Главная страница

Диагностическая методика Семафор. Диагностическая методика Семафор


Скачать 26,02 Kb.
НазваниеДиагностическая методика Семафор
АнкорДиагностическая методика Семафор.docx
Дата19.09.2017
Размер26,02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДиагностическая методика Семафор.docx
ТипДокументы
#22035
Каталогid89617928

С этим файлом связано 36 файл(ов). Среди них: Terapevticheskie_skazki_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.pdf, Labirinty_dushi_Terapevticheskie_skazki.pdf, Shkola_semi_gnomov_3-4_Vremya_prostranstvo.pdf, Shkola_semi_gnomov_3-4_Uroki_gramoty.pdf, Shkola_semi_gnomov_3-4_Razvitie_rechi.pdf, Shkola_semi_gnomov_3-4_Propisi_dlya_malyshey.pdf, Shkola_semi_gnomov_3-4_Kakie_byvayut_professii.pdf и ещё 26 файл(а).
Показать все связанные файлы

Диагностическая методика «Семафор»

Игра “СЕМАФОР” — это не только отличный способ диагностики состояния группы или личности. Ее можно использовать для тренировки навыков саморегуляции и релаксации. Она прекрасно работает, когда важно заинтересовать собравшихся, привлечь к общей деятельности (например, в ситуации родительского собрания, где “Семафор” особенно удобно и полезно использовать).

Красный! Желтый! Зеленый!” — что может быть проще для обозначения состояния, настроения, степени активации и готовности… Стоп. Готовности к чему? Для кого-то ассоциация с дорожным регулировщиком подобна взрыву (“опять что-то нарушил — пришлось раскошелиться”, “машина до сих пор в ремонте — пешком до школы, это же жуть!”). Для кого-то это невинный способ приучить ребенка к правилам дорожного движения.

Один (а скорее одна!) вспомнит о новой сумочке (кофточке, юбочке): “желтая, не слишком ли ярко?” Другой вообще никак не отреагирует на этот “переключатель”: в голове и без того целая “палитра” проблем. Снова ругали Васечку за поведение, а у Алены очередная тройка по алгебре, на работе предстоящий баланс — как знать, не последний ли, — кризис все же...

Вот тут-то самое время “вытащить” родителей из их мыслей — тревожных, важных, легкомысленных и серьезных — переключить внимание на общий разговор. А он будет куда спокойнее, если обстановку тревоги, раздражения, рассеянности хоть как-то разрядить. Что ж, попробуем!

— Минуточку внимания, сюда, сюда, на меня! — это уже педагог или психолог. В руках обыкновенный макет светофора: три круга, раскрашенные в знакомые цвета.

Дальнейшая вступительная речь должна быть короткой. Лучше — реалистичной и привязанной к житейским проблемам. Несколько слов о том, что нестабильность вносит в жизнь избыток стресса. Что каждодневных обязанностей и необходимости все время быть начеку с нас никто не снимал. Что самоконтролю можно и нужно обучаться постоянно. И для этого мы предлагаем неплохое упражнение. Хотите научиться быстро сосредоточиваться, приводить пульс к привычной норме и пр.? Ну а кто ж не хочет?!

Замечу, что вариации речи зависят от особенностей образовательного учреждения и времени проведения собрания. Вяловато начался учебный год? Стрессоустойчивость в классе стремится к нулю, о чем говорят и вспышки агрессии, и возросшая тревожность (эти факты неплохо подкрепить ссылкой на результаты психологического тестирования). А впереди — подготовка к ЕГЭ (переход в среднюю школу, зима, весна, страшный зверь “пубертат” и прочие природные “аномалии”, дурно влияющие на хрупкую психику наших детей)…

Упражнение можно начать даже тогда, когда не все родители подоспели к началу собрания. Мой опыт показал, что вынужденное молчаливое стояние в дверях действует на отдельных родителей довольно отрезвляюще. Роль опоздавшего хотя и не способствует релаксации, но зато напоминает о дисциплине и уважении к другим членам сообщества. Но это очень тонкий, даже филигранный момент — с ним важно не переборщить.

Итак. Все готовы?

Тогда переходим к целям и задачам, которые поможет решить эта игра.

Цель: создание атмосферы доверия за счет введения в работу релаксационных техник.

Задачи:

— диагностика уровня тревожности и особенностей темперамента родителей;

определение актуального состояния участников;

— выявление уровня доверия к ситуации и ее участникам;

— формирование навыков контроля в ситуации стресса.

Реквизит:

— часы с секундной стрелкой;

— три плотных бумажных круга (соответственно — красный, желтый и зеленый), каждый из которых укреплен на вертикальной планке;

— комплекты по числу предполагаемых участников: половина белого листа формата А4 и три кружка (красный, желтый, зеленый) — с клеящейся обратной стороной (см. приложение).

Условия проведения: проводить упражнение надо вдвоемс ассистентом.Желательно также, чтобы классный руководитель участвовал в упражнении наравне с родителями (об этом стоит договориться заранее).

Если в комнате находятся ЧАСЫ, которые видны тестируемым и (что особенно важно) громко тикают, то перед упражнением их обязательно надо вынести в другое помещение. Ритм секундной стрелки будет нам мешать.

Объяснение смысла упражнения для участников

Сейчас мы проведем упражнение, которое позволит нам с вами проверить, насколько легко мы умеем преодолевать стресс. Заодно мы поучимся бороться с состоянием сильной эмоциональной напряженности. Способ, который мы хотим предложить, настолько прост, что его можно применять и дома, и в машине (если мы стоим в пробке), в метро, в очереди, в кабинете начальника. И наконец — ему можно научить детей.

Но для начала я попрошу всех снять часы и убрать мобильные телефоны в сумку — важно, чтобы нас не отвлекал их звук.

А теперь — ИНСТРУКЦИЯ:

Все сидящие в классе через какое-то время закроют глаза и некоторое время будут ждать моей команды. Когда я скажу: “Три, два, один — старт!” — каждый мысленно начнет дожидаться, когда пройдет 30 секунд.

Очень важно: мы не отсчитываем про себя секунды, а пытаемся почувствовать, как течет время! Если вы делаете иначе, то эксперимент не имеет смысла. Считать не надо!

Как только вы интуитивно ощутили, что указанное время истекло, — вы открываете глаза и смотрите, какой сигнал “Светофора” показывает мой ассистент. Вы запоминаете цвет и прикрепляете к своему листку кружок соответствующего цвета.

В первый раз — рядом со словом “тренировка”.

Во второй раз — рядом со словом “1 минута”.

В третий раз — рядом со словом “1,5 минуты”.

Как вы уже поняли, все упражнение займет не более 5–6 минут.

(Очень важно повторить инструкцию еще раз, с небольшими дополнениями.)

Итак, первая попытка — тренировочная, когда мы внутренне пытаемся уловить наши 30 секунд.

Вторая попытка — ощущаем 1 минуту.

Третья попытка — ощущаем 1,5 минуты.

Все три попытки с начала и до конца делаются молча. И заканчивается каждая часть упражнения только тогда, когда последний человек откроет глаза, поднимет руку, показав, что “его время” уже отсчитано, и наклеит на листок кружок соответствующего цвета.

Иногда я могу остановить процесс, если вижу, что в целом группа с заданием справилась После всех трех этапов я дам объяснение ко всему упражнению и расскажу, как его использовать.

Если есть вопросы, задайте их, пожалуйста.

А теперь, пожалуйста, поднимите руки те, кто готов начать. Опускаем руки. Закрываем глаза. Сосредоточиваемся.

Сейчас будет тренировка: каждый из нас по команде будет дожидаться, когда пройдет 30 секунд.

Итак: три-два-один. Начали!

Что в это время делает ассистент (или ассистенты, если их два)?Перед ними лежат часы с секундной стрелкой.

В первом эксперименте, как только стрелка отсчитает 30 секунд, ассистент молча поднимает картинку с зеленым сигналом “светофора”. После этого все ведущие внимательно следят за реакцией родителей. Они могут также молча показать рукой на лежащие на столе клейкие листочки, невербально напомнив, что их надо наклеить на лист.

Во второй части упражнения ассистент, как только прошло 20 секунд, поднимает КРАСНЫЙсигнал.

Когда прошло 40 секунд, поднимает ЖЕЛТЫЙ сигнал.

Когда прошла 1 минута (60 секунд): поднимает ЗЕЛЕНЫЙ сигнал и продолжает держать его еще 20 секунд.

Если тренировка и первая попытка прошли гладко и слаженно, то тест можно не продолжать. Если же кто-то не наклеил свои кружки, нарушал инструкцию: открывал глаза, пытался разговаривать, озирался вокруг и после упражнения пытался комментировать чью-то медлительность, то упражнение продолжается.

Еще раз повторяется инструкция. Рассказывается о всех запретах (очень важно сказать, что мы ругаем детей за насмешки и подсказки, поэтому давайте ощутим на себе, как этих нарушений трудно избегать).

Эксперимент снова повторяется: отсчитывается 1 минута, затем 1,5.

Упражнение коротко и очень корректно комментируется.

Интерпретация

Что мы расскажем родителям?

Разумеется, игра есть игра. Делать из нее далеко идущие выводы не стоит. Кстати, не всегда стоит собирать листочки, обсуждать вслух, кто и как выполнял упражнение. Если это кому-то интересно — он сам подойдет к психологам и поинтересуется результатом.

А рассказать важно вот что.

Время течет у каждого по-своему. Есть люди, которые умеют рассчитать свой день по минутам, они сверхчувствительны к времени. Если вы опоздаете к людям этого типа на деловую встречу, то вам не простят и трех минут. И дело не в тираническом характере такого героя. Просто он ощущает свои внутренние часы, и они чрезвычайно точны.

Есть культуры, в которых опоздание считается очень дурным тоном. В Германии или Америке ваше опоздание к началу мероприятия воспримут как оскорбление. А в Китае время — штука куда более относительная, здесь мыслят категориями более общими, нежели минута. “Вечером, в день, когда полная луна вошла в свои права и была в зените”, — это не фигура речи. Для восточного человека это довольно точная мера отсчета времени.

Разумеется, культурные нормы взаимопроникаемы, поэтому лучше не опаздывать даже в Срединной империи (так называли когда-то Китай).

Есть люди, для которых проблема времени не является сложной. Они вполне способны попадать в точку, ощущать, когда надо поторопиться, а когда — притормозить. Они скорее разрешают себе опаздывать, нежели не могут проконтролировать ход времени.

Но есть особая категория людей. Они склонны всегда опаздывать. Даже если они встают заранее, готовят вещи и документы заблаговременно, делают все правильно, постоянно смотрят на часы — все равно в какой-то момент во временном ритме такого человека происходит сбой. Он говорит себе: “Я встал слишком рано, я еще успею посмотреть новости по ТВ”. Или: “Не стоит идти так быстро, все рассчитано”. И почти неизбежно случается страшное — он снова опаздывает!

В последнем случае самое важное — научиться прощать себе опоздания.

Но хорошее чувство времени все же отличный помощник. И его можно развивать. Именно это мы и пытались делать сегодня.

Попробуйте тренировать чувство времени дома. Начать можно с 30 секунд, потом перейти к минуте, 5, 10, получасу и так далее.

Если дела пойдут успешно, вы можете заметить позитивные изменения.

— Во-первых, вы нашли отличный способ передохнуть! Проделайте упражнение перед вызовом к начальнику. Если внутренние часы пробегают минуту за 40–50 секунд, то можно смело идти на аудиенцию к шефу. Если же вы внутренне домчались до финиша за 20–30 секунд, а секундная стрелка все еще ползет за вами — не торопитесь! Вы все еще взволнованны!

— Постепенная гармонизация отношений с секундной стрелкой может произвести небольшую революцию. Вы сможете успокаивать зачастившее сердцебиение. Вегетососудистая дистония перестанет напоминать о себе слишком часто. Ее назойливый молоточек станет куда легче заглушать с помощью нашего “Семафора”. Возможно, вы даже станете спокойней и рассудительней. Потом — перестанете опаздывать. И однажды можете даже ощутить себя хозяином (или хозяйкой) своей жизни!

И это только поглядывая на секундную стрелку и пытаясь предугадывать ее настроение!

— А еще вы можете обучить этому приему детей. Если они станут успевать сделать уроки до наступления часа “самого любимого фильма по второй программе”, — считайте, что вы победитель!

Что мы отмечаем для себя?

Мы можем еще раз понаблюдать за поведением родителей. Кто сразу согласился на эксперимент, кто отказался (а такие тоже будут), кто не стал приклеивать кружки, а кто сидел с открытыми глазами и, набычившись, поглядывал на дорогой швейцарский “будильник”.

Слишком категоричные выводы в данном случае не подходят (нам всем порой не до игр, а за стенами школ и детских садов бродят голодные волки проблем), но...

Вы все же сможете заметить родителей, склонных к коллективизму. Вы разглядите открытость и инициативность, а также чрезмерную тревожность и невротизированность.

Что важнее всего? Запомнить и зафиксировать крайние реакции.

Особенно ту группу, для которой минута промелькнула за 20 секунд.

Давайте предположим для начала, что мы столкнулись со спешащими все успеть сангвиниками и вечно недовольными, взрывными холериками. И все же…

Красные кружки, особенно полученные в обеих пробах (тренировочный эксперимент не засчитывается) означают высокий уровень тревожности. Рассказывая о тесте, лучше назвать это активацией, а не тревогой. Действительно, людям, у который минута проходит за 20 секунд, присуща нетерпеливость, активность (часто дезорганизующая), неспособность долго усидеть на месте. Если при этом человек способен быстро переключаться, одновременно делать несколько дел, не зацикливаться на чем-то одном, то не исключено, что его деятельность вполне продуктивна. Но если при этом вы замечаете, что обследуемый суетлив, забывчив, рассеян и взвинчен одновременно, то стоит обратить на такие реакции внимание.

Желтые кружки встречаются чаще всего. Довольно большой процент людей не ощущает “кожей” шелест каждого мгновения и порой “думает о секундах свысока”. Ему можно предложить сделать свою жизнь более размеренной. Но лучше всего обозначить “желтых” как исключительных счастливчиков и оставить в покое. Здесь не нужна серьезная коррекция, речь идет лишь о развитии самоконтроля, возможности использовать упражнение для релаксации. Когда человек понимает, что даже за три минуты он способен отдохнуть, расслабиться и скинуть с себя груз, он получает в подарок несколько дополнительных часов в день: на удовольствия, прогулки, чтение книг, игры с детьми.

Зеленые кружки — если человек укладывается ровно в 60 секунд, то с ритмом жизни у него дела обстоят прекрасно. Он может немного изводить своей пунктуальностью окружающих, но зато умеет идеально организовывать свое время. По крайней мере, если ваш шеф таков, то его просьбу зайти через три минуты лучше выполнять буквально!

Если же минута растягивается на 70, а то и 90 секунд, то, скорее всего, перед вами флегматик. Или же человек, склонный отвлекаться от цели: он уже забыл об упражнении и тихо переключился на планирование ближайших выходных, а вы-то подумали!

Когда внутреннее время идет действительно слишком медленно, то зеленая окраска чаще всего символизирует предельное спокойствие, уход в свой мир, трудности с переключением. Зеленых надо все время немного тормошить. Хотя им это и страшно не нравится! Зато велик шанс, что именно они способны терпеливо слушать, не заводиться с пол-оборота, долго сидеть в очередях, читая под шумок последний роман NN или сводку новостей. А чтобы такой человек приходил на работу хотя бы к середине дня, ему стоит почаще общаться с секундной стрелкой.

Если вам удалось заинтересовать родителей этой нехитрой диагностикой или подкинуть ее перед общим мероприятием, значит, вы прочитали этот материал не напрасно!

Успеха вам! На всякий случай напоминаю, что успех любит точных – тех, кто оказывается в нужное время в нужном месте.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Ф.И.О. _________________________________________________________________

Ф.И.О. ребенка ___________________ класс (группа)___________________

I этап “ТРЕНИРОВКА”

30 секунд

O

II этап

1 минута

O

III этап

1,5 минуты

O

Наталья ЯРОШУК,
психолог-консультант,
Москва

перейти в каталог файлов
связь с админом