Главная страница

Диагностика направленности личности. Диагностика направленности личности


НазваниеДиагностика направленности личности
АнкорДиагностика направленности личности.doc
Дата27.10.2017
Размер114 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДиагностика направленности личности.doc
ТипДокументы
#34796
Каталогogggo

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: Завьялов В. - Необъявленная психотерапия.doc.doc, Vitaker_Doroti_Stok_-_Gruppa_kak_instrument_psikhologicheskoy_po, Burlachuk_Psikhodiagnostika.pdf, Chuvstvo_realnosti_testirovanie_i_obrabotka_realnosti_u_PRL.pdf и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы

ДИАГНОСТИКА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Опросник разработан американским психологом В.М. Бассом, модифицирован чехословацкими учеными В. Смекалом и М. Кучеры. Методика позволяет выявить степень выраженности трех основных ориентации личности в профессиональной сфере: направленность на себя, на взаимодействие с партнерами и на задачу. Ориентационный опросник пригоден в ситуациях, где необходимо определить эффективность работы отдельных лиц в связи с их отношением к решению отдельных заданий.

Описание теста

В изначальной версии опросник содержал 27 высказываний и утверждений, к которым в процессе его стандартизации авторы модификации добавили еще три, так что настоящий вариант содержит 30 высказываний. К каждому высказыванию написаны три ответа, из которых респондент должен выбрать один, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее не соответствует его мнению.

Опросник относительно прост, занимает не более 20 минут. Возможно индивидуальное и групповое предъявление теста.

Теоретическое обоснование

Опросник построен на гипотезе автора, в соответствии с которой способ реагирования трудящегося на требования, воз­никающие в труде, на условия труда и на сотрудников, зависит от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он ожидает и ищет, а также от того, что у него вызывает чувство неудовлетворения. Имеются в виду три сферы удовлетворенности, которые часто взаимоисключаются:

  • сделать и закончить работу (направленность на задачу),

  • быть в хороших отношениях с сотрудниками (направлен­ность на взаимодействие),

  • получить удовлетворение (направленность на себя).

Из этого автор исходил при построении данного метода, который позволяет получить три показателя.

Направленность на себя: отражает, в какой мере респондент описывает себя как человека, ожидающего прямого вознаграж­дения и удовлетворения безотносительно работы, которую вы­полняет, или безотносительно сотрудников, с которыми работает. В представлении такого человека группа является "театром", в котором можно удовлетворить определенные общие потребности. Остальные члены группы являются одновременно актерами и зрителями, перед глазами которых такой человек может по­казывать свои личные трудности, приобретать достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Такого человека с высоким показателем на­правленности на себя коллеги обычно презирают, он интро­спективен, властен и не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимущественно сам собой, игно­рирует людей или работу, которую обязан выполнять.

Направленность на взаимодействие (на взаимоотношения): отражает интенсивность, с которой человек старается поддер­живать хорошие отношения с людьми, но лишь "на поверхности", что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути дела сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.

Направленность на задание: отражает интенсивность, с ко­торой человек выполняет задания, решает проблемы и в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность группы. В коллективе он стремится изо всех сил отстоять свое мнение, которое сам считает правильным и полезным для выполнения задания.
Данные о валидности и надежности

Надежность для разных шкал колеблется в пределах 0,73 - 0,76. Валидность опросника проверялась сравнением успешных и неуспешных работников, и в соответствии с теоретическими предпосылками метода более успешными были руководящие работники, направленные на выполнение задания. Также сравнивалась направленность работников разных про­фессий, образования и общественного статуса, возраста и пола; в определенной мере подтвердились различия в направленности на работу у разных групп трудящихся.

Проведение эксперимента

Инструкция. "На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В и С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует действительности. Букву Вашего ответа (А, В, или С) напишите в лист для ответов в скобках против номера вопроса в столбике "Больше всего". Затем из ответов на тот же пункт выберите дальше всего отстоящий от Вашей точки зрения, наименее ценный для Вас или менее всего соответ­ствующий действительности. Соответствующую букву напишите против номера пункта, но в рубрике "Меньше всего". Таким образом, для каждого пункта используют только две буквы. Оставшийся ответ не записывают нигде.

Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли Вы записываете ответы - в те ли столбцы, во всех ли столбцах проставлены буквы. Если обнаружена ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

Обработка результатов

Обработка результатов производится в соответствии с пред­ставленным ниже "ключом". Если указанная в "ключе" буква занесена испытуемым в рубрику "Больше всего", то ему при­писывается 1 балл по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом "Меньше всего", то ему дается 0 баллов. Затем подсчитывается количество единиц и результат записывается внизу бланка для ответов вместе с буквами НС, ВД или НЗ (аббревиатура расшифрована в "ключе") в зависимости от того, "ключ" какой шкалы использовался. Количество единиц отмечается также индексом БВ ("Больше всего"). Также под­считывается количество нулей для каждой шкалы, которое записывается под индексом МБ ("Меньше всего"). Из количества единиц вычитывается количество нулей, к этой разности при­бавляется 30. Эта сумма и характеризует уровень по данному виду направленности. Следует лишь отметить, что если коли­чество нулей превышает количество единиц, то разность между ними вычитается из числа 30. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90. В противном случае нужно искать ошибку, допущенную при подсчете.
Ключ к ориентационному опроснику

Направленность на:

себя (НС)

взаимодействие (ВД)

задачу (НЗ)

1.А

16. В

1. С

16.С

1.В

16. А

2.В

17. А

2. С

17.С

2.А

17. В

3.А

18. А

3. С

18.С

3.В

18. В

4.А

19. А

4. В

19.В

4.С

19. С

5.В

20. С

5. А

20.В

5.С

20. А

6.С

21. С

6. А

21.А

6.В

21. В

7.А

22. С

7. С

22.А

7.В

22. В

8.С

23. В

8. В

23.С

8.А

23. А

9.С

24. С

9. А

24.А

9.В

24. В

10.С

25. В

10. В

25.А

10.А

25. С

11.В

26. В

11. С

26.А

11.А

26. С

12.В

27. А

12. А

27.В

12.С

27. С

13.С

28. В

13. А

28.С

13.В

28. А

14.С

29. А

14. А

29.С

14.В

29. В

15.А

30. С

15. С

30.А

15.В

30. В


Оценка результатов




Направленность




НС

ВД

НЗ




М

Ж

М

Ж

М

Ж

s

5,78

5,42

5,73

5,46

5,70

5,58

м

26,2

24,8

28,9

29,9

35,0

35,0

Максимальная варианта

42

42

43

45

47

49

Минимальная варианта

1

12

13

14

17

18

Форма распределе­ния

норм.

норм.

норм.

норм.

норм.

не явл. норм.


П = 277 мужчин и 468 женщин. Все испытуемые - студенты.

Интерпретация результатов

В ряде исследований результаты ориентационного опросника соотносились с экспертными оценками, также есть данные и о статистически значимых корреляциях между факторами ори­ентационного опросника и результатами других личностных опросников. Ниже характеристики лиц разной направленности представлены в отражении экспертных оценок и затем лич­ностных опросников.

Согласно экспертным оценкам лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

  • больше всего заняты собой, своими чувствами и притя­заниями;

  • делают необоснованные и поспешные выводы и предпо­ложения о других людях; также ведут себя в дискуссиях;

  • пытаются навязать свою волю группе;

  • окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно;

  • не чувствуют, когда нужно говорить, а когда молчать и слушать;

  • нельзя понять, любят ли они других людей.

В соответствии с данными опросников этих людей можно характеризовать как неприятных, агрессивных, соперников, догматиков, сенситивно-женственных, интровертированных, мни­тельных, ревнивых, напряженных, раздражительных, тревожных, с недостатком самоконтроля, незрелых, лабильных, с недоста­точной потребностью в переменах и новизне, озабоченных неуверенностью, неудачей, с потребностью в агрессии и гете-росексуальности.

По экспертным оценкам, лица, направленные на взаимо­действие:

  • избегают прямого решения проблем;

  • уступают давлению группы;

  • не высказывают оригинальных идей, и нелегко понять, что такой человек хочет выразить;

  • не работают интенсивно сами и не помогают группе подойти к сути вопроса;

  • не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач;

  • не помогают отдельным членам выражать свои мысли и мало содействуют достижению общей цели.

Из опросников следует, что они желают симпатии и дружбы, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, ждут тепла, любви, ласки, не имеют агрессивных тенденций.

Между лицами с этим типом направленности менее всего разногласий во взглядах на возможность решения задачи, нет никаких конфликтов. У лиц с другими типами направленности обычно остается приятное воспоминание о работе с лицами, направленными на взаимодействие.

Лица, направленные на задачу, характеризуются тем, что:

  • помогают отдельным членам группы выражать свои мысли;

  • поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели;

  • помогают группе дойти до сути вещей и имеют хорошие идеи относительно того, как продолжать работу;

  • легко понять, что такой человек хочет выразить;

  • составляют хорошие отчеты;

  • берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задач;

  • работают интенсивно;

- правильно оценивают, когда нужно говорить, а когда молчать;

  • не вызывают напряженности своим присутствием;

  • не уклоняются от непосредственного решения проблем.



Людей, направленных на задачу, можно характеризовать как самостоятельных и решительных, волевых, упорных, холодных и необщительных, трезвых и интровертированных, радикальных, недогматичных, без большой потребности в гетеросексуальности, агрессивных и соперничающих, без потребности в чьей-то помощи и не озабоченных неуспехом, развитых и спокойных. По одним данным, этот фактор высоко коррелирует с тестом интеллекта, по другим - тип особо высоким интеллектом не отличается, хотя его представители среди студентов получают более высокие оценки по успеваемости. При подборе лиц с одинаковой направленностью пары с направленностью на задачу наиболее продуктивны.
Ориентационный опросник

1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
а) оценка работы;

в) сознание того, что работа выполнена хорошо;

с) сознание, что находишься среди людей.

2.Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

в) известным игроком;

с) выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) имеют индивидуальный подход;

в) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

с) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких препо­давателей, которые:

а) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

в) вызывают у всех дух соревнования;

с) производят впечатление, что предмет, который они пре­подают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:

а) помогают другим, когда для этого представляется случай;

в) всегда верны и надежны;

с) интеллигенты, и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

а) с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

в) которые могут больше, чем я;

с) на которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те:
а) кто добился успеха в жизни;

в) может сильно любить;

с) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
а) научным работником;

в) начальником отдела;

с) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:
а) игры с друзьями;

в) успехи в делах;

с) когда меня хвалят.

10. Больше всего мне не нравится:

а) когда я встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

в) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

с) когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школ должна бы заключаться:

а) в подготовке учеников к работе по специальности;

в) в развитии индивидуальных способностей и самостоятель­ности;

с) в воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
а) недемократическая система;

в) человек теряет индивидуальность в общей массе;

с) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

а) для общения с людьми;

в) для любимых дел и самообразования;

с) для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а) работаю с симпатичными людьми;

в) у меня работа, которая меня удовлетворяет;

с) мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

а) другие ценят меня;

в) чувствую удовлетворение от выполненной работы;

с) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

а) отметили дело, которое я выполнил;

в) меня похвалили за мою работу;

с) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:
а) имел ко мне индивидуальный подход;

в) стимулировал меня на более интенсивный труд;

с) вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

в) неуспех при выполнении важной задачи;

с) потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:
а) личный успех;

в) общую работу;

с) практический результат.

20. Очень мало людей, которые:

а) действительно радуются выполненной работе;

в) с удовольствием работают в коллективе;

с) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

а) ссоры и споров;

в) отметания всего нового;

с) людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

а) чтобы окружающие считали меня своим другом;

в) помогать другим в общем деле;

с) вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, когда оно:
а) требовательно;

в) пользуется авторитетом;

с) доступно.

24. На работе я хотел бы:

а) чтобы решения принимались коллективно;

в) самостоятельно работать над решением проблемы;

с) принимать решения сам;

25. Я хотел бы прочитать книгу:

а) об искусстве хорошо уживаться с людьми;

в) о жизни известного человека;

с) типа "сделай сам".

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

а) дирижером;

в) солистом;

с) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
а) смотря детективные фильмы;

в) в развлечениях с друзьями;

с) занимаясь своим увлечением (хобби).

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

а) выдумал интересный конкурс;

в) выиграл бы в конкурсе;

с) организовал бы конкурс и руководил бы им.

29. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;

в) как достичь цели;

с) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:
а) другие были довольны им;

в) выполнить прежде всего свою задачу;

с) не нужно было укорять его за работу.



перейти в каталог файлов
связь с админом