Главная страница
qrcode

Детский сад 73


НазваниеДетский сад 73
Дата28.06.2019
Размер4,12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла1 Артикуляционная гимнастика (картотека).doc
ТипДокументы
#76625
Каталог

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 73"

Артикуляционная гимнастика

Мы произносим правильно и четко звуки родного языка благодаря хорошей работе артикуляционного аппарата, его подвижности и дифференцированной работе различных органов. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат развивается у ребенка не сразу, а постепенно в течение жизни малыша и его речевой практики.

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики –отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.


Указания к проведению артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Проводить необходимо эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Если упражнение выполняется в первый раз, взрослый объясняет и показывает данное упражнение, затем выполняют дети. Выполняются все упражнения перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

"Заборчик"

"Заборчик"

- Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

* * *

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

"Улыбка"

"Улыбка"
- Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

* * *

Наши губки улыбаются, зубки появляются.

Раз, два, три, четыре, пять -

Улыбку можно убират

«Качельки»

Рот открыт, как при звуке [а]. Движения языка - вверх, кончиком языка тянуться к носу, вниз - кончиком языка тянуться к подбородку. И снова вверх – вниз. (можно под счет). Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

"Дятел"

Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх.

Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зуба­ми: Д-Д-Д...

Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка,

а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд.

«Чашечка»

Улыб­нись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу.

Старайся, чтобы бока языка были подня­ты, не поддерживай его верхней губой. Удер­живай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти.

Повтори три-четыре раза.

- Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.

Следить, чтобы бока и кончик языка задевали зубы.

* * *

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Трубочка»

«Трубочка»

- Губки сильно мы смыкаем и вытягиваем сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

* * *

Губы трубочкой тяну: "Ду-ду-ду-ду"

Губы трубочкой тяну.

«Хоботок»
- Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

* * *

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

"Горка"

"Горка"

- Давай покажем "горку". Улыбнись, открой рот, кончик язы­ка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а бо­ковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт от 3 до восьми-десяти. Молодец!

- Покажи, как с горки зубки съезжают и поднимаются, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от кор­ня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

* * *

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

"Лопатка"

Рот открыт как при звуке [а]. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении от 3 до 10 секунд. Следить, чтобы верхняя губа не задевала язык, бока языка задевали уголки рта. Язык не должен дрожать.

"Ветерок дует с горки"

«Ветерок дует с горки»

- Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным, слышится звук [с].

* * *

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

"Чистим зубки"

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны  верхних зубов. ( как в рекламе «Орбит». ) Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.

"Вкусное варенье"

Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыб­нись, открой рот, не закрывая рот, «слизы­вай» варенье с верхней губы. Старайся не под­держивать язык нижней губой и не двигать нижнюю челюсть.

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

* * *

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

"Маляр"

"Маляр"

- Покажи, как маляр красит в доме потолок. Улыб­нись, открой рот, язык подними вверх и кончи­ком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.

Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад -

Наш маляр работе рад.

"Барабанщик"

"Барабанщик"

- Улыбнись, открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося звук [д].Делай удары медленно, затем темп убыстряй, следи чтобы нижняя челюсть не двигалась.

* * *

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит,

Д-д-д, д-д-д!

Учись играть на барабане,

Твой язык послушным станет,

Д-д-д, д-д-д!

"Грибок"

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, от­крой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт от 3 до 10 (рот всё время широко от­крыт). Если «грибок» не получается, щёл­кай медленно язычком, как лошадка, почув­ствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.

«
Ступеньки»


Научи свой язычок шагать по ступенькам. Приоткрой рот. Широким язычком обними верхнюю губу - это первая ступенька. Широким язычком обними верхние зубы - это вторая ступенька. Широкий язычок прижми к бугоркам за верхними зубами - это третья ступенька. И снова шагай по ступенькам.+

Научи свой язычок шагать по ступенькам. Приоткрой рот. Широким язычком обними верхнюю губу - это первая ступенька. Широким язычком обними верхние зубы - это вторая ступенька. Широкий язычок прижми к бугоркам за верхними зубами - это третья ступенька. И снова шагай по ступенькам.

* * *

Язычок пошел гулять и ступеньки считать:

- Раз, широким язычком обними верхнюю губу,

- Два, широким язычком обними верхние зубы,

- Три, язычок прыгнул за зубки и подпрыгнул там четыре раза:

- Д-Д-Д-Д.

И опять пошел гулять и ступеньки считать....

"Лошадка"

Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энер­гично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.


* *

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко —

Стук копыт услышишь звонкий.
* * *

Ты с лошадкой прокатись

Звонко цокать поучись.

"Сдуй снежинку"

"Сдуй снежинку"

- Посмотри, как Снегурочка дует на снежинку. И ты подуй на бумажную снежинку держа язычок "лопаткой".

- Держи снежинку перед губами. Улыбнись, сделай язычок "лопаткой". Выдыхай плавно на снежинку. Смотри, как красиво летит твоя снежинка.

"Футбол"

"Футбол"

а) - Давай играть в футбол. Подуй на мяч так, чтобы он закатился в ворота.

б) - Давай играть в футбол. Подуй на мяч держа язычок "лопаткой", старайся, чтобы мяч попал в ворота.


[Л]


"Бублик"

"Бублик"

- Сделай губами "бублик".

* * *

Бублик мы изобразили -

Губы плавно округлили.

Их теперь нельзя смыкать -

"Бублик" надо удержать.

"Согреем ладошку"


[Р]


"Гармошка"

"Гармошка"

Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).

* * *

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

"Фокус"

Фокус"

- Чтобы фокус получился, надо:

1. Открыть рот;

2. Сделать «чашку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остаётся желобок);

3.Положить маленький кусочек ватки нанос;

4. Сделать вдох через нос;

5.Сильно дунуть на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх (должен получиться звук, похо­жий на [Ф], но не на [X]).

Указания к проведению артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, по 5-10 минут в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Проводить необходимо эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Если упражнение выполняется в первый раз, взрослый объясняет и показывает данное упражнение, затем выполняют дети. Выполняются все упражнения перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.
перейти в каталог файлов


связь с админом