелета, воспалительными заболеваниями и трав­матическими повреждениями зубов, челюстей и мягких тканей лица.

В 1983 г. благодаря ходатайству профессоров Ю.И. Вернадского и Д.В. Дудко детское челюстно-лицевое отделение было расширено до 60 коек и переведено в помещение на базе ДКВ №14 (ОХМАТДЕТ). где продолжалась начатая работа.

В это время в Москве под руководством профессора Л.Е. Фроловой работал Всесоюзный центр реабилитации детей с врожденными заболеваниями челюст-но-дицевой области, который в 1982 г. стал частью Центрального научно-иссле­довательского института стоматологии. При центре был организован Совет по проблемам лечения пациентов с врожденными несращениями верхней губы и нёба. Во время пребывания Л.Е. Фроловой в Киеве, когда здесь готовились к за­щите 3 докторские диссертации (Д.В. Дудко, Л.В. Харькова, Ю.А. Юсубова), она ознакомилась с результатами лечения детей в нашем челюстно-лицевом отделе­нии и оценила его как одну из ведущих клиник, которая по праву может претен­довать на организацию на ее базе Республиканского центра по оказанию помощи больным с врожденными и приобретенными заболеваниями челюстно-лпцевой области. После встречи профессоров Д.В. Дудко и Л.В. Харькова с заместителем министра здравоохранения УССР и убеждения последнего в необходимости ор-

ганизацип такого центра, учитывая рекомендации профессора Л.Е. Фроловой, детской клинике кафедры хирургической стоматологии в 1986 г. был предостав­лен статус Республиканского центра согласно приказу ректора НМУ акад. Е.И. Гончарука. Официальное открытие детской кафедры хирургической стома­тологии состоялось в 1994 г., заведующим кафедры был избран доктор медицинс­ких наук Л.В. Харьков. С 09.11.98 г. по приказу министра здравоохранения Укра­ины кафедра детской хирургической стоматологии стала опорной. Были разрабо­таны основные направления преподавания детской хирургической стоматологии в высших медицинских учебных заведениях Украины, написана учебная прог­рамма, утвержденная Центральным методическим кабинетом и Главным управ­лением учебных заведений МЗ Украины.

Лечебно-консультативная работа на кафедре проводится как на базе челюст-но-лицевого отделения ДКБ №7 г. Киева, так и в условиях поликлиник (детский хирургический кабинет стоматологической поликлиники Национального меди­цинского университета, а с 2000 г. — и центральная детская поликлиника Десня-нского района г. Киева).

Основную часть плановых оперативных вмешательств в стационаре, состав­ляющую 87 % всех операций, проведенных в клинике, выполняет коллектив сот­рудников кафедры. За последние 5 лет здесь прооперировано около 4500 детей с заболеваниями челюстно-лицевой области.

На базе больницы работает единственный в стране пункт неотложной медпо­мощи детям с заболеваниями челюстно-лицевой области, где круглые сутки де­журят квалифицированные хирурги-стоматологи, предоставляя специализиро­ванную помощь в случае неотложных состояний. В среднем за год врачи травма­тологического пункта обслуживают около 5000 пациентов.

Спектр заболеваний, с которыми обращаются в поликлинику маленькие па­циенты, довольно широкий: это воспалительные заболевания и травмы челюстей, зубов, слюнных желез, опухоли и опухолеподобные образования мягких тканей и костей; воспалительные и дистрофические заболевания височно-нижнечелюст-ного сустава. Следует отметить, что хирургические вмешательства по показани­ям в амбулаторных условиях проводят не только под местным, но и под общим обезболиванием. В 1986 г. на базе стоматологической поликлиники НМУ был организован анестезиологический кабинет, оборудованный для проведения небольших операций под общим обезболиванием. Это позволило оказывать по­мощь контингенту больных, которым но определенной причине провести вмеша­тельство в обычных амбулаторных условиях невозможно (психоэмоциональная нестабильность, непереносимость местных анестетиков, порок развития сердца и т.п.). Ассистентами и врачами детского хирургического кабинета стоматологи­ческой поликлиники НМУ за последние 5 лет проконсультирован 6231 ребенок", предоставлена специализированная помощь 7579 маленьким пациентам.

Коллектив кафедры постоянно проводит научно-исследовательскую работу. Это разработка и внедрение в практику новых методов диагностики и лечения воспалительных заболеваний, врожденных и приобретенных деформаций челю­стно-лицевой области (специалистами кафедры предложено свыше 40 новых ме­тодик). В 1998 г. МЗ Украины изданы временные стандарты качества лечения де­тей с разделом "Челюстно-лицевая хирургия".

РАЗДЕЛ 1

Результаты исследований внедрены в практику челюстно-лицевых стациона­ров Киева, Перми, Алма-Аты, Баку, Ивано-Франковска, Донецка, Днепропетро­вска, Фрунзе, Риги, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара и других городов. Научные достижения сотрудников кафедры неоднократно обсуждались на меж­дународных симпозиумах в Германии, Голландии, Швеции, Италии, Чехии, Анг­лии, Польши, на Кубе, во Франции. По результатам научно-исследовательских работ получено 32 авторских свидетельства и положительные решения по заяв­кам на изобретения, 15 патентов Украины, напечатано свыше 180 статей, тезисов. Экспозиции научно-исследовательских работ отмечены серебряными и бронзо­выми медалями.

В 1999 г. состоялся 1 съезд Ассоциации стоматологов Украины. На нем впер­вые была выделена секция хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хи­рургии детского возраста, в работе которой приняли участие специалисты веду­щих высших медицинских учебных заведений Украины.

Сотрудниками кафедры проводятся совместные исследования со шведскими (Геттеборг) челюстно-лицевыми хирургами по проблемам комплексной реаби­литации больных с врожденными несрашениями губы и нёба. В рамках Между­народной программы Eurocleft выполняется научное исследование но разработке стандартов лечения детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области.

Особенности развития организма и его тканей в детском возрасте

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА

Особенностью детского организма является его быстрый рост и развитие. При этом каждый ребенок проходит определенные общие для всех фазы развития.

Ныне педиатры и врачи других специализации пользуются такой схемой пе­риодизации детского возраста:

^.Внутриутробное развитие:

  1. Эмбриональный период (до 2 мес).

  2. Плацентарный период (от 3 мес до рождения). Б.Внеутробное развитие:

1. Период новорожденное™ (от рождения до 3-4 нед):

а) ранний неонатальный период (от рождения до 7 мес);

б) поздний неонатальный период (от 7 до 28 мес).

2. Период грудного возраста (с 4-5 нед до 12 мес).

3. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).

  1. Дошкольный период (от 3 до 6 лет).

  2. Младший школьный период (7-11 лет).

  3. Старший школьный период (от 12 до 17-18 лет).

Для детских стоматологов важной является детальная характеристика перио­
дов внутриутробного развития, новорожденное™, раннего детства, поскольку в
связи с незавершенным дифференцированием органов и тканей, разнообразных
систем и организма в целом ребенок в эти периоды особенно подвержен небла­
гоприятному влиянию факторов внешней среды. ^

Период внутриутробного развития в среднем составляет 280 дней. В фазе эмо-рионалыюго развития, которая длится до 8-й недели, формируются внешние час­ти тела и внутренние органы. В период эмбриогенеза особенно опасно воздей­ствие разных неблагоприятных факторов: физических (механических, термичес­ких, ионизирующей радиации), химических (алиментарный фактор, гормональ­ные дискорреляции, гипоксия, тератогенные яды, лекарственные вещества), био­логических (вирусы, бактерии, простейшие). Воздействуя в этот период, они спо­собствуют возникновению нарушений формирования мозга, сердечно-сосудис­той системы и других органов. Это время возникновения тяжелых дефектов и де­формаций в области лица и челюстей (несращения верхней губы и неоа) как следствия недоразвития носо-лобного отростка - сближения и соединения скла­док глаза, образования кист и свищей. Могут возникать разнообразные наруш ния развития мышечной и нервной систем организма реоенка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

перейти в каталог файлов
связь с админом